Логопедия онр. Периодизация ОНР (по Р.Е Левиной).Клинические виды ОНР


ОНР (общее недоразвитие речи)

ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5годам;
Речь аграмматична и недостаточно фонетически офомлена;
Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
Речь детей с ОНР малопонятна.

Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта. Поэтому важно различать ОНР от других состояний как более легких, например, от темповой задержки речевого развития (ЗРР), обычно не относящегося к ОНР (разные авторы трактуют этот вопрос по-разному), так и от более тяжелых расстройств, например, олигофрении или задержки речевого развития детей со сниженным слухом, при которых ОНР выступает уже в качестве вторичного дефекта.

ХАРАКТЕРИСИКА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных формах речевой патологии: моторной, сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии, в том числе при стертой форме дизартрии.

Причиной возникновения ОНР могут быть: инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального (родового) периода (родовые травмы и патология в родах), заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией (лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей) в сензитивные (возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира) периоды развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Наиболее сложным и стойким вариантом является ОНР, обусловленное ранним поражением мозга, возникшее во время беременности, родов и первый год жизни ребенка.

У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи выделяют четыре уровня ее недоразвития.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).

Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существи-тельными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Однако дети с первичным речевым недоразвитием обладают рядом черт, позволяющих отличать их от детей-олигофренов (умственно отсталых детей). Это в первую очередь относится к объему пассивного (слова которые ребенок знает и понимает их значение) словаря, который значительно превышает активный (слова которые ребенок употребляет в своей речи). У умственно отсталых детей подобной разницы не наблюдается. Далее, в отличие от детей-олигофренов дети с общим недоразвитием речи для выражения своих мыслей пользуются дифференцированными жестами и выразительной мимикой. Для них характерна, с одной стороны, большая инициативность речевого поиска в процессе общения, а с другой - достаточная критичность к своей речи

Таким образом, при сходстве речевого состояния прогноз речевой компенсации и интеллектуального развития у этих детей неоднозначный.

Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий («бибй» - самолет, самосвал, пароход; «бобо» - болит, смазывать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас»-карандаш, рисовать, писать; «туй»-сидеть, стул).

Характерным является использование однословных предложений. Период однословного предложения, может наблюдаться и при нормальном речевом развитии ребенка. Однако он является господствующим только в течение 5-6 мес. и включает небольшое количество слов. При тяжелом недоразвитии речи этот период задерживается надолго. Дети с нормальным речевым развитием начинают рано пользоваться грамматическими связями слов («дай хеба»-дай хлеба), которые могут соседствовать с бесформенными конструкциями, постепенно их вытесняя. У детей же с общим. недоразвитием речи наблюдается расширение объема предложения до 2-4 слов, но при этом конструкции предложений остаются полностью неправильно оформленными («Матик тиде туя» - Мальчик сидит на стуле). Данные явления никогда не наблюдаются при нормальном речевом развитии.

Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни (особенно в области природных явлений).

Отмечается непостоянность в произношении звуков. В речи детей преобладают в основном 1-2-составные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру количество слогов сокращается до 2-3 («ават» - кроватка, «амида» - пирамида" «тика»-электричка). Трудности при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток - молоко, копает - катает - купает). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны (из каких звуков состоит слово)

Переход к II уровню речевого развития (зачатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова («Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя сдают земю» - Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю).

Одновременно намечается различение некоторых грамматических форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол-столы; поет-поют) и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи у данных детей проявляется достаточно выражено.

Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем у детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко.

Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок («Игаю мятику» - Играю мячиком).

Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам (муравей, муха, паук, жук - в одной ситуации - одним из этих слов, в другой - другим; чашка, стакан обозначаются любым из этих слов). Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду ""(блюдо, поднос, кружка), транспортные средства (вертолет, моторная лодка), детенышей животных (бельчонок, ежата, лисенок) и др.

Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций (режет-рвет, точит - режет). При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:

1. замены падежных окончаний («катался гокам» - катается на горке);

2. ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов («Коля питяля» - Коля писал); при изменении существительных по числам («да памидка» - две пирамидки, «де кафи» - два шкафа);

3. отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными («асинь адас» - красный
карандаш, «асинь ета» - красная лента, «асинь асо» - красное
колесо, «пат кука» - пять кукол, «тиня пато» - синее пальто,
«тиня кубика» - синий кубик; «тиня кота» - синяя кофта).

Много ошибок дети допускают при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, при этом существительное употребляется в исходной форме («Кадас ледит аёпка» - Карандаш лежит в коробке), возможна и замена предлогов («Тетатка упая и тая» - Тетрадь упала со стола).

Союзы и частицы в речи употребляются редко.

Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: наблюдаются нарушение в произношении мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих («тупаны» - тюльпаны, «Сина» - Зина, «тява» - сова и т. п.); грубые нарушения в передаче слов разного слогового состава. Наиболее типично сокращение количества слогов («тевики» - снеговики).

При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость: отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобления слогов, сокращения звуков при стечении согласных («ровотник» - воротник, «тена»-стена, «виметь»-медведь).

Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недостаточность фонематического слуха, их неподготовленность к освоению навыков звукового анализа и синтеза (ребенку трудно правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т. д.). Под влиянием специального коррекционного обучения дети переходят на новый - III уровень речевого развития, что позволяет расширить их речевое общение с окружающими.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствующие пояснения («Мамой ездиля асьпак. А потом ходиля, де летька, там зьвана. Потом аспальки не били. Потом посьли пак» - С мамой ездила в зоопарк. А потом ходила, где клетка, там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк).

Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. Например, ребенок заменяет звуком с", еще недостаточно четко произносимым, звуки с («сяпоги» вместо сапоги), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля).

Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Кола посол в лес, помал маленькую белку, и тыла у Коли кетка» - Коля пошел в лес, поймал маленькую белку, и жила у Коли в клетке).

Улучшаются произносительные возможности ребенка (можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки, характер их нарушения), воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ («Кошка пошья куёуке. И во она хоует сыпьятках ешть. Они бежать. Кошку погана куицг Сыпьятках мого. Шама штоит. Куица хоёша, она погана кошку» - Кошка пошла к курице. И вот она кочет цыпляток есть. Они 6ежать. Кошку прогнала курица. Цыпляток много. Курица хорошая, он прогнала кошку).

Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.

Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники.

На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.

Наблюдаются ошибки и при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами («Мишя зяпякаль, атому упал» - Миша заплакал, потому что упал). При составлении предложений по картине дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо.

Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, специальное обследование лексических значений позволяет выявить ряд специфических недочетов: полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, бретельки, локоть, ступня, беседка, веранда, подъезд и др.), неточное понимание и употребление ряда слов (подшивать - зашивать - кроить, подрезать - вырезать). Среди лексических ошибок выделяются следующие:

а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат - «часы», донышко - «чайник»);

б.)подмена названий профессий названиями действия (балерина - «тетя танцует», певец - «дядя поёт» и т. п.);

в)замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей -
«птичка»; деревья - «ёлочки»);

г) взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный -
«большой», короткий - «маленький»).

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

Недостаточный практический навык применения способов словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.

Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании. Так, наряду с правильно образованными словами появляются ненормативные («столёнок» - столик, «кувшинка» - кувшинчик, «вазка» - вазочка). Подобные ошибки в качестве единичных могут встречаться у детей в норме на более ранних ступенях речевого развития и быстро исчезают.

Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т. д. («пухный», «пухавый», «пуховный» - платок; «клюкин», «клюкный», «клюконный» - кисель; «стекляшкин», «стекловый»- стакан и т. п.).

Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими (большие)
столах» - Книги лежат на больших столах);

б) неправильное согласование числительных с существительными («три медведем» - три медведя, «пять пальцем» - пять паль-
цев; «двух карандаши» - двух карандашей и т. п.);

в) ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривание («Ездили магазин мамой и братиком» - Ездили в
магазин с мамой и братиком; «Мяч упал из полки» - Мяч упал
с полки);

г) ошибки в употреблении падежных форм множественного
числа («Летом я был деревне у бабушки. Там речка, много деревов, гуси»).

Звуковое оформление речи у детей с III уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы: у них продолжают наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (отмечаются нарушения произношения свистящих, шипящих, Л, ЛЬ, Р,Рь, дефекты озвончения и смягчения).

Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах («Гинасты выступают в цирке» - Гимнасты выступают в цирке; «Топовотик чинит водовот» - Водопроводчик чинит водопровод; «Такиха тёт тань» - Ткачиха ткет ткань).

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Характеристика четвертого уровня

Незначительные изменения всех компонентов языка. У детей нет ярких нарушений звукопроизношения имеется лишь недостатки дифференциации звуков [Р - Р"], [Л - Л"], [j], [Щ - Ч - Ш], [Т" - Ц - С - С"] и др. и характеризуется своеобразием нарушения слоговой структуры, ребенок понимает значение слова не удерживает в памяти фонематический образ, в следствии чего искажения звуконаполняемости в разных вариантах:

Персеверации (упорное повторение какого-либо слога) «блиблиотекарь» - библиотекарь;

Перестановки звуков и слогов «комосновт» - космонавт;

Элизии (сокращение гласных при стечении);

Парафазии (замены слогов) «мотокилист» - мотоциклист;

В редких случаях опускание слогов «велопедист» - велосипедист;

Добавление звуков «игруша» - груша, и слогов «воващи».

Степень отставания в употреблении сложных по структуре слов в спонтанном проговаривании и речевом контакте.

Все это прослеживается в сравнении с нормой, т.о. четвертый уровень определяется в зависимости от соотношения нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости.

Совокупность перечисленных пробелов речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Общее недоразвитие речи 1 уровня – это крайне низкая степень речевого развития, характеризующаяся практически полной несформированностью вербальных средств коммуникации. Типичные признаки – резко ограниченный словарь, состоящий из звукокомплексов и аморфных слов, отсутствие фразы, ситуативное понимание речи, неразвитость грамматических навыков, дефекты звукопроизношения и фонематического восприятия. Диагностируется логопедом с учетом данных анамнеза и обследования всех компонентов языковой системы. Коррекционная работа с детьми, находящимися на первом уровне речевого развития, направлена на совершенствование понимания речи, активизацию речеподражания и речевой инициативы, формирование невербальных психических функций.

МКБ-10

F80.1 F80.2

Общие сведения

ОНР 1 уровня - собирательный термин из психолого-педагогической классификации речевых нарушений . В логопедии им обозначаются тяжелые формы речевого дизонтогенеза, сопровождающиеся отсутствием у детей обиходной речи при неизмененном интеллекте и слухе. Понятие «общее недоразвитие речи » и его периодизация были введены в 1960-х г.г. педагогом и психологом Р.Е. Левиной. Первый уровень развития речи указывает на то, что у ребенка грубо нарушены все компоненты языковой системы: фонетика, фонематика, лексика, грамматика, связная речь. В отношении таких пациентов пользуется определение «безречевые дети». Степень речевого недоразвития не имеет корреляции с возрастом: ОНР 1 уровня может быть диагностировано у ребенка 3-4 лет и старше.

Причины ОНР 1 уровня

Этиологическими факторами чаще всего выступают различные вредные воздействия на организм ребенка в течение пренатального, интранатального и раннего постнатального периода. К ним принадлежат токсикозы беременности , гипоксия плода , резус-конфликт, родовые травмы , недоношенность , ядерная желтуха новорожденных , нейроинфекции, вызывающие недоразвитие или повреждение ЦНС (корковых речевых центров, подкорковых узлов, проводящих путей, ядер черепно-мозговых нервов). Клинические формы ОНР 1 уровня представлены следующими речевыми нарушениями:

  • Алалия . Характеризуется первичной несформированностью экспрессивной (моторная алалия) или импрессивной речи (сенсорная алалия) либо их сочетанием (сенсомоторная алалия). При любом варианте имеет место недоразвитие всех элементов языковой системы, выраженное в различной мере. Тяжелая степень алалии характеризуется безречьем, т. е. общим недоразвитием речи 1 уровня.
  • Детская афазия . Так же, как алалия, всегда приводит к ОНР, поскольку сопровождается распадом различных сторон речевой деятельности. Проявления зависят от локализации, распространенности и тяжести мозгового поражения. Механизм речевой недостаточности может быть связан с оральной апраксией (моторная афазия), слуховой агнозией (акустико-гностическая афазия), нарушением слухоречевой памяти (акустико-мнестическая афазия) или внутреннего программирования речи (динамическая афазия).
  • Дизартрия . ОНР может диагностироваться при различных формах дизартрии (чаще – псевдобульбарной, бульбарной, корковой). Структура речевого дефекта включает ЛГНР, ФФН , расстройства просодики. Степень нарушения речевой функции расценивается как анартрия.
  • Ринолалия . Может являться причиной ОНР у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. В этом случае множественные фонетические дефекты неизбежно влекут за собой отклонения в фонематическом восприятии. Отмечается отставание в освоении лексики, неточность употребления слов, ошибки в грамматическом построении речи. При несформированности всех подсистем языка диагностируется низкая степень развития речи.

При отсутствии первичных речевых дефектов ОНР 1 уровня может быть связано с неблагоприятными условиями воспитания и обучения ребенка: госпитализмом , педагогической запущенностью , проживанием с глухонемыми родителями, социальной изоляцией (дети-Маугли) и другими формами депривации, имеющими место сензитивные периоды речевого онтогенеза. Речевая недостаточность в этих случаях может быть объяснена нехваткой эмоционального и вербального общения, дефицитом сенсорных стимулов, неблагополучной речевой средой, окружающей ребенка.

Патогенез

ОНР рассматривается как системное нарушение, затрагивающее все языковые подсистемы: фонетико-фонематическую, лексическую, грамматическую, семантическую. Дети с первым уровнем речевого развития отстают от возрастной нормы по целому спектру качественных и количественных показателей. У них нарушен общий ход речевого развития, сроки и последовательность освоения речевых навыков. Некоторые исследователи сравнивают общее речевое недоразвитие с «языковым инфантилизмом».

Механизм формирования ОНР находится в тесной связи со структурой первичного дефекта и его непосредственными причинами. Так, при нарушениях церебрально-органического происхождения (афазия, алалия) может отмечаться грубое расстройство активной речи или ее понимания, т. е. тотально искажаются процессы речепорождения и речевосприятия. При анатомических пороках или иннервационной недостаточности периферического речевого аппарата (ринолалия, дизартрия) на фоне неточного звукопроизношения распадается слоговой состав слова, лексико-грамматическая организация речевого высказывания.

Симптомы ОНР 1 уровня

В речи ребенка отсутствуют словесные средства общения, лексический запас резко отстает от среднестатистической возрастной нормы. В активном словаре обнаруживается незначительное количество звукокомплексов, звукоподражаний, аморфных слов. Ребенок может использовать единичные обиходные слова, сильно искаженные по слоговому и звуковому составу, что делает речь малоразборчивой. Способность понимания обращенной речи напрямую зависит от ситуации. Характерен так называемый импрессивный аграмматизм - при изменении грамматической формы слова, вне контекста или конкретной ситуации понимание становится недоступным.

Фразовая речь не сформирована. Предложения состоят из отдельных лепетных слов, которые могут иметь множественные значения. Активно применяются неязыковые средства – изменения интонации, указательные жесты и мимика. Использование предлогов и словоизменение недоступно. Грубо искажается слоговая структура, сложные слова сокращаются до 1-2-х слогов. Фонематический слух не развит: ребенок не различает и не выделяет оппозиционные фонемы. Произносительные умения находятся на низком уровне. Нарушены многие группы звуков, типична нечеткость и неустойчивость артикуляции.

Осложнения

Отсроченные последствия ОНР 1 уровня выражаются трудностями обучения, нарушениями коммуникации и психического развития. Безречевые дети не в состоянии освоить программу массовой школы, поэтому направляются для обучения в специальные образовательные учреждения V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Взаимодействие и общение со сверстниками затруднено. Неудачи в межличностных отношениях формируют замкнутость, низкую самооценку, расстройства поведения. При отсутствии коррекции на фоне ОНР вторично формируется задержка психического развития или интеллектуальная недостаточность .

Диагностика

На первичной консультации логопед знакомится с ребенком и родителями, устанавливает контакт, изучает медицинские заключения (детского невролога, педиатра). После получения необходимых сведений специалист переходит к обследованию речевого статуса ребенка. Логопедическое обследование состоит из двух этапов:

  • Ориентировочный этап . В ходе беседы со взрослыми выясняются подробности течения дородового периода, родов и раннего физического развития ребенка. Внимание акцентируется на особенностях речевого онтогенеза: от предречевых реакций до появления первых слов. Оценивается контактность ребенка, его речевая активность. При осмотре обращается внимание на состояние артикуляционной моторики.
  • Обследование компонентов языка . Последовательно выясняется степень сформированности связной речи, грамматических навыков, словарного запаса, фонематических процессов, звукопроизношения. При 1-ом уровне ОНР имеет место резкое недоразвитие всех звеньев языковой системы, следствием чего является отсутствие у ребенка общеупотребительной речи.

При формулировке заключения указывается уровень речевого развития и клиническая форма речевой патологии (например, ОНР 1 уровня у ребенка с моторной алалией). Низкий уровень сформированности речи следует отличать от других форм безречья: ЗРР , аутизма , олигофрении , мутизма , отсутствия речи по причине тугоухости . При психических расстройствах и нарушениях слуха системное недоразвитие речи является вторичным по отношению к первичному дефекту.

Коррекция ОНР 1 уровня

Самостоятельная компенсация грубого речевого недоразвития невозможна. Дошкольники с 1-ым уровнем ОНР должны посещать логопедическую группу детсада, куда они зачисляются на 3-4 года обучения. Занятия проводятся в индивидуальном формате или с подгруппами из 2-3 человек. Цель коррекционного процесса – переход на следующую, более высокую ступень речевого развития. Работа строится поэтапно по следующим направлениям:

  • Овладение пониманием речи . Задача решается в игровой форме. Ребенка учат находить игрушки по просьбе взрослого, показывать части тела, отгадывать предметы по описанию, выполнять одноступенчатую инструкцию. Одновременно расширяется пассивный и активный словарь, усваиваются простые односложные и двусложные слова. На этой основе затем начинается работа над простой двусоставной фразой и диалогом.
  • Активизация речевой деятельности . Содержание работы в рамках данного направления предусматривает развитие звукоподражания (голосам животных, звучанию музыкальных инструментов, звукам природы и т. д.). Стимулируется и поощряется самостоятельная речевая активность. В речь вводятся указательные местоимениями («вот», «тут», «это»), глаголы в повелительном наклонении («дай», «иди»), обращение к родственникам.
  • Развитие неречевых функций . Продуктивная речевая деятельность невозможна без достаточного развития памяти, внимания, мышления. Поэтому большое внимание на логопедических занятиях по коррекции ОНР уделяется развитию психических процессов. Используются дидактические игры «Что здесь лишнее», «Чего не стало», «Сделай по образцу», «Узнай предмет по звучанию», отгадывание загадок с опорой на картинки и т.п.

На данном этапе не уделяется внимание чистоте звукопроизношения, однако необходимо следить за правильным грамматическим оформлением речи ребенка. При переходе на 2-ой уровень у детей повышается речевая активность, появляется простая фраза, активизируются познавательные и мыслительные процессы.

Прогноз и профилактика

Прогноз ОНР 1 уровня зависит от множества факторов: формы первичной речевой патологии, возраста ребенка на момент начала коррекции, регулярности занятий. В целом компенсаторные возможности у таких детей сохранны, поэтому при рано начатой и последовательно осуществляемой коррекционной работе во многих случаях к началу школьного обучения удается приблизить речь к возрастной норме и даже полностью преодолеть речевое недоразвитие. Профилактика тяжелых речевых нарушений включает охрану здоровья ребенка в антенатальном периоде и после рождения. Для своевременного распознавания речевых патологий и определения соответствия речевого развития возрасту рекомендуется показать ребенка логопеду в 2,5-3 года.

Казалось бы, буквально вчера вы забирали из роддома крохотный беззащитный кулек с тихонько попискивающим младенцем. Позади остались первые именины, родня с нетерпением ждет, каким будет первое словечко, произнесенное крохой. Но карапуз откладывает торжественный момент, заставляя родителей терзаться и переживать. Или же малютка, которому пора в школу, еще лепечет столь неразборчиво, что даже мама подчас ничего не понимает. Что же такое – общее недоразвитие речи (ОНР) и как с ним совладать?

Под ОНР подразумевается совокупность расстройств речи во всех их проявлениях:

  • фонетическом – неверно произносятся звуки (как отдельные, так и вместе);
  • лексическом – беден словарный запас, затруднено понимание окружающих и выражение собственных умозаключений;
  • грамматическом – предложения несогласованны по форме или чрезмерно отрывисты, будто адаптированы для телеграфа.

Мышление у детей с диагнозом ОНР развито на аналогичном уровне относительно сверстников. Также не наблюдается ни глухота, ни частичная потеря слуха.

Стоит понимать, что степень тяжести расстройства напрямую зависит от этиологии заболевания. Предпосылки возникновения неприятных особенностей речевого развития:

  • Внутриутробные пороки формирования плода
  • Гипоксия и проблемы в родовой деятельности
  • Сильные ЧМТ и органические повреждения мозга
  • Социальная депривация
  • Недостаток внимания родителей, взаимодействий с ними (преимущественно до трехлетнего возраста).

Классификация

Классификация ОНР в зависимости от происхождения выглядит так:

  1. Неосложненное, или слабое – в случае недостаточного взаимодействия с обществом, слабом тонусе лицевых мышц, индивидуальными особенностями.
  2. Осложненное, или средней тяжести – при гидроцефальном синдроме, повышенном внутричерепном давлении и других неврологических отклонениях).
  3. Грубое, или тяжелое – если мозг пострадал из-за инфекций, травм, опухолей и причин аналогичной степени воздействия.

Напрямую связывают ОНР с уровнями речевого развития детишек.

1 уровень

Используется вспомогательная медикаментозная терапия:

  • Пантогам
  • Витаминный курс
  • Фенибут
  • Кортексин
  • Глицин
  • Энцефабол.

Самостоятельное назначение лекарств – дело опасное. Но куда худшим выбором будет отказ от приема средств, назначенных врачом.

Опытный невролог поможет медикаментозно поддержать мозговую активность, чтобы занятия были эффективны.

Коррекция

Для обучения грамоте детей с ОНР первостепенной задачей является преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи, а также стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания. Если удалить основное препятствие, успеваемость непременно возрастет.

Коррекция ОНР производится посредством проведения курса упражнений:

  • Крохе завязывают глаза или отворачивают, прячут что-нибудь со стола. Задача – найти спрятанный предмет и верно назвать его.
  • Заучивать стишки и потешки наизусть.
  • Показать вещь в книжке с картинками.
  • «Съедобное-несъедобное»: кидается мяч, произносятся наименования еды вперемешку с другими словами. Если названный объект съедобен – мяч ловится, иначе откидывается назад.
  • Складывать в ящичек предметы определенного типа: все квадраты, всё зеленое, игрушки в форме животных и т.д.
  • Изображение диких зверей с проговариванием их свойств. «Покажи зайчика. Он скачет вот так – прыг-скок. У зайки длинные уши – покажи мамуле, какие ушки у заеньки».
  • – вращение язычком, разжатие и сжатие губ.
  • Проговаривание скороговорок на проблемные звуки.
  • Пальчиковое и стандартное рисование.
  • Полезен и массаж лицевых мышц. Его лучше проводить у опытного логопеда.

Будет ли лечение ОНР успешным, зависит от коллективных и последовательных усилий врача-логопеда, педагогов и, в первую очередь, семьи. Любовь и искренняя поддержка – лучшее лекарство, помогающее подчас сильнее всего. Не держите наследника «на коротком поводке», давая социализироваться – и, поверьте, проблема вскоре решится.

Основные симптомы:

  • Лепет вместо слов
  • Нарушение в построении слов
  • Нарушение ведения умственной деятельности
  • Нарушение концентрации внимания
  • Неправильное произношение звуков
  • Нерациональное применение предлогов и падежей
  • Неспособность распознавать похожие звуки
  • Ограниченность запаса слов
  • Отсутствие интереса к познанию нового
  • Отсутствие понимания разницы между числами
  • Расстройство логического изложения
  • Трудности в соединении слов в фразы
  • Трудности с построением предложений

Общее недоразвитие речи – представляет собой целый комплекс симптомов, при котором происходит нарушение всех аспектов и сторон речевой системы, без какого-либо исключения. Это значит, что расстройства будут наблюдаться как с лексической, так и с фонетической и грамматичной стороны.

Подобная патология является полиэтиологической, на формирование которой влияет большое количество предрасполагающих факторов, связанных с внутриутробным развитием плода.

Симптоматика болезни будет отличаться в зависимости от степени тяжести. Всего существует четыре уровня недоразвития речи. Для того чтобы определить серьёзность заболевания, пациенту необходимо пройти логопедическое обследование.

Лечение основывается на консервативных методиках и подразумевает работу логопеда с ребёнком и родителей в домашних условиях.

Международная классификация заболеваний разделяет подобное расстройство на несколько недугов, отчего они имеют несколько значений. ОНР имеет код по МКБ-10 – F80-F89.

Этиология

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста является довольно распространённым недугом, встречающимся у 40% всех представителей такой возрастной категории.

Привести к подобному расстройству может несколько факторов:

  • внутриутробная , которая приводит к поражению ЦНС;
  • конфликт резус-факторов крови матери и плода;
  • асфиксия плода во время рождения – такое состояние характеризуется недостатком кислорода и может привести к удушью или мнимой смерти;
  • получение ребёнком травм непосредственно во время родовой деятельности;
  • пристрастие беременной к вредным привычкам;
  • неблагоприятные условия труда или проживания представительниц женского пола в период вынашивания плода.

Подобные обстоятельства приводят к тому, что у ребёнка ещё во время внутриутробного развития происходят нарушения со стороны формирования органов и систем, в частности ЦНС. Такие процессы могут повлечь за собой появление широкого спектра функциональных патологий, среди которых и расстройства речевой деятельности.

Помимо этого, подобное расстройство может развиваться уже после появления младенца на свет. Способствовать этому могут:

  • частые острые заболевания различной этиологии;
  • наличие каких-либо хронических недугов;
  • перенесённые черепно-мозговые травмы.

Стоит отметить, что ОНР может возникать при таких недугах:

  • ринолалия;

Помимо этого, на формирования речевых способностей влияет недостаточное внимание или нехватка эмоционального контакта малыша с родителями.

Классификация

Существует четыре степени речевой недоразвитости:

  • ОНР 1 уровня – характеризуется полным отсутствием связной речи. В медицинской сфере такое состояние носит название «безречевые дети». Малыши общаются при помощи упрощённой речи или лепета, а также активно жестикулируют;
  • ОНР 2 уровня – наблюдается начальное развитие общей речи, но запас слов остаётся беден, а ребёнок допускает большое количество ошибок во время произношения слов. В таких случаях максимум, что может ребёнок – произнести простое предложение, которое будет состоять не более, чем из трёх слов;
  • недоразвитие речи 3 уровня – отличается тем, что дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно;
  • ОНР 4 уровня – самая лёгкая стадия недуга. Это объясняется тем, ребёнок разговаривает довольно хорошо, речь практически не отличается от сверстников. Тем не менее наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.

Кроме этого, клиницисты выделяют несколько групп данной болезни:

  • неосложненное ОНР – диагностируется у пациентов с незначительной патологией мозговой деятельности;
  • осложнённое ОНР – наблюдается при наличии какого-либо неврологического или психиатрического нарушения;
  • общее недоразвитие речи и задержка речевого развития – диагностируется у малышей патологиями тех отделов мозга, которые отвечают за речь.

Симптоматика

Характеристика детей с общим недоразвитием речи будет отличаться в зависимости от степени тяжести нарушения, присущей пациенту.

Однако несмотря на это, такие дети начинают произносить свои первые слова сравнительно поздно – в три или четыре года. Речь при этом практически непонятна окружающим и неправильно оформлена. Это становится причиной того, что у ребёнка начинает нарушаться вербальная деятельность, а иногда может наблюдаться:

  • нарушение памяти;
  • снижение умственной деятельности;
  • отсутствие интереса к познанию нового;
  • утрата внимания.

У пациентов с первым уровнем ОНР наблюдаются такие проявления:

  • вместо слов присутствует лепет, который дополняется большим количеством жестов и богатой мимикой;
  • общение осуществляется предложениями, состоящими из одного слова, смысл которых довольно трудно понять;
  • ограниченный запас слов;
  • нарушение в построении слов;
  • расстройство в произношении звуков;
  • ребёнок не может различать звуки.

Недоразвитие речи 2 степени характеризуется следующими нарушениями:

  • наблюдается воспроизведение фраз, состоящих не более чем из трёх слов;
  • словарный запас очень беден по сравнению с тем количеством слов, которые применяют сверстники ребёнка;
  • дети не в состоянии понять значения большого количества слов;
  • отсутствие понимания разницы между числами;
  • нерациональное применение предлогов и падежей;
  • звуки произносятся с множественными искажениями;
  • фонематическое восприятие сформировано в недостаточной степени;
  • неготовность ребёнка к звуковому анализу обращённой к нему речи.

Параметры ОНР третьего уровня:

  • наличие осознанной фразовой речи, но в ней основу составляют простые предложения;
  • затруднение с построением сложных фраз;
  • увеличенный запас применяемых слов, по сравнению с детьми с ОНР второй степени;
  • допущение ошибок с применением предлогов и согласованием различных частей речи;
  • незначительные отклонения в произношении и фонематическом восприятии.

Описание клинической картины общего недоразвития речи четвёртого уровня:

  • наличие специфических трудностей со звукопроизношением и повторением слов, в которых большое количество слогов;
  • уровень фонетического понимания понижен;
  • допущение ошибок во время словообразования;
  • широкий словарный запас;
  • расстройство логического изложения – незначительные детали выходят на первый план.

Диагностика

Выявление этого нарушения проводится путём общения логопеда с ребёнком.

Определение патологии и её степени тяжести состоит из:

  • определения возможностей устной речи – для уточнения уровня сформированности разных аспектов языковой системы. Такое диагностическое мероприятие начинается с изучения связной речи. Врач оценивает способность пациента к составлению рассказа по рисунку, пересказу услышанного или прочитанного, а также к составлению самостоятельного небольшого рассказа. Помимо этого, учитывается уровень грамматики и словарного запаса;
  • оценивания звукового аспекта речи – основывается на том, как ребёнок произносит те или иные звуки, на слоговой структуре и звуконаполняемости слов, которые произносит пациент. Не остаётся без внимания фонетическое восприятие, а также звуковой анализ.

В дополнение может понадобиться проведение диагностических методов оценивания слухоречевой памяти и иных психических процессов.

Во время диагностики не только выясняется степень тяжести ОНР, то также происходит дифференциация подобного недуга от ЗРР.

Лечение

Поскольку каждая степень общего недоразвития формирования речи делится на несколько стадий, то, соответственно, терапия также будет отличаться.

Направления коррекции общего недоразвития речи у дошкольников:

  • недуг 1 уровня – активизация самостоятельной речи и развитие процессов понимания того, что говорят к ребёнку. Помимо этого, уделяется внимание мышлению и памяти. Обучение таких пациентов не ставит перед собой цели в достижении нормального фонетического оформления речи, но учитывается грамматическая часть;
  • ОНР второго уровня – выполняются работы не только над развитием речи, но и над пониманием произносимого. Терапия направлена на улучшение звукопроизношения, формирование осмысленных фраз и разъяснение грамматических и лексических тонкостей;
  • Заболевание 3 степени – осуществляется корректировка осознанной связной речи, усовершенствование сторон, связанных с грамматикой и лексикой, усвоение произношения звуков и фонетического понимания;
  • ОНР 4 уровня – терапия направлена на коррекцию возрастной речи для последующего беспроблемного обучения в общеобразовательных учреждениях.

Терапия детей с разной степенью тяжести подобного нарушения проводится в различных условиях:

  • ОНР 1 и 2 уровня – в специально предназначенных школах;
  • ОНР 3 уровня – в общеобразовательных учреждениях с условием коррекционного обучения;
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи – в общеобразовательных школах.

Осложнения

Игнорирование признаков подобного недуга может привести к таким последствиям:

  • полное отсутствие речи;
  • эмоциональная замкнутость ребёнка, который замечает, что он отличается от сверстников;
  • дальнейшие трудности в обучении, работе и других социальных сферах, которые будут наблюдаться уже у взрослых с нелеченым ОНР.

Профилактика и прогноз

Во избежание развития подобного недуга необходимо:

  • женщинам в период беременности отказаться от вредных привычек и уделять особое внимание своему здоровью;
  • родителям малышей своевременно лечить инфекционные недуги;
  • как можно больше времени уделять детям, не игнорировать их, а также заниматься их развитием и воспитанием.

Поскольку коррекционная работа, направленная на преодоление ОНР, занимает довольно много времени и является трудоёмким процессом, то лучше всего, если она будет начата как можно раньше – когда ребёнку исполнится три года. Только в этом случае можно добиться благоприятного прогноза.

Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.

Отличительные признаки ОНР:

  1. Наличие проблем как с произношением звуков, так и с навыками связной экспрессивной речи, овладением правилами грамматического строя и бедным активным словарем.
  2. Слух не нарушен. Обязательна проверка специалиста.
  3. Первичный интеллект в норме. То есть ребенок при рождении не имеет диагноза «умственная отсталость» и т. п. Однако стоит иметь в виду, что длительное не корректирующееся ОНР может привести и к отставанию в психическом развитии.

Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.

Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».

В чем проявляется:

  1. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка - это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
  2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
  3. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
  4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
  5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

  1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
  3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля - это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
  4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
  5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет - идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
  6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
  7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
  8. Связный рассказ - по картинке или с помощью вопросов взрослого - уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
  9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

Проблемные точки:

  1. Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
  2. Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
  3. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
  4. Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
  5. Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
  6. Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
  7. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом - употребить неправильную форму.
  8. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
  9. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.

Общее недоразвитие речи 4 уровня

Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.

Характерные признаки:

  1. Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
  2. Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов - например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
  3. Еще характерная ошибка - неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
  4. Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
  5. Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).

Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.