Выставка «Варвара Бубнова. Палитра жизни

16.03.2024 Отделка

График, живописец.

В 1903 окончила гимназию Муравьевой. С 1898 посещала классы Рисовальной школы Общества поощрения художеств, где занималась у П. Г. Мясоедова. В 1906 продолжила образование в частной студии Я. С. Гольдблата. В 1907 поступила в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств в Петербурге, занималась в мастерской Н. Н. Дубовского.

В 1911 и 1913 вместе с мужем, художником В. И. Матвеем, совершила путешествие по Европе. В 1912 вступила в «Союз молодежи», став постоянным экспонентом выставок объединения и сотрудником одноименного журнала. Познакомилась с В. В. Маяковским, Д. Д. Бурлюком, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, К. С. Малевичем, О. В. Розановой, В. Е. Татлиным и другими представителями авангардного искусства. Перевела с французского языка «Манифест футуристов».

В 1913–1915 занималась в Археологическом институте, получила звание действительного члена Археологического общества.

С 1917 жила в Москве. Работала научным сотрудником отдела древнерусских рукописей Государственного Исторического музея, сотрудничала в Инхуке. Осваивала техники гравюры под руководством В. Д. Фалилеева. В 1918 приняла участие в выставке Московского товарищества художников.

В 1922 эмигрировала вместе с матерью в Японию к младшей сестре. Экспонировала свои работы на выставках авангардных объединений «Никакай» и «Санка индепендент». В 1923 поступила в Токийское художественно-прикладное училище, где изучала технику литографии на цинке. В 1924 вступила в художественные группировку «Санка», стала одним из основателей объединения МАВО, в названии которого, составленного из первых букв имен учредителей, скрыто имя Бубновой. Одновременно изучала классическое японское искусство, в особенности черно-белую живопись тушью «суйбоку-га». Работала в области станкового рисунка и литографии.

С 1924 преподавала русский язык и литературу в частном университете Васеда (1924–1937; 1946–1958), Токийском институте иностранных языков (1927–1945; 1946–1958) и Университете в Хоккайдо (1955–1956). Писала статьи о русском искусстве для японских энциклопедий и справочников. Работала в области книжной графики, создав иллюстрации ко многим произведениям А. С. Пушкина («Пиковая дама», «Гробовщик», «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Сказка о царе Салтане», «Египетские ночи»), Н. В. Гоголя («Портрет», «Ревизор», «Невский проспект», «Мертвые души»), Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и множеству детских книг.

В 1933 состоялась первая персональная выставка Бубновой в Токио. Принимала участие в выставках объединения «Кокукагай», Японской ассоциации гравюры, Института японской гравюры. В 1945 в результате бомбардировки Токио американской авиацией сгорели дом и мастерская художницы, была уничтожена большая часть работ.

В 1958 возвратилась в СССР. Жила в Сухуми. Много работала в технике акварели. В 1966 получила звание заслуженного художника Грузинской ССР. В 1979 переехала в Ленинград. Активно участвовала в выставочной деятельности. Персональные выставки Бубновой прошли в 1960 в Тбилиси, в 1961 - в Москве, Харькове и Сухуми, в 1962 - в Вильнюсе и Ленинграде, в 1963 - в Баку, Ереване, Львове, в 1966 - в Душанбе и Сухуми, в 1967 - в Ереване, в 1972 - Токио, в 1975 и 1977 - в Москве, в 1976 и 1982 - в Сухуми, в 1981 - в Ленинграде. В 1982 художница была награждена высшей наградой Японии - Орденом Драгоценной короны IV степени.

Похоронена на Михайловском кладбище в Сухуми.

Мемориальные выставки, приуроченные к 100-летию со дня рождения художницы, состоялись в 1986 в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Архангельске, Сухуми, в 1987 - в Токио, в 1989 - в Москве.

Бубнова - одна из наиболее заметных представителей так называемого «русского зарубежья». Она оказала большое влияние на развитие как русского, так и японского искусства последующего времени. Ей принадлежит заслуга открытия для японских мастеров возможностей техники литографии (до сих пор художница считается лучшим литографом Японии). При этом в своем творчестве она испытала влияние и японской культуры, в частности традиционной живописи тушью «субоку-га», эффекты которой стремилась перенести в печатную графику.

Творческое наследие Бубновой достаточно велико. Однако работы ее раннего (до эмиграции) и зрелого (1920-е - 1940-е) периодов чрезвычайно редки (в особенности рисунки): большая часть погибла во время бомбардировок Токио в 1945.

Произведения находятся во многих музейных коллекциях, среди которых ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея и другие.

Варвара Бубнова, Купальщики. 1958. Бумага китайская, литография. 33,3х45,5. ГМИИ

Источник: Новый форум изобразительного искусства HalloArt.ru

ПОЕХАТЬ В ЯПОНИЮ на 36 ЛЕТ И ВЕРНУТЬСЯ В СССР.
ВАРВАРА БУБНОВА. ГРАФИКА. Выставка в Третьяковской галерее (ГТГ)

11 мая 2011 года состоялось официальное открытие выставки художника-графика Варвары Бубновой . Осмотрев выставку, мне на ум пришло только одно слово: "скромность". Выставка очень скромная: скромная графика, в основной своей массе черно-белая, скромное оформление картин, два небольших скромных зала и очень скромная церемония открытия, на которой не было привычного официоза и громких выступлений уполномоченных на то лиц.
Пресс-показ проходил исключительно в деловой и рабочей атмосфере Однако, несмотря на столь тихое и малозаметное открытие, работы Варвары Бубновой заслуживают гораздо большего внимания со стороны любителей изобразительного искусства. Они просты, но очень и очень хороши. Я рекомендую потратить пару часов на спокойный и медленный осмотр экспозиции. Медитируя от одной минималистичной литографии к другой, постепенно начинаешь понимать прелесть этих скромных работ. Проход по второму разу заставляет многое увидеть по-новому. Третий круг по залам вызывает чувство сильного уважения к художнику. По крайней мере, так получилось у меня.
Кроме литографий и акварелей на выставке можно увидеть книги с иллюстрациями Варвары Дмитриевны. Некоторые из них очень странно смотрятся: русские писатели Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, русские народные сказки и японские иероглифы.



Слева: Бубнова Варвара Дмитриевна, Дождь. 1957. Бумага глянцевая, литография. 34х24,5
Справа: Бубнова Варвара Дмитриевна, Нарциссы. 1949. Бумага китайская, цветная литография. 36,5х21,8

Из пресс-релиза выставки:

"Художественные поиски В.Д.Бубновой были во многом определены ее необычной судьбой. Рожденная в Петербурге, В.Д.Бубнова получила классическое художественное образование, в 1914 году окончила Петербургскую Академию художеств по классу пейзажа. Еще учась в Академии, она вошла в круг художников-новаторов - петербургский «Союз молодежи», участвовала в выставках вместе с Д.Бурлюком, Н.Гончаровой, М.Ларионовым, К.Малевичем. Ей принадлежит перевод с французского знаменитого «Манифеста футуристов». Важную роль в жизни В.Д.Бубновой сыграл ее муж, художник и теоретик искусства, Вальдемар Матвейс (В.И.Матвей, 1878-1914). Вместе они изучали примитивную деревянную скульптуру северных народов в Этнографическом музее в Петербурге, вместе поехали в Европу (1913), чтобы познакомиться с коллекциями лучших этнографических собраний, проявили большой интерес к увиденным в Британском музее миниатюрам коптских рукописей, африканской традиционной деревянной скульптуре....

Бубнова Варвара Дмитриевна, «Изображение человека, который страдает животом». 1922 (1923-?). 18х27,4 . бумага, акварель. Собрание А.Н.Лозового

Судьба В.Д.Бубновой резко изменилась в 1922 году, когда она, сопровождая мать, направлявшуюся к младшей дочери, скрипачке А.Д.Бубновой-Оно, уехала в Японию. Предполагая задержаться на год-два, художница была вынуждена остаться там на 36 лет. Активная и деятельная по натуре, прибыв в Японию в июне, уже в сентябре художница показала свои работы, созданные в Токио, на выставке художников-авангардистов. Оказавшись в стране с многовековой традицией печатной гравюры, В.Д.Бубнова занялась ее изучением в Токийском художественно-прикладном училище. Попробовав разные техники печати, она выбрала для себя литографию. В те годы в Японии литографии отводилось место сугубо прикладной техники. В.Д.Бубнова увидела в этом виде печати большие, не использованные местными мастерами художественные возможности.....

Слева: Бубнова Варвара Дмитриевна, Девочка. 1958. Бумага китайская, литография. 46,8х31,7
Справа: Бубнова Варвара Дмитриевна, Белые цветы на сером фоне. 1942. Бумага, литография. 31,5х22

В 1958 году В.Д.Бубнова вернулась в СССР, поселилась у своей сестры в Сухуми, продолжала много работать. Из-за отсутствия возможности печатать литографии, стала использовать акварель, пастель, другие рисовальные техники. В ее произведения вновь вошел цвет...
Живя в Японии, В.Д.Бубнова занималась не только изобразительным искусством. Она была проводником и пропагандистом русской культуры: преподавала русский язык и литературу (ее ученики выполнили лучшие переводы А.С.Пушкина на японский), писала статьи о русском искусстве для японских энциклопедий и художественных изданий, иллюстрировала классиков - А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, а также публиковавшиеся в этой стране детские книги русских и советских писателей. Часть этих изданий, наряду с рабочими альбомами и блокнотами В.Д.Бубновой, можно увидеть в витринах экспозиции."

Бубнова Варвара Дмитриевна, Розовые крыши. 1967 . Бумага, акварель. 32 x 40,5. Дар А.Г. Кучеряева в 1999, ГТГ

Выставка открыта с 10 мая по 3 июля 2011 года. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
Адрес: Россия, Москва, ул. Крымский Вал, д. 10, залы № 21-22
Выставку можно посмотреть вместе с постоянной экспозицией музея.

1886 - 1983

русская художница и педагог

Биография

  • Отец Дмитрий Капитонович Бубнов (?-1914), коллежский советник, мелкий банковский служащий, по словам Веры Дмитриевным: «…Философ и мечтатель, чиновной карьеры не сделал… На наше счастье, наследником своих богатств дед сделал своего единственного сына. Это был своеобразный Гаев „Вишнёвого сада“: вероятно он сам не заметил, как его долги переросли стоимость большого отцовского наследия!».
  • По линии матери Анны Николаевны (ур. Вульф) (1854-1940) Варвара Бубнова была потомком старинного дворянского рода тверских Вульфов, друзей Пушкина .
  • Мария Дмитриевна Бубнова (1884-1963) старшая из сестёр, пианистка, педпагог.
  • Младшая сестра Анна Дмитриевна Бубнова-Оно (1890-1979), скрипачка, педагог, как и В. Д. Бубнова внесла свою лепту в культуру Японии. Она была первым педагогом, начавшим занятия скрипкой с детьми (ранее японцы начинали обучение скрипичному искусству только взрослыми). По мужу плeмянницей ей приходилась Йоко Оно жена Джона Леннона . Также награждена орденом Драгоценной Короны четвёртой степени.

Много лет В. Д. Бубнова состояла в дружеских отношениях и поддерживала переписку с Ниной Николаевной Мичуриной, своей дальней родственницей и подругой ещё по японскому периоду, а после возвращения в Россию - её alter ego

Творчество

В 1913 г. она стала членом Союза молодежи и участвовала в художественных выставках с Маяковским , Бурлюком , Ларионовым , Гончаровой и Малевичем .

C 1919-1922 Бубнова живёт в Москве и работает в Институте художественной культуры (Инхук), наряду с Василием Кандинским , Робертом Фальком, Любовью Поповой , Варварой Степановой, Александром Родченко .

В 1923 г. она переезжает в Японию , где живёт до 1958 г. В это время Бубнова в основном пишет натюрморты, начинает работать в технике литографии.

С 1959 по 1979 годы Бубнова живёт и работает в Сухуме. Там у неё появляются ученики Всеволод Воронов (1945-2003) и Александр Лозовой (1949).

Подробнее

(16.5.1886, Петербург - 28.3.1983, Ленинград). Родилась в дворянской семье. Отец, Дмитрий Капитонович, банковский служащий, коллежский советник. Мать урождённая Н.Вульф, обладала прекрасным голосом и была музыкально одаренным человеком. Детство Варвары и её сестер прошло в имении матери Берново Тверской губернии, где бывал А.Пушкин. Они выросли в атмосфере поэзии и музыки. В.Бубнова училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1907-14 в Петербургской Академии художеств. Выйдя замуж за соученика, теоретика русского авангарда В.Матвея (Матвейса, псевд.В.Марков), вступила в объединение художников «Союз молодежи», с которым были связаны П.Филонов, М.Ларионов, Н.Гончарова, К.Малевич, В.Татлин и др.; сотрудничала в одноименном журнале, участвовала в совместных с объединениями «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» выставках Союза молодежи, В 1913 совершила вместе с мужем поездку по этнографическим музеям Западной Европы для сбора материалов и фотографирования африканской скульптуры. После скоропостижной смерти мужа (1914) подготовила к печати его книгу «Искусство негров» (1919), В 1915 окончила Петербургский археологический институт. В 1917-22 работала в московском Историческом музее, изучала древнерусские миниатюры в Отделе древних рукописей и организовала первую их выставку; являлась членом Института художественной культуры (Инхука). В 1922 по вызову младшей сестры А.Бубновой-Оно уехала вместе с матерью в Японию. В 1927 вышла замуж за русского эмигранта В.Головщикова (1897-1947). В середине 1930-х была лишена советского гражданства за «связь с врагом народа» (по поручению советского посольства знакомила видного советского деятеля (фам. неизвестна) с японскими достопримечательностями; по возвращении в СССР он был арестован). Преподавала с 1924 русский язык и литературу в университете Токио Васэда. В.Бубнова вырастила несколько поколений японских русистов. Как утверждала японская газета «Цусё симбун», «если бы не она, переводы русской литературы в Японии не достигли бы, наверное, такого высокого уровня». За вклад в развитие японо-русских культурных связей и за заслуги в области изучения в Японии русского языка и литературы В.Бубнова была награждена впоследствии орденом Драгоценной короны. В.Д.Бубнова участвовала в выставках японского авангарда 20-х; в октябре 1922 опубликовала в журнале «Сисо» («Мысль») статью «О направлениях в современном русском искусстве» (главным образом, о конструктивизме); входила в организации японских художников «Никакай», «Санка», «МАВО». О русском искусстве много писала и позднее, в частности, в многотомном издании «Мировое искусство». Поступив вскоре после приезда в Японию в Токийское художественно-промышленное училище, Б. разработала метод автолитографии на цинке. В Японии с успехом прошло 6 персональных выставок Б. (две в 1932, в 1938, 1948, 1954, 1958). После т.н. «путча молодых офицеров» (1936) Бубнова и её муж были объявлены нежелательными иностранцами, за ними велось строгое полицейское наблюдение. В те годы было закрыто русское отделение университета Васэда, позднее Бубнова была вынуждена покинуть Токийский институт иностранных языков. В конце 2-й мировой войны их выселили из Токио в горное место Каруидзава. Дом в Токио и все их имущество, включая библиотеку и литографии, погибли в результате бомбежки. послевоенный период Бубнова снова преподавала и работала как художник, много сил отдавала Русскому клубу. В 1958 Б. возвратилась в СССР и поселилась в Сухуми, где жила её старшая сестра. При жизни Бубновой состоялось более 20 выставок, ей было присвоено звание заслуженного художника Грузинской ССР (1964). Работы Бубновой Варвары приобретались советскими музеями, в том числе Музеем изобразительных искусств им. А.Пушкина, Третьяковской галереей, Русским музеем.

Варвара Дмитриевна Бубнова (1886, Петербург - 1983, Ленинград) - русская художница, педагог, искусствовед. Ученица ОПХ. Окончила Императорскую Академию художеств со званием художника живописи, курс Археологического института со званием «действительный член Археологического института». В 1910-е годы - активный участник насаждения новых взглядов в изобразительном искусстве, деятельный организатор Союза молодёжи, экспонировалась на его и других, родственных по духу объединений, выставках. С 1922 по 1958 год жила и работала в Японии, на развитие литографии которой оказала заметное влияние, показав новые возможности техники, которые, в частности, нашли широкое применение в плакате. 30 лет вела курс русского языка и литературы в вузах Токио (Васэда, Институт иностранных языков). После возвращения в СССР жила и работала в Сухуми. За вклад в развитие японской культуры награждена орденом Драгоценной короны четвёртой степени.

Биография

Семья

  • Отец Дмитрий Капитонович Бубнов (?-1914), коллежский советник, мелкий банковский служащий, по словам Веры Дмитриевным: «…Философ и мечтатель, чиновной карьеры не сделал… На наше счастье, наследником своих богатств дед сделал своего единственного сына. Это был своеобразный Гаев „Вишнёвого сада“: вероятно он сам не заметил, как его долги переросли стоимость большого отцовского наследия!».
  • По линии матери Анны Николаевны (ур. Вульф) (1854-1940) Варвара Бубнова была потомком старинного дворянского рода тверских Вульфов, друзей Пушкина.
  • Мария Дмитриевна Бубнова (1884-1963) старшая из сестёр, пианистка, педагог.
  • Младшая сестра Анна Дмитриевна Бубнова-Оно (1890-1979), скрипачка, педагог, как и В. Д. Бубнова внесла свою лепту в культуру Японии. Она была первым педагогом, начавшим занятия скрипкой с детьми (ранее японцы начинали обучение скрипичному искусству только взрослыми). По мужу племянницей ей приходилась Йоко Оно - жена Джона Леннона. Также награждена орденом Драгоценной Короны четвёртой степени.

Много лет В. Д. Бубнова состояла в дружеских отношениях и поддерживала переписку с Ниной Николаевной Мичуриной, своей дальней родственницей и подругой ещё по японскому периоду, а после возвращения в Россию - её alter ego

Творчество

В 1913 г. она стала членом Союза молодежи и участвовала в художественных выставках с Маяковским, Бурлюком, Ларионовым, Гончаровой и Малевичем.

C 1919-1922 Бубнова живёт в Москве и работает в Институте художественной культуры (Инхук), наряду с Василием Кандинским, Робертом Фальком, Любовью Поповой, Варварой Степановой, Александром Родченко.

В 1923 г. она переезжает в Японию, где живёт до 1958 г. В это время Бубнова в основном пишет натюрморты, начинает работать в технике литографии.

С 1959 по 1979 годы Бубнова живёт и работает в Сухуме. Там у неё появляются ученики Всеволод Воронов (1945-2003) и Александр Лозовой (1949).

Подробнее

(16.5.1886, Петербург - 28.3.1983, Ленинград). Родилась в дворянской семье. Отец, Дмитрий Капитонович, банковский служащий, коллежский советник. Мать урождённая Н.Вульф, обладала прекрасным голосом и была музыкально одаренным человеком. Детство Варвары и её сестер прошло в имении матери Берново Тверской губернии, где бывал А.Пушкин. Они выросли в атмосфере поэзии и музыки. В.Бубнова училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1907-14 в Петербургской Академии художеств. Вступила в объединение художников «Союз молодежи», с которым были связаны П.Филонов, М.Ларионов, Н.Гончарова, К.Малевич, В.Татлин и др.; сотрудничала в одноименном журнале, участвовала в совместных с объединениями «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» выставках Союза молодежи, В 1913 совершила вместе с В. Матвеем поездку по этнографическим музеям Западной Европы для сбора материалов и фотографирования африканской скульптуры. После его скоропостижной смерти (1914) подготовила к печати его книгу «Искусство негров» (1919), В 1915 окончила Петербургский археологический институт. В 1917-22 работала в московском Историческом музее, изучала древнерусские миниатюры в Отделе древних рукописей и организовала первую их выставку; являлась членом Института художественной культуры (Инхука). В 1922 по вызову младшей сестры А.Бубновой-Оно уехала вместе с матерью в Японию. В 1927 вышла замуж за русского эмигранта В.Головщикова (1897-1947). В середине 1930-х была лишена советского гражданства за «связь с врагом народа» (по поручению советского посольства знакомила видного советского деятеля (фам. неизвестна) с японскими достопримечательностями; по возвращении в СССР он был арестован). Преподавала с 1924 русский язык и литературу в университете Токио Васэда. В.Бубнова вырастила несколько поколений японских русистов. Как утверждала японская газета «Цусё симбун», «если бы не она, переводы русской литературы в Японии не достигли бы, наверное, такого высокого уровня». За вклад в развитие японо-русских культурных связей и за заслуги в области изучения в Японии русского языка и литературы В.Бубнова была награждена впоследствии орденом Драгоценной короны. В. Д. Бубнова участвовала в выставках японского авангарда 20-х; в октябре 1922 опубликовала в журнале «Сисо» («Мысль») статью «О направлениях в современном русском искусстве» (главным образом, о конструктивизме); входила в организации японских художников «Никакай», «Санка», «МАВО». О русском искусстве много писала и позднее, в частности, в многотомном издании «Мировое искусство». Поступив вскоре после приезда в Японию в Токийское художественно-промышленное училище, Б. разработала метод автолитографии на цинке. В Японии с успехом прошло 6 персональных выставок Б. (две в 1932, в 1938, 1948, 1954, 1958). После т. н. «путча молодых офицеров» (1936) Бубнова и её муж были объявлены нежелательными иностранцами, за ними велось строгое полицейское наблюдение. В те годы было закрыто русское отделение университета Васэда, позднее Бубнова была вынуждена покинуть Токийский институт иностранных языков. В конце 2-й мировой войны их выселили из Токио в горное место Каруидзава. Дом в Токио и все их имущество, включая библиотеку и литографии, погибли в результате бомбежки. послевоенный период Бубнова снова преподавала и работала как художник, много сил отдавала Русскому клубу. В 1958 Б. возвратилась в СССР и поселилась в Сухуми, где жила её старшая сестра. При жизни Бубновой состоялось более 20 выставок, ей было присвоено звание заслуженного художника Грузинской ССР (1964). Работы Бубновой Варвары приобретались советскими музеями, в том числе Музеем изобразительных искусств им. А.Пушкина, Третьяковской галереей, Русским музеем.

Отец – коллежский советник Дмитрий Капитонович Бубнов, служащий банка; мать – Анна Николаевна Вульф, из семьи тверских помещиков. Детство провела в Петербурге и в имении матери Берново в Тверской губернии. Окончила с отличием гимназию Муравьевой, в 1903 поступила в Рисовальную школу ОПХ. В 1906 занималась в подготовительных рисовальных классах Я. С. Гольдблата. В 1907 поступила в ИАХ, училась у Н. Н. Дубовского. В 1914 получила звание художника за картину «Осень».

В годы учебы познакомилась с новыми течениями в искусстве, увлеклась живописью А. Матисса и искусством примитива. Сблизилась с Людмилой Бурлюк и П. Н. Филоновым. Вышла замуж за художника В. И. Матвея (Владимира Маркова, 1878–1914). В 1911 и 1913 побывала с ним в Италии, Франции, Германии, Бельгии, Голландии и Швеции.

В 1912 стала членом «Союза молодежи». Участвовала в выставках объединения в Риге (1910) и Москве (1912). Опубликовала в 1-м номере сборника «Союз молодежи» статью «Персидское искусство» (под псевдонимом Д. Варварова), во 2-м – свой перевод итальянского «Манифеста футуристической живописи». В 1913–1915 училась в Археологическом институте, изучала древнерусские искусство и письменность; по окончании стала действительным членом Археологического общества. В те же годы преподавала рисование в 4-классном городском училище.

В 1917–1922 жила в Москве. Работала научным сотрудником отдела древнерусских рукописей Российского государственного исторического музея и сотрудничала в ИНХУКе. Одновременно занималась гравюрой под руководством В. Д. Фалилеева. Участвовала в 24-й выставке МТХ (1918), VI, VIII и XI Государственных выставках (1919), а также в 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922). Подготовила к изданию и опубликовала со своим предисловием книгу В. Матвея «Искусство негров» (Пг., 1919).

В феврале 1922 выехала с матерью в Японию к младшей сестре Анне (А. Д. Бубнова-Оно, 1890–1979), которая вышла замуж за японца Шуничи Оно, с 1918 жила в Японии и позже стала известной скрипачкой и педагогом (в числе ее учениц была племянница – Йоко Оно, известный авангардный музыкант, вдова Джона Леннона). В 1923 поступила в Токийское художественно-прикладное училище, занялась изучением разных видов гравюры.

Работала в технике цветной гравюры на линолеуме и черно-белой на цинке, в японской технике суйбоку-га (черно-белая живопись тушью), занималась акварелью. Сочетала технику и приемы классического японского искусства с опытом современных европейских школ. Писала портреты, пейзажи и жанровые сцены; исполнила иллюстрации к японским изданиям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и советских писателей.

В 1920-е подружилась с японскими художниками Х. Унъити, М. Томоёси, Я. Томоэ, М. Сико и др. Участвовала в выставках авангардистских групп: «Никакай», МАВО и «Санка Индепендент». С 1932 выставлялась в обществе графиков «Кукуга-кай» (член общества с 1937); входила в Общество отечественной живописи, Японскую ассоциацию гравюры, Общество художников-ксилографов и Объединение женщин-художников. В 1933 провела первую персональную выставку в магазине гравюр Хираи Хироси; до 1958 провела в Токио еще пять выставок. В 1956 участвовала в Выставке русского искусства в Японии.

Преподавала русский язык и литературу в частном университете Васеда (1924–1937 и 1946–1958), Токийском институте иностранных языков (1927–1945 и 1946–1958) и в обществе «Япония–СССР» (1949–1958). Была членом Японско-русского литературно-художественного общества (с 1925) и сотрудничала в издававшемся им журнале «Искусство Японии и России» (с 1929 – «Советское искусство»); публиковала в японских изданиях статьи по русскому искусству и литературе, воспоминания о жизни в России.

В годы Второй мировой войны с мужем, русским эмигрантом В. Головщиковым (1897–1947), была выселена из Токио в горный поселок Каруидзава. Дом в Токио со всем имуществом, включая библиотеку и литографии, был уничтожен во время бомбежки.

В 1958 вернулась в СССР и поселилась в Сухуми, где жила ее старшая сестра Мария, в 1960 к ним присоединилась и сестра Анна. С 1979 жила в Ленинграде.

Провела персональные выставки в Сухуми (1958, 1961, 1966, 1976, 1982), Тбилиси (1960), Харькове (1961), Вильнюсе (1962), Баку (1963), Львове (1963), Ереване (1963, 1967), Душанбе (1966), Москве (1961, 1975, 1977) и Ленинграде (1962, 1981), а также ретроспективную выставку в Токио (1972). Писала статьи по искусству для отечественных журналов, работала над воспоминаниями. В 1959 стала членом Союза художников СССР, в 1966 – заслуженным художником Грузии. Была награждена японским орденом Драгоценной короны IV степени за вклад в развитие культурных связей СССР и Японии (1982).

В 1986 мемориальные выставки, посвященные столетию со дня рождения, прошли в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Архангельске и Сухуми, в 1987 – в Токио. В 1996 на киностудии «Остров» был снят документальный фильм «Варвара Бубнова, сэнсей» (реж. Л. Цуцульковский и Е. Шмакова). В Сухуми был создан Музей Бубновых (сильно пострадал во время грузино-абхазского конфликта). Весной 2011 выставка в честь 125-летия художницы прошла в ГТГ, осенью 2012 – в Государственном музее истории Петербурга.

Представлена в ГРМ, ГТГ, ГМИИ, Музее искусств Грузии в Тбилиси и во многих зарубежных собраниях. Похоронена на Михайловском кладбище в Сухуми.

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 13. 1907. Д. 109; ХН СССР 2/97; ХРЗ.

Павлов А. Графика В. Д. Бубновой // Искусство. 1961. № 9. С. 46–50.

Варвара Дмитриевна Бубнова: Каталог выставки / Сост. К. В. Безменова. М., 1976.

Безменова К. В. Литография и акварели В. Д. Бубновой // Советская графика-78. М., 1980. С. 289–291.

Выставка произведений В. Д. Бубновой. Каталог / Вступ. ст. А. Аргун. Сухуми, 1981.

Лозовой А. Н. О творчестве В. Д. Бубновой // Искусство. 1982. № 3.

Кожевникова И. П. Варвара Бубнова – русский художник в Японии. М., 1984 (библиогр. на русск., англ. и японск. яз.).

Лозовой А. Варвара Бубнова. М., 1984 (библиогр. и список работ).

Кожевникова И. П. Варвара Бубнова – русский художник и педагог в Японии (к столетию со дня рождения) // Светоч дружбы: Восточный альманах. Вып. 14. М., 1986.

Лозовой А. Живая традиция. // Творчество. 1987. № 3.

Варвара Бубнова: Русская художница в Японии: Каталог выставки / Сост. И. Кожевникова. М., 1989.

В. Д. Бубнова: Уроки постижения: Воспоминания, статьи, письма. М., 1994.

Сестры Бубновы и Япония / Под. ред. Т. Хара, К. Иноуэ. Саппоро: Центр славянских исследований, 1999.

Кожевникова И.П. Еще одна история верности и любви: Варвара Бубнова и Владимир Матвей // Вольдемар Матвей и «Союз молодежи». М., 2005. С. 65-86.

Традиции петербургского авангарда. 1920–2008: В. Бубнова, Н. Лозовой, А. Лозовой: Живопись, графика, коллаж / РАХ, Моск. музей совр. искусства. Авт-сост. А. Лозовой. М., 2006.

Кожевникова И. П. Варвара Бубнова. Русский художник в Японии и Абхазии. М., 2009.