Сергей Фёдорович Тархов. Тархов Сергей Фёдорович

(8. 10. 1909 - 23. 11. 1936)

С ергей Федорович Тархов , капитан, командир истребительной группы советских летчиков-добровольцев в Испании, родился 8 октября 1909 года в г. Саратове. Русский. Член КПСС с 1929 года. С 1918 по 1923 год жил в г. Нижнем Ломове Пензенской области. Осенью 1923 года вернулся в родной Саратов и поступил в двухгодичную железнодорожную школу ФЗО. После ее окончания работал на путях Саратовского отделения Рязано-Уральской железной дороги, одновременно учился в кружке Осоавиахима и 4-й школе взрослых повышенного типа. По комсомольской путевке в апреле 1927 года был направлен на учебу в Ленинградскую Военно-теоретическую школу ВВС. Практический курс обучения проходил в 3-й Военной школе летчиков в г. Оренбурге. В июле 1929 года окончил школу и получил звание военного пилота, после чего служил в авиационных частях Киевского и Белорусского военных округов. В 1934 году окончил Высшую летно-тактическую школу в г. Липецке. С февраля 1936 года командовал 107-й отдельной истребительной авиационной эскадрильей. За высокие показатели в боевой и политической подготовке имел 18 благодарностей и наград от командования, в том числе Почетную грамоту ЦК ВЛКСМ и именное личное оружие от командующего округом И.П. Уборевича.

Д евять дней сражался над крышами Мадрида Сергей Тархов - капитан Антонио, как называли его бойцы-интернационалисты. За это время он сделал 20 боевых вылетов и уничтожил 5 фашистских самолетов. 13 ноября в жестокой схватке с 12 "хейнкелями" самолет Тархова был подбит, и летчик выпрыгнул с парашютом. Во время спуска на землю он был тяжело ранен и 23 ноября скончался. Похоронен в Мадриде.

З вание Героя Советского Союза Сергею Федоровичу Тархову присвоено посмертно 31 декабря 1936 года за беззаветное мужество, проявленное в боях с фашистами при защите свободы и независимости испанского народа.

И менем С.Ф. Тархова в г. Нижнем Ломове названы одна из улиц и 1-я средняя школа, где герой учился. Его имя присвоено также одной из улиц г. Харькова.

В ночь на 18 июля 1936 года в Испании вспыхнул фашистский мятеж. Реакционные генералы, пользуясь щедрой помощью Гитлера и Муссолини, рассчитывали на быструю победу. Но испанский народ грудью встал на защиту республики. Его героическая борьба против фашизма вызывала горячее сочувствие прогрессивного человечества. Во всех странах мира, в том числе и Советском Союзе, проходили массовые выступления в защиту испанских патриотов. Тысячи антифашистов изъявили желание с оружием в руках помочь испанскому народу в борьбе с мятежниками. В одной из первых партий советских летчиков-добровольцев уехал в Испанию и Сергей Тархов .

В последних числах октября 1936 года группа Тархова на пароходе "Курск" прибыла в испанский порт Аликанте. За четверо суток летчики закончили сборку истребителей И-16, закупленных в СССР испанским правительством, и перелетели на аэродром Алькала де Энарес.

В канун Октябрьского праздника Тархов повел эскадрилью в бой. В клину звеньев два отряда устремились к испанской столице. Советские истребители были уже над центром города, когда с северо-запада появилась группа фашистских "юнкерсов". Три девятки бомбардировщиков шли самоуверенно и беспечно. Как и в предыдущие дни, фашисты надеялись отбомбиться безнаказанно. Они знали, что республиканская армия не имеет ни зенитной артиллерии, ни истребительной авиации.

С набором высоты Тархов повернул эскадрилью влево и обрушился на врага со стороны солнца. Сам он спикировал на головной "юнкерс" и с короткого расстояния дал точную пулеметную очередь. Фашистский бомбардировщик задымил и врезался в землю близ королевского парка Ретиро.

В этом первом бою летчики Тархова сбили 9 фашистских самолетов. Мадрид ликовал. Сотни тысяч жителей, покинув убежища и позабыв об опасности, высыпали на улицы города. Всюду раздавались приветствия "Вива, Русия! Вива, авиадорес Русос!"


---
Источники:
1) Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.:Воениз.1988.
2) Румянцев.Н.М. "Люди легендарного подвига". Саратов. 1968 г.

Одна из героических страниц истории брянской авиации является участие летчиков 83-й авиационной бригады, имени профсоюзов Западной области, в гражданской войне в Испании 1936 -1939 годов. Всего в войне в Испании принимали участие 79 летчиков-добровольцев из Брянска. Шестнадцать из них погибли. Пятнадцать человек дважды награждены орденом Красного Знамени. Десятерым было присвоено звание Героев Советского Союза. В 1975 году в Брянске был открыт памятник летчикам. На монументе у подножия памятника увековечены имена этих десятерых героев: Сергея Тархова, Владимира Бочарова, Ивана Хованского, Никифора Баланова, Константина Колесникова, Петра Шевцова, Сергея Черных, Александра Осипенко, Сергея Денисова, Ивана Лакеева.

Тархов Сергей Федорович родился 8 октября 1909 года в Саратове в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1929 года. В 1918-1923 годах жил в городе Нижний Ломов Пензенской области. Затем опять вернулся в Саратов. Окончил 7 классов и железнодорожную школу ФЗУ. Работал на путях Саратовского отделения Рязано-Уральской железной дороги, одновременно учился в кружке Осоавиахима и 4-й школе взрослых повышенного типа. В РККА с 1927 года. По комсомольской путевке направлен в Ленинградскую военно-теоретическую авиационную школу. Затем поступил в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и летнабов имени К.Е.Ворошилова, которую окончил в июле 1929 года. Служил в строевых частях ВВС Киевского и Белорусского округов. В 1934 году окончил Высшую авиационную летно-тактическую школу в Липецке. В феврале 1936 года был назначен командиром 107-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й авиационной бригады в город Брянск. За высокие показатели в боевой и политической подготовке имел 18 благодарностей и наград от командования, в том числе Почетную грамоту ЦК ВЛКСМ и именное личное оружие от командующего Белорусским ВО командарма 1 ранга И.П.Уборевича. В октябре 1936 года отправлен добровольцем в Испанию. Командовал эскадрильей И-16, защищавшей Мадрид. Совершил 20 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 5 самолетов противника. 13 ноября 1936 года вылетел на И-16 тип 5 (б/н 1) во главе эскадрильи с аэродрома Алькала де Энарес. В воздушном бою над Мадридом оторвался от основной группы наших истребителей и в одиночку вступил в бой с немецкими He-51. В ходе боя таранил самолет командира группы обер-лейтенанта К.Эберхардта. "Хейнкель" рухнул на землю, пилот погиб. Тархов выпрыгнул с парашютом, но был обстрелян с земли и получил 6 пулевых ранений. На земле мадридцы его приняли за немца и избили, а затем его доставили в здание военного министерства. Здесь его опознал журналист М.Е.Кольцов, который исправил ошибку и его отправили в госпиталь. 23 ноября 1936 года Тархов от полученных ран скончался. Похоронен в Мадриде. 31 декабря 1936 года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденом Ленина. Его имя носили улица и школа №1 в Нижнем Ломове, улица в Харькове, пионерская дружина школы №73 города Саратова.

Родился 8 октября 1909 года в городе Саратов (Россия) в семье рабочего железной дороги. Русский. С 1918 по 1923 год жил в Нижнем Ломове Пензенской области, окончил 7 классов. Затем, с осени 1923 года снова жил в Саратове, где окончил школу ФЗУ. Работал перешивщиком пути, бригадиром путейцев на железнодорожной станции Саратов.
В Красной Армии стал служить с апреля 1927 года.
В декабре 1928 года окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в июне 1929 года - Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков-наблюдателей.
Служил в 13-й истребительной авиационной эскадрилье в Брянске и в 15-й истребительной авиационной эскадрилье в Смоленске.
С начала 1934 года учился в Липецкой высшей лётно-тактической школе.
В ноябре 1934 года был назначен командиром учебной эскадрильи 9-й военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей в Харькове. Затем, с февраля 1936 года командовал 107-й истребительной авиационной эскадрильей 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
В 1936 году ему было присвоено воинское звание «капитан».
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с октября по 23 ноября 1936 года, был командиром 1-й эскадрильи истребителей И-15.
Имел псевдоним «Капитан Антонио».
9 ноября 1936 года был сбит в воздушном бою над Мадридом истребителем Фиат-32, но смог спастись.
Всего в Испании произвел 20 боевых вылетов, лично сбил 5 и в составе группы 1 самолет.
В 2 часа дня 13 ноября 1936 года во время воздушного боя над Мадридом сбил один немецкий истребитель Хе-51, но и ему пулеметной очередью перебили управление*. Самолет вошел в штопор, и летчик вынужден был выпрыгнуть с парашютом. Во время спуска на парашюте, был по ошибке обстрелян бойцами республиканской армии и тяжело ранен в живот шестью пулями. Умер в госпитале от перитонита утром 23 ноября 1936 года и был похоронен на городском кладбище города Мадрид (Испания).

«…Утром умер капитан Антонио.
До последних часов жизни он метался в бреду: садился в истребитель, атаковал фашистские бомбовозы, отдавал приказы. За четверть часа до смерти сознание вдруг прояснилось.
Он спросил, который час и как сражается его эскадрилья. Получив ответ, улыбнулся.
- Как я счастлив, что хоть перед смертью повел ребяток в бой… Ведь они мои ученики, мое семя, моя кровь!
Сейчас он больше не воюет. Он лежит без движения, большой, смирный, с цветком на подушке. Его положили сначала вниз, в гараж-морг, где был и танкист Симон. Потом мы отвезли его на кладбище в восточной части города. Красивое кладбище. Сюда непрестанно подвозят людей. Оно сейчас чуть ли не единственное. То кладбище, где мы раньше хоронили летчиков из интернациональной эскадрильи, на окраине Карабанчеля, теперь уже в руках врага.
Только пять человек идет за гробом Антонио, в том числе врач и сестра милосердия, ухаживавшая за ним. «Курносые» не смогли прийти проводить командира. Погода ясная, они сражаются. Вот как раз они пролетели высоко-высоко над кладбищем; смелая стайка опять и опять кидается в новые битвы.
Гробы на этом кладбище не зарывают в землю, а вставляют в бетонные ниши, в два этажа.
Мы еще раз посмотрели на Антонио.
Смотритель кладбища проверил документ из больницы, закрыл крышку и запер. Странный обычай в Испании: гроб запирают на ключ.
- Кто здесь самый близкий родственник? - спросил он.
- Я самый близкий родственник, - сказал я.
Он протянул мне меленький железный ключик на черной ленте. Мы подняли гроб до уровня плеч и вставили в верхний ряд ниш. Мы смотрели, как рабочий быстро, ловко лопаточкой замуровал отверстие.
- Какую надпись надо сделать? - спросил смотритель.
- Надписи не надо никакой, - ответил я. - Он будет здесь лежать пока без надписи. Там, где надо, напишут о нем…»
(Из книги М. Е. Кольцова «Испания в огне»)

Список известных воздушных побед С. Ф. Тархова:
04.11.1936 1 Ю-52 Мадрид лично
00.11.1936 1 Фиат-32 Мадрид
07.11.1936 1 Капрони Мадрид
00.11.1936 1 Хе-51 Алькала-де-Энарес лично
00.11.1936 1 самолет Мадрид
13.11.1936 1 Хе-51 Мадрид лично
За мужество и героизм 31 декабря 1936 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Награжден орденом Ленина (31.12.1936).

Примечание:
* Возможно, что в этом бою самолет Тархова столкнулся с немецким истребителем Хе-51 обер-лейтенанта Эберхарда Крафта, который погиб.