Инновационные технологии в работе логопеда. Доклад "применение современных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда " Что относится к логопедическим технологиям

23.12.2023 Защита 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Подснежник» с. Бичура.

Консультация для воспитателей и специалистов

Логопедических групп.

«Логопедические технологии»

Шарабаева Н.Н. учитель-логопед

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении. Поэтому не прекращается поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия на разных возрастных этапах и в различных условиях, в том числе и в ситуации удовлетворения особых образовательных потребностей, которые имеют место у детей с отклонениями в развитии.

Что такое педагогическая технология? (технос – искусство, мастерство, логос – учение).

В толковом словаре дано определение: «Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве».

Б.Т.Лихачев дал свое определение: «Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».

По мнению В.П.Беспалько, педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса.

Педагогическая технология по И.П.Волкову - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

Что можно отнести к логопедической технологии?

к логопедической технологии относятся:

Технология логопедического обследования.

Технология коррекции звукопроизношения.

Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология развития интонационной стороны речи.

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

Технология логопедического массажа.

В последнее время в современной логопедической практике при наличии условий активно используются нетрадиционные для логопедии технологии:

Нейропсихологические технологии,

Кинезитерапия (движение),

Гидрогимнастика,

Различные виды логопедического массажа,

Суджок-терапия (семянотерапия),

Гимнастика Стрельниковой,

Дыхательный тренажёр Фролова,

Фитотерапия,

Аурикулотерапия (иглоукалывание),

Ароматерапия,

Музыкотерапия,

Хромотерапия (лечение цветом),

Литотерапия (лечение камнями),

Имаготерапия (образ, куклотерапия),

Сказкотерапия,

Песочная терапия,

Различные модели и символы.

Кроме этого в коррекционно-развивающий процесс, активно внедряются мультимедийные средства коррекции и развития, БОС технологии.

Технология логопедического обследования

Цель логопедического обследования:

определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

задачи:

1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;

2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;

3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

1) ориентировочный этап,

2) дифференцировочный этап,

3) основной,

4) заключительный (уточняющий этап).

Обследование звукопроизношения

Проверяются следующие группы звуков:

1) гласные: А, О, У, Э, И, Ы;

2) свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ;

3) сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;

4) глухие и звонкие парные П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В – в твердом и мягком звучании: П’-Б’, Т’-Д’, К’-Г’, Ф’-В’;

5) мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ, а также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ.

В логопедической литературе принято различать четыре типа дефектов звукопроизношения:

1) отсутствие звука,

2) искажение звука,

3) замена звука,

4) смешение звука.

Обследование строения артикуляционного аппарата

1. Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа.

2. Зубы: неправильный прикус и посадка зубов.

3. Твердое небо: узкое куполообразное (готическое); расщепление твердого неба (субмукозная расщелина). Подслизистое расщепление неба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностируется, т.к. закрыто слизистой оболочкой.

4. Мягкое небо: короткое мягкое небо, расщепление его, раздвоенный маленький язычок (uvula), отсутствие его.

Обследование дыхательной функции

1. Тип неречевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное).

2. Характеристика речевого дыхания: по результатам произнесения фразы, состоящей из 3 – 4 слов (для детей 5 лет), 4 – 6 слов (для детей 6 – 7 лет).

3. Объём речевого дыхания (нормальный, недостаточный).

4. Частота речевого дыхания (нормальное, учащённое, замедленное).

5. Продолжительность речевого дыхания (нормальное, укороченное).

Обследование просодической стороны речи

1. Темп (нормальный, быстрый, медленный).

2. Ритм (нормальный, аритмия, дисритмия).

3. Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).

4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

Обследование фонематического восприятия

С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:

1. Узнавание, различение и сравнение простых фраз.

2. Выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу).

3. Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем – в слогах и словах(различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу).

4. Запоминание слоговых рядов, состоящих из 2 – 4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА).

5. Запоминание звуковых рядов.

Обследование понимания слов

1. Показ называемых логопедом предметов или картинок, находящихся перед ребёнком.

2. Показ называемых логопедом предметов или картинок, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка.

3. Проверка понимания слов в затрудненных условиях. Используется многократное повторение слов или группы слов. Например: «Покажи стакан, книгу, карандаш, стакан, книгу». (А.Р. Лурия).

4. Для выявления понимания действия предъявляются пары картинок. Например: на одной картинке изображен ученик, читающий книгу, на другой – книга. Логопед называет слово «читает» – ребенок должен показать соответствующую картинку.

5. Изучение понимания слов, сходных по звуковому составу, различение которых предполагает наиболее тонкий фонематический анализ.

Более сложные виды заданий, направленных на актуализацию значений слов, на их правильный выбор в том или ином контексте:

1) Подобрать к названным определениям подходящие предметы.

2) Подобрать к названию целого название его части.

3) Подобрать к названию общего понятия частного.

4) Подобрать названия предметов по их действиям.

5) Подобрать слова, противоположные по значению.

6) Закончить предложение.

7) Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными, близкими по значению.

8) Выбрать прилагательные, которые можно употребить с существительными, указанными в скобках: густой, дремучий (лес, туман);

9) Выбрать из слов, данных в скобках, наиболее подходящие по смыслу: Утром к дому прилетела... (стая, стайка, стадо) воробьев.

Обследование понимания предложений

1. Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности.

2. Для выявления трудностей понимания логико-грамматических структур используется разработанный А.Р. Лурия прием, который включает три варианта:

а) Ребенку предлагается показать два последовательно называемых предмета: карандаш, ключ;

б) «Покажи ключом карандаш»;

в) «Покажи ключ карандашом».

3. Изучение понимания логико-грамматических отношений.

Обследование понимания грамматических форм

1. Исследование понимания форм единственного и множественного числа существительных, глаголов, прилагательных с помощью набора картинок, изображающих один или несколько предметов.

2. Для исследования понимания форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени используют картинки, на которых изображены мальчик и девочка, совершающие одно и то же действие или находящиеся в одном и том же состоянии.

3. Исследование понимания значения предлогов.

Обследования лексического запаса

1. Называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам,

2. Подбор синонимов, антонимов, родственных слов,

3. Называние обобщённых слов в группе однородных предметов.

4. Приёмы, направленные на изучение способов употребления слов в разных видах коммуникативной деятельности.

а) самостоятельное составление предложения с заданным словом;

б) добавление 1 – 2 слов к неоконченному предложению;

в) корректирование ошибочных слов в предложении.

5. Подбор к данному слову нескольких слов, сочетающихся с предъявленным.

Обследование грамматического строя языка

Обследование навыков построения предложения,

Обследование грамматических изменений слов в предложении,

Обследование грамматического оформления на морфологическом уровне.

Обследование связной речи

Используются следующие приёмы:

1. Пересказ (с опорой на готовый сюжет и предложенный авторский).

2. Рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картин.

3. Рассказ-описание или рассказ из личного опыта.

Технологии коррекции звукопроизношения

Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие: Ф.Ф. Рау выделяет 2 этапа, О.В. Правдина и О.А. Токарева – 3 этапа, М.Е. Хватцев – 4 этапа. Так как принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия нет, то выделение количества этапов не имеет принципиального значения.

1. Подготовительный этап

1) Формирование точных движений органов артикуляции:

а) с помощью логопедического массажа;

б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.

2) Формирование направленной воздушной струи.

3) Развитие мелкой моторики:

а) с помощью пальчиковой гимнастики;

б) с помощью массажа рук;

в) с помощью самомассажа пальцев рук;

г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка,

мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.).

4) Развитие фонематических процессов.

5) Отработка опорных звуков.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

А) Постановка звука.

1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.

2) Создание артикуляционной базы данного звука.

4) Отработка произнесения изолированного звука.

Б) Автоматизация звука.

В) Дифференциация звука.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В.А. Ковшикову).

1) Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).

2) Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции:

– фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.);

– фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.);

– фонематические представления.

3) Прием связи звука и буквы.

Технология постановки разных групп звуков

Выделяют 3 способа постановки звуков: по подражанию (имитативный), механический и смешанный. (впервые выделены в работах Ф.Ф. Рау)

Имитативный – основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда.

Механический способ – основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями.

Смешанный способ – основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение.

Технология формирования речевого дыхания при заикании

В дошкольном возрасте формирование диафрагмально-рёберного дыхания необходимо проводить в положении лёжа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.

Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют следующие этапы работы по формированию речевого дыхания при заикании.

Первый этап

Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата(постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот)

Второй этап

Формирование длительного фонационного выдоха Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.

Третий этап

Формирование речевого выдоха Здесь в упражнения вводятся слоги, слова, фразы.

Технологии формирования речевого дыхания при дизартрии

Первый этап: общие дыхательные упражнения

Второй этап: речевая дыхательная гимнастика

Основные правила дыхательной гимнастики:

1. Нельзя переутомлять ребенка.

2. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу.

3. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движений диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота.

4. Все дыхательные движения ребенок должен производить плавно, под счет или под музыку.

5. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.

И.И. Ермакова выделяет следующие основные задачи логопедической работы по коррекции голоса при ринолалии:

1. Нормализация тембра.

3. Восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях го-

лосового аппарата.

Коррекция до операции:

1) Постановка физиологического и фонационного дыхания.

2) Профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба.

3) Коррекция звукопроизношения.

1) Дыхательная гимнастика, удлиняющая выдох и активирующая внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиление небно-глоточного смыкания.

Технологии развития интонационной стороны речи при заикании

Предлагая технологию работы, Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют следующие задачи по нормализации интонационной стороны речи при заикании:

1) Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).

2) Нормализация процесса речевого паузирования.

3) Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.

Технология формирования интонационной выразительности

речи при ринолалии

В программу С.Ф. Иваненко входят следующие упражнения:

По выработке речевого дыхания;

По уточнению и постановке гласных;

По массажу и самомассажу;

По подготовке артикуляционного аппарата к постановке согласных звуков;

По формированию речевого слуха;

Знакомство с понятием «знаки препинания»;

Знакомство с понятием «ударение»;

Автоматизация навыка произнесения гласных в различных фонетических позициях.

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи при заикании

Задачи:

1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

2. Развитие чувства темпа и ритма неречевых и речевых движений.

Работа включает следующие этапы:

1) Развитие общих представлений о темпе.

2) Развитие восприятия различного темпа речи.

3) Развитие умения воспроизводить различный темп речи:

а) воспроизведение темповой характеристики фразы вместе с логопедом;

б) воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно за логопедом;

в) самостоятельное воспроизведение определенного типа фразы.

Технология коррекции ритмической стороны речи при ринолалии

Г.В. Дедюхина предлагает технологию развития ритмической способности в виде пошаговых программ:

Первый этап. Организуется движение, которое, в свою очередь, сопровождает восприятие музыкального звучания, зрительных образов, речи.Опора на различные модальности (слуховую, зрительную, тактильную идр.) со сменой доминанты является обязательным условием выполнения каждого упражнения

Второй этап. Построение комплексных ритмических моделей основывается на интегративных связях, обеспечивающих устойчивые слухопроизносительные, речедвигательные, зрительно-двигательные, двигательно-слуховые координации.

Третий этап. Фонемы и слоги рассматриваются как знаки, ритмическая последовательность которых составляет слогоритмическую и звукослоговую структуру слова.

Логопедический массаж

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

Логопедический массаж - это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Существуют различные методики проведения логопедического массажа. Наиболее популярные – массаж Дьяковой Е.А. и зондовый массаж Новиковой Е.В. Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.

Основные приемы массажа

Поглаживание,

Растирание,

Разминание,

Вибрация и поколачивание,

Плотное нажатие.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования технологий, которые максимально помогут положительно повлиять на процесс обучения и развития ребенка, на разных этапах его развития. Многие логопеды активно используют в своей работе следующие технологии: различные виды логопедического массажа, суджок-терапия (семянотерапия), гимнастика Стрельниковой, фитотерапия, компьютерные технологии и многие другие.

Конечно, эти технологии нельзя применять как самостоятельные, но совместно с традиционными логопедическими технологиями помогают найти к каждому ребенку подход, настроить, мотивировать его на занятия, а значит они ведут к скорейшему выздоровлению.

Литература

1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.

4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. - М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.

5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003

6. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005).

7. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическоепособие – Ставрополь, 2008.


Использование современных образовательных технологий

в учебном процессе учителя –логопеда ДОУ.

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста. Использование в коррекционной работе современных технологий, разнообразных нетрадиционных методов и приемов оказывает положительное влияние на развитие произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, усидчивости, моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса, а также предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному педагогу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость использования в работе спектра современных образовательных технологий. В своей профессиональной деятельности я активно использую следующие современные образовательные технологии.

Технология развивающего обучения направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения; формирование теоретического мышления и сознания.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Применение в учебном процессе: ориентация учебного процесса на потенциальные возможности детей. Взаимодействие воспитанников с окружающей средой как самостоятельных субъектов на всех этапах деятельности: целеполагание, планирование, организация, реализация целей, анализ результатов деятельности.

Результатом использования данной технологии является: усвоение новых знаний и приобретение умений творческой деятельности. Развитие внимания, наблюдательности, активного мышления, активизация познавательной деятельности. Технология развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.

Игровые технологии направлены на включение детей в образовательную деятельность, коллективную деятельность и общение, организацию заинтересованной познавательной деятельности дошкольников.

Применение в учебном процессе: имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй.

Результатом использования данной технологии является: обеспечение заинтересованного восприятия детьми изучаемого материала и привлекание их к овладению новыми знаниями. Игра помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с ее помощью в непосредственной образовательной деятельности я организую не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями, что особенно важно для детей – логопатов.

Технология сотрудничества направлена на реализацию равенства, партнерства в отношениях педагога и ребенка, гуманно-личностный подход к ребенку.

Применение в учебном процессе: совместно с детьми вырабатываются цели, содержание занятий, дается оценка, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Важнейшее место в нем занимают отношения "педагог - ребёнок". В концепции сотрудничества ребёнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

Результатом использования данной технологии является: развитие навыков культуры общения, создание атмосферы сотрудничества и равенства, развитие самостоятельного критического мышления.

Технология проблемного обучения направлена на усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивирование поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать.

Применение в учебном процессе: создание для детей проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний.

Результатом использования данной технологии является: высокая самостоятельность детей, творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных и творческих способностей детей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации.

Технология дифференцированного обучения направлена на создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых нарушений, учитывая личностные отношения воспитанников к окружающей действительности, степень освоения нового материала, интерес к изучению нового материала.

Применение в учебном процессе: условное деление группы с учетом индивидуальных особенностей детей и уровней речевого развития воспитанников.

Результатом использования данной технологии является: эффективное усвоение и получение новой информации, успешная коррекция недостатков речевого развития.

Цифровые образовательные технологии направлены на положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширять уровень образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств.

Применение в учебном процессе: использование обучающих компьютерных программ, компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованного произношения.

Результатом использования данной технологии является: повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания.

Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и укрепление здоровья детей.

Применение в учебном процессе: на всех этапах образовательной деятельности используется пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, развитие мимических мышц, самомассаж лица, физкультминутки, гимнастика для глаз, песочная терапия (на индивидуальных занятиях).

Результатом использования данной технологии является: повышение успеваемости детей, улучшение внимания, восприятия; снижение уровня заболеваемости; повышение работоспособности, выносливости; развитие психических процессов; улучшение зрения; развитие общей и мелкой моторики; повышение речевой активности; увеличение уровня социальной адаптации.

Технология наглядного моделирования облегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Применение в учебном процессе: используются мнемотаблицы, коллажи, при обучении составлению описательных рассказов, пересказов, заучивании стихов, для обогащения словарного запаса, а также при автоматизации звуков. Обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Результатом использования данной технологии является: облегчение детям с ОНР в овладении связной речью, т.к. использование картинок, символов, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

Технология позитивного настроя направлена на создание ситуации успеха.

Применение в учебном процессе: на всех этапах образовательной деятельности использую такие направления как: метод позитивного настроя; аффирмации позитивного утверждения; метод поддержки и похвалы; прием комплимента; звукотерапия; сказкотерапия; метод волшебный рисунок (рисуем то, о чем мечтаем); м етод визуализации «волшебный экран» (представляем то, о чем мечтаем).

Результатом использования данной технологии является: дети с ОНР активнее познают окружающий мир, запоминают и делают определенные, собственные умозаключения.

Владение новыми образовательными технологиями на уровне целостной системы позволяет мне также повышать свой профессиональный уровень.


Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционный аппарат развивается у ребенка не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики.

Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики - отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.

Логопедическая ритмика.

Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии. Её принцип основан на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными с преобладанием одного из них. Логопедическая ритмика может быть включена в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения детей с различными аномалиями развития и нарушения речи.

Фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика входит в работу по формированию произношения слабослышащих детей. Способствует соединению работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики; способствует формированию у слабослышащих детей речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.

Логопедический массаж.

Логопедический массаж является методом коррекционно-педагогического воздействия и часто применяется при нарушениях речевого развития. Несмотря на то, что данный способ устранения дефектов произношения не является традиционным и обязательным, он уже доказал свою состоятельность и эффективность. Причем такая процедура может быть и частью комплексной реабилитации, и самостоятельным видом лечения.

Логопедический массаж бывает нескольких видов:

  • Классический массаж. Ему свойственны стандартные массажные приемы: поглаживание и растирание, разминание и вибрация;
  • Сегментарно-рефлекторный массаж. Приемы те же, что и в классическом варианте, но выполняется он согласно сегментарному делению на зоны. То есть для решения логопедических проблем массаж выполняется в области воротниковой зоны, шейного отдела, лица и волосяной части головы;
  • Точечный массаж. Как следует из названия, этот способ воздействует только на биологически активные точки. Основная масса этих точек расположена в области волосяной части головы;
  • Зондовый массаж. Метод логопедического массажа, разработанный Новиковой Е.В., выполняется при помощи специальных инструментов — зондов.

Самое распространенное заболевание, требующее серьезной коррекции у логопеда, — это дизартрия. При этом заболевании наблюдается затрудненность произношения, которая вызвана поражениями заднелобных, а также подкорковых отделов головного мозга. Поэтому у ребенка наблюдаются серьезные проблемы с артикуляцией, которые не могут решиться без вмешательства врача. Другое не менее распространенное заболевание — это ДЦП, при котором тонус всех мышц повышен, что затрудняет не только передвижение, но и общение. Кроме того, нарушение развития речи может быть следствием родовой травмы или врожденного дефекта строения органов полости рта, губ, языка. И если последние лечатся чаще всего хирургическим путем, то логопедическому массажу практически всегда под силу устранить все остальные причины задержки развития речи.

Постановка звуков.

  1. По подражанию
  2. От гимнастики языка на звук, но использовать правильное произношение - Т, Д, Н. Если эти звуки произносятся межзубно, то научить их произносить правильно, а потом уже ставить дефектные звуки.
  3. Механическим путем (зонды, шпатели, пальцы, соски)

4. От опорных звуков.

Ф → С → С’ → Щ

В → З → Ж

В→ З → Ж М → Б Н → Д

Компьютерные технологии.

Компьютерный модуль «Наставник»

Главный программный модуль этой среды предназначен для организации начальной и уточняющей диагностики пробелов в знаниях, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендаций по устранению выявленных пробелов, проведения коррекционной работы, визуального контроля за усвоением учебного материала.

Основу каждого комплекса составляет мультимедийная система тестов, диктантов и уроков. Количества учебного материала достаточно для того, чтобы организовать обучение ребёнка на протяжении всего учебного года. Предлагаются различные стратегии обучения, учитывающие различия в интеллектуальных и психологических особенностях детей. Учебный комплекс «Русский язык. Начальная школа» охватывает традиционную программу по русскому языку 2-4 классов. Его основу составляют 6500 разноуровневых тестовых заданий, каждое из которых имеет отсылки на контекстную и справочную информацию. Справочную информацию составляют: гипертекстовый учебник-справочник, краткие текстовые подсказки, алгоритмы выполнения заданий, опорные графические схемы.

Обучающий комплекс «Русский язык. Средняя школа. 5-7 классы» охватывает основные линии изучения традиционной программы по русскому языку 5-7 классов: фонетику и графику, словообразование, лексикологию и фразеологию, морфологию, орфографию.

Данный модуль я использую с учащимися, имеющими педагогическую запущенность для устранения пробелов в знаниях по русскому языку. Также компьютерная программа «Наставник» применяется мною для закрепления и уточнения знаний у учащихся. Использование данной компьютерной технологии хорошо сочетается с модульным обучением, а в частности с таким приёмом как дальтонплан. После прохождения какой-либо грамматической темы и выполнения тестовых заданий на компьютере в рамках модуля «Наставник» заключается договор с ребёнком о том, что он самостоятельно проработает эту тему за компьютером на «отлично», акцент делается на формирование у ребёнка устойчивых навыков самостоятельной работы. Контроль осуществляется довольно просто: список тем выделяется цветом: серый—тема не пройдена, красный—неудовлетворительно, синий—удовлетворительно, сине-зелёный—хорошо и зелёный—отлично. Цветовая индикация позволяет ребёнку сделать правильный вывод о качестве и глубине своих знаний по данной теме, и, как следствие, сформировать адекватную самооценку. Также динамику изучения какой-либо темы ребёнок может отследить по диаграмме, которая в процентах показывает количество изученного материала, и в цвете—качество изучения.

Программный модуль «Игры для Тигры»,

логопедический тренажёр «Дельфа»

Компьютерные логопедические программы “Игры для Тигры” и «Дельфа» предназначены для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программы позволяют эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселые ведущие Тигренок и старичок Боровичок - все это делает программы привлекательными, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Применение программ “Игры для Тигры” и «Дельфа» способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программах более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение".

Данные программы я использую на индивидуальных занятиях по коррекции неправильного звукопроизношения и лексико-грамматической недостаточности.

Программа Word

Ресурсы текстовой программы используются мною с целью развития звуко-буквенного анализа, связной речи и коррекции лексико-грамматической недостаточности.

Во время обучения на логопедическом пункте все творческие работы детей оформляются в форме электронной книги, которую воспитанник печатает сам. Возможности программы позволяют сразу обнаружить ошибки и вовремя их исправить (текстовый редактор подчёркивает красным орфографические ошибки и зелёным пунктуационные). Это позволяет формировать у детей орфографическую зоркость, самоконтроль, а также способствует развитию связной речи и побуждает к творчеству. Книги дополняются иллюстрациями и фотографиями, взятыми из Интернета или своими личными.

Программа P о int

Это стандартная программа для рисования на компьютере. Она настолько проста, что освоить ее может даже пятилетний ребенок. За время работы в графическом редакторе дети научились рисовать, редактировать рисунки и фотографии, составлять коллажи и многое другое. Весь этот материал дети используют для оформления своих электронных книг. Рисование в программе Pоint на логопедических занятиях позволяет оптимизировать процесс обучения, формировать зрительный и пространственный гнозис, а также способствует развитию цветового восприятия и позволяет диагностировать эмоциональное состояние ребёнка во время логопедического занятия по типу цветового теста Люшера. Все рисунки, создаваемые на коррекционном занятии, соответствуют основной лексической теме и задачам урока. Графический редактор используется мною только на индивидуальных занятиях.

Программа PowerPoint

Возможности данной программы используются для создания мультимедийных презентаций и компьютерных игр, которые позволяют оптимизировать коррекционно-развивающую деятельность. Презентации используются как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальных формах работы. Это позволяет снизить количество громоздкого демонстрационного материала и увеличивает темп деятельности на логопедическом занятии.

Технологии формирования звуко-буквенного анализа

По данным многих авторов (Ефименкова Л.Н., Садовникова Н.Н.) дисграфия составляет «значительный процент» среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних - в усвоении грамматики родного языка.

Чаще всего среди дисграфических ошибок встречается пропуск и замена букв. Причиной этого нарушения является несформированность звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Традиционно звуко-буквенный анализ заключается в делении слов на слоги, определении количества слогов, назывании звуков по порядку, характеристики согласных по твёрдости - мягкости, звонкости - глухости. В итоге предполагается вычерчивание схем.

Для детей-логопатов применяется технология «Графический диктант» , где слово обозначается одной чертой, затем делится на количество слогов, в каждом слоге выделяется слогообразующий гласный звук. Данная технология применяется и при коррекции смешиваемых звуков. Например, в процессе работы над темой «Дифференциация р-л», ученики при составлении графической схемы слова, в слогах указывают не гласные, а изучаемые звуки. Также при формировании звуко-буквенного анализа у детей-логопатов доказала свою эффективность технология «Цифровой диктант» , при которой дети указывают место изучаемого звука в слове. С помощью этого приёма можно закреплять знания о составе слова. Например, логопед диктует слова, а дети записывают цифрой количество букв в корне.

Ещё одна технология, которая помогает формированию звуко-буквенного анализа у детей, имеющих логопедические проблемы, - это использование ребусов . Причём зашифровываются не только слова, но и целые предложения или тексты.

Логопедические технологии коррекции дислексии

Человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка всякое желание читать. Гораздо лучше проводить их по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном.

1. Очень интересен метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.

2. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: "Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий". Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения).
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов , разработанных профессором И. Т. Федоренко (г. Харьков). В каждом из 18 наборов по 6 предложений: первое ("Тает снег") содержит всего два слова из 8 букв, а в последнем - уже 46 букв. наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Как лучше проводить зрительные диктанты? Выпишите на листке ребенку либо сразу 5 предложений, которые открываются по одному, либо пишется одно. На прочтение каждого предложение отводится определённое время, которое указывается после него. Ваш ребенок читает предложение молча, и стараются его запомнить. Предложите ему закрыть глаза и представить, как оно записано, и повторить его про себя. Затем уберите листок с написанным предложением. Ребенок записывает текст. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.
Для развития зрительного анализатора в логопедической практике используются так называемые «графические формы» . Это слова, нарисованные буквами. Ребёнок должен назвать картинку и найти все буквы, составляющие слово.

Логопедические технологии развития связной речи

Одной из интереснейших логопедических технологий является синквейн (Н.Д. Душка). В переводе с французского это слово обозначает «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления синквейна таковы:

  • первая строка—одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
  • Вторая строка—два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
  • третья строка—три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
  • четвёртая строка—фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
  • пятая строка—слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Например:

Душистая, чудесная.

Растёт, веселит, радует.

Я люблю зимнюю ель.

Зима. Новый год. Детство.

В своей работе по формированию связной речи я давно использую мнемотехнику - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Нейролингвистическое программирование в логопедии

В своей работе я применяю технологии НЛП. В НЛП-педагогике делается огромный упор на развитие воображения. Конечно, воображение, образное мышление - существенный признак развитого интеллекта, и педагогическая наука предлагает многочисленные разработки путей развития этих способностей в детях.

Как развить визуальную способность у тех, кто плохо видит глазами мозга? Работа эта требует от учителя большого мастерства и старания. Необходимо иметь прекрасные навыки установления раппорта с учениками, введения их в ресурсное состояние, состояние заинтересованности. В переводе с НЛП-языка "раппорт" с собеседником обозначает "..."присоединение" к его внутренней организации, состоянию) путем правильного отображения:

Отражать 100% тона, - высоты, скорости голоса другого человека;

Отражать на 75% выражение его лица;

Отражать на 50 % движения и положения тела;

Отражать 100% жестов.

Цель раппорта в том, что чем лучше раппорт, тем более ресурсным становится состояние другого человека. Чем более оно ресурсное, тем больше у них доступ к сенсорным системам.

Упражнения на развитие визуализации:

1. Начните с визуализации цветов. Заполните свой мозг красным, зеленым, голубым. Сконцентрируйте все ваше внимание на сохранении цвета ярким и чистым. Если созданные вами цвета кажутся вам неясными, сфокусируйтесь (привяжитесь) для каждого цвета к какой-нибудь позе. Это может не сразу получаться.

2. Затем попробуйте визуализировать знакомые геометрические фигуры, такие как круг, квадрат, треугольник. Попробуйте изменить размер, форму и цвет объекта. Попробуйте повращать объект в вашем мозгу. Если вы испытываете затруднения, не отчаивайтесь и не разочаровывайтесь в упражнении. Многим людям труднее представить абстрактные фигуры, чем реальные объекты и лица.

3. Визуализируйте трехмерный объект: стул, мяч, помидор, чашку. Поместите образ на расстоянии нескольких футов перед собой, расслабьтесь и изучайте его. Закройте глаза и еще раз визуализируйте, пытаясь как можно больше включить деталей в ваш образ. Еще более расслабьтесь и позвольте вашему мозгу создать образ без критической оценки.

4. Визуализируйте образ знакомого человека. Сконцентрируйтесь на лице, позвольте изменяться перспективе и рассматривать лицо справа, слева, издалека, близко. Вы можете приблизиться к деталям лица или охватить его взглядом.

5. Визуализируйте знакомый дом, здание. Представьте себя открывающим дверь и входящим. Изучите пол под собой, картины на стенах, мебель, проемы в другие комнаты...

6. Представьте себя удобно лежащим в кровати. Мысленно исследуйте знакомые объекты и отделку комнаты, Мысленно взгляните на окно и почувствуйте себя плывущим к нему, затем выплывающим из него. Поднимайтесь выше и выше над вашим домом, изучите дом соседей, деревья, перспективу улицы. Затем мягко приземлитесь и ощутите, что стоите на ногах.

7. Визуализируйте конкретное место и представьте, что вы находитесь там. Это может быть любимое место отдыха или место, которое вы хотите посетить, или воображаемое место: мягкое, располагающее к отдыху и очень приятное место. Исследуйте его мысленно, изучите окружение. Если это на природе, почувствуйте тепло солнечных лучей, дуновение ветра. Замечайте запахи и звуки. Возможно, вы пожелаете посетить это место в будущем. Визуализируйте себя идущим на это место для отдыха, для работы над проблемой, или для практики в других упражнениях.

НЛП была разработана в 80-х гг. XX в. американскими психологами Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером. По мнению авторов, НЛП - это технология образовательного процесса, способ провоцировать человеческое обучение и управлять им. НЛП занимается исследованием субъективного опыта в процессах, при помощи которых люди чему-то обучаются. Классический принцип традиционного школьного обучения заключается в «передаче ученикам какого-то объема информации». По мнению разработчиков НЛП, этот принцип должен быть изменен на «организацию субъективного опыта для включения механизмов по приему и переработке информации». Для этого используется ряд разработанных в НЛП техник, благодаря которым на нейронном уровне формируются последовательности, ассоциативно связывающие необходимую учебную информацию с личностно-значимыми и эмоционально привлекательными признаками, факторами, словами. В результате возникают нейро-лингвистические субъективные структуры. В зависимости от задействованной модальности структуры могут быть визуальными, слуховыми, кинестетическими образами. Соответственно всех людей можно разделить на:

Визуалов (зрительный тип);

Аудиалов (слуховой тип);

Кинестиков (двигательный тип);

Дигиталов (мыслительный тип).

С точки зрения техник НЛП в процессе обучения необходимо учитывать, к какому типу принадлежит ребенок, и формировать субъективные структуры преимущественно данного типа.


Технологии наглядного моделирования в процессе формирования


речевых навыков у детей


Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
На обоснованность метода наглядности указывали педагоги С.Л.Рубинштейн, Л.В.Эльконин, А.М.Леушина, Л.Н. Ефименкова. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась Воробьевой В.К., Глуховым В.П. Теория порождения речи, созданная известным психологом Л.С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.И.Жинкина и др. Учеными выделяются два основных фактора, облегчающих процесс становления связной речи. Первый, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина — это наглядность. Второй, по мнению Л.С. Выготского – создание внутреннего плана высказывания.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для детей с интеллектуальными нарушениями, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая наиболее доступна детям.
Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью. Можно создавать и использовать разные модели объекта: образные, знаковые, смешанные, натурные.
В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений. Применение наглядных моделей в коррекционно-развивающем обучении способствует обогащению активного словаря; закреплению навыков словообразования; коррекции звукопроизношения; формированию и совершенствованию умения использовать в речи различные синтаксические конструкции; развитию связной речи.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.). На использовании наглядных моделей основаны многие методы обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.
Дети с системным недоразвитием речи не владеют в одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами, у них наблюдается отставание в формировании перцептивных действий, что в свою очередь сказывается на успешности называния тех или иных свойств объектов. Процессы восприятия у них замедленны, часто фрагментарны и не обобщены. Эти дети затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – обозначении этих свойств словом. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.
Для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему. Кроме того, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Метод наглядного моделирования включает следующие этапы:


-усвоение и анализ сенсорного материала;
-перевод его на знаково-символический язык;
-работа с моделью.

Введение наглядных моделей в логопедический процесс помогает решению ряда коррекционно – развивающих, образовательных и воспитательных задач: помочь детям в систематизации познавательной информации об окружающем; обогащать словарный запас детей, развивать связную речь; учить последовательности, логичности, связности изложения; развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память; воспитать у детей потребность в речевом общении; целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей; актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей; закреплять обобщающие понятия; упражнять в практическом усвоении навыков построения предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Техники наглядного моделирования в системе коррекционной работы

Использование наглядных моделей (картинок-символов) при работе над артикуляционной моторикой, при коррекции звукопроизношения.
Применение схем для составления предложений и рассказов используется со всеми видами связного высказывания: описательный рассказ; пересказ; составление рассказов по картине и серии сюжетных картин.
Работа с пиктограммами. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах: как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций.
Работа со слоговыми, звуковыми схемами .При обучение грамоте метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи: познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью; находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки; сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме.
Использование приема мнемотехники при разучивании стихотворений, чистоговорок.
Анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Использование пиктограмм в работе с безречевыми детьми.

Обобщение опыта работы

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.

Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
– Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
– Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
– Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:

  • арт-терапевтические технологии;
  • современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
  • современные технологии сенсорного воспитания;
  • телесноориентированные техники;
  • Су-Джок терапия;
  • информационные технологии.

Положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арттерапии (арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.), основными функциями которой являются катарсистическая (очищающая, освобождающая от отрицательных состояний) и регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов).

Виды арт-терапии:

  • музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
  • кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
  • сказкотерапия;
  • мнемотехника;
  • креативная игротерапия (песочная терапия).

ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:

 Прослушивание музыкальных произведений.

 Ритмические движения под музыку.

 Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

 Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

 Улучшению общего состояния детей;

 Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

 Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

 Стимуляции речевой функции;

 Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

Коррекционные задачи:

  • нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
  • стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
  • улучшение общего состояния детей;
  • улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
  • коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
  • стимуляции речевой функции;
  • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
  • формирование навыков словообразования;
  • формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ:

  • растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
  • упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
  • дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
– это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие:

  • развивают мозолистое тело,
  • повышают стрессоустойчивость,
  • улучшают мыслительную деятельность,
  • способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

Однако приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую практику. Однако становится ясно, что логопедический массаж, как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник. С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе, с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звуков.

Самомассаж это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

ПАЛЬЦЕВЫЙ МАССАЖ

  • массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
  • прищепочный массаж;
  • массаж орехами, каштанами;
  • массаж шестигранными карандашами;
  • массаж чётками;
  • массаж зондами, зондозаменителями;
  • массаж приборами Су-Джок терапии.

ЭЛЕМЕНТЫ СКАЗКОТЕРАПИИ

Коррекционные задачи:

  • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка;
  • совершенствование звуковой стороны речи;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • эффективность игровой мотивации детской речи;
  • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
  • создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
  • приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

МНЕМОТЕХНИКА

Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно использую в работе. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает в развитии:

  • связной речи;
  • ассоциативного мышления;
  • зрительной и слуховой памяти;
  • зрительного и слухового внимания;
  • воображения;
  • ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Задачи, которые решаю на занятиях:

  • Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
способствует:

  • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • обогащению словарного запаса;
  • развитию связной речи;
  • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
  • развитию фантазии и образного мышления.

При играх с песком:

– Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.

– Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.

– У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.

– Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.