Что такое камеральная проверка фбуз. Что такое камеральная налоговая проверка физического лица или организации? В какие сроки проводятся камеральные проверки налоговых органов

28.03.2024 Лестница

Понятие «камеральная проверка» знакомо многим. Но вот с подробностями такой процедуры мало кто разобрался. Выясним, какова суть проверок, проводимых налоговыми структурами.

Необходимые сведения

Что значит «камеральная проверка» — это первое, на что стоит ответить. Обратимся за разъяснениями к законам России.

Основные определения

Под камеральной понимают проверку налоговой инспекцией, которая проводится на базе имеющихся данных, отраженных в декларации, что представляется плательщиками. При этом не проводится иной проверки налогоплательщиков.

Кем она проводится

Проверки камерального типа проводятся по месту нахождения налоговой инстанции на базе налоговой декларации и документации, что представлены плательщиком налогов.

Обязательство по проведению камеральной проверки лежит на плечах уполномоченного лица налоговой инспекции в рамках его служебных обязанностей.

Проверка возможна на протяжении 3 месяцев с момента представления документов, деклараций, на основании которых рассчитан и уплачен налог. Хотя законодательством могут устанавливаться и другие сроки.

Если при камеральной проверке найдено ошибку в заполненных документах или сведения являются противоречащими, налогоплательщик будет об этом уведомлен. Представляется требование о внесении коррективов в установленные сроки.

Проводя камеральную проверку, уполномоченное лицо может затребовать от плательщика информацию, документацию, что подтвердит правильное исчисление платежей.

Предмет проверок

Документация, представленная налогоплательщиком – основание для расчета и перечисления налоговых сумм. Учитываются и сведения другой документации, которая есть у работников налоговой службы.

Камеральные проверки – средство осуществления контроля, правильны и достоверны ли сведения, отраженные в . Контроль не ограничен осуществлением проверки цифр.

Инспектор также обращает внимание, достоверны ли данные в отчетах на базе существующей информации о плательщиках налогов.

Такие проверки являются инструментом предварительного отбора плательщиков, которых позднее навестит ФНС с выездной проверкой.

Выполняемые задачи

Задачами камеральной проверки является:

Проведение визуальной проверки Обращается внимание, правильно ли оформлено бухгалтерскую отчетность. Проверяются реквизиты, подписи должностного лица
Проведение проверки, когда определяется, правильно ли составлено расчеты по налогу Включает подсчеты итоговых показателей по налогам, что должны перечисляться в казну. Проверяется, обоснованно ли использовано ставку налога, льготу, правильно ли отражены данные для расчета базы налога. Обращается внимание – вовремя ли представлены все расчеты
Проведение логического контроля Искажены ли сведения в отчетности, логична ли связь отчетных и расчетных показателей, сопоставимы ли отчетные значения с данными предыдущих периодов
Проведение проверки согласованности значений Что повторяются в бухгалтерских отчетах и налоговых подсчетах
Проведение предварительного оценивания бухгалтерских отчетов, налогового расчета Обращается внимание, достоверны ли данные, если ли сомнительные моменты, несоответствия, что указывают на нарушение налоговой дисциплины

Преследуемая цель

Цель:

  • контролировать, соблюдается ли плательщиком налогов законодательство о налогах и сборах;
  • выявлять суммы не перечисленного или уплаченного не в полной мере налога по выявленному нарушению;
  • взыскивать сумму неуплаченного или уплаченного не в полной мере налога по выявленному нарушению;
  • привлечь виновника к ответственности налогового или административного характера за совершенные нарушения;
  • подготовить сведения, чтобы обеспечить рациональный отбор плательщиков налога для проведения выездной проверки налоговой службой;
  • проверить, правомерно ли используются и .

Действующая нормативная база

Все ответы можно найти в Налоговом кодексе () с более поздними изменениями.

О проведении камеральной проверки говорится в ст. 88 НК. Следует обратить внимание и на , .

Особенности проведения процедуры налоговыми органами

Как будет действовать налоговая инспекция после завершения камеральной проверки?

Налоговый орган уведомляет плательщика налога о том, что он должен произвести доплату налога в бюджет, пени в том числе.

В зависимости от субъекта

Налоговая инспекция, где проводится камеральная проверка деклараций и сопутствующих документов налогоплательщика, осуществляется процедуру с учетом субъекта. Рассмотрим нюансы проверок компаний, ИП и граждан.

Юридические лица

Компания, которая представляет в налоговую инстанцию пояснения по поводу обнаруженной ошибки в отчетности, может представлять выписку из регистра и бухучета или иную документацию, что подтвердит достоверность сведений, что внесены в декларации.

Уполномоченные органы должны рассмотреть представленные факты. Если и после этого будет определено, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение, составляется акт проверки в соответствии со .

Должностное лицо налоговой инстанции может истребовать дополнительные справки, которые подтвердят наличие права на использование льготы.

Нельзя затребовать документы, если это противоречит нормам законодательства. ФНС может истребовать документацию, которая подтвердит наличие права на вычеты.

Если до завершения камеральной проверки представлено уточненный вариант декларации в соответствии со , проверка первого экземпляра будет прекращена.

Начнется новая проверка поданной декларации. Такие правила касаются и налогового агента, если о другом не сказано в Кодексе.

Физические лица

Работники налоговой инстанции могут затребовать дополнительную информацию, документацию, что подтвердит правильные расчеты сумм налогов.

Такие данные должны предоставляться лицом в течение 5 дней (). При отказе плательщик должен понести ответственность в соответствии со .

Плательщик налога может быть вызван в отделение ФНС, чтобы представить нужные пояснения. не должен составляться в обязательном порядке.

Нет также прямого требования в законах относительно оформления результатов камеральных проверок.

Если своевременно не будет исполнено требования по уплате налога и пени, принимается решение взыскать сумму долга в принудительном порядке ().

Индивидуальные предприниматели

Налоговая проверка ИП почти не отличается от проверки юрлиц. Осуществляется первичная и камеральная проверка сданных документов. Проводятся выездные проверки.

Проведение проверки осуществляется по месторасположению налоговой инстанции на базе представленных документов, расчетов по налоговым платежам О начале камеральных проверок плательщика налога не уведомляют.

Мероприятия налогового контроля в ходе камеральной проверки

Налоговым органом проводятся следующие мероприятия:

Выделяют такие этапы проведения проверки:

  1. Принимается и регистрируется декларация.
  2. Далее следует осуществление арифметического и камерального контроля поданной декларации.
  3. Проводятся мероприятия по проверке отчетности.
  4. Завершается камеральная проверка. Составляется акт.

В акте отражают:

  • дату и номер;
  • ФИО должностного лица, что проводило проверку;
  • название фирмы, декларация которой проверялась;
  • регистрационные номера таких документов;
  • список мероприятий, которые проведены;
  • дату, когда проверка начата и окончена;
  • обнаруженные правонарушения;
  • результат проверки, меры ответственности.

Такой акт представляется плательщику налога на протяжении пяти дней.

Истребование документов

Налоговый орган может истребовать при проведении камеральной проверки ряд документов.

Это возможно в таком случае:

Если при проверке выявлено ошибки, несоответствия и разногласия между сведениями То отражены в поданной декларации и иных подтверждающих справках. Отделом камеральных проверок выдвигается требование откорректировать документ
В том случае, если в поданной уточенной декларации сумма налога меньше Чем в первичном документе, инспекторы затребуют документацию и пояснения, что обоснуют такое уменьшение. Это же касается тех ситуаций, когда заявлены убыточные суммы
Нужно подтвердить наличие прав на льготу Документально
Если осуществляется возмещение налога на добавленную стоимость Стоит представить справки, которые подтвердят такое право

Другие документы представитель налогового органа затребовать не вправе.

Часто возникающие вопросы

Есть ряд нюансов, о которых стоит помнить не только уполномоченным структурам, но и плательщикам, которые желают избежать ошибок при подаче отчетности в будущем.

Особенности в зависимости от налогообложения

Каждая организация применяет определенный режим налогообложения. При этом работником налоговой службы учитываются особенности по проверке налогов различного типа.

Налог на имущество организаций

При осуществлении проверки камерального вида по налогу на имущество организации, налоговая структура придерживается рекомендаций относительно проверки правильности составления бланков расчета по налогам.

Инспектор обратит внимание на необходимую форму, что представлена – проверит, правильно ли проведено все расчеты.

Проверка осуществляется визуально. Проверяется:

  • наличие всех реквизитов в бланках;
  • четкость заполненной информации;
  • арифметические подсчеты итоговой суммы налога;
  • обоснованность использования льгот.

Самые частые нарушения, которые фиксируются налоговой инстанцией:

  1. Занижается среднегодовая стоимость имущественных объектов при снятии с учета ОС до их продажи.
  2. Не вовремя оприходуется ТМЦ.
  3. Не отражаются в учете приобретенные основные средства.
  4. Не включается в расчеты среднегодовых показателей ОС, что были сданы в .
  5. Занижается среднегодовая стоимость имущественных объектов на размер несписанных взносов по выбывшим объектам.

По транспортному взысканию

При проверке декларации работники налоговой инспекции обратят внимание на 2 раздел. Компанией заполняется строка 050, а также иные строки, что касаются технических данных об автомобиле.

У ФНС таких сведений нет. Поэтому инспекторы будут опираться на данные, которые у них имеются – на информацию о , что были получены в отделении ГИБДД.

Если представленные сведения не будут совпадать, то представитель налоговой затребует технический паспорт и документ, подтверждающий регистрацию машины.

Если и такие данные не будут совпадать, то за ответом налоговики обратятся к ГИБДД. С прямым владельцем трудности не возникнут – есть машины, значит, нужно платить налог. А как быть при лизинге?

В таких ситуациях налог платит собственник транспортного средства. Разъяснения содержатся в .

На что еще будет смотреть налоговые работники:

  1. Инспектор проверит и коэффициенты, которые рассчитываются предприятиями, что в отчетном периоде . Но такой транспорт должен быть в собственности не более года.
  2. Пересматриваются ставки, используемые при расчете . При возникновении спорной ситуации стоит опираться на нормы ().
  3. Проверяется правильность пересчета базы налога из метрической единицы в лошадиные силы. Придерживаются правил п. 19 рекомендация по , что приняты правительством .

По налогу на прибыль

Налог на прибыль проверяется налоговой службой, исходя из 2 стадий:

  • проверки данных, отраженных в декларации;
  • экономического анализа декларации.

Первая стадия имеет такие направления:

Сопоставимость сведений в бухгалтерских отчетах и декларациях по иным налогам с Проверяется размер выручки в отчетном и налоговом периоде. Не учитываются величины, что формируются по другим правилам. Такой порядок используется при определении прибыли и затрат методом начисления. Анализируются значения дохода и убытка по данным бухучета, дохода в целях обложения налогом
Сопоставимость отдельных значений в декларациях по налогу на прибыль Проверяется, соблюдены ли законодательные нормы, правомерно ли уменьшается база налога
Проверка отдельных сведений в декларации на соблюдение законодательных положений о налоге на прибыль Если есть нарушения, проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля

Вторая стадия включает:

Общее направление проведения анализа экономического плана Определяется перечень плательщиков налога на прибыль, декларации которых будут проверяться
Анализ базы налога Рассчитывают абсолютное и относительное отклонение по сопоставимому периоду
Производственный анализ, также анализируется продажа товара Информационный источник – бизнес-планы компании, статистические отчеты
Анализ затрат, что учитываются при установлении базы налога на прибыль компании Анализируются материальные затраты, изучаются причины удельных затрат сырьевой базы на единицу товара

При камеральной проверке налога на прибыль налоговая служба будет опираться на положения .

Стоит помнить о таких особенностях:

  1. При заполнении декларации вручную, проверьте, нет ли арифметической ошибки, и соответствуют ли суммы листа 02 и Приложения к такому листу. Если заполнение осуществляется автоматическим способом, такие проверки не проводятся.
  2. При заявлении льгот будьте готовы дать пояснения по вопросам занижения базы налога или ставки.
  3. При проверке прибыль (по налогу на прибыль) сверяется с доходом, что отражается в .

Могут возникнуть вопросы:

Если есть доход, что облагается НДС и не облагается налогом на прибыль Желательно заполнить Приложение № 1 декларации по налогу на прибыль, где есть доход, что не учитывается при расчете базы налога
Если осуществляются операции, что не облагаются НДС Не стоит забывать о том, что необходимо заполнить седьмой раздел, где указаны сведения об операциях, что не подлежат обложению
Если проводятся операции, что облагаются по нулевой ставке НДС Приготовьтесь давать систематические пояснения по суммам, что не совпадают (на момент отгрузки и применения нулевой ставки)
Если во внереализационной прибыли компании есть доход, что облагается НДС То в декларацию не попадают (в строку, что расшифровывает выручку от продаж)
Представить пояснения придется и в том случае Если есть убытки, что отражены в приложении № 3 к странице 02
Если осуществляется убыток прошлых периодов Проверьте, не окончился ли срок (10 лет) с момента, когда убыток принят в целях обложения налогом ()
Если компания платит иные налоги кроме налога на прибыль и НДС, к примеру, если фирма работает на УСН В строке 041 второго приложения листа 02 отражается суммы начисленных налоговых платежей в периоде. Если такие сведения не указаны, плательщику придется представить объяснения
Составляя декларацию по налогу на прибыль в отчетном периоде Нужно проверять сопоставимость сведений с бухучетом
Даются пояснения и при получении целевого финансирования Когда заполняется лист 07 документа (особенно, если отражаются значительные суммы)
Если производится расчет сумм по налогу на прибыли и авансов обособленных подразделений Уделяется внимание – правильно ли произведены расчеты базы по налогу, соответствуют ли суммы налоговой базы по подразделению и компании и т. д.

Акцент на налоговой декларации

Проверка осуществляется на основании декларации. Если плательщик налога не представит такой документ, то проверка не может проводиться на базе тех справок, что имеются у налогового органа ().

Соответственно, не может начисляться недостающая сумма налога, пени, штрафов. Но ответственности не удастся избежать, если законы нарушены.

Решение о мере наказания будет приниматься на основании иных документов, которые представит контрагент, банк, таможенная служба.

Видео: выездная или камеральная проверка в чем разница?

Для начала проведения камеральной проверки не нужно получать разрешений от руководства налоговой инстанции или плательщика налога.

Уведомление о начале процедуры также не будет направляться. Проверка осуществляется на протяжении 3 месяцев после подачи декларации.

Если будут обнаружены в декларации неточности, ошибки, от плательщика налогов могут быть затребованы объяснения в соответствии с .

Если нарушений не обнаружено, то налоговая проверка завершается. Если же такие имеются:

  • на протяжении 10 дней будет составлено акт проверки согласно ст. 100 НК;
  • в течение следующих 5 дней такой документ вручается плательщику налога;
  • плательщик имеет право на предоставление возражения в течение месяца;
  • на протяжении 10 дней рассматриваются возражения и выносится решение.
  • проводится по решению налоговой структуры выездная проверка или назначается мера наказания за нарушения.

Если повторная

В Налоговом кодексе нет норм, которые позволяют проводить камеральную проверку одной декларации дважды. Исключение – подача уточенной декларации.

Только проверка в таком случае не считается повторной. Косвенные подтверждения такой позиции содержатся в .

Уточненная декларация представляется компанией или физлицом, если будет обнаружено ошибки или неточности в значениях в документе

Нюансы при закрытии ИП

Налоговая служба может проводить налоговые проверки и после того, как ИП прекратило вести деятельности, и снято с регистрации в уполномоченных структурах.

Период деятельности налогоплательщика охватываемый камеральной проверкой составляется 3 года после того, как прекращено деятельность.

Лица снимаются с учета, как индивидуальные предприниматели, но находятся на учете, как физические лица. Такие проверки проводятся не так часто.

Налоговая инспекция может заинтересоваться теми предпринимателями, относительно деятельности которых возникло много вопросов.

Хотя возможно проведение проверки и случайно отобранных людей. Именно по этой причине храните документы даже после закрытия предприятия.

Камеральная проверка – это проверка, проводимая работниками налоговой службы в стенах ФНС. А значит, будет учтено всю документальную информацию, которая представлена плательщиком налога или иными лицами.

Если вы еще при составлении декларации все перепроверили и соблюли законодательные положения, то вам не придется волноваться.

Проверка страшна тем, кто по неосторожности или сознательно делает ошибки при расчетах, занижает налоговую базу, не имея на то оснований.

Какой порядок проведения камеральных проверок по НДС? Проанализируем законодательные положения, актуальные в 2019 году, ведь налоговый контроль такого типа осуществляется по каждой представленной декларации. Каждое предприятие представляет отчет в виде налоговой декларации за определенные периоды своей...

В статье будут раскрыты вопросы, касающиеся камеральной проверки. Что она из себя представляет, как проверка назначается, в каких случаях – об этом далее. Каждое лицо, выплачивающее налоги, обязано платить налоги. Не все этого придерживаются и не выполняют своих обязанностей. СодержаниеБазовые сведения Вручение акта...

Федеральная налоговая служба при наличии на то серьезных оснований имеет право назначить камеральную проверку. Проведение её связано с пристальным рассмотрением бухгалтерской, налоговой отчетности, аудитом. При выявлении нарушений может быть наложен штраф или же более серьезное взыскание. Потому индивидуальным...

Федеральная налоговая служба выполняет одновременно несколько самых разных функций. Потому состоит из различных отделов. Одним из наиболее важных является проводящее камеральные проверки подразделение. Данная процедура включает в себя обширный перечень самых разных действий. Анализируется налоговая, бухгалтерская...

Основным условием, без выполнения которого камеральная проверка просто не может начаться, является представление налогоплательщиком декларации или налогового расчета (п. 1 ст. 88 НК РФ). При этом не важно, за какой период подана декларация (налоговый или отчетный), а также какой статус у этой декларации (первичная или уточненная). Отметим, что какого-либо специального решения о проведении проверки не издается — «камералка» осуществляется налоговыми инспекторами в рамках своих обычных должностных обязанностей (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Отсюда следует первое правило: камеральная проверка возможна только на основании декларации. Если налогоплательщик не представил декларацию в установленный срок, то проводить камеральную проверку на основании других документов инспекция не вправе. Точно так же налоговики не вправе проводить камеральную проверку иных документов, которые налогоплательщик представляет в налоговые органы, но которые не являются декларацией или налоговым расчетом (например, формы 2-НДФЛ).
Что же конкретно проверят инспекторы? Исходя из норм Налогового кодекса, «камералка» заключается в простой арифметической проверке представленных данных, сличении их с предыдущей отчетностью и иной информацией, уже имеющейся у налоговой инспекции.

Это означает, что требовать какие-либо дополнительные документы налоговики могут в строго ограниченных случаях. К ним относятся декларации по НДС, в которых заявлен налог к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ), а также декларации с заявленными льготами (п. 6 ст. 88 НК РФ). Кроме этого, дополнительные документы инспекция может затребовать при камеральной проверке деклараций по налогам, связанным с природными ресурсами (например, по налогу на добычу полезных ископаемых или акцизам на нефть, газ и т.п). В остальных случаях требовать от налогоплательщика дополнительные документы запрещено (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, выводим второе правило: в большинстве случаев камеральная проверка — это проверка правильности определения налоговой базы и подлежащей уплате суммы налога на основании данных, указанных самим налогоплательщиком в этой же декларации.

Сроки проверки

Итак, декларация сдана, и инспекция приступила к ее камеральной проверке. Сколько может длиться проверка? Срок «камералки» четко зафиксирован в Налоговом кодексе — три месяца с момента сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Обратите внимание, что срок отсчитывается именно от даты представления декларации, а не от крайнего срока, установленного в Налоговом кодексе для ее подачи.

Кроме того, надо учитывать, что речь в данном случае идет не о календарных месяцах, а об отрезке времени (ст. 6.1 НК РФ). То есть по декларации, сданной, к примеру, 19 июня, срок камеральной проверки начнет исчисляться с 20 июня (согласно статье 6.1 НК РФ, сроки начинают течь со следующего дня). Истечет срок проверки 21 сентября. Ведь 20 сентября в этом году приходится на воскресенье, а в таких случаях (согласно уже упоминавшейся ст. 6.1 НК РФ) окончание срока переносится на ближайший рабочий день.

Важный момент: продлить «камералку» нельзя. Прав на продление нет ни у налоговой, ни у Минфина, ни у суда. Соответственно, акт, составленный за пределами трехмесячного срока, можно считать доказательством, добытым с нарушением Налогового кодекса, а значит, недействительным (п.4 ст. 101 НК РФ).

Какие периоды могут проверить

Еще один важный момент, традиционно волнующий налогоплательщиков при проверках — «глубина» ревизии. То есть период, который вправе проверить налоговики. В случае с камеральной проверкой ответ на этот вопрос очень прост. Проверяется всегда только тот период, за который подана декларация.

При этом инспекция в рамках камеральной проверки не имеет права «трогать» ни предшествующие периоды, ни последующие. Более того, если налогоплательщик вдруг решит подать уточненную декларацию за период, превышающий три года, то инспекция обязана будет провести камеральную проверку и этой декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ). А значит, в отношении камеральной проверки не действует запрет на изучение периодов, отстоящих от текущей даты более чем на три года. (Правда, подача налоговой декларации за периоды, отстоящие более чем на три года от текущей даты, не имеет смысла, т.к. вернуть или зачесть налог за данные периоды не получится (ст.78 НК РФ)).

Не действует в случае с «камералкой» и запрет на повторную проверку одного и того же периода. Ведь как мы уже упоминали, налоговая инспекция обязана провести такую проверку по любой поданной налогоплательщиком декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ). Так что если налогоплательщик представит уточненную декларацию за уже проверенный период, инспекция должна будет провести по ней «камералку» (п. 1 ст. 88 НК РФ). Другими словами, количество камеральных проверок, к примеру, по налогу на прибыль за первое полугодие 2009 года зависит от самой организации. Сколько деклараций именно за этот период представит бухгалтер, столько камеральных проверок и состоится.

Обнаружены ошибки

Обо всех ошибках, неточностях, противоречиях и т.п., обнаруженных при камеральной проверке, инспекция обязана сообщить налогоплательщику (п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом инспекция должна потребовать от бухгалтера представить пояснения или внести изменения в декларацию. Налоговый кодекс не уточняет, в какой именно форме инспекция должна передать налогоплательщику данное требование. Сами налоговики считают, что оно направляется налогоплательщику в том же порядке, что и другие документы — в письменной форме. Вручается требование лично, а если это невозможно, то доставляется по почте (письмо ФНС России от 01.08.08 № ШТ-8-2/320@). Однако на практике такая информация часто сообщается устно. Надо заметить, что устный способ информирования лишает инспекцию возможности оштрафовать налогоплательщика за невыполнение требования о пояснениях либо внесении изменений. (Соответствующий штраф в размере 50 рублей предусмотрен пунктом 1 статьи 126 НК РФ).

В то же время мы бы не советовали оставлять устное требование инспекции без ответа. Даже если бухгалтер уверен в своей правоте, этот механизм дает возможность донести до инспекции свою точку зрения и обосновать ее. А это может погасить спор на ранней стадии, еще до вынесения решения по проверке.

Одновременно с пояснениями бухгалтер может представить в инспекцию и дополнительные обосновывающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ). Здесь надо помнить, что предоставление дополнительных документов — право, а не обязанность налогоплательщика. Как мы уже писали выше, инспекция не имеет права требовать предоставления таких документов.

Оформление результатов

Оформление результатов «камералки» зависит от того, выявлены ли нарушения. Если проверка прошла успешно для организации, то никакого документа по ее результатам не составляется. Если же проверка выявила нарушения, то в течение 10 рабочих дней после окончания проверки составляется акт (п. 1 ст. 100 НК РФ). Этот акт в течение пяти рабочих дней вручается налогоплательщику, который может представить свои возражения.

Дальнейшая процедура рассмотрения акта ничем не отличается от выездной проверки, о которой мы подробно поговорим в одной из ближайших статей. Вкратце же процедура такова. Налоговый орган назначает дату рассмотрения акта, о которой обязательно сообщает налогоплательщику. Соответственно, налогоплательщик вправе присутствовать при рассмотрении акта проверки. По результатам этого рассмотрения выносится решение о привлечении к ответственности, либо об отказе в таковом. При этом и в том, и в другом случае налогоплательщику могут предложить доплатить налог и пени. Любое из этих решений налогоплательщик может обжаловать сначала в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Ст. 88 НК РФ освещает порядок проведения камеральной налоговой проверки. Предметом камеральной проверки служит обеспечение надлежащего исполнения налогоплательщиком обязанности по заполнению отчетности. Механизм камеральной проверки запускается с момента представления плательщиком налоговой декларации (подробности читайте ).

Кем и где проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка проводится сотрудниками ФНС в стенах инспекции.

В рамках камеральной проверки сотрудник ИФНС вправе:

  • Запросить дополнительные документы. При этом налоговое законодательство разрешает истребовать при проведении камеральной проверки далеко не все. Так, например, п. 5 ст. 93 НК РФ установлено, что нельзя запрашивать повторно материалы, ранее представленные в ходе выездных или камеральных проверок. О том, какие еще документы налоговый орган потребовать не вправе, можно узнать из статьи .
  • Осуществить допрос свидетелей. Можно ли избежать дачи показаний, вам расскажет наша статья .
  • Провести осмотр помещений. При этом осмотру могут быть подвергнуты помещения не только проверяемого лица (подробности ).
  • Осуществить прочие мероприятия, речь о которых идет в статье .

Какими могут быть результаты проверки:

  • При выявлении ошибок ФНС обязана в течение 10 дней по окончании проверки составить акт об этом в 2 экземплярах и направить его налогоплательщику. О том, как выглядит акт и в течение какого времени он направляется проверяемому лицу, вы узнаете из статьи .

Обратите внимание! Проверяемое лицо может обжаловать акт налоговиков в течение месяца после его получения. Правильно это сделать вам поможет .

  • Если ошибки не обнаружены, налоговый орган не выдает плательщику никаких итоговых документов (за исключением проверки обоснованности возмещения по декларациям 3-НДФЛ и НДС), когда выносит то или иное решение. Подробнее о проведении камеральной проверки по НДС читайте в статье .

Камеральные проверки — это прерогатива только налоговых органов?

Проведение камеральной проверки осуществляется не только налоговыми органами, но и внебюджетными фондами, которые руководствуются ст. 34 ФЗ «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а также таможенными службами в рамках Таможенного кодекса Таможенного союза.

В ходе камеральных проверок, проводимых таможней, таможенные органы также имеют право осуществлять запрос таможенных деклараций и прочих необходимых документов, получать доступ к объектам проверяемого лица, осуществлять прочие действия. О них рассказывается в статье .

Камеральные проверки представляют собой действенный инструмент в руках контрольных органов, поскольку позволяют получить немало информации о ведении хоздеятельности проверяемым лицом. Разобраться в тонкостях данной процедуры, а также избежать сложностей при ее прохождении поможет наша рубрика .



Хотите, перезвоним Вам за 26 секунд?
с :00 до :00

Отлично! Давайте мы перезвоним Вам завтра

К сожалению, мы не в офисе. Давайте мы перезвоним Вам
в рабочее время и обсудим детали?

Отлично! Хотите, мы сейчас Вам перезвоним

Хотите, мы сейчас Вам перезвоним
за 26 секунд и обсудим детали?

Заявка успешно отправлена, ожидайте ответа!

Bы были у нас на сайте мин. Вы нашли то, что искали?

Свободных операторов на линии: 2
Свободных операторов на линии: 0
В процессе разговора с клиентами: 0
Обслуженных вызовов за сегодня: 4
Мы искренне ценим Вас. Нам важно Ваше мнение, чтобы стать лучше.

Приведенная ниже информация поможет Вам сориентироваться при проведении камеральной проверки отчетности и выездной налоговой проверки. Она содержит сведения о процессуальных сроках, установленных в отношении налоговых проверок.

КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА

1. ЧТО ТАКОЕ КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА?

Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ).

Цель ее - определить, соблюдаете ли вы законодательство о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).

Камеральная проверка начинается после того, как Вы представили в налоговый орган налоговую декларацию или расчет (далее - отчетность). Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ).

2.ВОЗМОЖНА ЛИ ПОВТОРНАЯ КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА?

На практике встречаются ситуации, когда налоговый орган проводит две камеральные проверки по одной и той же декларации (расчету). И, вероятнее всего, он составит и вручит налогоплательщику два разных акта по результатам каждой из них. Нередко второй акт содержит информацию о более существенных нарушениях налогового законодательства по сравнению с первым.

Тот факт, что инспекция проверила представленную Вами отчетность дважды, может выступить основанием для отмены решения, вынесенного по итогам второй камеральной проверки (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 N А12-10597/2009). Обосновывается это тем, что ст. 88 НК РФ не предусмотрено право неоднократно проводить камеральные налоговые проверки одной и той же декларации (расчета).

Уже проверенная отчетность не может подвергаться повторной камеральной проверке, даже если проводить ее будет другой налоговый орган. Отметим также, что проверить ее дважды нельзя и в том случае, когда об этом просит сам налогоплательщик.

3.ПЕРЕХОД ОРГАНИЗАЦИИ ИЗ ИНСПЕКЦИИ В ИНСПЕКЦИЮ В ПЕРИОД КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

На основании сведений из ЕГРЮЛ налоговый орган по прежнему адресу снимает Вас с учета, передает все документы по новому месту и на их основании новая инспекция ставит вас на учет (п. 4 ст. 84 НК РФ).

Что же будет, если в инспекции по прежнему адресу в период "переезда" идет камеральная проверка?

Из норм действующего законодательства однозначный вывод сделать нельзя. С одной стороны, как видно, налоговики должны в установленный срок передать все материалы вашего дела в новую инспекцию. А значит, у них не должно быть времени заканчивать проверку.

С другой стороны, Налоговый кодекс РФ не обязывает их завершать текущую проверку раньше установленного трехмесячного срока в связи с переездом налогоплательщика.

На практике, как правило, налоговики в старой инспекции заканчивают проверку и при обнаружении нарушений налогового законодательства составляют акт камеральной проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ). Решение по проверке в этом случае также выносит тот налоговый орган, который ее проводил (п. 1 ст. 101 НК РФ).

4.МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в который вы представили отчетность (п. 1 ст. 88 НК РФ, Письма Минфина России от 25.03.2009 N 03-07-11/81, от 07.06.2006 N 03-02-07/1-141). То есть налоговики при камеральной проверке не выезжают на территорию налогоплательщика.

Вместе с тем это не означает, что они не могут обследовать помещения и территории налогоплательщика для получения необходимых им доказательств.

5.ПРЕДМЕТ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ. ПРОВЕРЯЕМЫЙ ПЕРИОД

Налоговики в ходе камеральной проверки проверяют представленную налогоплательщиком отчетность (п. 2 ст. 88 НК РФ).

6.ПЕРИОД, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО ПРОВОДИТСЯ КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА.

Камеральная проверка должна быть завершена в течение трех месяцев с даты, следующей за днем представления налоговой отчетности (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Она может идти как один день, так и все три месяца (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 08.04.2010 N А55-14120/2009). Главное правило: налоговики должны завершить все процедуры по проверке в этот срок.

В ХОДЕ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

На практике в ходе углубленной камеральной проверки налоговики зачастую проводят следующие мероприятия налогового контроля (ст. ст. 86, 90 - 97 НК РФ):

Истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, обладающих документами или информацией о деятельности налогоплательщика;

Допрос свидетелей;

Назначение экспертизы;

Привлечение специалиста, переводчика;

Выемку документов;

Осмотр помещений и территорий.

8.ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ АКТА КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ,

СОСТАВЛЕННОГО С НАРУШЕНИЯМИ

Если вы получили на руки акт камеральной проверки и обнаружили в нем нарушения (ошибки, опечатки и т.д.), допущенные налоговым инспектором, у вас могут возникнуть вопросы: отразить их в возражениях, припасти для жалобы или судебного разбирательства либо, возможно, вообще не придавать им значения? Для ответа на эти вопросы вы прежде всего должны тщательно изучить акт камеральной проверки и понять, согласны ли вы с выводами налогового инспектора, изложенными в акте. Если полученный акт по существу не вызывает у вас никаких возражений, то, по нашему мнению, предпринимать какие-либо действия в отношении выявленных формальных нарушений практического смысла нет. Но если впоследствии вы решите добиваться отмены решения в суде, то несущественные формальные нарушения могут быть дополнительными аргументами, подтверждающими вашу правоту.

9.НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВОЗРАЖЕНИЙ НА АКТ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

Возражения на акт камеральной проверки - один из важнейших инструментов, который закон предоставляет налогоплательщику, чтобы он имел возможность влиять на принятие решения по итогам проверки.

Как правило, возражения на акт камеральной проверки представлять необходимо. Особенно если Вы намерены отстаивать свою позицию как перед руководителем налогового органа (его заместителем), который будет рассматривать материалы проверки, так и впоследствии в вышестоящем органе или суде.

10.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ ОРГАН ИЛИ СУД

Конечно, лучше, чтобы документы, которые подтверждают Вашу правоту в споре с налоговиками, были приложены непосредственно к возражениям либо представлены в инспекцию в согласованные сроки до рассмотрения материалов проверки. Тогда у вас есть реальный шанс повлиять на принятие решения по итогам проверки. Однако может случиться так, что вы будете располагать документами только после вынесения решения. Можно ли представить их непосредственно в вышестоящий орган или суд? Суд обязан принять и оценить представленные в судебное заседание документы. Такая позиция изложена в п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5. При этом ВАС РФ отметил, что налогоплательщик в обоснование своих возражений по акту может представить в суд документы и иные доказательства независимо от того, были ли они представлены в налоговый орган в установленные сроки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Правильность этого вывода подтвердил и Конституционный Суд РФ в Определении от 12.07.2006 N 267-О.

Одно из направлений деятельности «АзимутБизнесКонсалтинг» - оказание помощи в налоговых спорах. Обратитесь к нам, мы обязательно Вам поможем.

11.ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

В отношениях с налоговиками налогоплательщик наделен различными правами, например:

Представлять свои интересы в отношениях с налоговиками лично либо через своего представителя (пп. 6 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 26 НК РФ);

На сохранение налоговой тайны (ст. 102 НК РФ).

На обжалование действий и решений налоговых органов и их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган или суд (ст. ст. 137, 138 НК РФ).

Кроме того, Налоговый кодекс РФ закрепляет права налогоплательщика, осуществление которых позволяет ему защитить свои интересы в ходе камеральной проверки и при принятии решений по ее результатам.

12.ПОДАЧА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

На всем протяжении камеральной проверки и после нее у налогоплательщика есть возможность представить в инспекцию уточненную декларацию или расчет.

В ряде случаев это может помочь налогоплательщику избежать неблагоприятных последствий ошибок, которые допущены им при составлении отчетности.

13.КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА УТОЧНЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ (РАСЧЕТА)

Если налогоплательщик в ходе камеральной проверки налоговой отчетности представляет за этот же период уточненную декларацию (расчет), проверка первичной отчетности прекращается и начинается новая - уже по уточненной (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА

1.КАК ОТБИРАЮТСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

Согласно Концепции отбор налогоплательщиков для выездных проверок основан на анализе всей информации, которой располагают налоговые органы о налогоплательщике.

Налоговики анализируют разд. 3 Концепции:

1) суммы исчисленных и уплаченных налогов.

Такой анализ проводится, прежде всего, чтобы проверить, все ли налоги и вовремя ли Вы уплатили в бюджет. Но, кроме того, данный вид анализа несет в себе еще одну нагрузку: выявление налогоплательщиков, у которых суммы начислений со временем уменьшаются;

2) показатели отчетности налогоплательщиков (налоговой, бухгалтерской).

Этот вид анализа предназначен для выявления:

Значительных отклонений от показателей предыдущих периодов или среднестатистических показателей по аналогичным налогоплательщикам;

Противоречий (несоответствия) между данными в отчетности, представленных документах и информацией, имеющейся у налоговиков;

3) факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

В процессе анализа имеющейся информации налоговики проверяют налогоплательщика на соответствие так называемым критериям оценки рисков.

2.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

Выездная проверка - это всегда серьезное испытание для налогоплательщика.

И не только потому, что по итогам проверки могут доначислить налоги или привлечь к ответственности. Но и потому, что она, как правило, связана с продолжительным присутствием проверяющих на территории (в помещениях) налогоплательщика, необходимостью обеспечивать им доступ ко всей нужной документации и возможностью проведения самых разных мероприятий налогового контроля.

3.НАЛОГОВЫЙ ОРГАН, ПРОВОДЯЩИЙ ВЫЕЗДНУЮ ПРОВЕРКУ

По общему правилу выездную проверку проводит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ).

4.МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

По общему правилу выездная проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, что следует из ее названия (п. 1 ст. 89 НК РФ).

5.ПРЕДМЕТ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ.

Предметом выездной проверки выступает проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговики вправе проверять все или несколько налогов одновременно (п. 3 ст. 89 НК РФ).

6.ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ.

У налоговиков по общему правилу есть два месяца для проведения выездной проверки. Причем вне зависимости от времени нахождения проверяющих на территории налогоплательщика.

Этот срок может быть продлен до четырех или шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а также приостановлен на срок до шести (девяти) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Общая продолжительность выездной проверки с учетом этого может составить год и три месяца.

Срок начинает исчисляться с даты вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) решения о проведении выездной проверки. Окончание срока определяется днем составления справки о проведенной выездной проверке (п. п. 1, 8 ст. 89 НК РФ).

7.МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ХОДЕ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

В ходе выездной проверки налоговики могут проводить следующие мероприятия налогового контроля (ст. ст. 89, 90 - 97 НК РФ):

Истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;

Допрос свидетелей;

Назначение экспертизы;

Выемка документов и предметов;

Инвентаризация имущества;

Привлечение специалиста, переводчика.

8.ВЫЕМКА ДОКУМЕНТОВ И ПРЕДМЕТОВ

Выемка документов и предметов производится налоговиками для того, чтобы выявить и подтвердить достаточными доказательствами нарушения налогового законодательства. Осуществить ее налоговый орган может в двух случаях.

1. Если Вы отказываетесь представить запрошенные у вас в порядке ст. 93 НК РФ документы или не представляете их в установленный срок. Право налоговиков осуществить выемку при таких обстоятельствах предусмотрено п. 4 ст. 93 НК РФ.

2. Если есть достаточные основания полагать, что документы, которые свидетельствуют о нарушениях налогоплательщиком налогового законодательства, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, а они необходимы для проведения проверки. Право налоговиков на выемку в этих случаях установлено пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 8 ст. 94 НК РФ. Чтобы осуществить выемку по данному основанию, проверяющие не обязаны направлять налогоплательщику требование о представлении документов (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2010 N А05-17032/2009).

9.НАРУШЕНИЯ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ВЫЕМКИ .

Постановление о производстве выемки, которое составлено с нарушениями ст. 94 НК РФ, может быть обжаловано в порядке ст. ст. 137, 138 НК РФ в вышестоящий налоговый орган или суд.

10.ПОВТОРНАЯ ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА

Повторная выездная проверка - это проверка, которая проводится по уже проверенным в рамках предыдущих выездных проверок налогам за уже проверенные периоды. Такая проверка может проводиться независимо от того, какая это по счету выездная проверка данного налогоплательщика в текущем календарном году. Ограничения, которые установлены п. 5 ст. 89 НК РФ, не действуют. В результате повторной проверки проверяющие вправе переоценить выводы первоначальной выездной проверки и принять новое решение. В том числе могут быть выявлены недоимки по налогам и начислены соответствующие пени. В то же время привлечь Вас к ответственности за новое правонарушение, которое не было выявлено в ходе первоначальной проверки, налоговики не вправе. На это прямо указано в абз. 7 п. 10 ст. 89 НК РФ. Исключение случаи, когда в ходе повторной проверки выявляется сговор налогоплательщика с первыми проверяющими. Повторная выездная проверка может быть назначена: - в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа вышестоящим налоговым органом (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ); - в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации, в которой указана сумма налога к уменьшению (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

11.СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

По общему правилу выездная проверка налогоплательщика (в том числе организации с обособленными подразделениями) проводится в течение двух месяцев. А самостоятельная выездная проверка филиала или представительства - в течение одного месяца (п. 6, абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ).

12.ТРЕБОВАНИЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКЕ

Как известно, выездная проверка, по общему правилу, проводится на территории (в помещении) налогоплательщика (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ).

Проверяемый налогоплательщик обязан предоставить налоговикам возможность ознакомиться на месте с любыми документами, которые связаны с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом выездной проверки (абз. 1 п. 12 ст. 89 НК РФ, Письма Минфина России от 17.11.2011 N 03-02-07/1-395, от 11.05.2010 N 03-02-07/1-228, от 25.03.2009 N 03-02-08-20).

13.ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЙ ПРИ ВЫСТАВЛЕНИИ ТРЕБОВАНИЯ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ. ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ТРЕБОВАНИЯ С НАРУШЕНИЯМИ

Несмотря на то что форма Требования о представлении документов утверждена нормативным правовым актом (Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@), формальные нарушения в большинстве случаев не влияют на правомерность данного документа.

Иначе говоря, если Вы получили требование, которое составлено в произвольной форме и, к примеру, не содержит предупреждения об ответственности за его невыполнение, то это не означает, что у Вас есть основания его не исполнять.

14.ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ.

Результаты выездной проверки оформляются актом. Однако до его оформления проверяющие должны составить справку о проведенной выездной проверке (п. 15 ст. 89, п. 1 ст. 100 НК РФ). Такой порядок применяется ко всем выездным проверкам, в том числе и повторным.

15.НАРУШЕНИЯ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ СПРАВКИ О ПРОВЕДЕННОЙ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКЕ. ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ СПРАВКИ, СОСТАВЛЕННОЙ С НАРУШЕНИЯМИ

Предположим, что при составлении справки в ее содержании были допущены ошибки. Каковы их последствия? Можно ли оспорить решение, принятое по итогам выездной проверки, на том основании, что в справке допущены ошибки?

16.НАРУШЕНИЯ (ОШИБКИ) ПРИ СОСТАВЛЕНИИ АКТА ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Иногда работники налоговых органов допускают ошибки и нарушения при составлении акта выездной проверки. Можно ли оспорить решение по результатам проверки на основании несоблюдения налоговиками требований к содержанию акта?

17.ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ АКТА ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ, СОСТАВЛЕННОГО С НАРУШЕНИЯМИ

Если Вы получили на руки акт выездной проверки и обнаружили в нем нарушения (ошибки, опечатки и т.д.), допущенные проверяющими, то у Вас могут возникнуть вопросы: отразить их в возражениях, припасти для жалобы или судебного разбирательства либо, возможно, вообще не придавать им значения?

18.НЕСОГЛАСИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА С АКТОМ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

Если Вы не согласны с актом выездной проверки, то Вы можете подать письменные возражения на него (п. 6 ст. 100 НК РФ) или изложить доводы в свою защиту непосредственно при рассмотрении материалов проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).

19.НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВОЗРАЖЕНИЙ НА АКТ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

Как правило, возражения на акт выездной проверки представлять необходимо. Особенно если Вы намерены отстаивать свою позицию как перед руководителем налогового органа (его заместителем), который будет рассматривать материалы проверки, так и впоследствии в вышестоящем органе или суде.

Обратитесь к специалистам «АзимутБизнесКонсалтинг». Мы вовремя окажем Вам профессиональную помощь.

Налоговая отчетность должны сдаваться вовремя и быть составлена без ошибок: эту аксиому твердо знают как начинающие предприниматели, так и опытные «зубры».

Для того, чтобы налоговое законодательство неукоснительно соблюдалось, каждый документ, сдаваемый в налоговую инспекцию, проходит автоматическую проверку. Такая обязательная проверка сданной отчетности называется камеральной .

Этому виду налогового контроля постоянно подвергаются все фирмы, организации и частные предприниматели: неудивительно, что к этому процессу и его последствиям возникает большое количество вопросов. На многие из них попытается ответить эта статья.

Классификация камеральных проверок:

Строго по закону

Налоговый контроль, одной из форм которого является камеральная проверка, базируется на положениях Налогового Кодекса РФ. Законодательные основания разных сторон этой процедуры содержатся в таких пунктах и статьях НК:

  • положение о налоговом контроле – п.1 ст.82, п.1 ст. 87 НК;
  • цели камеральной проверки – п.2 ст.87;
  • что инициирует такую проверку – п.2. ст. 88;
  • о сроках, связанных с процедурой «камералки» – п.2 ст. 6.1, п.2 ст.88;
  • об особенностях дачи объяснений по результатам проверки – п.1 ст.31;
  • о выявлении в отчетности ошибок, нуждающихся в исправлении – п.3 ст.88;
  • о проверке уточненной декларации – п.9.1 ст. 88;
  • об акте по итогам проверки – п.1 ст. 100.

К СВЕДЕНИЮ! Положения, регламентирующие ответственность руководителя за неявку в налоговую по вызову для дачи объяснений,содержатся не в Налоговом кодексе, а в КоАП РФ (ч.1 ст.19.4).

Что и как проверяют?

Каждый документ, который предприниматель сдает в ИНФС – расчет, декларация, отчетность по НДС и НДФЛ и др. – подлежит камеральной проверке.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Об этой форме контроля не предупреждают, для нее не нужно получать специальных разрешений ни от предпринимателя, ни от руководителя налоговой. Это «камералка» – рутинная, но неотвратимая.

Проверка производится автоматизировано. Вся ваша отчетность в налоговой вводится в базу данных. При поступлении новой информации показатели автоматически сверяются:

  • с аналогичными показателями за другие периоды;
  • с показателями этого же временного промежутка, но по другим сборам;
  • с бухгалтерскими отчетами.

Вычисленные соотношения должны приблизительно соответствовать контрольным, которые ФНС не держит в секрете. Все контрольные соотношения налогов приведены на сайте ИФНС в разделах «Юридическим лицам» и «Индивидуальным предпринимателям», а конкретно. В рубриках по тому или иному налогу.

ВАЖНО! Прежде чем отправлять любую отчетность налоговикам, налогоплательщик может сам предварительно проверить контрольные соотношения показателей, воспользовавшись специальной опцией, которая есть во многих программах компьютерного бухгалтерского учета.

Все этапы наглядно изображены на схеме ниже:

Исправил ошибку раньше, чем ее нашли?

Если предприниматель подал уточненную декларацию до того, как в налоговой завершилась проверка поданного ранее варианта, то проверка первичной отчетности прекращается, а вместо нее проверяется «уточненка». Сотрудники налоговой инспекции не имеют права подвергать камеральной проверке один и тот же документ дважды.

Результаты камеральной проверки

Если «камералка» пройдена успешно, и ваша отчетность не вызвала вопросов у налоговиков, вам не будет направляться никаких специальных уведомлений. Раз предоставленные вами данные не противоречат имеющимся в налоговой, можете спокойно работать дальше – до следующего отчета и следующей камеральной проверки.

В каких случаях потребуется писать объяснительную

Если автоматизированная проверка выявила ряд несоответствий, налоговики потребуют у предпринимателя объяснений. Это может произойти в таких случаях:

  • в декларации содержатся противоречия с другими сведениями. Которыми располагает ФНС;
  • в декларации по налогу на прибыль показан налоговый убыток;
  • уточненная декларация содержит меньшую сумму налога, чем первичный вариант;
  • прописаны те или иные льготы;
  • налоги касаются использования природных ресурсов;
  • в отчетности заявлено о возмещении НДС.

Все эти моменты нужно будет объяснить, о чем предприниматель будет извещен налоговой одним из следующих способов:

  • лично (требование вручается под роспись);
  • заказным почтовым отправлением;
  • электронным письмом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы получили требование в электронной форме, то в течение 6 дней нужно подтвердить его прием. Иначе еще через декаду рискуете оказаться с заблокированным расчетным счетом.

После получения требования у вас есть 5 дней для подготовки и дачи объяснений в произвольной форме. Предприниматель может:

  1. Подать уточненную декларацию, при этом ее ожидает новая проверка.
  2. Дать пояснения в письменной форме (по некоторым налогам ФНС рекомендует определенные формы, но использовать исключительно их предприниматель не обязан).
  3. В случае вызова необходимо явиться в налоговую и дать объяснения лично. При неявке руководство рискует штрафом в 2-4 тыс.руб. за невыполнение требований налогового органа.

Что вправе предпринять налоговая?

Если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, вместе с получением объяснений от налогоплательщика налоговики могут предпринимать ряд дополнительных мер:

  • проверка документов предпринимателя;
  • требование документов и сведений у партнеров и конкурентов (ст. 93.1 НК РФ);
  • опрос свидетелей (ст.90);
  • экспертиза, возможно, с привлечением сторонних экспертов – ст.95;
  • осмотр помещения, имущества, предметов и т.п. – только с добровольного согласия налогоплательщика (ст.91-92).

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В ходе этих дополнительных мер налоговики должны искать подтверждения выявленным нарушениям, а не заниматься поиском новых.

Итог камеральной проверки

После всех процедур проверки, вариантов принятого налоговой решения может быть всего 2:

  • фиксация правонарушения с привлечением к ответственности (чаще всего, это выписанный штраф);
  • отказ в привлечении к ответственности (вместо штрафа может быть указана недоимка, подлежащая возмещению, и размер пени).

Если не согласен с камеральной проверкой

Если налогоплательщик не согласен с выявленными в ходе камеральной проверки нарушениями или с предложенными мерами по их устранению, он может подать свои возражения на акт проверки после его вручения. Руководитель налоговиков должен на их основе принять решение об ответственности предпринимателя. Для этого он должен дополнительно рассмотреть результаты проверки.

К СВЕДЕНИЮ! Налогоплательщик должен быть уведомлен о рассмотрении материалов проверки, иначе принятое решение может быть обжаловано.

Законные сроки всех процедур «камералки»

В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.

Действие налогового органа или налогоплательщика Временные рамки
1 Начало камеральной проверки Сразу после подачи документа
2 Завершение камеральной проверки Максимум 3 месяца
3 Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) 5 рабочих дней с момента получения требования
4 Представление истребованных в ходе проверки документов 10 дней после требования
5 Составление акта о результатах проверки 10 дней после окончания
6 Вручение акта проверяемому предпринимателю 5 дней после составления
7 Выражение несогласия с актом камеральной проверки 15 суток со дня получения акта
8 Вынесение решения с учетом приведенных возражений 10 дней после подачи
9 Продление срока на вынесение решения Не более чем на 1 месяц
10 Вручение решения налогоплательщику В течение 5 дней после вынесения
11 Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» Через 10 дней со дня вручения