Министры финансов Российской империи XIX в. Государственное управление при Николае I Министр финансов в правительстве николая 1

05.03.2024 Стены

«Т. Семенкова Инновации министерства финансов при императоре Николае 1 ПАВЛОВИЧЕ во второй четверти XIX века Во второй...»

Т. Семенкова

Инновации министерства финансов

при императоре Николае 1 ПАВЛОВИЧЕ

во второй четверти XIX века

Во второй четверти XIX века при Николае1 (1825 - 1855) финансовое и

экономическое развитие страны продолжало укрепляться. В этот период

инновационная экономика России. базировалась на том, что учреждались банки,

строились железные дороги, открывались специальные технические

При Министерстве финансов был учреждён Мануфактурный совет, в который вошли заводчики и фабриканты. В это период регулярно проводили сельхозвыставки и выставки новых технических достижений. Для поддержания и реализации всех инновационных начинаний надо было укрепить финансовую систему страны, подготовить и провести денежную реформу.

С выполнением этих задач успешно справился министр финансов Егор Францевич Канкрин(1774 - 1845). Причина успеха и характер его деятельности во многом были обусловлены его биографией. Министром финансов он стал в 1823г. при Александре I и оставался на этом посту при Николае I до 1844г. Более 20 лет он сидел, по его собственному выражению огненном стуле" "на русского министра финансов.

Его отец Франц Людвиг Канкрин - архитектор и знаток горного дела прибыл в Россию по приглашению Екатерины Великой. А при Императоре Павле I, ему был пожалован чин статского советника и дом в Петербурге.



Егор Францевич Канкрин \сын\ окончил университет в Германии. В Россию приехал в 1797году и сначала помогал в делах отцу, но вскоре был зачислен советником Отдела государственной экономии при Министерстве внутренних дел России. С 1811г. Канкрин служил в армии помощником генерального провиантмейстера.

Успешная работа генерал - интендантом действующей армии, его энергия и находчивость, обеспечили его продвижение по службе. В 1829 году Канкрину был пожалован титул графа.

Егор Францевич Канкрин имел глубокие теоретические познания в политэкономии и финансах, отлично понимал требования реальной жизни, был чрезвычайно практичен и расчетлив. Его деловые качества: организованность, и необыкновенная работоспособность: он трудился по 15 часов в день. Свои инновационные идеи Канкрин изложил в ряде теоретических работ: “Экономия человеческих обществ и состояние финансов”, “Краткое обозрение российских финансов”, “Обзор примечательных действий по финансовой части в течении последних 20 лет”. Итогом жизненного опыта Е.Ф. Канкрина явились его очерки, изданные им в Париже после ухода с поста министра финансов - “Очерки политической экономии и финансии”. На русском языке они появились 50 лет спустя, в 1894 году. Вклад министра финансов Канкрина в развитие инновационной экономики России неразрывно связан с экономической политикой в стране. Его инновации были направлены на укрепление финансовой системы страны в целом, на повышение ценности рубля после беспримерного падения, на усовершенствование финансовой и государственной отчетности. Благодаря строгому контролю над расходами, использованию откупной системы и четкой таможенной политике, он добился существенного улучшения финансового положения России.

Развитию инновационной экономики в начале XIX века способствовала, реформа). Эта реформа проведенная Канкриным Торговая (гильдейская открыла большие возможности для развития иностранной торговли и была рассчитана на то, чтобы “подстегнуть” застоявшиеся формы российской торговли.

Реформа несколько ограничивала тенденции к монополизации торговли купцами 1-ой гильдии и расширяла права среднего городского купечества. Были получены выгоды и от мелкой торговли крестьян, которые торговали в городе овощами на лотках, в ларях, в “самоварах” и в шкафах. Беспорядочная торговля “с рук” была запрещена ещё при Екатерине II, но указ не соблюдался, и улицы больших городов наполнялись неорганизованными толпами мелких торговцев и спекулянтов.

Таким образом, инновационная деятельность Канкрина в должности министра финансов, способствовала укреплению денежной системы и ликвидацию дефицита бюджета, но неизбежно сопровождалась жёсткой экономией во всех областях хозяйства.

Канкрина было проведение в 1839 - 1843 гг.

Главной инновацией денежной реформы. Подготовка к денежной реформе выразилась в составлении проектов реформы, которых было пять: проекты Н. С. Мордвинова и С.А. Грейга были признаны непрактичными. Проекты денежной реформы М. М. Сперанского и Е. Ф. Канкрина были схожи по своей основе. Преимущество проекта Е. Ф.

Канкрина над проектом М. М. Сперанского состояло в том, что Канкрин считал возможным провести реформу без внешнего займа и действительно провел ее, не прибегая к займу. Особенность денежной реформы Канкрина проведенной в 1839г., состояла в том, что она имела своим основанием монометаллизм и притом серебряный.

Против денежной реформы выступали помещики, для которых сохранение «дешевых денег» было выгодно, так как они несли ответственность за уплату податей крепостного крестьянства. Но необходимость оздоровления хозяйства страны настойчиво требовала преобразования денежной системы.

В целях устранения превышения расходов над доходами в бюджете России, Канкрин всячески препятствовал проведению государственных займов и кредитов. Он считал, считал, что государственные долги не увеличивают народного благосостояния. „Строго говоря,- писал он,- к займам следует прибегать только тогда, когда они нужны для того, чтобы вывести государство из затруднительного положения или для общеполезных мероприятий". (См Т.Г.

Семенкова, А.В. Семенков. Денежные реформы России в Х!Х веке. СПб 1992. Стр.

56.) На первых подступах к денежной реформе в 1831г. были выпущены билеты государственного казначейства. Это важно, поскольку билеты казначейские представляли собой обязательства, выдаваемые правительством вместо наличных денег, с определенным сроком платежа и с установленными процентами.

13 июля 1831г. был издан Манифест о постепенном выпуске трех первых разрядов билетов государственного казначейства билетов (каждый по 10 млн.

руб.), т. е. общей суммой в 30 млн. Эта мера явилась наиболее действенным способом, ускоренного получения государственных доходов.

М. М. Сперанский в письме Е. Ф. Канкрину от 27 мая 1831г. выражал уверенность в совершенной необходимости выпуска новых билетов казначейства.

Сперанский считал, что платить проценты по билетам излишне, а если уж платить, то только за один последний год (четвертый),- это даст ту выгоду, что билеты будут оставаться в обращении до четвертого года.

Проведению денежной реформы способствовали и установившиеся в 30-х гг. разные курсы: вексельный, податный, таможенный, биржевой и простонародный. Эти курсы денег изменялись не только по времени, но и по местностям, что усложняло и запутывало расчеты. Попыткой преодолеть такое положение было запрещение сделок на монету по простонародным курсам, утвержденное 29 сентября 1837г. на собрании Государственного совета.

В то же время, Канкрин прилагал усилия для установления фиксированной ценности ассигнационного рубля. Серебряный рубль приравнивался к 380-350 коп., а в ряде мест России был еще выше. Было очевидно, что восстановить прежнюю стоимость обесцененного бумажного рубля нереально и невозможно.

Поэтому было решено восстановить металлическое обращение путем девальвации.

Манифестом от июля об устройстве денежной системы 1 1839г.

серебряный рубль был объявлен главной законной монетной единицей, а ассигнационный рубль допускался в качестве второстепенного знака. Итак, в основу денежного обращения положен серебряный рубль, равный 3 руб. 50 коп.

ассигнациями.

Реформа Канкрина не означала простой обмен бумажных денег по установленному курсу серебра (3 руб. 50 коп.), ибо это лишь уменьшило бы количество денег в обращении в три с половиной раза. Главное заключалось в том, что необходимо было придать деньгам фактическую прочность путем обеспечения их размена. Для этого был заранее создан металлический фонд. В течении 4-х лет необходимый запас в золоте и серебре был создан путём скупки золотой и серебряной монеты, а также слитков драгоценных металлов.

Возникает вопрос: почему монетной единицей было выбрано серебро, а не золото? Историк В. Т. Судейкин объясняет это так: во-первых, большинство европейских государств придерживалось двойной единицы (только Англия в 1816г. перешла к золотой единице); во-вторых, в России по традиции, всегда в обращении находилось серебро, хотя Россия владел, главным образом, золотыми рудниками. (См. Судейкин В.Т. Восстановление в России металлического обращения.- М., 1891.- стр. 57 – 58).

Завершающим этапом реформы явилась полная замена ассигнаций кредитными билетами, размениваемыми на звонкую монету по предъявлению.

Денежная реформа Е. Ф. Канкрина значительно укрепила денежную систему страны. Узаконенный размен кредитных билетов (новых бумажных денег) на металл по предъявлении не вызывал ажиотажа. Наоборот, к обмену предъявлялось кредитных билетов меньше, чем ожидали организаторы проведения реформы.

Главная заслуга Е. Ф. Канкрина состояла в том, что он добился бездефицитного государственного бюджета. Надо отметить, что этому способствовала и проводившаяся таможенная политика, построенная на основе проповедуемой им теории протекционизма. Он ввел покровительственный тариф, способствовавший отмене запрета ввоза целого ряда товаров, чем нацеливал отечественную промышленность на улучшение качества производимой продукции.

Реформа Канкрина полностью себя оправдала, денежная система была укреплена. Экономическая политика, проводившаяся министром финансов Канкриным в 30 - 40 гг., принесла заметные результаты. Но его долгое управление министерством завершилось в связи с болезнью. Умер Канкрин в 1845г. от инсульта.

В министерстве финансов, когда Канкрин серьёзно заболел, управляющим министерством финансов был назначен Федор Павлович Вронченко. Он проработал в министерстве финансов 34 года, и был назначен на пост министра за большую выслугу лет. Фактически с января 1844 года, он реально руководил Министерством. Весной того же 1844 года - 1 мая - Вронченко был назначен статс-секретарем Его Императорского Величества.

Министром он стал в марте 1845, когда ему было 64 года. И оставался на этом посту до 6 апреля 1852г. Хотя, (по отзывам некоторых современников), больших талантов он на службе не проявил, но на этом посту он старательно продолжал систему управления своего предшественника – Е. Ф. Канкрина.

Вронченко не только участвовал, но и практически осуществлял денежную реформу 1839–1843 г, которая вошла в историю как реформа Канкрина.

Вступлению в должность министра финансов Федору Павловичу Вронченко, несомненно способствовали дружеские и доверительные отношения с его предшественником Е.Ф. Канкриным. Вронченко был не только деловым помощником Е.Ф. Канкрина, но и пользовался его покровительством. Федор Вронченко был на 5 лет моложе Канкрина.

Родился Фёдор Павлович Вронченко в семье священника в 1781г. в городе Копысь Горецкого уезда Могилевского наместничества. Учился с 1797 года в Московском университете, а потом до 1805 года служил в канцелярии H. H.

Новосильцева. Когда началась война с французами, Федора Вронченко, как чиновника с высшим образованием, взяли в свиту государя, и поручили редактирование государственной переписки. Вронченко был человеком общительным и коммуникабельным, что способствовало успешной службе.

Из воспоминаний современников о его привычках и наклонностях, известно, что он был дамским поклонником и пользовался расположением молодых особ в светском обществе. Однако он не был женат. За холостятскую жизнь современники его осуждали, а успеху у молодых дам завидовали.

У Фёдора Вронченко был младший брат Михаил - выдающийся ученыйисследователь, член-учредитель Русского географического общества - РГО, а так же талантливый прозаик и поэт-переводчик. Кроме того Михаил известен как военный геодезист, географ и разведчик.

Федор Вронченко был в близких дружеских отношениях со своим младшим братом Михаилом. При учреждении в Санкт-Петербурге в 1845г. Русского географического общества, видимо с соизволения государя-императора Николая I, выделил Обществу 10 тыс. руб. серебром на текущие расходы. А в формирующуюся библиотеку РГО подарил несколько своих книг. Есть сведения, что Федор Вронченко состоял почетным членом РГО. В XIX в. в составе Российского военно-морского флота состоял боевой корабль «Граф Вронченко», названный в честь Федора Вронченко.

Михаилу Павловичу, младшему брату, Фёдор Павлович Вронченко по смерти завещал всё свое состояние.

Служебный рост Ф.П. Вронченко в начале Х!Х века стремительно продолжался. В 1809 г. он был определен письмоводителем, при совете и правлении комиссии составления законов, а в следующем году был назначен начальником отделения в министерстве финансов, но вскоре получил назначение в министерство внутренних дел, которым управлял В. П. Кочубей.

С 1820г. Вронченко вновь служил в министерстве финансов и был назначен начальником третьего отделения, которое с 1824 года было преобразовано в Особенную канцелярию по кредитной части, которой он и управлял. Следующим повышением по службе Фёдора Вронченко было назначение товарищем министра финансов в 1840 году. Это произошло в период завершения многолетней (22 года) службы Канкрина. Вронченко стал не только товарищем министра финансов, но и главным управляющий Корпусом горных инженеров. В следующем 1841 год, Вронченко - член Комитета по делам кредитных установлений и Комитета финансов, а с 19 апреля 1842 года он действительный тайный советник.

За время продолжительной службы, Вронченко зарекомендовал себя как очень аккуратного и исполнительного чиновника. Вронченко неоднократно доверяли, во время отсутствия Канкрина, управление Министерством финансов.

Канкрин Е.Ф., перед смертью составил для Вронченко особое руководство по основным проблемам управления финансами.

На должность министра финансов Ф.П. Вронченко бал назначен в марте 1845 года. В апреле 1849 он был возведен в графское Российской Империи достоинство. Надо отметить, что назначение Вронченко министром, вызвало недовольство и интриги, со стороны некоторых государственных чиновников. Они полагали, что, после отставки заболевшего министра Канкрина, на его место следует назначить Княжевича, который, как и Федор Вронченко был соратником и учеником Канкрина. Кроме того Княжевич имел репутацию делового и инициативного человека. Через несколько лет наступит и его черёд быть министром финансов… Интриги придворных кругов, сопровождавшиеся наветами и скандальными слухами о взятках в министерстве, не помешали назначению Вронченко, и как показала история, в тот период, это был правильный выбор.

Во второй половине 40-х гг. положение в стране изменилось.

Неурожаи 1844, 1845 и 1847 гг. привели к тому, что значительно увеличились недоимки в казну. Особенно ухудшилось финансовое положение в связи с возросшими расходами в годы Крымской войны. Значительно возрос внутренний и внешний государственный долг. Финансовое и экономическое положение в стране, не смотря на проведенную денежную реформу Канкрина, оставалось очень сложным. В России тогда не было условий для решительных преобразований, и приходилось все силы и средства использовать для решения неотложных экономических проблем и удовлетворения текущих нужд.

Как справедливо отмечают историки, существовавшая система финансов была несовершенна, сложившаяся система налогов всей тяжестью лежала на крестьянах, что препятствовало росту народного благосостояния. Для преодоления финансовых трудностей и экономического уклада, тогда надо было срочно принимать меры к укреплению финансовой и торговой системы страны.

Для этого было также необходимо усилить внимание к земледелию, главнейшей отрасли экономики России. В условиях плохого состояния сельского хозяйства, все старания министра Ф.П. Вронченко по развитию и совершенствованию фабричного производства, не принесли ожидаемых результатов.

Государственные финансово-кредитные учреждения, как и вся экономика страны, испытывали трудности. Их неудовлетворительное состояние не создавало стимулов для возникновения частных кредитных учреждений. А казённые учреждения, были вынуждены принимать меры для покрытия дефицитов между государственными доходами и расходами. Из росписи доходов и расходов, в период управления министерством финансов Вронченко, следует, что расходы значительно превышали доходы.

Министром финансов Ф.П. Вронченко оставался семь лет - с марта 845 до апреля 1952 года. За время его деятельности, финансовая система николаевской эпохи, в основном сохранилась в прежнем виде, со всеми её прежними особенностями: крайним налоговым обременением крестьянства, непроизводительными тратами и дефицитами. В тоже время им были осуществлены инновации в области налоговой системы. Были введены новые и увеличены старые косвенные налоги, особенно на питейный доход. В 1847 г., была введена акцизно-откупная система; в 50х гг. Вронченко ввел новый тариф, что было инновацией в таможенной политики. При нём была отменена пограничная линия, между Россией и Польшей.

Экономические меры, проведенные Вронченко, были обусловлены и военно-политическими причинами - усилением расходов на содержание войск, вследствие военных действий на Кавказе, восстания в Кракове и войны в Венгрии.

Стремление ограничить расходы на военные цели и, принятые для этого меры не приводили к желаемым результатам. В этих условиях, министерству финансов, для покрытия увеличивающихся расходов, приходилось обращаться к увеличению существовавших налогов. В 1846 году был удвоен вспомогательный земский сбор с крестьян, мещан и купцов, а так как податные возможности крестьян и без того были напряжены, то оставалось обратиться к введению новых или же увеличению старых косвенных налогов. Кроме того, был введен питейный устав. В следующем 1847 году последовало уничтожение льгот, во многих губерниях и областях, на продажу низших сортов табака; и одновременно был увеличен бандерольный сбор на табак. Также был введен акциз со свеклосахарного производства.

Среди положительных мер, принятых министром Вронченко, было введение в 1850 году нового тарифа, предусматривавшего уменьшения тарифных ставок.

Так же была проведена окончательная отмена ассигнаций, хотя эта мера имела только формальный характер. В то же время, ряд существенных вопросов, а именно - внесение улучшений в технику налогов, не получило должного внимания.

Для покрытия дефицита министр финансов Вронченко сконцентрировал внимание на развитии фабричной промышленности. Он практиковал заключение внешних займов и заем части сумм в казенных кредитных учреждениях. При нем был предпринят выпуск билетов Государственного казначейства. Вронченко иногда прибегал, ради сокрытия дефицита, к зачислению непокрытых расходов в счет доходов будущих лет. Для покрытия издержек Вронченко предпринимал постоянное повышение прямых и косвенных налогов.

Но, несмотря на все эти, принимаемые Вронченко меры, сумма государственных долгов, к концу его управления министерством финансов, возросла с 299 млн. (в 1844 году) до 400 млн. руб. (в 1852 году).

В 1851 году Вронченко заболел, и министерство фактически осталось без министра, лишь весной 1853 г. был назначен Брок П.Ф. Он начал работу при Николае 1 За два года, до кончины императора весной 1853 глду.

Похоронен он в Благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры. В 2012 голу исполнилось ровно 260 лет со дня его ухода в мир иной.

Надо сказать что инфляция, начавшаяся в период Крымской войны, затянулась на ряд десятилетий. Но выдержать все эти испытания финансовая система России, ее денежное хозяйство смогло лишь благодаря тому порядку, в который их привел министры финансов Е. Канкрин и Вронченко Ф. П. которые вошли в историю, как видные государственные деятели Российской империи.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Божерянов И.Н. Граф Егор Францевич Канкрин. 1897

2. Гейц Ф.Ф. Ефимки. М., 1913

3. Горелов Ив. Теория финансов. Казань. 18..г.

4. Граф Канкрин и его очерки политической экономии и финансов в 3-х частях. СПБ. 1894

5. История русской экономической мысли. Т. 1, ч.2, М., 1958 \примечания\

6.Рындзинский П.Г. Реформа Е.Ф. Канкрина //Исторические записки. Т.40, М., 1952

7. Семенков А.В., Семенкова Т.Г. Денежные реформы России в XIX веке.

9. Семенков А.В. Семенкова Т.Г. Министры финансов во время царствования Александра II. Ж. Банковское дело, N2, 1995 ПРОЦЕДУРЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЕЗОПАСНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИБОРОВ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И МЕТРОПОЛИТЕНОВ Проект первой редакции Москва НП «ОПЖТ» СТО ОПЖТ -2014 Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом...»

«Проект Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации Оглавление: 1. Общие положения 2. Цели и задачи Концепции 3. Субъекты концертной деятельности 4. Создание музыкального продукта 4.1. Творческие коллективы как основа репертуарной политики 4.2. Репертурная политика концертных организаций и коллективов 5. Система распространения музыкального продукта 6. Гастроли и музыкальные фестивали 7. Общественное продвижение академической музыки 8....»

«ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ Москва Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана УДК 681.2+621.791 ББК 30.14+30.82 Д44 Авторы: Г.А. Бигус, Ю.Ф. Даниев, Н.А. Быстрова, Д.И. Галкин Рецензенты: академик Н.П. Алешин; доктор технических наук В.С. Котельников Диагностика технических устройств / [Г. А. Бигус, Д44 Ю. Ф. Даниев, Н. А. Быстрова, Д. И. Галкин]. – M. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014 – 615, с. : ил. ISBN 978-5-7038-3925-6 В монографии приведены основные понятия технической диагностики -...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. НОСОВА» NOSOV MAGNITOGORSK STATE UNIVERSITY Кафедра Информационных систем Специальность 080800.62 Прикладная информатика ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: «Интеграция «SIKE.Autopark» и «КАСУН» на предприятии ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ТОМСК» Development of the module Integration...»

«ДАЙДЖЕСТ УТРЕННИХ НОВОСТЕЙ 05.10.2015 НОВОСТИ КАЗАХСТАНА Идеи Н.Назарбаева обсуждают академики Китая Р.Раджабов: Инициатива Н.Назарбаева по разработке Концепции «Новое будущее»ответ на вызовы и угрозы, с которыми столкнулся мир Регионы Казахстана и Китая укрепляют экономические связи В Казахстане заработает первый завод по выпуску плит OSB НОВОСТИ СНГ Медведев в Сочи обсудит с премьером Люксембурга Беттелем взаимодействие России и ЕС Главы МИД РФ и Лаоса обсудят сотрудничество в политической и...»

« архитектуры и искусств ФГОУ вПО «Южный федеральный университет», д.э.н., профессор, [email protected]; Козлова Е.И. Донской государственный технический университет, старший преподаватель, аспирантка, 344092, Ростов-на-Дону, пр. Королева, 1, кв. 64 Определено содержание анализа привлекательности отрасли, проводимого с позиции формирования...»

«СОЦІАЛЬНА ФІЛОСОФІЯ 25 УДК 314.74 (477) Л.Н. Гарас, доцент, канд. филос. наук Севастопольский национальный технический университет ул. Университетская, г. Севастополь, Украина, 99053 E-mail: [email protected] ТЕНДЕНЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В УКРАИНЕ Анализируются основные тенденции развития нелегальной миграции в Украине, делается акцент на ее социально-экономических последствиях. Ключевые слова: миграция, нелегальная миграция, рынок труда, реадмиссия....»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

В первые годы царствования Александра I эмиссия ассигна­ций усилилась особенно заметно. Потребовали крупных расходов войны с Турцией (1806-1812 гг.) и Швецией (1808-1809 гг.). Ин­фляционный процесс в России обесценивал денежные накопле­ния имущих слоев. Обесценение ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. И все это вместе взятое сдерживало развитие капиталистических отношений, торговли, кредита.

В этих условиях правительство Александра I предприняло определенные мероприятия, способствовавшие стабилизации денежного обращения, в основу которых был положен «План финансов», подготовленный в 1809 г. известным государствен­ным деятелем этой эпохиМ.М. Сперанским* при содействии профессораН.С. Мордвинова**.

* Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839), российский государственный деятель, граф. С 1801 г. ближайший советник императора Александра I, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Государственного со­вета (1810 г.).

** Сторонник безземельного освобождения крестьян за выкуп, единственный из членов Верховного уголовного суда, отказавшийся подписать в 1826 г. смертный приговор декабристам.

В соответствии с «Планом финансов» денежную реформу предполагалось провести путем изъятия и уничтожения всех ра­нее выпущенных ассигнаций, а также учреждения нового эмис­сионного банка, который должен был располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, планировавшихся выпустить в обращение. Помимо этого, по «Плану» предполагалось улучшить организацию монетной системы России, основой которой должен был стать серебряный рубль. Сперанский отри­цательно относился к неразменным бумажным деньгам и считал необходимым ликвидировать их обращение в стране. Сперан­ский предложил меры по улучшению организации системы внутреннего государственного кредита, в основе которых лежала идея трансформации (консолидации) части текущего беспро­центного долга в виде выпущенных в обращение ассигнаций в долгосрочный долг с уплатой государством процентов кредито­рам. Для этого Сперанский предлагал выпустить долговые про­центные обязательства - облигации долгосрочного государст­венного займа и продать их всем желающим за ассигнации. Из «Плана финансов» в жизнь были претворены только некоторые положения. В Манифесте 2 февраля 1810 г. все выпущенные ра­нее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской империи, говори­лось о прекращении дальнейшего выпуска ассигнаций и о ре­шении погасить указанный долг путем заключения внутреннего заема. Кроме того, этим же Манифестом увеличивались подати и налоги с целью повышения расходов в бюджет государства.

Однако этот заем был сразу же обречен на неуспех. Он был реализован лишь на 3,2 млн руб. из 100 млн ассигнационных рублей. Дефицит свободных денежных капиталов в стране стал одной из основных причин неудачи займа. Кроме того, покупка долговых обязательств государства для имущих слоев населения была делом непривычным.

В результате в Российской империи получил развитие осо­бенный вид государственного кредита, возникший при Екатери­не II и получивший развитие в правление Александра I, - по­стоянные заимствования из казенных банков кредитных ресур­сов, поступавших в качестве вкладов от частных лиц и учреждений.

Идеи М.М. Сперанского были забыты, а правительство не могло завершить реформы в связи с начавшейся войной в 1812 г. Политика правительства в области финансов, государственного кредита и денежного обращения взяла новый курс. Было реше­но удержать ассигнации в обращении и воспрепятствовать их вытеснению монетой. Ассигнации были объявлены законным платежным средством, имеющим обращение на всей территории империи.

В конце 20-х гг. XIX в. Министерство финансов с целью увеличения доходов в государственный бюджет усилило налоговое бремя на те сословия, которые являлись основными налого­плательщиками, и прежде всего на крестьянство.

Министр финансов граф Е.Ф. Канкрин (1823-1844 гг.)

Российское правительство отказалось от эмиссии ассигнаций как способа покрытия дефицита бюджета, использовались иные способы государственного кредита. По инициативе министра финансов Е.Ф. Канкрина Россия заключила три внешних займа, но их условия оказались для страны невыгодными.

Кроме того, в 1831 г. в соответ­ствии с Манифестом правительство приняло решение о выпуске билетов Государственного казначейства (се­рий) для ускоренного получения го­сударственных доходов. Билеты по­ступали в обращение крупными партиями и давали право на полу­чение дохода из расчета 4,32% годо­вых. Срок погашения наступал че­рез 4 года. Выпуски билетов следо­вали один за другим, а билеты с истекшим сроком обращения обменивались на новые. В действительности билеты Государст­венного казначейства превратились в государственный кредит долгосрочного характера.

1 июля 1839 г. с принятием Манифеста «Об устройстве де­нежной системы» началась ее реформа, целью которой было введение новых принципов организации этой системы, устране­ние из обращения обесценившихся государственных ассигна­ций. Денежная реформа фиксировала фактический уровень обесценения ассигнационного рубля и по сути была проведена путем его девальвации к одной трети рубля серебряного.

1 июля 1839 г. был также опубликован Указ «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом Банке», который объявил билеты Депозитной кассы законным платежным средством, имеющим обращение на всей территории страны наравне с серебряной монетой.

Но на этом реформа не была завершена. Манифест 1 июня 1843 г. предусматривал замену всех обращавшихся бумажных знаков на государственные кредитные билеты, для изготовления которых была создана Экспедиция государственных кредитных билетов с постоянным фондом серебряной монеты при Мини­стерстве финансов для обеспечения размена крупных билетов. Выпуск депозитных билетов прекратили, шел их обмен на госу­дарственные кредитные билеты. В результате всех этих операций в обращении империи остался только один вид бумажных де­нежных знаков - государственные кредитные билеты.

Путем проведения данной реформы правительство Николая I пыталось одновременно упорядочить денежное обращение и максимально использовать эмиссию бумажных денежных знаков для выгоды Государственного казначейства. Денежная реформа дала импульс быстрому развитию товарно-денежных отношений в России.

Министр финансов граф M.X. Рейтерн (1862-1878 гг.)

С самого начала правления Александра II правительство встало на путь политических и экономических реформ. В 1861 г. было отменено крепостное право, были сняты ограничения на частную предпринимательскую дея­тельность. В России стали углуб­ляться и качественно развиваться рыночные отношения в экономике, начался процесс демонополизации рынка капитала, в том числе и рын­ка ценных бумаг. Начали склады­ваться предпосылки для расширения банковской системы. В 1859 г были приняты решения, положившие на­чало новому этапу развития банков­ской системы. Ее реформа 1861 г. предполагала ликвидацию всех госу­дарственных кредитных учреждений и создание коммерческих банков.

Министр финансовМихаил Христофорович Рейтерн придерживался рыночной ориентации и концепции открытой экономики. Именно при его активной поддержке в стране началось широкое развитие акционерных коммерческих банков.

В 1860 г. был упразднен Заемный банк, дела которого передали в Петербургскую Сохранную казну. В этом же году был учрежден Государственный банк России на базе Государственного Коммер­ческого Банка. Начался процесс создания частных долгосрочных кредитных учреждений (Санкт-Петербургское городское кредитное общество, Херсонский земский банк, Общество взаимного по­земельного кредита) и краткосрочных (Санкт-Петербургское общество взаимного кредита, Санкт-Петербургский частный коммерческий банк - первый акционерный банк).

Билет внутреннего 5%-го с выигрышами займа 1864 г.

Купон билета внутреннего 5%-го с выигрышами займа 1864 г.

В ноябре 1864 г. впервые в истории России был выпущен вы­игрышный заем на сумму 100 млн руб. кредитными билетами сро­ком на 60 лет. Билеты внутреннего 5%-го с выигрышами займа выпускались на предъявителя по номиналу 100 руб.

Вначале, несмотря на привлекательные условия (выплата при погашении погасительной премии, повышавшейся по мере приближения тиража от 20 до 50 руб., тиражи два раза в год с денежными призами, возвращение суммы капитала, помещен­ной в облигацию, при погашении), заем был размещен по курсу 98 руб. 50 коп. за сторублевую облигацию. Но затем интерес к займу стал расти.

Был выпущен второй заем. Вскоре данные ценные бумаги стали самой популярной формой государственного кредита. Тре­тий выигрышный заем состоялся в 1889 г. Но выигрышные зай­мы создавали конкуренцию между ценными бумагами одного и того же эмитента - государства, поэтому в дальнейшем оно больше не прибегало к подобному виду займов.

К 1872 г. банковая система России состояла из: Государст­венного банка, общественных городских и земельных банков, частных банков долгосрочного и краткосрочного кредитования.

На начало 80-х гг. в России насчитывалось 44 акционерных банка с 49 филиалами, 83 общества взаимного кредита, 729 ссудо-сберегательных товариществ, 32 коммерческих банка, 232 го­родских общественных банка.*

* Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - С 571.

Министр финансов граф Н.Х. Бунге (1881-1887 гг.)

Одним из инициаторов новой кредитной и валютной поли­тики в 1880-х гг. стал министр финансовНиколай Христофорович Бунге - крупнейших экономист, защитивший докторскую диссертацию «Теория кредита». Бунге был сторонником рыночной экономики.

Начиная с 1881 г. правительство России прилагало все усилия к нако­плению золотого запаса. Внешние и внутренние займы, а также рост на­логообложения населения способст­вовали стабилизации бюджета, все это вкупе стало предпосылкой де­нежной реформы 1895-1897 гг.

Первым этапом этой реформы стало разрешение в 1895 г. сделок с золотом. 29 августа 1897 г. был при­нят эмиссионный закон, регулиро­вавший выпуск в обращение кредит­ных билетов и принципы обеспече­ния их золотом. Закон от 14 ноября 1897 г. ввел неограниченный размен кредитных билетов на золо­то, кредитные билеты стали законным платежным средством наравне с золотой монетой. В качестве основы денежной систе­мы Российской империи закон предусматривал золотой рубль, который содержал 17,424 доли чистого золота. Поскольку в Рос­сии установилась система золотого монометаллизма, серебро превращалось во вспомогательный денежный товар.

В результате реформы Россия получила устойчивую золотую валюту и бумажные денежные знаки, равнозначные золоту и свободно размениваемые на этот металл. Денежная система, ос­нованная на золоте, вызвала еще больший прилив иностранного капитала.

В начале 90-х гг. в России разразился экономический кризис. Его первым вестником был начавшийся летом 1899 г. денежный кризис - резко возрос дефицит свободных капиталов, из-за роста спроса на деньги сильно упал курс многих ценных бумаг, ряд банков обанкротился, значительно сократился кредит.

Выходить из экономического кризиса Россия начала только в 1904 г. Но ее ждали новые потрясения - Русско-японская война 1904-1905 гг. и всплеск революционного движения в 1905-1906 гг.

В начале 10-х гг. XX столетия состояние экономики империи начало улучшаться. Общий прирост промышленной продукции за 1908-1913 гг. составил небывалую величину - 50,8%. Эко­номический подъем способствовал процессу финансового оздо­ровления страны: восстановлению равновесия на рынке капита­лов, преодолению дефицита, финансовых средств, росту объе­мов доходов государственного бюджета. Впервые за долгие годы Российская империя смогла погасить часть государственного долга.

Первая мировая война прервала широкое развитие банков­ской системы. Россия испытывала огромную потребность в де­нежных средствах для финансирования войны. В 1914-1916 гг. правительство России производило массовые ежегодные выпус­ки билетов Государственного казначейства. В стране развивался инфляционный процесс, ее охватила разруха, голод, сопровож­даемые массовыми митингами, стачками, демонстрациями.

Следствием роста денежной массы, не подкрепленной то­варным производством, стало падение покупательной способно­сти рубля. Наступала затяжная и жесткая инфляция. Качествен­ные изменения произошли и в денежном обращении. Закон от 27 июля 1914 г. отменил размен кредитных билетов на золото. И тут же начался процесс его исчезновения из обращения - те­заврация золота. Постепенно из обращения исчезали серебря­ные монеты, потом - медные. И в конце 1916 г. русское де­нежное обращение состояло уже только из различных бумажных денежных знаков, монеты практически отсутствовали.

Выпуск бумажных денег регулировался эмиссионным зако­нодательством. Эмиссионный процесс был сосредоточен в Госу­дарственном банке. Денежная масса в основном состояла из банковских кредитных билетов.

Ко времени Февральской революции фактическое металли­ческое обеспечение кредитных билетов составляло около 13%. Сокращался золотой запас страны. Рубль, став бумажным внутри страны, постепенно превратился в замкнутую валюту и на внешних рынках. Для преодоления инфляции и стабилиза­ции обесценивающегося рубля необходимы были прекращение войны и переход на мирные рельсы развития. Однако Фев­ральская революция и Временное правительство отвергли этот путь. И это, конечно же, предопределило дальнейшее углубле­ние процессов внутреннего и внешнего обесценения бумажной валюты.

В феврале 1917 г. в стране сложилось тяжелейшее финансо­вое положение.

Февральская буржуазно-демократическая революция поло­жила конец абсолютной монархии. Но своей политикой Вре­менное правительство привело к крушению рубля. Затем в ре­зультате Октябрьского переворота власть перешла в руки Военно-революционного комитета. 3 февраля 1918 г. Советское прави­тельство вышло из войны; в числе прочих мер оно аннулировало все государственные займы и иностранные в частности.

Период 1917 - середина 1921 г. ознаменовался ликвидацией дореволюционных кредитных учреждений, а его наиболее значи­тельным законодательным актом был Декрет ЦИК от 14 декабря 1917 г. о национализации банков. Декрет объявил банковское де­ло монополией государства и объединил все существовавшие в тот период частные акционерные банки и банкирские конторы с Государственным банком. Активы и пассивы этих банков были переданы Государственному банку, который был переименован в Народный банк РСФСР. Однако в условиях военного коммуниз­ма его деятельность замерла. Поэтому Декретом СНК от 19 янва­ря 1920 г. активы и пассивы Народного банка были переданы Бюджетно-расчетному управлению Наркомфина.

С переходом к НЭПу появились предпосылки для развития банковского дела. 30 июня 1921 г. СНК был издан Декрет об отмене ограничений денежного обращения, а также о мерах, не­обходимых для развития вкладной и переводной операций. Дек­рет отменил всякие ограничения денежных сумм, которые могут находиться на руках у частных лиц, и установил начало непри­косновенности вкладов и банковской тайны. Таким образом, Советское правительство в 20-е гг. XX в. восстановило кредит­ную систему в виде Государственного банка, отраслевых и территориальных коммерческих акционерных банков, обществ вза­имного кредита, кредитной коммерции и адаптировало ее к ус­ловиям рыночного хозяйствования.

Но уже в конце 20-х гг. правительство России отказалось от многоукладной экономики, перешло к свертыванию негосударственных форм собственности, ликвидации рыночного хозяйст­ва и его структур, переводу граждан в положение людей, рабо­тающих у государства по найму.

В конце 20-х - начале 30-х гг. основными доходными ис­точниками бюджета государства были поступления от общест­венного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и покупку займов. Основными статьями расходов бюджета были расходы на на­родное хозяйство и социально-культурные мероприятия.

Крупным шагом в перестройке финансовой работы была на­логовая реформа 1930 г., которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия отчислений от прибыли и налога с оборота, включавшего множество налогов и сборов.

В 1932 г. общие нормы распределения прибыли были устра­нены: вся плановая прибыль могла быть изъята в бюджет, за предприятием закреплялась лишь часть сверхплановой прибыли.

В 1938 г. завершилось формирование бюджетной системы СССР. Местные бюджеты и бюджет социального страхования были официально включены в состав единого государственного бюджета, расширение функций местных советов и их бюджет­ных прав сопровождалось неуклонным ростом доходов.

В 30-е гг. XX в. правительство СССР последовательно про­водило политику централизованного управления и планирова­ния народного хозяйства. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) принципиальных изменений в финансовой систе­ме страны не произошло. В связи с финансовыми потребностями ведения войны произошло усиление централизации финансовых ресурсов государства, через финансово-кредитную систему произ­водились перераспределения национального дохода в пользу воен­ных расходов. Были мобилизованы свободные финансовые ресур­сы промышленности, торговли, банков, долгосрочных вложений - все это шло непосредственно на удовлетворение нужд войны.

В послевоенные годы бюджет государства был подчинен ре­шению задачи по ликвидации последствий войны и восстанов­лению разрушенного хозяйства.

Попытка усовершенствовать хозяйственный механизм была предпринята в 1965 г. путем проведения реформы, направлен­ной на усиление стимулирующего воздействия прибыли на раз­витие производства. Реформа предусматривала организацию но­вой системы экономического стимулирования.

В 70-е гг. усилилось общее расстройство финансового хозяй­ства страны, что, безусловно, сказалось на развитии бюджета. Материальные затраты в народном хозяйстве росли быстрее, чем национальный доход.

В конце 70-х гг. для того чтобы изменить сложившееся в экономике страны тяжелое положение, была разработана эконо­мическая модель отраслевого хозрасчета и самоокупаемости. По­становлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности про­изводства и качества работы» вводился нормативный метод рас­пределения прибыли. На основе утвержденных в 5-м финансо­вом плане показателей министерствам устанавливались стабиль­ные, дифференцированные по годам нормативы отчислений от балансовой прибыли, поступающие в их распоряжение. Причем нормативы определялись с таким расчетом, чтобы обеспечить финансирование капитальных вложений, погашение банковских кредитов и уплату процентов за них, прирост оборотных средств, образование единого фонда развития науки и техники и фондов экономического стимулирования и т.д.

В первой половине 80-х гг. в целях совершенствования хо­зяйственного механизма страны проводился эксперимент по распространению на предприятиях новых методов хозяйствова­ния, а позже стали внедрять полный хозрасчет и самофинанси­рование.

Однако все эти мероприятия не привели к росту финансовых ресурсов страны. Возник дефицит государственного бюджета. А бюджетный дефицит в свою очередь негативно воздействовал на экономику, подрывал устойчивость денежного обращения, по­рождал инфляционные процессы.

Граф Васильев А. В. 1802-1807
Голубцов Ф.А. 1807-1810
Граф Гурьев Д.А. 1810-1823
Граф Канкрин Е.Ф. 1928-1844
Граф Вронченко Ф.П. 1844-1852
Брок П.Ф. 1852-1858
Княжевич А.М. 1858-1862
Рейтерн М.Х. 1862-1878
Грейг С.А. 1878-1880
Абаза А.А. 1880-1881
Бунге Н.Х. 1881-1887
Вышнеградский И.А. 1887-1892
Граф Витте С.Ю. 1892-1903

В первые годы царствования Александра I эмиссия ассигна­ций усилилась особенно заметно. Потребовали крупных расходов войны с Турцией (1806-1812 гг.) и Швецией (1808-1809 гг.). Ин­фляционный процесс в России обесценивал денежные накопле­ния имущих слоев. Обесценение ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. И все это вместе взятое сдерживало развитие капиталистических отношений, торговли, кредита.

В этих условиях правительство Александра I предприняло определенные мероприятия, способствовавшие стабилизации денежного обращения, в основу которых был положен «План финансов», подготовленный в 1809 г. известным государствен­ным деятелем этой эпохиМ.М. Сперанским* при содействии профессораН.С. Мордвинова**.

* Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839), российский государственный деятель, граф. С 1801 г. ближайший советник императора Александра I, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Государственного со­вета (1810 г.).

** Сторонник безземельного освобождения крестьян за выкуп, единственный из членов Верховного уголовного суда, отказавшийся подписать в 1826 г. смертный приговор декабристам.

В соответствии с «Планом финансов» денежную реформу предполагалось провести путем изъятия и уничтожения всех ра­нее выпущенных ассигнаций, а также учреждения нового эмис­сионного банка, который должен был располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, планировавшихся выпустить в обращение. Помимо этого, по «Плану» предполагалось улучшить организацию монетной системы России, основой которой должен был стать серебряный рубль. Сперанский отри­цательно относился к неразменным бумажным деньгам и считал необходимым ликвидировать их обращение в стране. Сперан­ский предложил меры по улучшению организации системы внутреннего государственного кредита, в основе которых лежала идея трансформации (консолидации) части текущего беспро­центного долга в виде выпущенных в обращение ассигнаций в долгосрочный долг с уплатой государством процентов кредито­рам. Для этого Сперанский предлагал выпустить долговые про­центные обязательства - облигации долгосрочного государст­венного займа и продать их всем желающим за ассигнации. Из «Плана финансов» в жизнь были претворены только некоторые положения. В Манифесте 2 февраля 1810 г. все выпущенные ра­нее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской империи, говори­лось о прекращении дальнейшего выпуска ассигнаций и о ре­шении погасить указанный долг путем заключения внутреннего заема. Кроме того, этим же Манифестом увеличивались подати и налоги с целью повышения расходов в бюджет государства.

Однако этот заем был сразу же обречен на неуспех. Он был реализован лишь на 3,2 млн руб. из 100 млн ассигнационных рублей. Дефицит свободных денежных капиталов в стране стал одной из основных причин неудачи займа. Кроме того, покупка долговых обязательств государства для имущих слоев населения была делом непривычным.

В результате в Российской империи получил развитие осо­бенный вид государственного кредита, возникший при Екатери­не II и получивший развитие в правление Александра I, - по­стоянные заимствования из казенных банков кредитных ресур­сов, поступавших в качестве вкладов от частных лиц и учреждений.

Идеи М.М. Сперанского были забыты, а правительство не могло завершить реформы в связи с начавшейся войной в 1812 г. Политика правительства в области финансов, государственного кредита и денежного обращения взяла новый курс. Было реше­но удержать ассигнации в обращении и воспрепятствовать их вытеснению монетой. Ассигнации были объявлены законным платежным средством, имеющим обращение на всей территории империи.

В конце 20-х гг. XIX в. Министерство финансов с целью увеличения доходов в государственный бюджет усилило налоговое бремя на те сословия, которые являлись основными налого­плательщиками, и прежде всего на крестьянство.

Министр финансов граф Е.Ф. Канкрин (1823-1844 гг.)

Российское правительство отказалось от эмиссии ассигнаций как способа покрытия дефицита бюджета, использовались иные способы государственного кредита. По инициативе министра финансов Е.Ф. Канкрина Россия заключила три внешних займа, но их условия оказались для страны невыгодными.

Кроме того, в 1831 г. в соответ­ствии с Манифестом правительство приняло решение о выпуске билетов Государственного казначейства (се­рий) для ускоренного получения го­сударственных доходов. Билеты по­ступали в обращение крупными партиями и давали право на полу­чение дохода из расчета 4,32% годо­вых. Срок погашения наступал че­рез 4 года. Выпуски билетов следо­вали один за другим, а билеты с истекшим сроком обращения обменивались на новые. В действительности билеты Государст­венного казначейства превратились в государственный кредит долгосрочного характера.

1 июля 1839 г. с принятием Манифеста «Об устройстве де­нежной системы» началась ее реформа, целью которой было введение новых принципов организации этой системы, устране­ние из обращения обесценившихся государственных ассигна­ций. Денежная реформа фиксировала фактический уровень обесценения ассигнационного рубля и по сути была проведена путем его девальвации к одной трети рубля серебряного.

1 июля 1839 г. был также опубликован Указ «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом Банке», который объявил билеты Депозитной кассы законным платежным средством, имеющим обращение на всей территории страны наравне с серебряной монетой.

Но на этом реформа не была завершена. Манифест 1 июня 1843 г. предусматривал замену всех обращавшихся бумажных знаков на государственные кредитные билеты, для изготовления которых была создана Экспедиция государственных кредитных билетов с постоянным фондом серебряной монеты при Мини­стерстве финансов для обеспечения размена крупных билетов. Выпуск депозитных билетов прекратили, шел их обмен на госу­дарственные кредитные билеты. В результате всех этих операций в обращении империи остался только один вид бумажных де­нежных знаков - государственные кредитные билеты.

Путем проведения данной реформы правительство Николая I пыталось одновременно упорядочить денежное обращение и максимально использовать эмиссию бумажных денежных знаков для выгоды Государственного казначейства. Денежная реформа дала импульс быстрому развитию товарно-денежных отношений в России.

Министр финансов граф M.X. Рейтерн (1862-1878 гг.)

С самого начала правления Александра II правительство встало на путь политических и экономических реформ. В 1861 г. было отменено крепостное право, были сняты ограничения на частную предпринимательскую дея­тельность. В России стали углуб­ляться и качественно развиваться рыночные отношения в экономике, начался процесс демонополизации рынка капитала, в том числе и рын­ка ценных бумаг. Начали склады­ваться предпосылки для расширения банковской системы. В 1859 г были приняты решения, положившие на­чало новому этапу развития банков­ской системы. Ее реформа 1861 г. предполагала ликвидацию всех госу­дарственных кредитных учреждений и создание коммерческих банков.

Министр финансовМихаил Христофорович Рейтерн придерживался рыночной ориентации и концепции открытой экономики. Именно при его активной поддержке в стране началось широкое развитие акционерных коммерческих банков.

В 1860 г. был упразднен Заемный банк, дела которого передали в Петербургскую Сохранную казну. В этом же году был учрежден Государственный банк России на базе Государственного Коммер­ческого Банка. Начался процесс создания частных долгосрочных кредитных учреждений (Санкт-Петербургское городское кредитное общество, Херсонский земский банк, Общество взаимного по­земельного кредита) и краткосрочных (Санкт-Петербургское общество взаимного кредита, Санкт-Петербургский частный коммерческий банк - первый акционерный банк).

Билет внутреннего 5%-го с выигрышами займа 1864 г.

Купон билета внутреннего 5%-го с выигрышами займа 1864 г.

В ноябре 1864 г. впервые в истории России был выпущен вы­игрышный заем на сумму 100 млн руб. кредитными билетами сро­ком на 60 лет. Билеты внутреннего 5%-го с выигрышами займа выпускались на предъявителя по номиналу 100 руб.

Вначале, несмотря на привлекательные условия (выплата при погашении погасительной премии, повышавшейся по мере приближения тиража от 20 до 50 руб., тиражи два раза в год с денежными призами, возвращение суммы капитала, помещен­ной в облигацию, при погашении), заем был размещен по курсу 98 руб. 50 коп. за сторублевую облигацию. Но затем интерес к займу стал расти.

Был выпущен второй заем. Вскоре данные ценные бумаги стали самой популярной формой государственного кредита. Тре­тий выигрышный заем состоялся в 1889 г. Но выигрышные зай­мы создавали конкуренцию между ценными бумагами одного и того же эмитента - государства, поэтому в дальнейшем оно больше не прибегало к подобному виду займов.

К 1872 г. банковая система России состояла из: Государст­венного банка, общественных городских и земельных банков, частных банков долгосрочного и краткосрочного кредитования.

На начало 80-х гг. в России насчитывалось 44 акционерных банка с 49 филиалами, 83 общества взаимного кредита, 729 ссудо-сберегательных товариществ, 32 коммерческих банка, 232 го­родских общественных банка.*

* Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - С 571.

Министр финансов граф Н.Х. Бунге (1881-1887 гг.)

Одним из инициаторов новой кредитной и валютной поли­тики в 1880-х гг. стал министр финансовНиколай Христофорович Бунге - крупнейших экономист, защитивший докторскую диссертацию «Теория кредита». Бунге был сторонником рыночной экономики.

Начиная с 1881 г. правительство России прилагало все усилия к нако­плению золотого запаса. Внешние и внутренние займы, а также рост на­логообложения населения способст­вовали стабилизации бюджета, все это вкупе стало предпосылкой де­нежной реформы 1895-1897 гг.

Первым этапом этой реформы стало разрешение в 1895 г. сделок с золотом. 29 августа 1897 г. был при­нят эмиссионный закон, регулиро­вавший выпуск в обращение кредит­ных билетов и принципы обеспече­ния их золотом. Закон от 14 ноября 1897 г. ввел неограниченный размен кредитных билетов на золо­то, кредитные билеты стали законным платежным средством наравне с золотой монетой. В качестве основы денежной систе­мы Российской империи закон предусматривал золотой рубль, который содержал 17,424 доли чистого золота. Поскольку в Рос­сии установилась система золотого монометаллизма, серебро превращалось во вспомогательный денежный товар.

В результате реформы Россия получила устойчивую золотую валюту и бумажные денежные знаки, равнозначные золоту и свободно размениваемые на этот металл. Денежная система, ос­нованная на золоте, вызвала еще больший прилив иностранного капитала.

В начале 90-х гг. в России разразился экономический кризис. Его первым вестником был начавшийся летом 1899 г. денежный кризис - резко возрос дефицит свободных капиталов, из-за роста спроса на деньги сильно упал курс многих ценных бумаг, ряд банков обанкротился, значительно сократился кредит.

Выходить из экономического кризиса Россия начала только в 1904 г. Но ее ждали новые потрясения - Русско-японская война 1904-1905 гг. и всплеск революционного движения в 1905-1906 гг.

В начале 10-х гг. XX столетия состояние экономики империи начало улучшаться. Общий прирост промышленной продукции за 1908-1913 гг. составил небывалую величину - 50,8%. Эко­номический подъем способствовал процессу финансового оздо­ровления страны: восстановлению равновесия на рынке капита­лов, преодолению дефицита, финансовых средств, росту объе­мов доходов государственного бюджета. Впервые за долгие годы Российская империя смогла погасить часть государственного долга.

Первая мировая война прервала широкое развитие банков­ской системы. Россия испытывала огромную потребность в де­нежных средствах для финансирования войны. В 1914-1916 гг. правительство России производило массовые ежегодные выпус­ки билетов Государственного казначейства. В стране развивался инфляционный процесс, ее охватила разруха, голод, сопровож­даемые массовыми митингами, стачками, демонстрациями.

Следствием роста денежной массы, не подкрепленной то­варным производством, стало падение покупательной способно­сти рубля. Наступала затяжная и жесткая инфляция. Качествен­ные изменения произошли и в денежном обращении. Закон от 27 июля 1914 г. отменил размен кредитных билетов на золото. И тут же начался процесс его исчезновения из обращения - те­заврация золота. Постепенно из обращения исчезали серебря­ные монеты, потом - медные. И в конце 1916 г. русское де­нежное обращение состояло уже только из различных бумажных денежных знаков, монеты практически отсутствовали.

Выпуск бумажных денег регулировался эмиссионным зако­нодательством. Эмиссионный процесс был сосредоточен в Госу­дарственном банке. Денежная масса в основном состояла из банковских кредитных билетов.

Ко времени Февральской революции фактическое металли­ческое обеспечение кредитных билетов составляло около 13%. Сокращался золотой запас страны. Рубль, став бумажным внутри страны, постепенно превратился в замкнутую валюту и на внешних рынках. Для преодоления инфляции и стабилиза­ции обесценивающегося рубля необходимы были прекращение войны и переход на мирные рельсы развития. Однако Фев­ральская революция и Временное правительство отвергли этот путь. И это, конечно же, предопределило дальнейшее углубле­ние процессов внутреннего и внешнего обесценения бумажной валюты.

В феврале 1917 г. в стране сложилось тяжелейшее финансо­вое положение.

Февральская буржуазно-демократическая революция поло­жила конец абсолютной монархии. Но своей политикой Вре­менное правительство привело к крушению рубля. Затем в ре­зультате Октябрьского переворота власть перешла в руки Военно-революционного комитета. 3 февраля 1918 г. Советское прави­тельство вышло из войны; в числе прочих мер оно аннулировало все государственные займы и иностранные в частности.

Период 1917 - середина 1921 г. ознаменовался ликвидацией дореволюционных кредитных учреждений, а его наиболее значи­тельным законодательным актом был Декрет ЦИК от 14 декабря 1917 г. о национализации банков. Декрет объявил банковское де­ло монополией государства и объединил все существовавшие в тот период частные акционерные банки и банкирские конторы с Государственным банком. Активы и пассивы этих банков были переданы Государственному банку, который был переименован в Народный банк РСФСР. Однако в условиях военного коммуниз­ма его деятельность замерла. Поэтому Декретом СНК от 19 янва­ря 1920 г. активы и пассивы Народного банка были переданы Бюджетно-расчетному управлению Наркомфина.

С переходом к НЭПу появились предпосылки для развития банковского дела. 30 июня 1921 г. СНК был издан Декрет об отмене ограничений денежного обращения, а также о мерах, не­обходимых для развития вкладной и переводной операций. Дек­рет отменил всякие ограничения денежных сумм, которые могут находиться на руках у частных лиц, и установил начало непри­косновенности вкладов и банковской тайны. Таким образом, Советское правительство в 20-е гг. XX в. восстановило кредит­ную систему в виде Государственного банка, отраслевых и территориальных коммерческих акционерных банков, обществ вза­имного кредита, кредитной коммерции и адаптировало ее к ус­ловиям рыночного хозяйствования.

Но уже в конце 20-х гг. правительство России отказалось от многоукладной экономики, перешло к свертыванию негосударственных форм собственности, ликвидации рыночного хозяйст­ва и его структур, переводу граждан в положение людей, рабо­тающих у государства по найму.

В конце 20-х - начале 30-х гг. основными доходными ис­точниками бюджета государства были поступления от общест­венного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и покупку займов. Основными статьями расходов бюджета были расходы на на­родное хозяйство и социально-культурные мероприятия.

Крупным шагом в перестройке финансовой работы была на­логовая реформа 1930 г., которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия отчислений от прибыли и налога с оборота, включавшего множество налогов и сборов.

В 1932 г. общие нормы распределения прибыли были устра­нены: вся плановая прибыль могла быть изъята в бюджет, за предприятием закреплялась лишь часть сверхплановой прибыли.

В 1938 г. завершилось формирование бюджетной системы СССР. Местные бюджеты и бюджет социального страхования были официально включены в состав единого государственного бюджета, расширение функций местных советов и их бюджет­ных прав сопровождалось неуклонным ростом доходов.

В 30-е гг. XX в. правительство СССР последовательно про­водило политику централизованного управления и планирова­ния народного хозяйства. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) принципиальных изменений в финансовой систе­ме страны не произошло. В связи с финансовыми потребностями ведения войны произошло усиление централизации финансовых ресурсов государства, через финансово-кредитную систему произ­водились перераспределения национального дохода в пользу воен­ных расходов. Были мобилизованы свободные финансовые ресур­сы промышленности, торговли, банков, долгосрочных вложений - все это шло непосредственно на удовлетворение нужд войны.

В послевоенные годы бюджет государства был подчинен ре­шению задачи по ликвидации последствий войны и восстанов­лению разрушенного хозяйства.

Попытка усовершенствовать хозяйственный механизм была предпринята в 1965 г. путем проведения реформы, направлен­ной на усиление стимулирующего воздействия прибыли на раз­витие производства. Реформа предусматривала организацию но­вой системы экономического стимулирования.

В 70-е гг. усилилось общее расстройство финансового хозяй­ства страны, что, безусловно, сказалось на развитии бюджета. Материальные затраты в народном хозяйстве росли быстрее, чем национальный доход.

В конце 70-х гг. для того чтобы изменить сложившееся в экономике страны тяжелое положение, была разработана эконо­мическая модель отраслевого хозрасчета и самоокупаемости. По­становлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности про­изводства и качества работы» вводился нормативный метод рас­пределения прибыли. На основе утвержденных в 5-м финансо­вом плане показателей министерствам устанавливались стабиль­ные, дифференцированные по годам нормативы отчислений от балансовой прибыли, поступающие в их распоряжение. Причем нормативы определялись с таким расчетом, чтобы обеспечить финансирование капитальных вложений, погашение банковских кредитов и уплату процентов за них, прирост оборотных средств, образование единого фонда развития науки и техники и фондов экономического стимулирования и т.д.

В первой половине 80-х гг. в целях совершенствования хо­зяйственного механизма страны проводился эксперимент по распространению на предприятиях новых методов хозяйствова­ния, а позже стали внедрять полный хозрасчет и самофинанси­рование.

Однако все эти мероприятия не привели к росту финансовых ресурсов страны. Возник дефицит государственного бюджета. А бюджетный дефицит в свою очередь негативно воздействовал на экономику, подрывал устойчивость денежного обращения, по­рождал инфляционные процессы.

Глава 3 Финансовая система Российской Федерации

Руководит финансовой деятельностью и направляет ее через свои органы, наделенные специальной компетенцией, государ­ство. Финансовой деятельностью занимаются практически все без исключения органы государства.

В ведении Российской Федерации в соответствии со ст. 71 (п. «ж») Конституции РФ находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; основы ценовой политики; фе­деральные экономические службы, включая федеральные банки.

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ представительные органы в лице Федерального Собрания РФ и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и ут­верждают федеральный бюджет, бюджет республик, входящих в состав РФ.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе феде­ральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Го­сударственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой кредитной и денежной политики.

Представительные органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в об­ласти финансовой деятельности наряду с другими своими функ­циями в пределах соответствующей территории. В их компетен­цию входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов, а также административно-территориальных единиц местного уровня. Это прежде всего утверждение бюджетов соот­ветствующих уровней, установление налогов и сборов.

Согласно принципу разделения властей прерогативой пред­ставительных государственных органов власти является приня­тие законов по вопросам финансов. При этом в соответствии с ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, по­крываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Органы исполнительной власти (ПравительствоРФ, прави­тельства республик в составеРФ, администрации краев, областей, районов и т.д.) принимают меры к реализации вышеперечислен­ных законопроектов под контролем представительных органов.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Консти­туции РФ и федеральных законов определяет основные направ­ления внутренней и внешней политики государства, в соответ­ствии с которой строится и финансовая политика.

В целях информационно-аналитического обеспечения Пре­зидента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ образовано финансово-бюджет­ное управление Президента РФ. Его деятельность распространя­ется на области общегосударственных финансов, бюджета, на­логовой политики, страхового дела, ценообразования, кредит­ных отношений и денежного обращения.

Финансовая система Российской Федерации в настоящее время включает несколько взаимосвязанных институтов и орга­нов.Под финансовой системой Российской Федерации понимают,

во-первых совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответст­вующих денежных фондов;

во-вторых, совокупность государственных органов и учреж­дений, осуществляющих в пределах своей компетенции финан­совую деятельность.

Иными словами, каждый институт, или звено, финансовой системы представляют собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность раз­личных сфер финансовых отношений, в процессе которых обра­зуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система Российской Федерации включает:

а) государственную бюджетную систему, состоящую из феде­рального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

б) внебюджетные специальные фонды;

в) государственный и банковский кредит;

г) фонды страхования (имущественного и личного);

д) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.

При этом государственная бюджетная система, внебюджетные специальные фонды и государственный (в том числе банковский) кредит относятся к централизованным финансам, использую­щимся для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Фонды страхования и финансы хозяйствующих субъектов и отраслей относятся к децентрализованным финан­сам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов Российской Феде­рации Министерство финансов Российской Федерации, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим про­ведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (минис­терства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рам­ках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Вместе с тем существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, т.е. определяющей содержание их компетенции. Это система финан­сово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере.

В единую систему органов государственного управления фи­нансами Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, горо­дах федерального значения, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, а также органы Федерального казначейства.

К финансовым органам относятся также органы, осуществ­ляющие непосредственно аккумуляцию средств в централизо­ванные фонды денежных средств, органы налоговой и таможен­ной служб.

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ. Он как один из специальных органов также осуществ­ляет финансовую деятельность государства, являясь органом го­сударственного управления и осуществляя государственное ру­ководство в области банковской деятельности. На него возло­жена эмиссия денег, вместе с Правительством РФ Центральный банк РФ определяет политику государства в области денег и де­нежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков.

Ряд органов в Российской Федерации специально занимают­ся контролем в области финансовой деятельности государства.

Счетная палата РФ, образованная в соответствии с Консти­туцией РФ, является постоянно действующим органом государ­ственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Главная задача Счетной па­латы РФ - организация и осуществление контроля за своевре­менным исполнением доходных и расходных статей федераль­ного бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Федеральное казначейство контролирует в целом проведение бюджетной политики и осуществление эффективного управле­ния доходами и расходами в процессе исполнения республикан­ского бюджета, накопление и использование как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями.

Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП РФ) как особый государственный институт сформировалась вместе с российской рыночной экономикой. Налоговая полиция не фискальный, а правоохранительный орган. Центральная задача ФСНП РФ - динамично наращивать правоохранительное воз­действие на негативные процессы в экономике. Главная задача для ФСНП России - борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями.

Таможенная служба - одна из опор российской государст­венности, источник пополнения государственной казны. Воз­главляет таможенную службу Государственный таможенный ко­митет РФ (ГТК РФ).

Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

(Подробнее см. главу «Органы, осуществляющие государст­венный финансовый контроль»).

Глава 4 Сущность и функции финансов

Итак, финансы представляют собой экономические отноше­ния, связанные аккумулированием, распределением и использо­ванием централизованных и децентрализованных фондов денеж­ных средств в целях выполнения государством своих функций и задачи обеспечения условий для расширенного воспроизводства.


| | 3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

Реформа Николая I или, как ее называют, реформа Канкрина, была направлена на возврат ценности и доверия к бумажным деньгам – ассигнациям.

Первая серьезная попытка не просто навести порядок в финансовой системе государства, но создать сильную, обеспеченную серебром валюту, которая высоко котировалась бы на международном рынке, была предпринята в период правления Николая I.

Министром финансов при Николае I был Е. Ф. Канкрин, потому попытка вернуть ценность бумажным деньгам часто называют его именем. Суть реформы свелась к замене ассигнаций, заметно обесценившихся к тому времени, кредитными знаками, подкрепленными банковским металлическим фондом.

Реформа была тщательно продумана и подготовлена. Так, первым ее этапом стало накопление металлического фонда, который затем должен был стать обеспечением бумажным деньгам. С этой целью банк открыл прием золотой и серебряной монеты с фактическим обменом ее на депозитные билеты. Одновременно с этим Канкрин закрепил стоимость обесценившегося за предшествующие реформе годы ассигнационного рубля, распорядившись исчислять все государственные платежи в серебряных рублях. При этом расчеты могли вестись как в серебряной или золотой монете, так и в ассигнациях по курсу 3,5 рубля серебром за ассигнационный рубль.

Следующим этапом стал обмен депозитных билетов, уже подкрепленных металлизированным фондом, на новые кредитные билеты. Билеты имели хождение наравне с серебром и — по указу – свободно обменивались на металлические рубли.

Таким образом, Канкрин сумел создать финансовую систему, при которой бумажные деньги оказались обеспечены металлом, а, значит, и ценившиеся наравне с металлическими деньгами.

У созданной биметаллической системы, однако, имелся и ряд недостатков, которые и оказали свое влияние впоследствии. Во-первых, обеспечить металлом всю бумажную наличность в стране возможно только при относительно небольшой массе бумажных денег. Так как на большей части территории России господствовал натуральный обмен, особой нужны в деньгах не возникало. Во-вторых, соотношение курса серебра и золота устанавливалось государством в принудительном порядке, а не был отдан на откуп рынку. Третий, самый существенный минус реформы, повлиял на дальнейшее развитие денежной системы: эмиссия, то есть выпуск денег, по-прежнему оставался в руках государства. И все финансовые проблемы впоследствии решались прежним способом – выпуском новых денег. К сожалению, именно этот фактор и привел к новой волне обесценивания кредитных билетов, заставив их повторить путь ассигнаций.

    Содержание 1 Министерство финансов Российской империи 2 … Википедия

    В списке перечислены лидеры государств по состоянию на 1963 год. В том случае, если ведущую роль в государстве играет коммунистическая партия, указан как де юре глава государства председатель высшего органа государственной власти, так и де факто… … Википедия

    Масонство Масонство … Википедия

    В списке перечислены лидеры государств по состоянию на 1926 год. В том случае, если ведущую роль в государстве играет коммунистическая партия, указан как де юре глава государства председатель высшего органа государственной власти, так и де факто… … Википедия

    В списке перечислены лидеры государств по состоянию на 1931 год. В том случае, если ведущую роль в государстве играет коммунистическая партия, указан как де юре глава государства председатель высшего органа государственной власти, так и де факто… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Канкрин. Егор Францевич Канкрин нем. Georg Ludwig Cancrin … Википедия

    Координаты: 58° с. ш. 70° в. д. / 58° с. ш. 70° в. д. … Википедия

    Сложный комплекс экономических, политических, социальных и организационных причин, вызвавший революцию 1917 года в России. Революция 1917 года в России … Википедия

    В России сложный комплекс взаимосвязанных внутренних и внешних экономических, политических и социальных процессов, приведших к Февральской революции 1917 года в России. Некоторые из предпосылок были сформулированы еще до начала Первой… … Википедия

    1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия