В каком готическом сооружении находится окно пентакль. Готический стиль в архитектуре и интерьере

Содержание статьи

ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА, архитектура Западной Европы в эпоху позднего Средневековья, примерно между 1150 и 1550. Готике предшествовал раннесредневековый, или романский стиль, за ней последовал Ренессанс, стиль эпохи Возрождения, зародившейся в Италии в 15 в. Однако стилистические изменения имели постепенный характер, так что и 15 и 16 вв. нередко были свидетелями соединения новых ренессансных и старых готических форм. В некоторых частях Европы готический стиль не прерывался в течение всего периода Ренессанса.

Общие условия готической эпохи.

Хотя термин «готика» должен был свидетельствовать о германском происхождении этого стиля, он в действительности развивался в первую очередь во Франции. Тем не менее, не следует упускать из вида, что готическая культура отличалась универсализмом и в ее формировании немалую роль сыграли контакты с исламским миром через торговлю и крестовые походы. Готический стиль был сценой, на которой феодализм отступал перед давлением «свободных городов» и зарождающихся национальных государств. Рост в них ремесел и торговли создавал финансовые ресурсы для строительства, а ремесленные цехи обеспечивали высокий уровень подготовки мастеров и высокий стандарт качества работ. В отличие от изолированного положения, характерного для монастырей романской эпохи, готические храмы стали возводиться, как правило, в центре городов.

Архитектурный стиль любой эпохи обычно вырастает из верований людей и образа их жизни. В готическую эпоху религия оставалась главным содержанием общественной жизни, а церковь – ведущим типом сооружения. Путник, приближавшийся к средневековому городу, прежде всего видел взметнувшиеся к небу шпили его церквей, затем уже городские укрепления, гражданские постройки, жилые дома, торговую площадь и лавки. Основные конструктивные особенности стиля воплощались прежде всего при возведении храмов, а уже затем полученные решения могли применяться в других типах построек. Развитие художественного компонента стиля осуществлялось одновременно с совершенствованием конструкций.

Новые строительные материалы.

Применение строительных материалов в любую эпоху напрямую зависит от местных условий и уровня развития технологий. Средневековая Европа была в то время покрыта лесами, древесины была достаточно. Многочисленные каменоломни снабжали строителей известняком и песчаником. В целом средневековая архитектура сумела перевести ранний опыт строительства из дерева зданий с характерными крутыми уклонами кровель и высокими башнями на использование камня и скрепляющего раствора.

Религиозные потребности.

Особые требования к местам богослужения вырастали из особенностей религиозного культа того времени. В готическую эпоху римско-католическая вера была единственной религией всей Западной Европы, и хотя детали богослужения различались, скажем, во Франции и Испании, в приходской и в монастырской церкви в целом господствовало единство. Уже поэтому архитектурные вкусы верующих были почти повсюду одинаковы, находя выражение в церквах. Эти вкусы были достаточно выражены романским типом собора, имевшим место для паствы, особое место для клира, для служения месс, для крещений и организации процессий, для размещения алтарей, посвященных многочисленным святым. Тем не менее, романские церкви оказались со временем тесны, так как будучи преимущественно монастырскими постройками, они не соответствовали выросшему населению городов готической эпохи.

В целом пространственное деление церковных зданий не отличалось от раннесредневекового: длинный срединный прямоугольник, ориентированный на восток и фланкированный боковыми прямоугольниками. Вместе их обычно рассекал другой прямоугольник – трансепт. Западная часть срединного прямоугольника именовалась главным (или центральным) нефом, восточная была занята хорами и сакристией (ризницей) в апсиде. Боковые нефы, продолженные в восточную часть церкви, смыкались за апсидой, образуя деамбулаторий – обходную галерею, с которой можно было войти в обособленные капеллы. Только в Англии восточное окончание церкви делалось обычно прямоугольным, в других местах ему придавалась многогранная или полукруглая форма.

Концепции пространства и конструкции.

И по концепции самого пространства, и по способам перекрытия обширных пространств готическая архитектура начала отличаться от своей предшественницы романского периода. Если романские церкви были замкнуты толстыми массивными стенами, в которых были устроены узкие оконные проемы, то готическая церковь имела стену из многоцветных витражей, зажатых между вертикальными ребрами из каменной кладки или между контрфорсами, приставленными к витражной стене под прямым углом. Причиной столь резкого различия служит иной способ перекрытия внутреннего пространства: в романской церкви – тяжелые цилиндрические своды, поддержанные сплошной массивной стеной; в готической церкви – относительно узкие и сужающиеся кверху каменные своды, опирающиеся на свободностоящие столбы. Романский интерьер создает впечатление слабо освещенного туннеля, тогда как в готической церкви интерьер воспринимается как аллея высоких деревьев, сквозь просветы меж кронами которых струится окрашенный цветными стеклами свет. В романской архитектуре акцентируется мощь и несокрушимость опор, в готической царит ничем не скованная легкость и устремленность ввысь.

Итак, три главных элемента отличают готическую церковь от романской предшественницы: стрельчатая арка вместо полуциркульной; сосредоточение нагрузки на отдельно стоящих опорах вместо сплошных толстых стен; развитие контрфорса в систему контрфорс – аркбутан (висячая арка, передающая на контрфорс горизонтальный распор каменных сводов).

Стрельчатая арка имеет некоторые конструктивные преимущества, если иметь в виду сочетание устойчивости и гибкости решения, но прежде всего она наиболее полно соответствовала идее общей вертикальной устремленности готического здания.

Сосредоточение нагрузки и распора на отдельных опорах было существенным шагом технического прогресса в строительстве, поскольку теперь между столбами, вместо заполнения пространства кладкой, можно было устанавливать витражи.

Третий элемент, аркбутан был необходим ввиду самой природы арочной конструкции и составления сводов из арок. У арки исходно динамическая форма, поскольку она составлена из клиновидных камней или кирпичей, каждый из которых ведет себя как своего рода клин, стремящийся расколоть контур арки. Заложенная в арке возможность растрескаться по одному из швов нуждалась в противодействии. В готической архитектуре такое противодействие осуществляется посредством применения диагональных подпорок, или контрфорсов.

Чтобы бороться с разрушительным воздействием климата на основные структурные элементы сооружения, зданиям требовались дополнительные укрепляющие конструкции. Над каменными сводами устраивалась высокая стропильная кровля, которую покрывали шифером (небольшими пластинами глинистого сланца серо-черного цвета) или листовым свинцом. Крутизна ската кровли зависела от интенсивности снегопадов и дождей, а также вида кровельного материала. Контрфорсам в этих же целях придавалась многоступенчатая форма с маленькими скатными кровлями ярусов, откуда вода сбрасывалась вниз или отводилась в желоба водосбросов, чтобы не намокали верхние части стен. Поверхность стены также снабжалась полочками и отливами, отводящими воду от здания. Окна были окантованы рельефными наличниками, чтобы вода обтекала их по контуру.

Декоративные элементы.

Техническое решение конструктивных проблем не было единственной задачей готического архитектора. Обогащение фактур и украшение конструкции шло одновременно с эволюцией конструктивных решений и почти неотделимо от них. Контрфорсы увенчивались ланцетовидными башенками-пинаклями, в свою очередь украшенными зубцевидными выступами. Водосбросы с помощью скульптора превращались в фантастическое сочетание животных и растительных форм. Уступами уходящие вглубь отливы порталов поддержаны тонкими колонками попеременно с удлиненными фигурами ангелов и святых, а арочного контура тимпан над дверями покрывался рельефами на темы Страшного суда или аналогичные сюжеты и раскрашивался в яркие цвета. Таким образом, все виды искусства играли свою роль в просвещении паствы, предупреждая верующих об опасностях греховной жизни и наглядно изображая блаженство святой жизни.

В решении оконных проемов происходило такое же слияние конструктивной эволюции и орнаментальности. Первоначально дело ограничивалось группировкой двух или трех некрупных окон в единой архитектурной раме. Затем простенок между такими окнами последовательно уменьшался, тогда как число проемов возрастало, пока не был достигнут эффект полностью рассеченной поверхности стен. Дальнейшее сокращение размеров каменных простенков между меньшими окнами привело к возникновению кружевной конструкции окна, орнаментальный рисунок которого создавался тонкими каменными ребрами. Поначалу собранные в виде простейших геометрических форм, кружевные структуры окон со временем становились все сложнее. В Англии такой «украшенный» стиль конца 14–15 вв. сменился «перпендикулярным», которому во Франции соответствовала стиль «пламенеющей готики».

Многоцветные витражи в этих окнах собирались из небольших кусков стекла, зажатых Н-образным свинцовым профилем, обеспечивавшим изоляцию от влаги. Однако свинцовые обоймы не имели достаточной прочности, чтобы противостоять давлению ветра на большую поверхность стекла, что впоследствии потребовало применения рам из железных стержней или арматуры.

Со временем вместо железной арматуры стали применять фигурные каменные ребра, что открыло путь более свободным кружевным композициям. В витражах 12 в. доминирующими цветами были оттенки синего, дополненного красным, привносящими теплоту целому. Желтый, зеленый, белый и фиолетовый цвета использовались чрезвычайно скупо. В том же столетии строители цистерцианских церквей, отказавшись от обилия цветов, стали использовать в декоративных целях гризайль (живопись в разных оттенках одного цвета, чаще серого) по простой зеленовато-белой поверхности стекла. В 13 в. размер кусков окрашенного стекла увеличивается, и красный применяется значительно шире. В 15 в. начинается упадок витражного искусства.

ФРАНЦИЯ

Церкви.

Во Франции, как впрочем и почти в любой стране Европы, доминирующим типом готического сооружения были церкви. Если в предыдущий романский период главенствующую роль в архитектуре играли монастыри, то в готическую эпоху их место занимают кафедральные соборы.

Труды Сугерия, великого главы аббатства Сен-Дени, представляют собой промежуточное звено между монастырской архитектурой и архитектурой кафедрального собора. Полагая, что красота способна служить посредником между душой человека и его интуитивным постижением божественного, Сугерий занялся перестройкой монастырского храма времен Каролингов. На строительство расположенной в пригороде Парижа церкви были привлечены мастера со всех концов страны. С момента освящения (1144) церковь Сен-Дени стала образцом нового стиля. В сохранившихся со времен Сугерия частях сооружения (западный фасад и «шеве» – развитая восточная часть собора с гирляндой абсид) уже различимы элементы зарождающейся готической архитектуры: выделенные западные башни, трехчастное членение фасада и ребристые своды. К этому времени уже были изобретены и аркбутаны. В соборах Кана или Дарема эти висячие арки еще скрыты под стропильным строением над боковыми нефами, но в Клюни (1135) они уже видны над боковыми кровлями. Таким образом, к 1150 была создана вся архитектурная схема, получившая развитие в соборах следующего поколения.

Следующее столетие – век гигантской строительной энергии, свидетельством чего служит возведение в Европе почти 600 церквей в размерах кафедральных соборов. Инициатива архитектурных замыслов перешла от аббатов к епископам.

Во Франции территория, находившаяся под управлением епископа, совпадала с территорией, ранее зависящей от римского города, и с 9 в. слово «civitas» означало кафедру или диоцез (епархию). Ведущую роль в интеллектуальной жизни играла теперь не монастырские библиотеки, а школы при кафедральных соборах. Ряд кафедральных городов, включая Нуайон, Лан, Амьен или Реймс, получили хартию на введение коммунального управления, а возросшие свободы стимулировали развитие торговли. Скачкообразно выросло население городов, существовавшие церкви перестали вмещать всех верующих.

В кафедральном соборе в Сансе (освящен в 1168), первом из крупных готических соборов, мы находим ребристые шестилопастные (шестисегментные) своды, полностью развитой готический шеве, аркбутаны и оригинальное скульптурное оформление капителей колонн. Во множестве ранних готических соборов, включая собор в Нуайоне, парижский собор Нотр-Дам () и собор в Лане, заложенных между 1140 и 1174, общими чертами выступают шестисегментный ребристый свод, относительно небольшой размер окон, сводчатые галереи над боковыми нефами, чередование цилиндрических колонн и массивных столбов, над которыми смыкаются ребра сводов и капители с зубчатым оформлением. В них проявилась и смена концепции интерьера – переход от массивности и тесноты романского интерьера к легкости и устремленности ввысь готического интерьера, в целом словно движущегося к кульминационному пункту – алтарю.

Что касается экстерьера, то первоначальный замысел включал сооружение множества башен – в Лане их должно было быть семь, в Шартре девять, однако работы над большинством из них были прекращены. Средства, по смете предназначавшиеся для возведения башен и шпилей, чаще всего направлялись на ремонтные работы или на завершение более важных элементов сооружения. Тем удивительнее воспринимаются два западных шпиля Шартрского собора , из которых южный датируется перестройкой храма в 1195, тогда как северный, завершивший ансамбль, был возведен на 300 лет позднее.

Столь же исключительны витражи Шартрского собора, сохранившиеся здесь лучше, чем где бы то ни было во Франции. 130 окон переливаются цветами как драгоценные камни, меняясь со сменой освещения снаружи. Собор в Бурже (), начатый в 1192, при всей простоте своего плана является достойным соперником Шартрского благодаря своему объему и поэтичности общего замысла.

В 13 в. были сооружены соборы в Реймсе (заложен в 1212), в Амьене (1218–1279), в Ле-Мане (1217–1254) и в Бове (перестроен после пожара 1225).

АНГЛИЯ

Церкви.

В готическую эпоху в Англии было сооружено свыше 10 000 церквей. Абсолютное большинство из них – приходские церкви, однако развитие архитектуры лучше проследить на истории создания соборов и монастырских церквей.

Крупные готические храмы средневековой Англии принято классифицировать в соответствии с их назначением: монастырские церкви, главной задачей которых было обеспечить почти непрерывное богослужение, осуществляемое монахами – бенедиктинцами, цистерцианцами, августинцами или иными; монастырские церкви, которые, как в Кентербери или в Дареме, были также и кафедральными соборами; наконец, кафедральные соборы, служившие кафедрами епископов, в которых велась и внутренняя и общинная служба (в последнем случае священниками – не членами монашеских орденов под руководством настоятеля).

Закрытие монастырей Генрихом VIII в 1530-е годы привело к тому, что множество монастырских церквей стали немонашескими, ряд других были разрушены, а некоторые из приходских церквей получили статус кафедрального собора.

Стоит отметить различие между французскими и английскими готическими соборами, параллельно охарактеризовав некоторые из крупнейших соборов Англии.

Английские готические соборы в целом больше консервативны, чем с французские. Английский собор сохранил большую преемственность от романского периода, в том числе более массивные стены и столбы. Своды его ниже, так что динамика интерьера в его устремленности к алтарю и вверх здесь выражены гораздо сдержаннее. В них меньше отваги и величия, чем во французских, однако они демонстрируют первоклассные образцы средневекового мастерства. У них удлиненные пропорции в плане, и в них, как правило, имеются два трансепта, что во Франции представлено только в романском аббатстве Клюни . В Англии преобладал цистерцианский тип прямоугольного завершения в противоположность полукруглым шеве, характерным для Франции. При взгляде издали английские соборы явно выигрывают перед с французскими, потому что они обычно не закрыты другими строениями, а французские кафедральные соборы как правило заслонены соседними зданиями со всех сторон, кроме западного фасада. Башня над средокрестием занимает в английском соборе главное место, обозначая собой мощную вертикаль, вокруг которой группируются прочие элементы. Западный фасад играет подчиненную роль, входные двери относительно невелики, фланкирующие башни слабо обозначены. Во Франции западный фасад выделен мощной акцентировкой башен, горизонтальными галереями и утопленными порталами. Крытые обходные галереи-клуатры, часто встречающиеся в Англии, когда-то были характерны и для Франции, но там они были почти повсеместно уничтожены.

Готическую архитектуру Франции обычно подразделяют на три периода: ранняя готика, высокая (зрелая) и поздняя, или пламенеющая готика. В Англии происходила та же эволюция, поддающаяся своей классификации.

Ранняя английская готика (конец 13 – начало 14 вв.) характеризуется применением простого Х-образного ребристого свода с использованием непрерывного горизонтального ребра понизу. Окна высокие, узкие, стрельчатые.

«Украшенная» готика (14 в.) в свою очередь подразделяется на две фазы – геометрическую и криволинейную. Окна первого периода заполнены переплетами, представляющие собой сочетание распознаваемых кругов или циркульных дуг. Окна во втором периоде заполнены кружевом сложных кривых, использующих преимущественно формы листа и сердечка. В геометрическом стиле между основными диагональными и поперечными ребрами добавляются промежуточные. В криволинейном добавляются короткие поперечные ребра, часто образующие орнаментальные звездчатые фигуры.

«Перпендикулярная» (а также вертикальная, прямолинейная) готика (15 – начало 16 вв.) обязана своим названием доминирующей вертикальности в оконных переплетах. Вертикали доминируют, однако вспомогательные горизонтальные стержни делят поверхность окна на прямоугольники. Продолжает применяться и звездчатая схема свода с поперечными ребрами (льернами), однако уже используется и веерный свод, который напоминает ряд воронок, образуемых тонкими ребрами, выгибающимися от опор вверх и вперед.

БЕЛЬГИЯ И ГОЛЛАНДИЯ

Готическая архитектура Нидерландов испытала на себе влияние расцвета торговли, оживлявшей все стороны жизни. Города, подобные Брюгге, богатели благодаря труду тысяч ткачей и моряков сотен торговых кораблей. Немалая часть доходов была потрачена на строительство крупных церквей, таких, как св. Гудулы в Брюсселе или кафедральный собор в Антверпене. Обе они построены по образцу французской готики. Многие голландские церкви воспроизводят немецкие образцы, хотя применение местного кирпича создало прекрасный эффект многообразия цвета и фактур.

Наибольших успехов архитектура этих стран добилась в строительстве ратуш, сторожевых колоколен и залов гильдий. Использовались две основные схемы: прямоугольная в плане постройка с главной центральной башней и меньшими башнями по четырем углам; прямоугольное строение с малыми башнями по углам и башенками над щипцами. Колокольня в Брюгге (т.н. Бефруа, 1208), Полотняный зал в Ипре (1200–1304), заново отстроенный после пожара в 1915, и ратуша в Брюсселе (1401–1455) могут служить иллюстрациями первого планировочного типа. Ратуши Лювена (1448) или Гента (1481) служат иллюстрацией второго типа. Публичный характер этих построек подчеркнут обычно просторной аркадой по первому этажу. Витражный характер окон, ниши с балдахинами и статуи украшали здания. В ратушах обычно имелся обширный вестибюль, большой зал, архив и судебные палаты. На башнях устанавливали городские часы и колокола, отбивавшие время и предупреждавшие горожан о пожаре или иной опасности.

ГЕРМАНИЯ

В Германии готика получила распространение достаточно поздно. Главным источником влияния была Франция, о чем свидетельствуют кафедральные соборы в Магдебурге (заложен в 1209) и Кёльне (строительство началось в 1248) ().

Германия в эту эпоху представляла собой собрание множества независимых государств, не удивительно, что разнообразие архитектурных стилей здесь было особенно велико. Одним из наиболее специфических местных типов стала т.н. зальная церковь, примером которой является церковь св. Елизаветы в Марбурге (1233–1283). Боковые нефы имеют ту же высоту, что и центральный, и все пространство накрыто единой кровлей. Свет проникал внутрь исключительно через высокие окна в боковых стенах. Пространство кажется открытым во все стороны – это впечатление дополнительно усилено радиально расходящимися ребрами свода. У церкви св. Елизаветы две западные башни, однако нередко возводили только одну, по центру фасада.

Церковным башням в Германии присущ кружевной, воздушный характер, благодаря интенсивному использованию просечного камня. Шпиль собора во Фрайбурге (117 м) возведен в 14 в. В Кёльне башни достигают высоты 157 м, а в Ульме шпиль вознесен на 161 м. Оба собора были достроены только в 19 в. при точном следовании чертежам 15 в.

Германские замки готической эпохи строились по общеевропейской оборонительной схеме. Они ставились на господствующих высотах, но их архитектура не имеет каких-то ярких особенностей, если только исключить живописность их неправильных силуэтов.

Для готических городских домов в Германии характерны многоэтажность и крутизна кровель. Под этими кровлями было устроено еще два-три этажа, а их щипцы ставились то параллельно улице, то под прямым углом к ней. Камень, дерево, штукатурка и кирпич (на севере Германии) использовались повсеместно.

Единство структуры готического города в Германии проступает особенно отчетливо. Улицы, застроенные почти идентичными домами, вели к рыночным и общественным центрам, где обычно размещалось до полудюжины залов гильдий и цеховых собраний, церковь, ратуша и крытый рынок. Общественные здания, подобно французским или бельгийским, украшались центральной башней и богатым рельефом из переплетенных орнаментальных мотивов. Наиболее известными примерами таких городов являются Нюрнберг и Ротенбург (на р.Таубер).

ИСПАНИЯ

Готическое влияние было привнесено в Испанию также из Франции. Цистерцианские монастыри в Поблете и в Уэрте были дочерними для французских монастырей того же ордена, что естественным образом означало использование готического принципа конструкции. И все же в Испании продолжали строить преимущественно массивные стены с маленькими окнами вплоть до второй волны французского влияния в 13 в., когда в Кастилии были возведены соборы в Бургосе, Толедо и Леоне. В каждом из них можно найти общие с французскими прототипами элементы, тем не менее это не копии, а индивидуальные творческие работы, выполненные в международном стиле 13 в.

Готические церкви Каталонии также несут отпечаток французского влияния, но их строители использовали другие французские источники. Применение внутренних контрфорсов, подобных устроенным во французской церкви в Альби, сделало возможным сооружать широкое церковное здание либо без боковых нефов, либо с зауженными боковыми нефами при очень широком главном. Окна делали высокими, но очень узкими, так что интерьер оказывался затемненным.

Кафедральный собор Барселоны, заложенный в 1298, является несомненным шедевром ранней готики в этом регионе. Благодаря системе внутренних контрфорсов трансепты почти неразличимы в общем объеме храма. Главный неф невысок (26 м), но кажется высоким из-за чрезвычайной вытянутости вверх боковых аркад. Клуатр южной стороны датируется 15 в.

Церковь в Хероне (Жероне) являет собой крупнейшее конструктивное достижение каталонской готики. Шеве здесь устроен так же, как в Барселоне: загибающиеся ветви боковых нефов охватывают собой хоры, а внутренние контрфорсы расположены так, что возникает кольцо капелл. В 1417 была предпринята попытка нарастить ширину главного нефа, и строители, отказавшись от боковых нефов, придали главному такую же ширину, что у хоров вместе с обходными галереями. Это решение было воплощено в жизнь, в результате чего возник главный неф шириной 22 м, самый широкий в Европе.

С началом 15 в. Испания начинает воспринимать и иные веяния. Возведение кружевных шпилей собора в Бургосе было осуществлено Хансом из Кельна, а в севильских записях встречаются имена Изамбрет, Карлин и Норман. Тем не менее, в Испании удалось сохранить специфический характер построек, а ее замки в Бельмонте (1456) или в Ла Моте (1440) и здания бирж в Пальме (1426) или Валенсии (1482) пользуются заслуженной известностью.

ИТАЛИЯ

Цистерцианские монахи из Франции способствовали проникновению готической архитектуры в Италию, соорудив свои монастыри в Фоссанове (1208) и Сан-Гальяно (1218). В обоих случаях мы встречаем простую, не украшенную архитектуру, характерную для этого ордена.

Однако ни климат, ни культурные традиции Италии не отвечали новой архитектурной моде, и готика в этой стране свелась скорее к внешнему декору, чем к конструктивному принципу. Тот факт, что именно здесь в 15 в. начинается эпоха Возрождения, служит подтверждением привязанности итальянцев к античному наследию и их готовности при первом удобном случае отвергнуть стиль, завезенный с севера.

Церковь Сан-Франческо в Ассизи (1228–1258), где зародился орден францисканцев, обладает рядом признаков декоративного применения итальянской готики. Хотя архитектурное решение обладает здесь суровой простотой, стены и своды нижней и верхней церквей покрыты фресками, а стрельчатые окна заполнены многоцветными витражами. Снаружи только стрельчатые окна позволяют определить принадлежность храма к готике.

Интерьер францисканской церкви Санта Кроче во Флоренции (1294–1442) настолько суров и не украшен, что напоминает амбар, – видимо, заказавший ее орден стремился заполучить возможно большее по площади сооружение за наименьшие деньги. Церковь перекрыта деревянной кровлей, а снаружи она ближе всего к базиликам раннехристианской эпохи. Бросается в глаза отсутствие фланкирующих западный фасад башен, которых нет и в других раннеготических итальянских церквах.

Кафедральный собор в Сиене (1245–1380) воплощает представления богатого и гордого города о том, каким должен быть его храм. На его крестовидном плане лежит неправильный шестиугольник на средокрестии, перекрытый куполом. Снаружи и внутри поверхность стен облицована чередующимися полосами светлого и темного мрамора. Главный фасад богато украшен фигурной скульптурой.

Собор в Милане (1386–1485), расположенном значительно севернее Сиены и ближе к Германии, демонстрирует господство вертикального мотива сильнее, чем где бы то ни было в Италии. Германское влияние сказалось и на проекте и на процессе возведения собора, хотя белый мрамор, послуживший материалом при его строительстве, придает храму отчетливо итальянский характер. Собор украшен тысячами скульптур, многие из которых установлены на вершинах контрфорсов в 15 м и выше над уровнем земли.

Несколько укрепленных домов итальянских феодальных синьоров сохранились, хотя, не без оснований опасаясь силы местной знати, коммуны с 12 в. принимали законы, запрещавшие новое строительство домов-башен или требовавшие их снести. Если же дома башенного типа все-таки строились, то города спешили принять акты об ограничении их высоты и числа. Знаменитые башни Азинелли и Гаризенды в Болонье остаются великолепными примерами таких полузамков-полужилищ. Палаццо Буонсиньори в Сиене представляет собой менее агрессивный вариант городского дворца-замка.

Венецианская готика имеет совершенно специфический характер. Не удивительно, что в морском городе, каким была Венеция, с его непрерывными контактами с Востоком и улицами-каналами, архитектура приобрела некоторый лиричный оттенок. Облицовка розового и белого мрамора Дворца дожей (1309–1424), просечный декор его аркад и резные капители свидетельствуют об этом свойстве вполне определенно. Так называемый Ка д"Оро («Золотой дом»), оставшийся незаконченным, демонстрирует группировку окон и общую композицию фасада безусловно готического характера, отразившегося в множестве более скромных венецианских домов.

Ратуша, или Палаццо Пубблико в Сиене (1289–1305) характерна для множества изысканных публичных построек Италии готической эпохи. Здание замечательно поставлено на краю площади, а его башня, будучи и дозорной башней и колокольней, стала в первую очередь символом независимости города. В интерьере Палаццо Пубблико художник Амброджо Лоренцетти исполнил замечательные фрески, изображавшие результаты дурного и хорошего правления – весьма подходящий сюжет для административного здания.

ДРУГИЕ СТРАНЫ ЕВРОПЫ

Кафедральные соборы, сооруженные в Тронхейме, Праге или Базеле, обладают высокой степенью индивидуальности, и каждый из них оказал воздействие на развитие значительных территорий, окружавших их. Замок крестоносцев Крак де Шевалье (Сирия) вызвал множество попыток подражания на Западе. И в этих и в других постройках отразилось то единство между мыслью и чувствами, которое придало готической архитектуре характер международного стиля, который не был присущ, пожалуй, ни одному более позднему архитектурному стилю.



Го́тика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма — литературу тайн и ужасов (действие таких произведений часто разворачивалось в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра («готический рок»), а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры («готическая субкультура»).

_______________________

Готический стиль завершил развитие средневекового искусства в ряде Европейских стран (Западная и Центральная Европа, часть стран Восточной Европы). В эпоху Возрождения средневековое искусство считалось варварским, отсюда и пошло обозначение стиля от названия германского племени готов. В становлении готического стиля выделяют три этапа - ранний, зрелый, поздний.


Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине 12 века. К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре. Середина 13 века - время расцвета готической архитектуры. В это время готические соборы строились и в других европейских странах - Германии, Нидерландах, Испании, Великобритании, Швеции, Чехии. Особое место занимают готические соборы с их огромными пространствами, показывающими ничтожность человека перед Богом, сияющими витражами, показывающими величие божественных сил. Собор был средоточием, центром жизни всего средневекового города. Не утратил он своего значения и по мере ослабления догм церкви, развития архитектуры городов. В соборах помимо богослужений проводились богословские диспуты и собрания горожан.



Готический собор - пример работы инженерной мысли человека. Классические готические соборы можно увидеть во Франции - 3-5-нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора, к которому примыкают радиальные капеллы. Интерьер соборов высок, освещен цветными витражами, поднят к самому небу высокими, летящими вверх стрельчатыми арками. Присутствует ощущение практически необъятного космического пространства, полета. Статуи, рельефы воплощают единую библейскую сюжетную линию. Декор собора ритмичен, созвучен с архитектурным решением фасадов, торжественен. В отличие от застывших форм предшествующего романского стиля в готике появляется динамика, расширение сюжетной линии, развитость пластических форм, обращение к человеку, формам природы.



С конца 13 -начала 14 века строительство готических соборов во Франции переживает некоторый кризис, в градостроительстве развиваются архитектурные решения городских и монастырских зальных церквей, дворцовых и замковых капелл, городских ратуш, замков, особняков знати. Для поздней готики характерно распространение алтарных скульптур, экзальтированных эмоциональных сюжетов о страданиях Христовых. В 14-15 веках появляются росписи на светские темы, миниатюры, стремление передать пространство и одухотворенность образа человека.


В разных странах готика развивалась со своими особенностями. Так, например, в Великобритании, готический стиль мог бы развиться раньше европейских стран, но развитие страны, обуреваемое внутренними противоречиями, было замедленным. В Германии готика расцвела к середине 13 века и дала мировой культуре шедевры зальных церквей, соборов, светских построек (Бамберг, Магдебург, Наумбург). Поздняя готика Германии это прежде всего зальные церкви в Аннаберг-Буххольце и дворцовые залы в в Майсене. Готические соборы принесли славу культуре Нидерландов (Антверпен, Мехелен). Норвегия, Дания, Швеция испытывали влияние готики Франции, Германии, Великобритании. В Италии готика наиболее проявилась в строительстве гражданских зданий - в ратушах (Палаццо Публико в Сиене, Палаццо дель Подеста во Флоренции). Культура раннего Возрождения в Италии сдерживала развитие готики. Обращаясь к готическому искусство Восточной Европы, мы видим лаконизм и суровые внешние формы вместе с праздничным декором башен и окон. Это готика Венгрии, Чехии, Словакии, Трансильвании, Словении, Польши, Прибалтики.
14 век - время, когда готика стала сдавать свои позиции, уступать место тенденциям Возрождения. Человечество накапливало жизненный опыт, все более интересовалось реальностью, устройством природы, и человеку все более отводилась роль творца, и в 16 веке ренессанс пришел на смене готике практически во всех странах.

____________________________________________________________________
Статья подготовлена по материалам Московской Художественной Галереи.

Историческое и культурное развитие неразрывно связаны. Особенно ярко этот процесс прослеживается в западноевропейских государствах, где перемены в технической, гражданской и религиозной сферах проявились не только в укреплении и развитии городов, но и стали причиной культурного расцвета. Результатом последнего стало появление готического искусства. Это направление полностью отвечало духу своего времени – было противоречивым, монументальным и затрагивало все сословия.

История становления

ХII - ХIII вв. стали периодом наивысшего развития средневековой христианской культуры для большинства Европейских стран. Рост и расширение городов, становление рыцарства, развитие ремесленничества, науки и укрепление человеческого сознания стали решающими факторами в формировании готического искусства.

Изначально “стиль готика” применялся в архитектуре, а позже стал проникать и в прочие сферы жизни. Он зародился во французском городе Иль де Франц и пришло на смену романскому стилю. Церковь монастыря Сен-Дени является первой готической постройкой.

Наследие готики, подаренное выражено в этом фото.

Особенности архитектуры

В период зарождения готического направления архитектура выступала одним из главенствующих видов искусства. В особенности это касалось соборных помещений. Соборы и церкви вмещают красивейшие образцы архитектуры, скульптуры и живописи. Впоследствии слившись с традициями деревянного зодчества и каменной архитектуры Древней Руси, это направление обрело свое проявление, в русском архитектурном стиле – .

В эпоху Средневековья собор был не просто церковью, а важным элементом жизни города, в нём проводились не только ритуальные службы, но и театральные представления, академические лекции или заседания городского совета.

Во многом интерьер готического собора получил свой теперешний вид благодаря не только эстетическим, но и технологическим новшествам, ставшим основой направления, а именно:

  • Стрельчатые арки. Такие конструкции способны выдержать нагрузку верхнего свода здания, что позволяет избавиться от большого числа внутренних стен, присущих .
  • Каркасная система строительства, ставшая не менее важным открытием готической архитектуры. Она дала возможность сделать здания выше, и в то же время уменьшит толщину несущих стен.

Сочетание выше указанных элементов позволило заметно расширить площадь помещений храма. Как пример, на фото представлен миланский собор Дуомо. Еще были замечены в колониальном стиле.

Характерные черты соборного интерьера

Что касается внутреннего убранства, то здания, выполненные в готическом стиле, украшались массивными окнами, витражами и настенными росписями, также применялись колонны с арками или аркбутанами (открытыми полуарками). Архитектурный стиль “готика” изобилует вертикальными линиями, подчёркивающими возвышенность и красоту созданных сооружений.

Фасады домов украшались колоннами, лепниной с кельтскими или цветочными орнаментами и гротескными скульптурами мифических героев и существ. Поэтому здания, возведённые в стиле “готика”, отличаются монументальностью, изобилием прямых линий, стремящихся ввысь шпилей и небывалым простором комнат.

Мебель

Эти же каноны касаются и к мебели. Практически все предметы интерьера в готическом стиле производились по церковным мотивам. В период расцвета готики мебельная отрасль уже окончательно сформировалась, и в ней присутствовали практически все современные виды мебели.

Изобретение лесопильни – главный фактор в развитии мебельного ремесла.

Благодаря этому появилась возможность изготавливать предметы не из тяжелых древесных массивов, а из тонких досок. Это дало возможность производить качественную мебель не только для церквей, но и обычных домов. Для декора применялись филёнки с ленточным плетением или ажурным орнаментом. Каркас изделий украшался и архитектурными элементами – башенками, шпилями.

Наиболее распространённым атрибутом жилища в те времена был сундук, который применялся не только для хранения всевозможных ценностей, но и в виде места для сидения. Такие остались к классическом представлении английского стиля. Он украшался различными ажурными филёнками и рамками. Позднее из сундуков развились кухонные шкафы и буфеты.

В целом готическая мебель довольно проста, это различные этажерки, ширмы, сундуки, резные шкафы, кресла и кровати с балдахином.

Основными видами сырья для подобных изделий служили наиболее прочные виды древесины – дуб, ель и сосна.

Облицовка комнат

Что касается оформления стен жилищ, то для этих целей использовали каменную кладку, которую покрывали узкой кружевной росписью, коврами или облицовывали деревянными панелями. В готическом интерьере поверхность стен нередко разделяли по горизонтали на верхнюю и нижнюю. Эти поверхности контрастно отличались по цвету фактуре.

В качестве напольного покрытия использовали камень, доски или плиты, а жилые зоны покрывали коврами.

Говоря о потолке, строители традиционно оставляли открытыми потолочные балки и стропила. Изредка его украшали ажурными росписями или скульптурными элементами.

Окна

Ещё одной немало важно отличительной чертой готического стиля в интерьере являются стрельчатые окна. Они выделялись значительными размерами и украшались орнаментами, башенками или витражами.

Модные веяния средневековой Европы

Готический стиль, так глубоко проникший в архитектуру, скульптуру и живопись, не мог не отразиться и на одежде времён позднего средневековья. Однако стоит понимать, что во времена развития готики сословные различия между людьми были довольно сильны, поэтому одежда феодалов, рядовых горожан и крестьян значительно отличалась. Так право носить шелка и длинные шлейфы имели только представители высших сословий.

В готической одежде чётко проявлялось стремление к прямым линиям и вытянутым силуэтам. С развитием готики в средневековую моду стали входить туфли с вытянутыми носами и заострённые шляпы. Наиболее предпочтительным материалом выступал бархат. Одежда обильно украшалась ленточными или растительными орнаментами.

Готический стиль в мужской одежде предполагал две разновидности костюма – короткий и узкий или длинный и свободный.

Одежда знатных мужчин зачастую включала следующие элементы:

  • котарди – узкий кафтан с широкими или узкими рукавами;
  • блио – короткий кафтан с зауженным верхом и широкими несшитыми с боков полами;
  • пурпуэн – короткая куртка с узкими рукавами, её принято было носить с узкими штанами-чулками;
  • нарамник – согнутая пополам не сшитая ткань с прорезью для головы. Его было принято носить в качестве плаща. Нарамник иногда сшивали по бокам, оставляя прорези для рук, подобный вариант называли сюртуком. Плащи могли быть как длинными, так и короткими.

Одежда женщин состояла из камизы (жилет) и котта (разновидность платья). Котт обладал узким верхом, длинной широкой юбкой и шнуровкой сбоку или сзади. Готические платья имели удлинённую талию, на юбке спереди делалось несколько драпирующих складок. Дамы знатного происхождения имели на юбке шлейф, и чем длиннее он был, тем более высокий статус имела его обладательница.

Наиболее распространённым вариантом женского головного убора был горж. Он был похож на тканевую трубку, расширяющуюся к низу, и имел сзади разрез.

Искусство

Расцвет готического искусства пришёлся на момент начала развития средневековой научной мысли. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. В целом готическое искусство полностью отражает противоречие своей эпохи – , причудливое переплетение реализма и человечности а так же догматичное религиозное наследие. В данном периоде начинает зарождаться светская архитектура – кроме ратуш и церквей возводятся и каменные дома для обеспеченных граждан, формируется тип городского многоэтажного дома.

Однако классический готический стиль наглядней всего проявился именно в церковной архитектуре. Так соборы и церкви вмещают не только все отличительные черты и новшества стиля, но и уникальные декоративные и скульптурные элементы.

Влияние е ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.

Неотрывно от архитектуры в средневековом готическом искусстве развивалась и скульптура. Сюжеты и содержание последней были полностью подчинены религиозным мотивам. Нередко в скульптурах воплощались и реальные исторические события, живущие епископы и короли.

Ниже приведены несколько отличительных черт готических скульптур:

  1. Максимальное наделение героев человеческими эмоциями и чертами.
  2. Обособленность скульптуры от стены, в отличие от романского стиля. Так готические скульптуры всегда объёмны, они находится на постаментах у стены и нередко выходит за её пределы.
  3. Обилие объёмных складок и натуралистичность изображений и пропорций тел героев.

Наряду со скульптурой получила широкое развитие и витражная живопись. Техника исполнения витражей не изменилась, однако цветовая палитра и тематики стали значительно богаче и разнообразней. Так вместе с изображением религиозных сюжетов стали появляться и витражи на бытовые темы.

Также особое место в готической культуре занимают книги, которые уже начинают писать не только в церковнослужители, но и городские мастера. Зачастую это были романы, басни, хроники, трактаты и притчи. Вместе с книжным делом развивается и книжная миниатюра. Готические книжные иллюстрации отличаются особой реалистичностью и крайне высоким качеством исполнения.

Культура

Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:

  • Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
  • Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
  • Развивается научная мысль и университетское образование.

Выдающиеся культурные деятели

Клаус Слютер

Прародителем готического архитектурного стиля является аббат Сугерий. Будучи священнослужителем монастыря Сен-Дени, он перестроил обветшавшую на тот момент церковь аббатства в невиданном ранее стиле. В реконструированной церкви были воплощены все основные технические и эстетические приёмы направления, которого позднее назвали готическим.

Говоря о личностях, поспособствовавших развитию готической культуры, нельзя не упомянуть и Клауса Слютера. Одним из самых известных его произведений является скульптура Колодец Моисея. Он выполнен в виде шестигранного подножия Распятия, которое окружено монументальными статуями ветхозаветных пророков. В углах группы размещены скульптуры скорбящих ангелов. В работах Слютера ярко прослеживается готический натурализм и монументальность. Его герои пластичны и близки к натуре.

Ещё одним исконно готическим видом искусства являются книжные миниатюры. Яркими представителями данного жанра выступают братья Лимбурги. Их миниатюры отличались не только высокой реалистичностью и передачей объёма, но и поэтическим и правдивым изображением повседневного быта и природы.

Видео-обзор о достопримечательностях в готическом стиле

Заключение

Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы. Переход к данному направлению стал возможным благодаря изменениям не только в эстетическом восприятии, но и научному и техническому развитию. В целом готический стиль отличается особой монументальностью, стремлению к возвышенному. Однако данное направление ещё не отличается ни особым изяществом, ни роскошью. Хоть в искусстве и начинают отражаться обыденные сцены, религиозная тематика всё ещё остаётся главенствующей.

Это же можно проследить и в других исторических стилях, таких, как

Все важнейшие элементы готики: стрельчатые арки, нервюрные своды и аркбутаны – встречались уже в романских зданиях. Широкое использование всех этих элементов во Франции в XII в. привело к возникновению стиля, доминировавшего в европейской архитектуре в течение 350 лет. Для него характерны здания с подчеркнутыми вертикалями, облегченными стенами, хорошо освещенные через большие окна, застекленные дорогим цветным стеклом.

По мере эволюции стиля, эти черты также получали все большее и большее развитие. Скульптурные украшения ранней готики следовали поздним романским формам, но к XIII в. готический стиль полностью освободился от этого влияния как в формах, так в деталях украшений.

В нервюрных сводах, таких как этот свод XIII в., дерево использовалось лишь для ребер, а сам свод был каменным, что ускоряло строительство.

Западный фасад. Собор в Шартре

На этом фасаде видны три портала, соответствовавшие нефам, круглое окно-роза и две башни. Такая композиция типична для готического портала.

В соборе аббатства преобладают стрельчатые арки. Их форма подчеркивает устремление ввысь готических соборов. Их можно было использовать как в квадратных, так и в прямоугольных пролетах, что существенно увеличивало возможности планировки.

Франция: лучистая и пламенеющая готика

Ранняя готика во Франции сменилась лучистой (середина XIII в.) и затем пламенеющей (до XVI в.). Оба периода получили свое название по характеру декора и резьбы в виде расходящихся лучей и языков пламени. Изменения в это время в основном касались декоративных, а не конструктивных аспектов. Здания достигли большей высоты – до 48 м, например в соборе Бове, стены делались все более легкими, арочные проемы увеличивались, все больше использовались витражи.

В пламенеющей готике, появившейся в конце XIV в. и распространенной до конца XVI в., к этим чертам добавился обильный декор. Изменения коснулось в первую очередь внешнего вида зданий, хотя некоторые детали интерьеров также отошли от прежней простоты.

Переходный стиль резьбы. Собор Сент-Уан. Руан

Западное окно с похожей на пламя наружной ажурной резьбой, демонстрирует переход от лучистого к пламенеющему стилю.

Пламенеющий стиль. Собор Труа

Относящийся к XVI в, западный фасад собора в Труа – яркий пример пламенеющей готики с архитектурным декором, напоминающим языки пламени.

Каждая деталь портала трансепта собора в Бове украшена, причем здесь использована «слепая» ажурная резьба, в которой промежутки между каменным узором заполнены не стеклом, а камнем.

Франция: готические жилые дома и замки

Во Франции готического периода было построено множество укрепленных городов, замков, жилых домов и административных зданий, значительное число которых сохранилось до наших дней.

В этих зданиях формы обычно были очень конструктивны. Декор и в церквях, и в жилых домах был одинаков: украшались окна, контрфорсы. В отличие от церквей, однако, особое внимание уделялось лестничным клеткам, которые часто делались выступающими из фасада и формировали главный вход здания. По лестнице можно было попасть в различные помещения. В отличие от Англии, в средневековой Франции
главный зал не являлся центром дома.

Декор входа. Герцогский дворец. Нанси (1502-1544 гг.)

Вход в Герцогский дворец со стороны улицы украшен в стиле пламенеющей готики, хотя здесь использованы и другие элементы, а также натуралистичные украшения в виде листвы. Верхний этаж украшен орнаментом в виде ракушек, пилястрами и панелями с портретами.

Ранняя английская готика

В начале XIX в. архитектор Томас Рикман разделил английскую готику на три периода: раннюю, украшенную и перпендикулярную. В Англию готический стиль принес французский мастер Гийом из Санса, начавший в 1174 г. (примерно через тридцать лет после формирования этого стиля во Франции) перестройку восточной части собора в Кентербери. Стиль стал быстро развиваться, и уже ранние английские готические здания (построенные примерно в 1170-1280 гг.) отличаются от французских образцов того времени, как в плане, так и в деталях. Для английских зданий в целом характерны более прямые линии и более четкое разделение на составляющие части и, как следствие, меньшая пространственная целостность.

Фасад Беверли-Минстер (начало XIII в.)

Это здание сочетает в себе черты, характерные для раннего английского фасада: стройные ланцетовидные окна, дверные проемы, разделенные группами колонн с четырехлопастной аркой над ними; выступающие контрфорсы и круглые окна.

Ланцетовидные окна. Ундя-Черч

Окно этой церкви состоит из пяти ланцетовидных проемов, без какой-либо ажурной резьбы. Каменные стойки между проемами стали настолько тонкими, что по сути, являются каменными прутьями – черта, позднее полупившая развитие в украшенном стиле. Над окном расположен выступающий каменный поясок, или слезник, закрывающий их от дождя.

Двойной трансепт. Собор в Солсбери (начат в 1220 г.)

За исключением башни XIV в., собор относится к периоду ранней английской готики. В английских готических церквях трансепты иногда были двойными.

Ранняя английская готика: интерьеры

Интерьеры ранней английской готики отличались от французских более широкими пролетами арок и большей склонностью к использованию горизонтальных линий. Величественные соборы и церкви этого периода имеют плавные удлиненные формы, причем линии в равной степени увлекают взгляд в горизонтальном и в вертикальном направлении. Интерьеры не воспринимаются как единое целое. В плане они членятся на отдельные части. Нет единства и в деталях декора. В интерьерах используется большое количество колонн, часто сделанных из мрамора или другого роскошного камня. В поздний готический период широко использовали нервюры как декоративный элемент.

Собор в Линкольне, строительство которого было начато в 1192 г., является одним из лучших в ранней английской готике. В нефе, показанном на иллюстрации. доминируют горизонтали. подчеркнутые широкими пролетами, отсутствием высоких колонн, ребрами свода.
В северном трансепте собора стволы колонн несут капители с глубоко прорезанным лиственным орнаментом. Некоторые капители без орнамента.

Опоры собора в Линкольне характерны для ранней английской готики. Они украшены пучками тонких колонн из мрамора. Колонны с резьбой вверху и внизу. Широкие пролеты аркады центрального нефа и трифория собора в Линкольне подчеркивают его горизонтальную протяженность.
Орнамент, называемый «собачий зуб», на самом деле представляет собой цветок с четырьмя лепестками, в центре которого расположен заостренный выступ.

Англия: украшенная готика

Украшенная готика преобладала в Англии примерно в 1290-1350 гг. Как видно из названия, для этого стиля в целом характерно обилие украшений и декоративной структуры. Здания, построенные в этот период, очень разнообразны. Некоторые из них – С большими и высокими витражами, другие сходны с раннеанглийской готикой в своей сдержанности и строгости. Разнообразна и каменная резьба, для которой характерны разнообразные орнаменты: геометрический, сетчатый – и растительные узоры, разбивавшие окна на все большое число составляющих частей.

Башня. Блоксем

Эта башня – характерный пример украшенной готики. Она завершается острым шпилем, имеет диагонально расположенные угловые башенки и обилие резного декора.

Угловые контрфорсы заканчивались пирамидальными башенками – пинаклями и декоративным фиалом в виде резного шпиля. Детали, характерные для украшенной готики.

Консольным карнизом называют выступающие каменные блоки, или консоли, поддерживающие вышерасположенную кладку. В данном случае такой карниз богато декорирован сложным орнаментом.

Одно из наиболее ранних произведений украшенной готики – часовня с крестом, в Нортгемптоне, построенная в 1290-е гг. на пути, по которому везли тело жены Эдуарда Элеоноры Кастильской.

Англия: интерьеры в стиле украшенной готики

Стрельчатые арки стали одним из характерных элементов английской украшенной готики. Они располагались и на фасадах и в интерьерах. Из них состояли порталы зданий. Усилия зодчих сосредоточились не столько на конструктивной, сколько на декоративной стороне архитектуры. Стены практически исчезли. Их заменили решетка окон и арочные проемы, своды приобрели сложный арочный рисунок. Характерен для этого времени веерный свод – это нервюрный свод, в котором нервюры исходят из одного угла, образуя рисунок, напоминающий веер. Резная ли-ства, служившая, в частности, для украшения капителей, стала более сложной и менее стилизованной, чем ранее, и украшения, если их использовали, были богаче.

Четырехлистный цветок. Собор. Или

В этом соборе XIV в. арки и пространство над ними были украшены орнаментами, в том числе в виде четырехлистников. Такой орнамент характерен как для украшенной готики, так и для перпендикулярной.

Ранний украшенный стиль. Собор. Личфилд

Неф собора украшен геометрическим ажурным узором, его опоры с пучками колонн покрыты ромбовидным орнаментом.

Фасады зданий перпендикулярного стиля

Основной чертой перпендикулярной готики стало преобладание прямых линий, как горизонтальных, так и вертикальных. Окна и поверхности стен часто разделены каменной резьбой на ряды прямоугольных панелей. Стало популярным сооружение небольших капелл во дворцах, аббатствах, университетах. Перпендикулярный стиль не похож на каком-либо европейский архитектурный стиль и явился завершающим этапом развития готики, которая в других странах времени уже переживал свой упадок или сменилась ренессансной архитектурой.

Капелла Кингз-Колледж. Кембридж (1446-1515 гг.)

Строительство капеллы было начато в 1446 г., но из-за войны Алой и Белой розы закончилось лишь в 1515-м г. Как и часовня св. Стефана в Вестминстере, это здание построено по образу Сент-Шапель в Париже, с большими витражами, практически заменившими стену.

Арка с четырьмя центрами. Йелвертофт

Помимо прямоугольных панелей стены и прямых средников окна, окно северного придела церкви Йелвертофт в Нортгемптоншире имеет четырехцентровую арку. Для того чтобы ее начертить, требуется провести четыре окружности, отсюда и ее название.

Англия: интерьеры перпендикулярного стиля

Первый последовательно перпендикулярный интерьер в готическом стиле – придел собора в Глостере, строительство которого было начато в 1337 г. Стены и окна этого придела разделены ажурной резьбой на панели, колонны поднимаются до основания сложного веерного свода. Это – главные черты интерьеров перпендикулярного периода, лучшие образцы которого представлены в капеллах Виндзорского замка, в Кембридже, Вестминстере. Но этот стиль был характерен и для приходских церквей того времени.

Величественные архитектурные памятники перпендикулярного стиля были построены враждующими ветвями династии во время войны Алой и Белой розы (1455-1485 гг.). Капелла Кингз-Колледж была закончена после окончания войны Тюдорами и украшена их геральдическими знаками в западной части здания, в то время, как для остальных частей характерна простота линий и отсутствие декора. Розы и решетки Тюдоров украшают стволы колонн, а королевский герб расположен под огромными окнами.
Веерный свод – это тип свода, нервюры которого исходят из одного угла, имеют одинаковую кривизну и расходятся наподобие веера.


Для перпендикулярного стиля характерны простота плана и внимание к единству объема. Капелла Кингз-Колледж не имеет трансепта и боковых нефов.

Англия: готика в светской архитектуре

Готический стиль в светской архитектуре Англии был распространен так же широко, как в церковной, но со временем требования к подобным зданиям менялись, они перестраивались или сносились, и поэтому до нашего времени их сохранилось мало. В ранних образцах функциональность господствовала над формой, и церковная готика претерпевала изменения, чтобы вписаться в светский контекст. В целях безопасности сокращалось количество дверей и окон, которые, к тому же, поднимались выше от земли, поскольку обильное застекление на нижних уровнях было недопустимо. Дополнительные архитектурные средства требовались для оформления таких элементов, как камины, дымоходы, кухонные и жилые помещения.

Замок Стоксэй (основан в 1285 г.)

Почти все английские феодальные поместья имеют схожую форму, практически не встречающуюся в европейской архитектуре: большой центральный зал (здесь обозначенный высокими окнами). к которому прилегают господские покои с одной стороны и служебные помещения с другой. В поместье Стоксэй. Шропшир, имеется также защитная башня, а когда-то оно было окружено крепостной стеной со рвом.


Оборонительное сооружение: Маркенфилд- Холл (начало XIV в.)

В Маркенфилде. Йоркшир, центральный зал расположен на втором этаже, что позволяет поднять его большие арочные окна высоко над землей. Все прочие окна и двери отличаются небольшими размерами.
Парапеты оборонительных сооружений часто нависали над поверхностью стены, образовывая ячейки, сквозь которые можно было направлять оружие на нападающих. Такие ячейки назывались амбразурами.

Испания и Португалия

Готика в Испанию пришла в конце XII в. К этому времени мавры были вытеснены с большей части Иберийского полуострова, и в окрепших христианских государствах началось строительство. В ранней готической архитектуре здесь заметно влияние Франции, но вскоре собственные строительные традиции привели к созданию национального стиля, часто сурового и громоздкого. Интерьеры отличались легкостью и изяществом. Испанский готический стиль просуществовал до XVI в., отчасти черпая вдохновение в исламской архитектуре и все в большей степени делаясь декоративным, что было также характерно и для португальской готики.

Западный фасад. Собор. Бургос (начат в 1221 г.)

В западном фасаде собора в Бургосе, с тремя порталами, окном-розой и башнями чувствуется сильное влияние французской готики. Верхние ярусы башен, пристроены в XV в. Они значительно ближе собственно испанскому стилю. Внутренней двор, окруженный крытой галереей с аркадой, являвшийся важным элементом каждого монастырского комплекса.

Стиль мануэлино. Женский монастырь Жеронимуш в Белене. Лиссабон (начат в 1502 г.)

В конце XV-начале XVT в. в Португалии сложился свой национальный стиль – мануэлино, связанный со временем правления короля Мануэла I. Для него характерно богатое украшение зданий витыми колонками и резным орнаментом, а также использование необычных мотивов: морских канатов, якорей, кораллов.

Северная и Центральная Европа

В Средние века значительная часть Северной и Центральной Европы находилась в пределах Священной Римской империи или (как Нидерланды) под контролем германской епархии в Кёльне. В этих областях готика медленно вытесняла романскую архитектуру, и первые готические здания появились здесь не ранее середины XIII в., значительно позднее распространения этого стиля во Франции, Англии и Испании. Затем стиль быстро распространился, дав живое разнообразие форм, которые стали одними из наиболее великолепных образцов поздней европейской готики.

Построенный в XIX в. в соответствии с проектами XIII в., западный фасад, как и весь собор и вообще ранняя германская готики, использует, в основном, формы лучистого стиля.

Собор с венцом капелл, с умеренно выступающим трансептом и простой схемой сводов мало отличается от аналогичных французских зданий своего времени.

Ранние готические здания Северной и Центральной Европы часто отличались особенно изящной резьбой по камню, как капитель из собора в Кёльне.

Поздняя готическая капитель

Эта капитель со стилизованными листьями – типичный пример позднеготической резьбы.

Италия

Итальянская готика была самой кратковременной и наименее последовательной из европейских готических стилей. Устремленность вверх готических зданий Франции и других стран достигалась здесь лишь изредка и, видимо, не слишком нравилась; романский стиль продолжал существовать параллельно с готическим. Архитекторы тщательно избегали аркбутанов, камень имел большое значение в отделке фасадов итальянских готических зданий. В светских зданиях архитектурный язык готики был воспринят с большим энтузиазмом, особенно в устройстве многочисленных балконов и аркад, удобных в мягком средиземноморском климате.

Собор. Орвието (XIV в.)

Готические элементы в наибольшей степени использовались в фасадах, но и то вос-принимались в чисто декоративном аспекте. В соборе в Орвието фронтоны и пазухи арок покрыты цветной мозаикой, и все готические детали: остроконечные щипцы, башни, окно-роза – все это воспринимается как графический рисунок на плоскости.

Романские формы. Собор. Кремона

В Италии купола были популярны в течение всего готического периода, и стрельчатые арки так и не вытеснили полностью полукруглые, что можно видеть на примере этого окна в соборе в Кремоне. Здесь видно также влияние Востока – результат торговых связей Италии с исламским миром.


В итальянских готических зданиях меньше применялись аркады, разрушающие плоскость стены, возможно, из желания сохранить ее для фресок. В верхней части этого окна XIII в. лишь небольшая площадь занята стеклом.

Стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.

Общее описание готической архитектуры

Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек, приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.

Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.

Строительная схема готического собора

Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают собору особый внешний вид и устойчивость. Контрфорсы и аркбутаны входят в наружную каркасную конструкцию собора, являясь не только украшением, но и несущим элементом, воспринимая серьезную нагрузку от наружных стен.

История возникновения готической архитектуры

Готика зародилась в XII веке в северной Франции. В последующие столетия она распространилась во многих европейских странах.

В XI и XII веках формирование городской буржуазии стало толчком для развития культуры и экономики . На этой волне, в городах, развернулось широкое строительство строений нового архетипа, который, спустя пару веков начали называть готикой. Название данного стиля принадлежит итальянскому архитектору, живописцу и писателю Джорджо Вазари. Таким образом, он выразил своё отношение к архитектурному стилю, казавшемуся ему, грубым и варварским.

Готические соборы строились не без податей горожан. Нередко, строительство прерывалось на десятилетия во время войн и стихийных бедствий. Многие соборы так и остались незаконченными. Некоторые соборы начинали строиться в одном стиле, а заканчивали в другом. Например, Шартрский собор (1145-1260), украшенный двумя стилистически разными башнями.

Основное предпочтение отдавалось строительству больших соборов, церквей и замков.

В архитектуре Западной Европы, готику можно разделить на 3 вида, соответствующие разным временным отрезкам:

  1. Ранняя готика или стрельчатая (1140-1250 гг.). Переход от романского стиля к готическому. Происходит это с середины XII в во Франции, Англии и Германии. Для него характерны мощные стены зданий и высокие арки.

  2. Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв. (1194-1400 гг.) Усовершенствование ранней готики и признание её городским архитектурным стилем Европы. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей.

  3. Поздняя готика (пламенеющая). XIV в. 1350-1550. Название происходит от похожих на языки пламени узоров, применявшихся при оформлении зданий. Это высшая форма готической архитектуры, где главное внимание уделяется декоративным элементам. Орнаменты в форме «рыбный пузырь». Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа.

В отличие от Германии и Англии поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.

На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:

— Стрельчатая готика (ранняя) (1140-1240 гг.)

— Лучистая готика или Rayonnant – «сияющий стиль» (1240-1350 г.г.)



Стиль готической архитектуры, сложившийся во Франции после 20-х годов XIII века, называют “лучистым” — в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Благодаря техническим инновациям формы ажурного каменного декора окон стали богаче и изысканнее; сложные узоры теперь выполняли по предварительным чертежам, сделанным на пергаменте. Но несмотря на возросшую сложность орнаментов, декоративная структура по-прежнему оставалась двухмерной, лишенной объема.

— Пламенеющая готика (поздняя) (1350-1500 гг.)



В Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического стиля в архитектуре:

— Ланцетовидная готика. 13 век. Характерным элементом являются расходящиеся пучки нервюр сводов, напоминающих ланцет.


Собор в городе Дареме. Ланцетовидная готика
Интерьер собора в городе Дареме. «Распускающиеся пучки» нервюр. Ланцетовидная готика

— Украшенная готика. 14 век. Декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок.


Собор в Эксетере. Украшенная готика
Интерьер собора в Эксетере. Украшенная готика

— Перпендикулярная готика. XV век. Преобладание вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, — такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала XVI в.







— Тюдоровская готика. Первая треть XVI века. В этот период строятся здания по форме совершенно готические, но почти все без исключения светские. Самой важной отличительной чертой тюдоровских строений можно считать использование кирпича, который довольно внезапно распространился во всей Англии. Типичное тюдоровское поместье (например, Ноул или Сент-Джеймский дворец в Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней. Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. Часто над входом находится большой фамильный герб, т.к. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т.п. — строили чисто для красоты.

Зондерготика (от нем. Sonder – «особая») – позднеготический стиль архитектуры, бывший в моде в Австрии, Бавариии и Богемии в XIV-XVI веках. Для стиля характерны массивные величественные здания, тщательно вырезанные из древесины детали внутреннего и внешнего декора.

Особенности ранней готики. Главные отличительные признаки.

    • Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)
    • Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов
    • Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности
    • Важные росписи по стеклу
    • Членение стен 4-х зонное
    • Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами
    • Богатая орнаментика капителей
  • Исключительно стрельчатые арки

Особенности зрелой готики. Главные отличительные признаки.

    • Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые
    • Членение стен 3-х зонное
    • Тонкие разделяющие стены
    • Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов
    • Колонны составные (пучкообразные)
    • Арки полуциркульные
    • Свод 4-частный
  • Крыши башен ажурные

Особенности поздней готики. Главные отличительные признаки.

    • Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом
    • Более высокие аркады
    • Более декоративно насыщенная (стиль «Изабелла с 1475, стиль «платереско» — соединение восточных и мавританских влияний)
    • Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)
    • Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В германии поперечный неф вовсе отсутствует
    • Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого
    • Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах
    • Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)
    • Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем
    • Трифорий отсутствует
  • Крыши с куполами

Окна в готической архитектуре

Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными стеклами, а фронтонные стены главного и боковых нефов — розетками. Особенно большую роль в архитектуре играет ажурный орнамент готики (массверк).



Массверк

Роза готического собора понимается как узор, заполняющий круглое окно, и как подобие небесного светила. В украшении розы ясно сказался умозрительный склад средневекового мышления: все линии приведены к ясному порядку (в отличие от мусульманского орнамента), орнаментальные мотивы рождаются один из другого, мелкие кружки по краям подчинены движению главных стержней.


Стены в готической архитектуре

Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит объяснение снаружи. Ажурные стены сдерживаются снаружи сложной инженерной конструкцией — контрфорсами. Противопоставление крепкого костяка легкому заполнению стало краеугольным камнем готической архитектуры. Оно сказалось и в отпадении каменных плоскостей стен, вытесненных ажурными переплетами окон между столбами, и в нервюрном своде, и в трифории, и наконец, в перекинутых от оснований сводов к контрфорсам опорных арках, так назывемых аркбутанах, с их доведенной до минимума массой.



Двери (порталы) в готической архитектуре

Нижний ярус фасада занимают перспективные порталы. Двери обрамлены снизу статуями, немного большими, чем в рост человека. Они встречают его при входе приветливым взглядом, иногда улыбкой. Порталы обрамлены высокими стрельчатыми арками с круглой розой посередине. Пропорции доведены до крайней степени стройности и ажурности. Скульптурное украшение порталов, вимпергов, консолей.



Заключение

Развитие готического искусства было вызвано к жизни подъемом городской культуры, стремлением к свободной общественной жизни и умственной деятельности. Но многие из этих идеалов в условиях сохранения незыблемого феодального порядка во всей Европе так и не смогли быть воплощены. В XIII веке в коммунах начинается борьба между мелкой и крупной буржуазией, в жизнь городов больше вмешивается королевская власть. Естественно, что в неокрепшем организме нового общества легко могло пробудится стремление к канонизации достигнутого. Оно подменяло живое творчество богословской учетностью.