Если у человека душа что говорит библия. Что есть дух и душа по Библии? Понятия бессмертия греха в мире и бессмертия грешника

01.01.2024 Из бревна

В понятие душа каждый человек вкладывает что-то свое. Если провести опрос на улицах или среди знакомых, то стане понятно, что для одних душа – это их чувства и эмоции, другие отождествляют ее с сердцем: душа болит, – говорят они. Откуда же взялось понятие душа и что оно означает в православном вероучении?

Святая Библия для души православного – далеко не первый источник, который говорит об этой субстанции. Из уроков истории Библии мы знаем, что в существование души люди верили еще задолго до появления христианства. В этом нас убеждают многочисленные и разнообразные гробницы, которые строились для богатых вельмож с целью обеспечения их комфортной загробной жизни. Много рассуждали о душе древнегреческие философы, в частности Платон. Учение о бессмертии души легло в основу и православной веры.

В святой Библии душа упоминается несколько раз и в разных значениях. Для того, чтобы донести до простого человека, в чем заключается сущность души, что она из себя представляет, откуда берется и что происходит с ней после смерти, было написано множество богословских трудов, начиная с первых веков христианства и до наших дней.

Что говорится в святой Библии о душе?

В святой Библии душа упоминается и в Ветхом, и в Новом Завете. В одних случаях под этим словом подразумевается самая возвышенная, нематериальная составляющая человека: …ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16:25), в других – жизнь: Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца (Мф. 2:20). Апостол Павел, говоря о душе, имел в виду человека вместе с физической составляющей: Всякая душа да будет покорна высшим властям… (Рим. 13:1).

Основываясь на всем, что сказано о душе человека в святой Библии, православные богословы и учителя церкви вывели учение, которое дает нам общее понимание того, что же такое душа в православном вероучении.

Бессмертие души в святой книге Библии

Если собрать воедино все, что, основываясь на святой Библии, о душе написали православные богословы, то мы можем увидеть, что душа – бессмертная нематериальная часть человека, которая имеет начало, но не знает смерти. В стихах Ветхого Завета, которые повествуют о сотворении человека, сказано, что Бог вдохнул дыхание в лицо Адама, и стал он живой душой. То есть душа – это носитель жизни для человека, когда он умирает, она покидает тело.

Следует отметить, что в православном вероучении существует непременное условие для того, чтобы душа была бессмертной – жизнь во Христе. Эта оговорка основывается на словах святой Библии, которые говорят, что души грешных умирают. Некоторые толкователи считают, что в этом случае подразумевается духовная смерть, т. е. вечные муки и отсутствие возможности

Посещая какой-нибудь собор, церковь или монастырь люди, порой даже не отдавая себе отчета, покупают свечи и ставят их за упокой души своих умерших близких и родных. Нередко люди отдают список имен своих почивших близких церковным служителям, чтобы священник с кафедры помянул их перед Богом. Многие, посещая кладбища, рассказывают у могил близких о своих переживаниях, радостях, считая, что души родственников их обязательно услышат. То и дело слышишь рассказы о том, как во сне к живым являются их умершие родные и дают им некоторые советы, или рассказывают о своем житье-бытье в других мирах. Как-то по телевизору один известный оперный певец рассказал о том, что с Богом он общается через свою умершую мать, которая и после смерти поддерживает его так же, как делала это при жизни. Другие ходят на специальные спиритические сеансы, чтобы встретиться и пообщаться с душами своих умерших близких. Мы читаем рассказы людей, находившихся когда-то в состоянии клинической смерти, в которых они вспоминают о путешествии своей души, о встрече с Богом. Многие сегодня увлекаются чтением книг, которых появилось великое множество, о путешествиях душ, перевоплощениях. Нередко эти книги написаны людьми, не имеющими никакого отношения к восточным религиям. Несколько лет назад корреспондент газеты «Аргументы и факты» задал вопрос одному священнику о том, что происходит с душой только что умершего человека, на что тот ответил, что в первое время душа в сопровождении ангелов путешествует по земле, приходит в свою семью, а потом отправляется к Богу, который определяет ее участь — в раю или аду ей уготовано пребывать (что, якобы, происходит на 9-й день после смерти), а на 40-й день душа возносится от земли.

В несчастьях люди утешаются тем, что теперь наши близкие в раю, где им не грозят беды и скорби. Традиционным стало отмечать поминовение души на 9-й и 40-й дни.

Многих страшит ад, где по учению многих религий, вечно суждено мучиться в неугасимом пламени душам грешников. Часто именно этот не осознанный до конца страх влечет даже неверующего человека в церковь, особенно по праздникам, выполнить те или иные обряды, сделать пожертвования храму, подать милостыню, постоять на службе. Подобными же действиями мы пытаемся обезопасить души наших умерших близких от вечных мук. Порой скрупулезно соблюдая обряды погребения, поминовения на 9-й и 40-й дни после смерти, по праздникам ставя свечи за упокой души в церкви, люди не знают, что Сам Бог в Своем Слове — Библии говорит о душе, о том, есть ли жизнь после смерти, полагаясь при этом на мнения, представления и знания других людей. А ведь насколько более важно знать мнение Бога, чем мнения других людей, пусть очень мудрых и имеющих, быть может, высокий духовный сан, но, тем не менее, всего лишь людей, таких же, как и мы с вами.

Что же Бог на страницах Библии говорит о бессмертии души?

1. Вначале рассмотрим, как Библия объясняет, что же такое душа.

Душа — это жизнь . «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:1). «И побили все дышущее, что было в нем, мечом, предав заклятию; не осталось ни одной души…» (И. Навин 11:11). «Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное» (Ис. 57:16). Как видим, в этих текстах душа представлена как символ жизни, как символ живого человеческого организма.

Душа — это отдельная личность, человек . «Скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та…» (Числа 5:6). «…во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ, спаслись от воды» (1-Петра 3:20). «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41). «Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ» (Деян. 27:37). Из этих текстов мы видим, что душа равнозначна понятию человек.

Душа — как символ чувств, мышления, настроения . «Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 кн. Царств 18:1). «Когда же пришла… на гору… И подошел Гиезий, чтобы отвести ее; но человек Божий сказал: «Оставь ее; душа у нее огорчена…» (4 кн. Царств 4:27). «Душа моя истаевает от скорби: укрепи меня по слову Твоему» (Пс. 118:28). «Твердо помнит это душа моя, и падает во мне» (Плач Иеремии 3:20).

Душой в Библии именуются не только люди, но и животные . «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее…» (Быт. 1:21). Слово «нэфэш», переведенное на русский язык, как «душа», обозначает в дословном переводе слово «дышать». В книгах Нового Завета, написанных изначально по-гречески, слову «нэфэш» соответствует слово «псюхэ», также дословно переводящееся на русский язык как глагол «дышать». Именно в этом понимании понятие «душа» упоминается в Библии, иными словами, как символ жизни. Ни в одном месте Библии мы не встретим упоминания о том, что душа человека бессмертна и после смерти продолжает жить. Согласно Библии, бессмертием обладает только Бог. Нередко приходится слышать о том, что ангелы бессмертны — да, если Бог их наделяет вечной жизнью. Но Бог имеет право и отнять эту жизнь, и ангелы в этом случае могут потерять бессмертие. В Библии ясно сказано, что в конце времени Бог уничтожит навеки сатану — родоначальника греха, а ведь всем известно, что он изначально был сотворен как ангел Люцифер. «…единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете…» (1-Тим. 6:15—16).

2. Единство духа, души и тела:

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока…» (1-Фес. 5:23).

3. Библия о состоянии человека после смерти:

«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; И любовь их и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9:5—6). «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10). «А человек умирает, и распадается; отошел, и где он? … Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего… В чести ли дети его, он не знает; унижены ли, он не замечает» (Иов 14:10, 12, 21). «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4).

Как видим, вопреки учению многих церквей, говорящих о жизни после смерти и о бессмертии души, о радости душ в раю, о страдании их в аду, об их переживаниях об оставленных на земле близких, Господь со страниц Библии все это полностью отвергает. Со смертью человека, как мы увидели в Священном Писании, исчезают все его помышления, привязанности, любовь, ненависть. Что же такое смерть, и что происходит с человеком, когда он умирает? Вот как Сам Христос пояснил Своим ученикам, что такое смерть: «Сказав это, говорит им потом: «Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его». Ученики Его сказали: «Господи! Если уснул, то выздоровеет». Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: «Лазарь умер…» (Ин. 11:11—14). Нам Библия говорит, что после грехопадения Господь лишил человека вечной жизни, бессмертия: «И сказал Господь Бог: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно… И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима… чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:22—24). Воскресение произойдет только при Втором Пришествии Христа, причем не бесплотной души, а всего человека, во плоти: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его…» (Иов 19:25—27). «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). «Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего» (Иов 14:12). «…все находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28—29). «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе… ибо… земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19). «А сподобившиеся достигнуть… воскресения… умереть уже не могут… ибо они… суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине…» (Лк. 20:5—37).

Итак, сделаем обобщения, что же такое душа и смерть в свете Библии:

1. Душа (дыхание) — это символ жизни, живого человека, человеческих мыслей, чувств, желаний.

2. Существует единство духа, души и тела. Умирает тело, и вместе с ним умирает душа, иными словами, вместе с телом умирают чувства, желания, память, интеллект человека. После смерти от человека не остается ничего (!).

3. Смерть — это сон, который прервется при Втором Пришествии Христа, когда умершие праведники воскреснут и получат от Бога дар вечной жизни.

4. Воскреснут люди во плоти, это будут они сами, вернутся их память, мысли, чувства и т. д.

5. Человек лишился дара вечной жизни после грехопадения.

6. Бессмертием обладает только Бог.

7. При Втором Пришествии Христа воздаяние получат все — и праведники, и грешники.

Таким образом, Бог на страницах Библии опровергает лжеучение многих церквей о бессмертии души. Как же это лжеучение вкралось в христианство?

Как свидетельствует Священное Писание, евреи на протяжении сотен лет придерживались библейского понимания смерти души и тела. «Учение о бессмертии души опущено в Моисеевом законе… хотя… Казалось бы, что столь существенный для религии принцип мог быть поведан путем откровения избранному народу Палестины в самых ясных выражениях и что он мог бы быть безопасно вверен наследственной священнической расе Аарона» .

Однако положение начало меняться после Вавилонского пленения и утверждения канона (списка Ветхозаветных книг) при Ездре, после последнего ветхозаветного пророка Малахии (около 400 года до Р. Хр.). Тогда «в Иерусалиме мало-помалу образовались две знаменитые секты — саддукеи и фарисеи. Первые из них, состоящие из самых зажиточных и самых выдающихся членов общества, строго придерживались буквального смысла Моисеева закона и из чувства благочестия отвергали бессмертие души как такое учение, которое не имеет поддержки в содержании священных книг, считавшихся ими за единственное основание веры. А фарисеи присовокупляли к авторитету Священного Писания авторитет преданий, и под именем преданий принимали некоторые умозрительные положения, заимствованные от философии или от религии восточных народов… так как фарисеи, благодаря строгости своих нравов, успели привлечь на свою сторону большинство иудейского народа, то бессмертие души сделалось преобладающим убеждением синагоги» . Итак, понятие бессмертия души пришло в ветхозаветную церковь из философии и религии языческих народов, ее окружавших. Но благодаря появлению и деятельности Христа и апостолов, молодая новозаветная христианская церковь отвергла это языческое учение, не имеющее под собой никаких оснований в Ветхом Завете. Однако, по мере распространения проповеди Евангелия в церковь пришло много греков, через которых начинает действовать дьявол, который еще первым людям Адаму и Еве в Едеме пообещал: «…нет, не умрете… но… будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4—5). С тех пор лжеучение о бессмертии души врагом рода человеческого продолжало насаждаться с невероятным упорством. Понятие бессмертия души было сильно развито в греческой философии, последователи которой хотели научить людей не бояться смерти, которую они называли «роковым ударом, прекращающим нашу жизнь и избавляющим нас от житейских невзгод». «Они пришли к убеждению, что, так как ни одно из свойств материи не может быть применено к деятельности ума, то, стало быть, человеческая душа есть такая же субстанция, которая отлична от тела, чиста, несложна и духовна, что она не может подвергаться разложению и доступна для гораздо более высокой степени добродетели и счастия после того, как она освободится от своей телесной тюрьмы… философы, шедшие по стопам Платона, вывели весьма неосновательное заключение: они стали утверждать не только то, что человеческая душа бессмертна в будущем, но и то, что она существовала вечно, и стали смотреть на нее как на часть того бесконечного и существующего самим собою духа, который наполняет собой и поддерживает вселенную» . Воспитанные на этой философии греки, приняв христианство, привнесли в него понятие о бессмертной душе. И если в первые 100—200 лет это вызывало многие протесты, то к 4 веку по Р. Хр. данная доктрина окончательно вошла в церковь. Это также облегчалось тем, что, кроме греков, все народы — от населения Африки до славян — верили в бессмертие души как в один из неотъемлемых элементов язычества. У каждого народа были и свои понятия о царстве мертвых, аде: у египтян — Дуат, у вавилонян — «Страна без возврата», у греков — царство Аида; рае: у хеттов — Куммии, у скандинавов — Валгалла и т. д. В мифах народов мира описываются понятия ада и рая таким образом, что их трудно отличить от христианских. Учение об аде окончательно утвердилось в 533 году по Р. Хр. на церковном соборе в Византии под руководством императора Юстиниана Первого. Позже католическая церковь разрабатывает учение о чистилище, о котором мы уже писали. Можно было бы много писать о языческих корнях догмата о бессмертии души у разных народов, но мы остановимся на русских. К тому же это, думаю, представляет больший интерес, чем, скажем, у англов или франков.

«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святой имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом , чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:17; см. Лев. 19:2) . Дух Божий назван Святым, так как исходит от Святого Бога, и Он несёт в себе все свойства Личности Самого Бога : вездесущность, всемогущество, всеведение, премудрость и т. д. Так, присутствие в каком-либо месте Духа Святого есть присутствие Самого Бога, как вездесущего. «Бог есть Дух» (Ин. 4:24), такими словами подчёркнута духовная природа Бога Отца, что Он есть Дух.

Дорогие братья и сёстры, в Писании неоднозначно сказано, что Бог имеет Свой Дух (Ин. 15:26; Иоиль 2:27-29) , который Священное Писание называет Святым Духом Божьим (Ефес. 4:30; 1 Фес. 4:8) .

«Земля же была безвидна… и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). В этом стихе говорится о состоянии земли перед её творением и показано, что Дух Божий может одновременно находится в любом месте планеты на земле.

«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня…» (Пс. 138:7-10). Царь Давид ясно утверждает то, что от Бога и Его Духа нет такого места на планете, куда бы можно было спрятаться. Бог везде есть и всё видит. В этом псалме использован метод параллелизма, при котором Дух приравнивается к лицу Божьему, от которого нельзя скрыться, то есть скрыться от Бога Отца. В выражении «и от лица Твоего куда убегу» слово «лицо» переведено с оригинального еврейского «паним», что означает «присутствие». Во всех всемирно известных переводах Библии, в этом тексте (Пс. 138:7) применяется именно слово «присутствие», и это обстоятельство очень хорошо отражает истину о том, что присутствие Духа Святого означает личное присутствие Бога Отца.

«… Дух истины, Который от Отца исходит» (Ин. 15:26). Это свидетельство об источнике Духа, который есть на Сыне Божьем и на людях, верующих в Него. Дух Святой исходит от Отца и Сына на верующих людей: «…лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7).

«…Ты Бог мой; Дух Твой благой да ведет меня в землю правды» (Пс. 142:10). Видим, что Бог Духом Своим совершает дело спасения человека, ведёт его к правде.

О работе Духа Божьего на земле можно говорить много, но ограничимся этими свидетельствами.

II). Свидетельства Писания, где говорится о Иисусе Христе и Его Духе :

Дорогие братья и сёстры, пророчество Исаии о Мессии: «и почиет на нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11:2). Данное пророчество свидетельствует сущность духовной природы Господа Иисуса Христа, здесь все шесть характеристик духа подчёркивают полноту и совершенство Его духа.

∞ «Господь есть Дух ; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3:17). В этом стихе подчёркнута духовная природа нашего Господа, благодаря которой Он даёт свободу, через Его пребывание в человеческом естестве. Об этом Спаситель сказал: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными»; «Иисус сказал ему: Я есть путь и истина…» (Ин. 8:32; 14:6).

Христос сказал в синагоге Назарета (Лук. 4:18) : «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим» (Ис. 61:1). Это пророчество об Иисусе свидетельствует о том, что Он имеет Духа Божьего, как Его помазанник, то есть Мессия.

Есть такие стихи, которые ясно свидетельствуют о том, что Дух Божий и Дух Христов передаётся людям путём простого дуновения. В книге Исход написано: «Ты дунул духом Твоим» (Исх. 15:10). А так же: «Иисус же… сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого» (Ин. 20:21, 22).

III). Чтобы разобраться, что означает слово Дух в Библии используем четыре важных доказательства из Святого Писания:

1). В «Старом Завете» слово «дух» переведено с еврейского слова « ruach» : «И нисшел на меня Дух (« ruach») Господень и сказал мне: скажи, так говорит Господь: что говорите вы, дом Израилев, и что на ум ruach») вам приходит, это Я знаю» (Иез. 11:5). Итак, в одном стихе слово « ruach» переведено как «Дух» Господень, а в другом месте как «ум» человеческий. Из этого текста следует, что слово « ruach» означает ум, мысли (Божьи или человеческие). Этот вывод подтверждается двумя другими стихами Библии.

2). Пророк Исаия прославляет совершенство Творца: «Кто уразумел дух (« ruach») Господа, и был советником у Него и учил Его?» (Ис. 40:13). Апостол Павел цитирует этот же стих из Исайи, восхваляя разум ruach») Создателя: «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим. 11:34). Из сравнений этих двух текстов очевидно тождественность понятий «дух» и «ум» (разум) .

3). Важный призыв апостола Павла к верующим: «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего («noos umwn» )» (Еф. 4:22, 23). В этом стихе «Нового завета» слово дух переведено со слова « pneumati» , что означает дух.

4). «Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?» (Мк. 2:8). А в этом стихе «Нового завета» слово дух переведено со слова « epiginosko». Наш Господь узнал (понял) то, что в мыслях у книжников духом Своим.

Итак, в Библии слово дух (будь-то человеческий или Божий) означает: ум, разум, образ мышления.

IV). Слово «дух» в Писании означает человека, его личность:

А). «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов , от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух , который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух , который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1Ин. 4:1-3). В этом отрывке 6-ть раз слово дух использовано по отношению к личности человека, и один раз — по отношению к Богу (где слово Дух написано с большой буквы). Слово дух, где оно с маленькой буквы, можно относить и к учению, вероисповеданию человека или церкви. Итак, в Библии слово (понятие) дух относится к живым людям (см. также в 1Пет. 3:19) .

Б). Человек есть соединение духа и тела (которое в Писании названо «прахом земным», в других переводах используется слово глина) : «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7) .

Патриарх Иов свидетельствует: «доколе еще дыхание моё во мне и дух Божий в ноздрях моих» (Иов. 27:3). Слова «дыхание моё» обозначают жизнь человека, которая поддерживается Духом Божьим.

Что Писание говорит о том, каким образом человек оживает (воскрешается Господом): «Так говорит Господь Бог костям: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух , и оживете, и узнаете, что Я Господь» (Иез. 37:5, 6). Видим, кости покрытые плотью, без духа не оживают. Плоть без духа мертва (Иак. 2:26) .

Библия описывает событие, когда Христос воскресил дочь Иаира, начальника синагоги: «Он же… возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала…» (Лук. 8:54, 55). Итак, соединение духа и тела человеческого, возвращает его к жизни.

Свидетельства Писания о духе человеческом :

Если кто-либо находится в состоянии угнетения, тоски или депрессии, то оно приравнивается к смерти, как учил апостол Павел: «…печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10) . А также бывает противоположное состояние у человека: утешение, радость, счастье, такое состояние подобно выздоровлению или оживлению, как это описано в Быт. 45:27 : «…тогда ожил дух Иакова, отца их».

Дух человеческий может быть постоянно под влиянием сатаны и проявлять себя по-разному:

как «дух усыпления» (Рим. 11:8; Ис. 29:10), как «дух опьянения…» (Ис. 19:14), как «дух ревности» (Чис. 5:14), как «злой дух» (1Цар. 16:17), как «глупый дух», «высокомерный дух». Если люди не принимают истину и Духа Божьего, то, как говорит народная пословица: «свято место пусто не бывает», тогда «…пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2Фес. 2:11) .

Итак, по Библии слово «дух» означает невидимая часть личности человека, содержащая в себе все личностные, характерные качества. Дух человека – это его ум, мышление и характер.

Разберём теперь, в каком же состоянии находятся все умершие люди?

При первой смерти тело человеческое «возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Вот что об этом говорит Библия: «…мёртвые ничего не знают… и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли… в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:5, 6, 10). Все умершие находятся в бессознательном состоянии. Вспомните, как охарактеризовал Иисус Христос состояние мёртвого Лазаря: «он спит » (см. Ин. 11:11-14). Так же Он сказал и умершей дочери Иаира, начальника синагоги, что она спит (Лук. 8:49-55) . Тоже о первой смерти сказал царь Давид: «услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным » (Пс. 12:4). Когда человек спит то, он находится в бессознательном состоянии и не может отвечать за себя или за происходящее. Именно в таком «спящем», бессознательном состоянии находятся у Бога все умерши е люд и. Все люди пока ещё умирали смертью первой.

Участь животных и людей в конце жизни одинаковая, все умирают: «потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета! Всё идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах» (Еккл. 3:19-20). Тело животного, как и человека, без духа мертво : «Ты… отнимешь дух их — умирают» (Пс. 103:29); «тело без духа мертво…» (Иак. 2:26).

«Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе…» (Еккл. 8:8). Власть над духом человека и его днём смерти у Бога.

Нет власти у людей над духом своим, в конце жизни он возвратится к Богу: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7).

Представим более наглядно два состояния людей:

Свидетельства Писания, где говорится, что кроме духа человеческого рождённые от Бога люди имеют в себе и Дух Святой:

Об Иисусе Навине: «И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух …» (Чис. 27:18).

О пророке Данииле: «вошел ко мне Даниил… в котором дух святого Бога» (Дан. 4:5).

Господь говорит: «вложу в вас дух Мой, и оживёте… и узнаете, что Я, Господь…» (Иез. 37:14).

Друзья, в этих стихах даются примеры рождения свыше, примеры людей рождённых от Духа Божьего. По милости Божией, Его Дух не оставил людей один на один с их могущественным врагом. Божья благодать заключается в возможности каждому человеку выйти из-под власти сатаны, осознанно выбрав для себя другого Хозяина своей жизни. Поэтому всё время на земле физическая жизнь любого человека представляет собой шанс во времени через второе рождение приобрести Божье усыновление и спасение (Ин. 1:12, 13) . Этим шансом воспользовались, после согрешения, Адам, Ева и многие их потомки. Жизнь на земле продолжается вот уже столько лет, только благодаря благодати Божьей, то есть благодаря Его милости, возможности второго рождения от Бога, чтобы получить прощение грехов, освящение и жизнь вечную.

Если дух человеческий находится под влиянием Духа Божьего, тогда он проявляет себя по-другому, и тогда в жизни верующего происходят: покаяние, принятие Христа как личного Спасителя и рождение свыше, когда Дух Христа крепко утверждается во внутреннем человеке (Еф. 3:16) , производя необходимую работу освящения.

Есть только два пути жизни (два духовных состояния): путь чистоты и святости, который дан Богом и путь зла и греха, который дан дьяволом. В день грехопадения Дух Святой оставил наших прародителей и они, автоматически, попали под власть нечистого духа. Есть только два духа: Дух Святой и дух нечистый. Поэтому все люди, являясь потомками Адама и Евы, рождаются с подобными качествами: смертным, греховным телом и смертным, греховным духом человеческим. Потому все люди появляются в этом мире уже несовершенными, падшими, греховными, а значит временными, хотя от начала творения не было так. Даже после второго рождения свыше (от Святого Духа) верующий всё ещё продолжает оставаться падшим существом.

Дорогие братья и сёстры, наделяемая праведность Спасителя обретается и проявляется в процессе жизни верующего со Христом, так что он постепенно уподобляется Ему своею верою, любовью, характером, жизнью: «…чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:18, 19).

Освящение – это проявление характера Самого Сына Божьего. Действующий изнутри Божий Дух совершает в жизни христианина следующие преобразования: обретение знания истины, реформа жизни в питании, время провождении, ценностях, целях и т. п. Происходит духовный рост и становление зрелой личности христианина, имеющей тесные взаимоотношения с Богом и послушной Его воле, что приводит к совершенству в вере и любви. Итогом всего этого является восстановление утраченного человеком образа Божьего и Его характера (Мат. 5:48; Лев. 19:2) . О таких верующих Павел говорит: «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Освящение свидетельствует о том, что верующий уже имеет спасение и праведность Христа по вере. Верующий становится пригодным к новой жизни со Христом на небе. Освящение не должно быть приравнено к оправданию. Освящение – это плод принятого Евангелия.

Итак, человек есть подобие Своего Творца, он имеет тело и дух. Слово «дух» имеет несколько значений в Святом Писании. Во-первых, оно означает невидимую часть человека или Бога, жизненную силу, содержащую в себе все личностные, характерные качества. У людей соединение духа с телом даёт оживление (воскрешение) (Иез. 37:5, 6; Лук. 8:54, 55).

Во-вторых, слово «дух» в Святом Писании означает ум (разум), образ мышления (Иез. 11:5; Мк. 2:8; Еф. 4:22, 23; Ис. 40:13 и Рим. 11:34) .

В-третьих, слово «дух» означает так же и ангелов, святых или падших (нечистых), которые пошли за сатаной. Ангелы есть бестелесные духи, которые не имеет тела подобного человеческому, это ясно доказал Христос после Своего воскресения, когда явился ученикам: «Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лук. 24:36-39). Святые ангелы это: «служебные духи , посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). Власть над любым духом находится у Бога (Иов. 27:3; Еккл. 3:19-21; 8:8; Пс. 103:29; Иез. 37:1-14).

V). Понятие душа в Библии

Дух и душа это есть разные понятия.

Во-первых, душа есть производное от соединения тела и духа человеческого, благодаря чему возникает новая жизнь . Рассмотрим библейские примеры, где душа как жизнь:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7) .

«В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12:10).

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды» (Мтф. 6:25).

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (огненной; Мтф. 10:28).

Во-вторых, душа (жизнь) как кровь : «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев. 17:11).

«ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится» (Лев. 17:14).

«только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа …» (Вт. 12:23).

В-третьих, душа как набор чувств, сердечных побуждений : «И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу…» (Быт. 34:3).

Царь Давид восклицает: «душа моя сильно потрясена» (Пс. 6:4).

«…Вседержитель, огорчивший душу мою, доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих» (Иов. 27:2, 3).

«В городе люди стонут, и душа убиваемых вопит…» (Иов. 24:12).

Псалмист свидетельствует: «терпели голод и жажду, душа их истаевала в них», «…душа их истаевает в бедствии» (Пс. 106:5, 26).

В-четвёртых, душа и дух могут означать личность человека :

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом , которым Он и находящимся в темнице духам , сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ , спаслись от воды» (1 Пет. 3:18-20). В этих стихах первое слово дух использовано по отношению к воскресшему Христу, а второй раз – по отношению к живым людям, так же и слово душа здесь использовано по отношению к живым людям, а именно по отношению к Ною и его семейству, которые войдя в ковчег, спаслись тогда от вод потопа.

Дорогие братья и сёстры, обратите внимание, как написано: «Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет », «Душа согрешающая, она умрет ; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18:4, 20). В Библии понятие бессмертная душа отсутствует потому, что после смерти жизни нет. Слово душа имеет значение жизнь , поэтому в отрыве от личности живого человека душа , рассматриваться не может. В этих стихах слово душа относится к живому человеку и подчёркнуто, что если человек осознанно грешит, то он спасённым быть не может. Слово умрёт (Иез. 18:4, 20) имеет смысл вечной погибели, то есть говорится о смерти второй.

Бессмертные ли дух и душа человека? Жизнь после смерти

Анализ библейского учения о смерти мы начнем с рассмотрения процесса сотворения человека:

«И создал Господь Бог человека из праха земного , и вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душею живою » (Быт. 2:7 , см. также Зах. 12:1).

По моему мнению, это ключевой момент, и если в нем разобраться, то все остальное станет понятным. Представив данный текст схематично, мы получим следующее уравнение:

Прах земной (тело, химические элементы Земли) + дыхание Бога (дух, дар жизни) = душа живая (живой человек).

Для поддержания в людях бессмертия Господь посадил в Эдеме «дерево жизни» (Быт. 2:9). При этом Бог заключил с Адамом и Евой завет (см. Ос. 6:7), согласно которому люди не должны были вкушать плодов от другого важного дерева в саду «познания добра и зла» (Быт. 2:9,17) под страхом потерять вечную жизнь:

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь » (Быт. 2:16,17).

Но наши предки обольстились обещаниями сатаны стать, как боги, и познать добро и зло (см. Быт. 3:5), поверили его обману: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4) и нарушили завет с Творцом. После грехопадения Бог, как и предупреждал, сделал человека смертным , запретив ему доступ к дереву жизни :

«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни » (Быт. 3:24).

То есть человек потерял вечную жизнь. Посмотрите внимательно, в Быт. 3:19 Библия показывает процесс, обратный творению. После грехопадения люди начали умирать, превращаясь в могиле обратно в прах , из которого и были образованы. А их дыхание жизни , полученное от Бога (см. Быт. 2:7), после смерти стало возвращаться к Создателю:

«Возвратится прах в землю , чем он и был; а дух возвратился к Богу , Который дал его» (Еккл. 12:7 , см. также Деян. 7:59 , Лук. 23:46 , Пс. 103:29,30).

Таким образом, после смерти «искра» жизни, дарованная человеку Богом, обратно возвращается к Творцу. То есть теперь наше уравнение будет иметь вид:

Душа живая (живой человек) - дыхание Бога (дух, дар жизни ) = прах земной (истлевающее в прах тело).

Как видно из приведенного текста Еккл. 12:7, душа человека после смерти не горит в аду, не блаженствует в раю, но тело его в земле, а дух (дыхание жизни ) - у Бога. Это означает, что у Господа просто хранятся разум и память человека, которые вместе с духом жизни после воскрешения вернутся в восстановленное из праха тело (это мы подробно рассмотрим в следующих главах):

«Так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших … и вложу в вас дух Мой, и оживете … и узнаете, что Я, Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь» (Иез. 37:12,14).

Поэтому во всей Библии нет описания посмертного бодрствования душ ни в аду, ни в раю, что мы разберем позднее. Словосочетание бессмертная душа отсутствует во всем Священном Писании. И это не смотря на то, что слова душа и дух употребляются в Библии более 1300 (!) раз (в русском Синодальном переводе). В то же время понятие «мертвая душа» в ветхозаветном Писании имеется. Посмотрите на текст, запрещающий священнику прикасаться к мертвым телам:

«Священник … ни к какому умершему не должен он приступать» (Лев. 21:10,11 , см. также Чис. 6:6).

Здесь вместо слова умерший в оригинале стоит словосочетание умершая душа - греч. ψυχη τετελευτηκυια, евр. נפֶש מות, что обозначает мертвого человека. Из этих библейских текстов мы видим, что мертвая душа - мертвый человек – это противоположность душе живой (см. выше Быт. 2:7)т. е. живому человеку. Смертность души, то есть всего человека, выражена в Библии и другой известной фразой:

«Душа согрешающая, она умрет » (Иез. 18:20 , см. также Числ. 23:10 , Иис. Нав. 2:14 , Иак. 5:20 , Втор. 27:25 , 2 Цар. 14:7).

Стоит обратить внимание, что два слова дух и душа, не смотря на их близкое смысловое значение, все-таки различны, поэтому в некоторых текстах Библии они приводятся в перечислении.

Посмотрите, в последнем из приведенных текстов упоминаются дух, тело и душа , то есть все три элемента уравнения, которое мы приводили выше. К сожалению, сегодня понятия душа и дух практически слились и в основном воспринимаются бестелесной разумной субстанцией человека. Однако в Библии эти слова имеют другое значение. Слово душа (נפֶש – евр., ψυχη – греч.) в Священном Писании в основном обозначает: А) человека, Б) его жизнь, В) человеческую личность – характер, разум. Такое разнообразие значений одного слова можно объяснить особенностью древнееврейского языка. Иврит Библии насчитывает около 8 000 слов. Всего язык евреев того времени состоял примерно из 20 000- 30 000 слов. Для сравнения: Оксфордский словарь английского языка содержит 240 000 общеупотребляемых слов и фраз, словарь Даля состоит из 200 000 слов, а современный иврит, по мнению некоторых специалистов, насчитывает 80 000 слов.

А) «Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ » (Деян. 27:37 , Рим. 13:1 , см. также 1 Пар. 5:21 , Иез. 18:4,20 , Иез. 27:13 , Числ. 15:31 , Чис. 23:10 , 1 Пет. 3:20).

Б) «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13 , см. также Лук. 6:9 , 1 Ин. 3:16 , Лук. 12:20 , Деян. 20:10 , Ис. 53:12 , Исх. 4:19 , 1 Цар. 23:15 , 1 Цар. 24:12 , 3 Цар. 19:10 , Рим. 11:3 , Мф. 2:20).

Сам Иисус отдал за нас душу, то есть свою человеческую жизнь «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28 , см. также Мар. 10:45).

В) «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим » (Мф. 11:29 , см. также Деян. 15:24 , 1 Пет. 1:22 , Пс. 138:14 , Исх. 23:9 , Иов. 3:20 , 4 Цар. 4:27).

Слово дух (– евр., πνευμα – греч.) по отношению к человеку обозначает в основном А) дыхание жизни от Бога, Б) жизнь, В) человеческую личность, в т. ч. под влиянем Божьего Духа:

А) «Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете» (Ис. 37:5 , см. также Еккл. 12:7 , Ис. 42:5 , Деян. 7:59 , Лук. 8:55 , Лук. 23:46).

Б) «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4 , см. также Суд. 15:19 , Иов. 27:3 , Пс. 30:6 , 1 Кор. 5:5 , Ин. 12:25 , Лук. 17:33 , Иак. 1:21 , Мф. 26:41 , Ин. 6:63).

В) «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12 , см. также Пс. 50:19 , Иов. 15:13 , Ис. 54:6 , Иез. 13:3 , Иез. 21:7 , Дан. 4:5 , Дан. 13:45 , Агг. 1:14 , Еккл. 2:26 , Мал. 2:15,16 , 1 Кор. 14:14,15 , 1 Кор. 6:16,17 , Чис. 16:22 , Чис. 27:16 , Евр. 12:9).

В Библии понятие душевность применяется в основном при описании человеческой сущности людей, а духовность – преимущественно Божественной (под влиянием Божьго Духа ):

«Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное » (1 Кор. 15:44-46).

«Возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным . Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно » (1 Кор. 2:13,14).

«В последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди … душевные, не имеющие духа » (Иуд. 18,19 , см. также Иак. 3:15).

Самая главная миссия Иисуса - научить людей и помочь им в этой жизни сохранить чистоту среди «развращенного» нынешнего мира, чтобы наш характер был подготовлен для будущего вечного бытия и на Великом суде наши дух и душа были спасены для бессмертной жизни в новом теле :

«Чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:5).

«Любящий душу (жизнь со всевозможными наслаждениями тела . – Прим. авт.) свою погубит ее (для жизни вечной. – Прим. авт.); а ненавидящий душу свою в мире сем (отдающий приоритет духовному перед плотским. – Прим. авт.) сохранит ее в жизнь вечную » (Ин. 12:25)

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (за грехи человека. Сначала за грехи людей умирали жертвенные животные. Но они были лишь прообразами истинной заместительной жертвы – Сына Божьего. Иисус, являясь Богом и одновременно человеком, умер за раскаянные грехи людей. Библия говорит, что Христос победил ад и смерть: «Поглощена смерть победою. Смерть ! где твое жало? ад ! где твоя победа?» (1 Кор. 15:54,55 , см. также 1 Кор. 15:26 , Ос. 13:14). То есть Иисус дал людям возможность вновь получить бессмертие . В день Великого Суда после Второго Пришествия Христа все люди будут воскрешены: одни - для вечной жизни, другие - для того, чтобы умереть вновь, но теперь уже второй вечной смертью . Иисус так рассказывал об этом событии:

«Мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут . Все , находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни , а делавшие зло - в воскресение осуждения » (Ин. 5:25,28,29 , см. также Откр. 1:7).

То есть люди, делавшие зло , оживут, но потом будут преданы второй смерти (подробнее об этом мы поговорим позднее):

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая » (Откр. 21:8).

Но воскресшие люди, творившие добро, не потерпят вреда от второй смерти , так как за их грехи этой «второй смертью» уже умер Иисус, чтобы даровать им после воскрешения бессмертие:

«Над ними смерть вторая не имеет власти» (Откр. 20:6).) возвещает бессмертие праведных людей после предстоящего воскрешения. Теперь давайте разберемся, о каком аде идет речь в текстах Библии, рассказывающих о победе Иисуса над адом: «Ад! где твоя победа?» (

Спрашивает Ludmila
Отвечает Василий Юнак, 04.02.2013


Ludmila пишет: "Откуда "приходит" душа при рождении человека и куда она "уходит" после его смерти?"

Люди, которые не желают в точности принимать Библейское учение, а смешивают его с различными философиями, рано или поздно попадают в тупик. Один из тупиков, в который попало христианство, это учение о бессмертии души. Причем, для того, чтобы хоть как-то найти ответ, не отказываясь от этого учения, такие запутавшиеся богословы начинают смешивать понятия. Вот и этот вопрос оттуда же. Нет, я не имею ничего против Вас, Сестра Людмила. И не имею ничего против множества других христиан, не имеющих ничего общего с теми горе-богословами, о которых я вспомнил. Просто я думаю о множестве христиан введенных в заблуждение теми, кто упорствует в попытках смешать Божье Слово с учением человеческим.

Итак, чтобы ответить на этот вопрос, его надо разделить на две совершенно разные части. То есть, отделить истину от заблуждения, которые в этом вопросе смешались. (1) Что "приходит" в человека в момент рождения и "уходит" из него в момент смерти? и (2) Что такое "душа" в Библии и чем она отличается от "духа"?

1. Есть стандартное понятие в христианстве, что в момент смерти некая субстанция человека, какая-то составная часть его, отделяется от тела и уходит куда-то, чтобы существовать вечно, а все остальное умирает. Эту часть называют душой. После смерти душа якобы попадает в рай, ад или чистилище (все зависит от конфессиональной принадлежности христианина), она испытывает мучения или наслаждения, она может общаться с другими душами и существами... Вот такое представление имеется у многих людей. Оно поддерживается разного рода проповедниками и священнослужителями. Но большинство людей даже и не подозревает, что все это СОВЕРШЕННО ПРОТИВОРЕЧИТ УЧЕНИЮ БИБИЛИИ!

Во-первых, Библия вовсе НЕ учит о том, что человек состоит из трех частей. Библия вообще НЕ говорит об устройстве человека. Семитское мышление, в отличие от греческой философии, никогда не вникало в структуру вещи, а уделяло основное внимание значению вещи. Но даже те немногие места, которые говорят о строении человека, о его рождении, жизни и смерти, не позволяют считать, что в человеке есть какая-то бессмертная часть, могущая существовать вне самого человека или его тела. Всякие трансформации жизни, будь то бессмертие, перевоплощение, или еще что-либо - это не из Библии, и не от семитских религий, а пришедшее извне, из восточных и западных философий и религий.

Библия учит о том, что Бог сотворил человека по образу Своему из праха земного, а потом вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и в этот момент человек СТАЛ живой душой: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (). Да, есть тексты в Библии, которые якобы показывают "тройственность" человека: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (). Но этот же текст, если воспринять его буквально, противоречит тому самому расхожему мнению об отделении тела от души и духа, потому что он говорит о "целости" и "полноте", о сохранении всех трех компонентов вместе.

2. Таким образом, под словом "душа" в Библии подразумевается либо весь живой человек (равно как любое другое животное), либо "душа" еще употребляется в смысле "чувства человека", когда речь идет не о физическом устройстве, а о восприятиях человека. В этом смысле "дух" уже не просто "дыхание", а "разум" человека. Библия это определяет так: "Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе" (). "Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (). Итак, под духом подразумевается разум и знание человека. Душа, с другой стороны, это чувства и похоть.

"Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов" (). Душа в данном случае олицетворяет греховные наклонности, а дух - праведные побуждения. То же самое мы видитм и в других текстах: "Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое" (). "Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа" (). Как видите, оказывается душа и дух могут быть несовместимыми в человеке. И это верно, если мы понимаем их не как составляющие человека, а как его состояние: "сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное" (). "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" ().

Добавлю к сказанному еще несколько текстов:

"И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло" (). "доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих" (). - Эти тексты говорят о том, что дух в человеке равен дыханию.

"И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони" () - Единственный текст в Библии, говорящий о "выходе" души из человека во время смерти. Но при тщательном анализе оказывается, что это просто означает окончание жизни, а не отделение некоей субстанции.

"А человек умирает и распадается; отошел, и где он?" (). "Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, - вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах" (). "Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его" (). "отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой - созидаются" (). Эти тексты еще раз показывают, что к Богу возвращается не душа, а дух, то есть дыхание. А душа, то есть разум, чувства, мысли - умирает и исчезает.

Читайте еще по теме "Смерть, рай и ад, душа и дух":