Арте повера. Творческий прорыв

Нам пришлось по душе и чистое море, и теплый воздух, и звездное небо. Идея собрать в этом заповедном месте учеников возникла в канун Нового года. Ведь подобные мероприятия надо планировать заранее. Тогда к нам пришло осознание того, что пора проводить выездные семинары.

Я сел за свой любимый кухонный стол, погрузился в медитацию и на листе бумаги написал названия семинаров: «Медитация и здоровье» и «Критические точки Судьбы». В середине февраля мы стали приглашать учеников в Крым на летнее обучение. Кто-то принял решение мгновенно и тут же купил билеты на самолет. Кто-то погрузился в длительные раздумья и принял окончательное решение уже в конце июля.

В феврале мы планировали творческий прорыв в будущее . Мы знали, что нам нужны новые формы проведения семинаров, которые откроют путь к новым знаниям и новым технологиям. Мы верили в то, что у нас все получится. Ученики из разных городов приняли наше предложение ехать учиться в Крым с энтузиазмом. Они рассматривали домики на сайте эко-курорта Морское , интересовались типом питания и состоянием пляжа, выбирали оптимальный маршрут и делали своевременное бронирование. Они вместе с нами планировали свое летнее будущее.

Адаптация к территории

Путь для многих учеников оказался не близким. Они летели на самолетах, ехали на автобусах и машинах. У них была мечта - творчески работать вместе с нами на семинарах в Крыму. Они приехали уставшими. Прошли сутки и ученики уже купались в приветливом темлом море, знакомились друг с другом и делились накопленным опытом.

Мы помогли ученикам отключиться от городской суеты. Они ощутили как к ним возвращается спокойствие, как к ним возвращается тихая радость. Они, как и мы, Александр и Ирина Юрановы (Эссан и Соля) , настраивались на активное обучение. Мы готовили планы, они готовили себя. Двадцать пять уникальных личностей готовились к тому, что обновить себя, свою жизнь и свое будущее .

Мозг и Разум освобождались от информационного мусора. Учиники настраивали себя на восприятие новой информации. Многие из них взяли с собой в поездку наш . Ученики хотели сделать скачек в своем личностном развитии и им удалось это сделать.

Медитации и здоровье

Кто-то на наших семинарах был впервые. Кто-то уже отучился двадцать лет. Мы не стали делать различий между «новичками» и «старичками». Мы хотели, чтобы группа в этом уникальном пространстве эко-курорта Морское была единой в своем стремлении восстановить здоровье и вернуть себе спокойствие.

Все ученики старательно записывали информацию и активно в течение всего занятия выполняли простые и сложные упражнения. Они учились практиковать, опираясь на новую позитивную информацию. Мы и небеса давали ученикам необходимые подсказки. Они задавали интересные вопросы и получали на эти вопросы ответы. Мы видили, как слушатели от занятия к занятию наполнялись светом.

Друзья, пусть слово не пугает вас. Медитация - это определенная технология работы внутри себя, когда вы осознанно восстанавливаете свое здоровье и свою чистоту, когда вы освобождаетесь от страхов и негативных программ, когда вы получаете практические навыки управления своими внутренними состояниями.

В этом уникальном месте небо было открыто к общению. Потоки лились спокойно и мощно. Мы объясняли ученикам как надо себя вести во время отдыха и во время работы. Они впитывали в себя, как никогда активно, новую информацию и с вдохновением и азартом выполняли домашние задания.

«Практика, практика и еще раз практика. Мало знать. Надо уметь работать и получать стабильный результат». Александр и Ирина Юрановы

Критические точки Судьбы

Это название второго семинара . Мы знали, что многие слушатели, которые долгие годы осваивают современную систему знаний о Мире и человеке, не умеют самостоятельно проводить ситуационный анализ. Многие ехали в Крым для того, чтобы изучить наши уникальные технологии работы с проблемным прошлым.

Мы сделали все возможное, чтобы должным образом структурировать и системно изложить теорию и практику ситуационного анализа. Слушатели получили ответ на вопрос почему появляются критические точки Судьбы и как сделать так, чтобы они перестали разрушать настоящее и прошлое личности. Пришло время активно исправлять ошибки, допущенные в далеком прошлом, в прошлых жизнях и воплощениях.

Проблемное прошлое меняет поведение личности в настоящем. Личность начинает себя вести агрессивно и неадекватно, не понимая происходящего. В результате жизнь осложняется, ибо завязываются новые кармические узлы, которые к концу жизни могут превратиться в новую критическую точку.

Мы объяснили ученикам, что их группа тоже сформирована по кармическому признаку. Что это означает? Учиники уже встречались друг с другом в прошлом. Кто-то уже в прошлых жизнях бывал на этой территории. Слушатели всматривались в знакомые лица и начинали практиковать ситуационный анализ, выводя из себя критические точки Судьбы. Они старательно переводили свое прошлое из активного состояния в пассивное. Они готовили себя к прорыву в будущее.

В предыдущей статье блога я уже писал о том, что каждый участник семинара получил индивидуальный экземпляр небесной книги Радости. И теперь каждый ученик имеет уникальную возможность перемещаться к морю Радости и погружаться в него, соблюдая определенные правила.

«Радость открывает путь к созидательному творчеству. Возникают новые идеи, которые будут воплощены в материальной среде. Через идеи личность вместе с небесами творит новое будущее». Александр и Ирина Юрановы

Сегдня стало понятно, что жители Земли потеряли ключи от своего личного будущего. Поэтому они часто топчутся перед закрытыми дверями. По этой причине они расстраиваются, горюют и рыдают. Они не понимают себя и свою жизнь. Они забыли свое прошлое и боятся смерти. Ведь они не верят в то, что они были как личности до своего дня рождения и будут существовать как личности после своей смерти.

Прихоидите учиться к нам. Мы поможем вам понять и принять свою жизнь и свое будущее. Мы подскажем вам, где находятся ключи от вашего будущего. Более того, мы научим вас этими ключами пользоваться.

Мы решили на основе проведенных семинаров написать новую книгу, которую вы, наши читатели и друзья, с нетерпением ожидаете. У книги пока нет названия. Но у книги уже есть содержание. Мы планируем ее выпустить в текущем 2016 году. Эта книга поможет тем, кто упустил возможность творить в месте с нами новую реальность в эко-курорте Морское .

Ответ на вопрос

Нам задают вопрос ученики и менеджеры эко-курорта Морское: приедем ли мы в следующем году в это уникальное место в Крыму? Наш ответ прост: если нас сюда приведут небеса, то мы вновь будем здесь для того, чтобы сделать новый творческий рывок в будущее. Надеемся на то, что вы будете делать этот творческий прорыв в будущее вместе с нами.

А пока записывайтесь на вебинар "Ключи от Будущего".

Предыдущие наши статьи об отдыхе и обучении в Крыму
(Техника медитаций в цветных морях с семинара в Крыму, 2016)
(Как мы настраивались на семинары в Крыму после Милана, 2016)
(Как мы планировали выстроить свою работу в Крыму, 2016)
(Расписание семинаров в Крыму, 2016)
(Отчет о нашем первом творческом отдыхе и творческих встречах в Крыму, 2015)


Когда: 15 мая — 16 августа 2018 года

Обзорная выставка Арте повера в Эрмитаже празднует полувековой юбилей объединения художников, чьи взгляды и принципы работы были сформулированы и предъявлены миру историком искусства и куратором Джермано Челантом. «Бедное искусство» не подразумевает нехватки ресурсов у художников, а лишь использование ими простых материалов, элементарных пропорций и жестов, не всегда видимых и заметных зрителю. Туринские, миланские и генуэзские авторы семидесятых расширили границы искусства, создавая работы из ресурсов допромышленной эпохи, противопоставляя свои произведения продуктам индустриального общества.

Лучо Фонтана «Пространственная концепция: ожидание», 1964

Холст, краска на водной основе, 115,5 × 191,5 см

Предоставлено при поддержке Фонда музеев Турина

GAM — Galleria Civica d’Arte Moderna e Contemporanea, Torino

Courtesy Fondazione Torino Musei Photo Studio fotografico Gonella

Эрмитажная выставка пытается рассказать нам всю историю и все аспекты творчества участников движения, представить его предшественников, а также работы, созданные уже после распада группы, поскольку художники продолжали свои поиски «бедного» и вне объединения. Экспозиция построена на объектах из Кастелло ди Риволи (его директор Каролин Христов-Бакарджиев выступила куратором проекта вместе с Дмитрием Озерковым), галереи современного искусства GAM, а также работах из частных собраний. Каждому автору выделен свой зал, где специфика его творчества раскрывается максимально широко.

Залы, выделенные для итальянских художников, — это пространство, где раньше экспонировались импрессионисты. Каролин Христов-Бакарджиев специально подчеркивает их сходство с помещениями Кунстхалле Берна, где развернулась знаменитая выставка «Когда отношения обретают форму: работы, концепции, процессы, ситуации, информация» в 1969 году и где непосредственно участвовали художники Арте повера.

Бернская выставка стала важнейшим событием в европейском искусстве, эпохальной является и экспозиция в Эрмитаже для российского пространства. Дело в том, что даже сейчас, спустя пятьдесят лет, движение, повлиявшее фактически на все последующее искусство, остается почти неизвестным нашему зрителю. Несколько работ были выставлены в 2011 году в Мультимедиа Арт Музее, но не более того. Ни одно издание не было переведено на русский язык, а авторы многих статей, написанных русскими авторами, основывают свои рассуждения на собственных впечатлениях, а не на оригинальных текстах итальянских художников и ведущих критиков. Петербуржский проект поставил себе задачу наконец познакомить русских зрителей и искусствоведов с настоящими работами, однако, к сожалению, не с настоящими текстами, поскольку вводные экспликации к залам художников написаны заново, при всем изобилии авторских комментариев и интервью. Не хватает и текстов Челанта как человека, который фактически и придумал это направление, во всяком случае оформил его идеологически и расписал все аспекты максимально доступно и внятно.

Марио Мерц «Что делать?», 1968

Металлический контейнер, неон, воск, 14,4 × 45 × 17,8 см

Фонд Гвидо и Этторе де Форнарис

Галерея современного искусства GAM, Турин

Fondazione Guido ed Ettore De Fornaris

GAM — Galleria Civica d’Arte Moderna e Contemporanea, Torino Photo

Экспозиция развивается от первых экспериментов с материалами, проведенных Альберто Бурри в серии из мешковины, и пространственных поисков Лучо Фонтаны, художники эти не принадлежали кружку, однако именно на их исследованиях вырастают авторы Арте повера. Пьер Паоло Кальцорали совершает «Оммаж Фонтане», где при помощи механической установки предметы покрываются ледяным конденсатом и приобретают новые формы и качества поверхности. Джильберто Дзорио в объекте «Палатка» испаряет солёную воду, его же скульптура «Розовое-голубое-розовое» меняет цвет, реагируя на влажность воздуха. А в работе Марио Мерца «Что делать?» неоновая надпись «Che Fare?» плавит пчелиный воск в алюминиевой форме, сообщая нам о процессуальном характере искусства. Эти и многие другие работы Арте повера хрупкие и нестабильные. Именно поэтому Эрмитаж ограничил к ним доступ — вероятно, того потребовали правила безопасности, но жаль, поскольку в музеях всего мира до этого у зрителей была возможность обойти скульптуры и приблизиться к ним. Так, например, изолирована от посетителей работа Марио Мерца «Иглу с деревом» — эмблема всего направления, где автор сопоставляет два типа материалов — созданное природой дерево и разработанное человеком стекло. Смысл — в физическом переживании зрителем этого сопоставления, его неустойчивости и непрочности, и задумка художника состояла в том, чтобы каждый мог подойти поближе и ощутить это. По большему счёту, революционность художников Арте повера как раз и состоит в представлении хрупкости и эфемерности нашего мира, во внимании к мимолетному и быстротечному «здесь и сейчас». И когда мы читаем это в работах наших современников, можно быть уверенным, они научились этому у итальянских предшественников.

Исходя из этих соображений, можно сказать, что лучше всего экспонирована работа Джузеппе Пеноне, самого молодого участника группы, чья основная тема — многообразие отношений между природой и человеком. Его скульптура «Идеи из камня» представляет массивные валуны, якобы растущие на тонких древесных стволах, и выставлена она во дворе Эрмитажа на фоне его торжественной архитектуры, создавая дополнительные смыслы и балансируя между естественным и культурным контекстом.

Джузеппе Пеноне «Идеи из камня — 1372 кг света», 2010

Какой цвет у буквы О , как изобразить пустоту или разгадать язык общения насекомых - в российских школах и школах ближнего зарубежья продолжают удивляться вопросам олимпиады «Прорыв» и ответам её участников.
Уникальность олимпиады в том, что она эвристическая, то есть в ней много поисковых заданий. Мы не ставим перед собой цель просто протестировать ребенка. Наша олимпиада позволяет «подстегнуть» способности анализировать, обобщать и синтезировать информацию, а значит, всесторонне содействует развитию юного творца .

Об олимпиаде

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании»
27 февраля - 2 марта 2019 года проводит XI I Международную метапредметную олимпиаду научного творчества «Прорыв» .

В олимпиаде могут принять участие все желающие учащиеся 7-11-х классов образовательных учреждений Российской Федерации и стран СНГ.

  • 1 09.10.2018 Приём заявок
  • 2 27.02.2019 Первый этап
  • 3 15.04.2019 Итоги первого этапа
  • 4 22.04.2019 Финальный этап
  • 5 20.05.2019 Объявление победителей

Первый (отборочный) этап олимпиады :

Традиционно этот этап олимпиады все желающие учащиеся проходят в своём учебном заведении . В 2019 году он пройдёт 27, 28 февраля и 1, 2 марта . Конкретное время проведения выбирает образовательное учреждение. Учащимся будут предложены 6 заданий творческого характера , выполнение которых позволяет применить стандартные знания в нестандартной ситуации; при выполнении таких заданий ученик может проявить умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, применяя интуицию, воображение и фантазию.

Для участия в первом этапе необходимо c 9 октября 2018 г. по 4 февраля 2019 г. подать заявку и оплатить организационный взнос одним из предусмотренных способов в размере 100 рублей за каждого участника (для детских домов, школ-интернатов - 50 рублей за каждого участника).

Все участники первого этапа получают сертификаты. При подаче заявки от трёх участников предусмотрены печатные сертификаты и оригинальные сувениры.

Второй (заключительный) этап олимпиады - дистанционный :

В 2019 году второй этап пройдёт c 22 по 28 апреля дистанционно . Все участники, прошедшие во второй этап, получат в оговоренное заранее время доступ для выполнения заданий олимпиады онлайн на сайте www.сайт . Во втором этапе принимают участие победители первого этапа (итоги подводятся по параллелям).

Участие во втором этапе бесплатное. Все участники второго этапа получают дипломы и памятные призы, победители - уникальные медали.
Участие в олимпиаде дает старшеклассникам возможность пополнить свое портфолио , получить дополнительные баллы при подаче документов и увеличить шансы при поступлении в вузы.

Олимпиада проводится согласно ч. 2 ст. 77 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.


Основные отличия этой олимпиады от других заключаются в следующем:

  • оценивание качества образования через оценку метапредметных результатов освоения обучающимися программ общего образования ;
  • для участия и победы не требуется специальных и глубоких знаний в какой-либо области знаний, более того, высокие результаты могут показать дети с низкой успеваемостью: именно таким детям присуща «скрытая» одаренность;
  • выявление и учебно-методическая поддержка одаренных детей;
  • задания олимпиады являются практико-ориентированными, проблемными, исследовательскими задачами; подход к их решению может быть разнообразным: от жизненных наблюдений до применения внепрограммных знаний и научного аппарата;
  • пропаганда научных знаний.

Примеры задач:

Ситуация 1. Удивительные зеркала. Если взять два зеркала, соединить их под углом 90° друг к другу и поставить между ними человека, то получится три отражения: одно впереди и два справа и слева - всего 4 человека вместе с оригиналом. Если нарисовать перед зеркалами половинку мячика так, как это сделано на рисунке справа, то мы увидим два целых мячика. Нарисуй, как расположить в угловом зеркале предметы так, чтобы получилось: 4 человека и один мячик; 6 людей; 5 мячиков. Предложи свои варианты.

Ситуация 2. Постой, паровоз, не стучите, колёса… Стук колёс образуется из-за стыков рельсов. Если делать стыки меньше, то и стук будет тише. Но по правилам стыки должны быть определённого размера. С чем это связано? Приведи примеры, где ещё в жизни используется подобный эффект.

Ситуация 3. «Повторяшки». Во фразе «Повар-варвар вар Варвар воровал» слово «вар» встречается аж 6 раз, а во фразе «Полон дум ум у Муму» 4 раза можно увидеть слово «ум». Придумай и ты такие осмысленные «повторяшки».

Ситуация 4. Почти братья. Обрати внимание на слова «подпись» и «роспись». Они очень близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях. Или пара слов «одеть» и «надеть». Такие пары называют паронимы (гр. para - возле и onima - имя). Объясни, какая разница в следующих парах словосочетаний: «годовой отпуск» и «годичный отпуск»; «соседний дом» и «соседский дом». Приведи 3-4 своих паронима и дай им объяснение.

Ситуация 5. Непоколебимая кошка. Нередко в магазине можно встретить бездомную кошку; иногда она даже залезает в витрину и спит там. Представь, что такую кошку никак не удаётся выгнать из магазина, она постоянно возвращается и спит в витрине. Предложи способ, как можно обратить вред в пользу.

Ситуация 6. Заботливые муравьи. Не только мы заботимся о сохранении природы, в частности деревьев: на Американском континенте в полости деревьев живут «заботливые» муравьи. Те деревья, которые им понравились, они культивируют и сопутствуют их разрастанию, чтобы можно было жить популяции. Объясни, как муравьям удаётся «выращивать» деревья: ведь в отличие от людей они не могут организованно выходить на посадки.

Ситуация 7. Незнакомый Интернет. Представь, что тебе пришлось объяснять туземцам, которые никогда не знали цивилизации, что такое Интернет. Языка твоего они не понимают. Нарисуй те образы, которые помогли бы им понять, что такое Интернет, как можно точнее.

Ситуация 8. Непротиворечивая природа. В философии, как ты наверняка знаешь, сформулирован закон единства и борьбы противоположностей. Согласно ему через борьбу противоположных сил, сторон, свойств развиваются все объекты мира, в том числе социальные системы, человек и его духовность. Изобрази с помощью различных предметов своё понимание этого философского закона.



17 мая 2018 года в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Арте Повера. Творческий прорыв», где будет представлено более 50 работ итальянских художников второй половины XX века из Музея современного искусства Кастелло ди Риволи (Риволи–Турин, Италия), Галереи современного искусства GAM (Турин, Италия) и из частных собраний (Италия).

Выставка организована Государственным Эрмитажем и Музеем современного искусства Кастелло ди Риволи (Риволи–Турин) при участии Галереи современного искусства GAM (Турин), при посредничестве Villaggio Globale International и при поддержке компании Lavazza (Италия).

Arte povera («бедное искусство») – течение, возникшее в Италии на рубеже 1960-х и 1970-х годов. Отличительной чертой движения стало стремление авторов уйти от всепоглощающего технического прогресса в сторону ремесленного творчества. Отказываясь от промышленных и высокотехнологичных материалов в пользу «бедных» и неэстетичных, таких как тряпки, газеты, ветки деревьев, художники Arte povera были настроены освободить искусство от оков традиционализма. Пристальное внимание к материалам и процессам творческого производства стало общим местом для авторов, утвердивших новую художественную эстетику в европейском искусстве. Термин «Арте повера» был впервые использован в 1967 году итальянским критиком и куратором Джермано Челантом.

Экспозиция расположится в легендарных залах третьего этажа Зимнего дворца, декор которых был задуман как раз на рубеже 1960-х и 1970-х годов. Сегодня кажется, что эти залы неуловимо напоминают пространства Бернского кунстхалле – места, с которого началось международное признание Арте повера. В экспозицию войдут произведения Арте повера принимали участие Джованни Ансельмо, Алигьеро Боэтти, Джильберто Дзорио, Пьер Паоло Кальцолари, Яннис Кунеллис, Марио Мерц, Мариса Мерц, Пино Паскали, Джузеппе Пеноне, Микеланджело Пистолетто, Эмилио Прини.

На протяжении ХХ века искусство Италии не раз предпринимало попытку предложить сложившейся художественной системе кардинально новое видение творческого процесса. Итальянский авангард силами футуристов стремился подчеркнуть связь между искусством и технологическими процессами, масштаб которых в первой половине 1910-х годов был способен перевернуть привычное мироощущение с ног на голову. Индустриальный рывок того времени подвигнул художников искать новые принципы представления реальности, адекватные возрастающему темпу городской жизни. Почти в то же время Джорджо де Кирико своей «метафизической живописью» занял антимодернистскую позицию, акцентируя важность ремесленных принципов работы как основополагающих для искусства. Такими же антитехнологическими оказались и контекстуальные предпосылки послевоенного искусства Италии – Альберто Бурри, Пьеро Мандзони, Лучо Фонтана – которые отразились в творчестве художников Арте повера. Работы этих предвестников Арте повера открывают эрмитажную выставку.

Резкий экономический подъем Италии 1950–1960-х годов, вызванный развитием промышленности, привел к утверждению развитой потребительской культуры. Стремление художников Арте повера сопротивляться подавляющей свободу творчества системе капитализма придавало их искусству политический оттенок. В то же время их произведения давали отсылки к историческому прошлому Италии – страны, на протяжении многих веков являвшей миру выдающихся мастеров искусства. Однако участь Арте повера не свелась к судьбе краткосрочного локального явления. Во многом этого не случилось благодаря широкому спектру тем, выбираемых художниками. Сложность и многоуровневость творческих жестов и концептуалистское переосмысление художественных процессов Арте повера не позволяют трактовать это направление как исключительно реакционистское. Одна из причин – умение представителей движения совмещать критическое переосмысление настоящего страны с романтизирующим взглядом на прошлое Италии. Все это придавало их произведениям поэтическую легкость и открытость к диалогу. Несмотря на то, что художники были объединены по ряду роднящих их творчество признаков, каждый из них создал свой узнаваемый стиль, который представляет самостоятельную художественную ценность. И пускай официально движение просуществовало не более десяти лет, его участники продолжили свои первоначальные творческие искания уже самостоятельно, не стремясь манипулировать объединявшим их термином.

Говоря об Арте повера, обычно подразумевают произведения конкретных авторов, созданные в определенный временной период. Отличительной чертой этих работ является «бедность», то есть подчеркнутая простота выбираемых материалов. Художники используют обыденные предметы, которые в повседневной жизни не вызывают ассоциаций с искусством. Еще одной характерной особенностью Арте повера можно назвать принципиально новое понимание «продукта» искусства, для которого оказывается важна «оживленность», возможность поддержания «энергетического процесса». Многие из представленных на выставке работ подобны автономным системам, способным жить своей жизнью и утверждать самодостаточность художественного жеста. Применяемые художниками материалы, будь то бетон (Ансельмо, Дзорио), продукты промышленности (Кунеллис, Марио Мерц), зеркала (Пистолетто, Фабро), одновременно отсылают как индустриальному производству, так и к кустарным методам работы. Ровно 50 лет назад художники Арте повера совершили невероятную творческую революцию, утвердив свободу языка искусства от принадлежности любой строгой системе, и заложили основы новой эстетики, значимость которой и сегодня остается крайне высокой.

Выставка «Арте Повера. Творческий прорыв» проходит в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX-XXI веков. Кураторы выставки: Дмитрий Юрьевич Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, Анастасия Чаладзе, сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа, и Каролин Христов-Бакарджиев (Музей современного искусства Кастелло ди Риволи).

К выставке подготовлена иллюстрированная брошюра (Издательство Государственного Эрмитажа, 2018).

Выставку сопровождает большая образовательная программа, включающая цикл лекций, gallery talk на выставке, фестиваль инсталляций и перформансов и интеллектуальный марафон.

Этим летом на «Серебряном Меркурии», фестивале рекламы и маркетинговых коммуникаций, я модерировала HR-секцию «Как управлять креативными командами?». Это, пожалуй, ключевой вопрос для каждого руководителя, особенно в сфере PR. Я спросила у лучших профессионалов в области маркетинга и PR - как же управлять талантами, чтобы их гений работал эффективно даже в отпуске или курилке? Вот некоторые цитаты и мысли.

Фото: сериал «Безумцы» (Mad Men)

Во время дискуссии управляющий партнёр агентства Comunica Михаил Умаров сказал, что творческим людям важно дать свободу и хвалить их. Ирина Тихомирова, директор по персоналу компании «Ингосстрах», говорила о том, что надо давать им шанс исправить ошибки. Александр Мурзов, консультант Odgers, считает, что креативные люди заражены «вирусом» тщеславия, и искусство руководителя - быть фасилитатором во время «пожара». Катерина Гувакова рассказывала про свой опыт работы в BBDO и убеждала, что креативные люди не истеричны, и если они сидят в курилке, то надо просто отнестись к этому с пониманием, дать отдохнуть творческому человеку.

Многое было сказано про свободу и контроль, про чёткий бриф и умение «отпускать», про лёгкую манипуляцию для достижения результата. Креативных людей убивает банальность, им хочется красивых решений, но на другом «полюсе» всегда есть необходимость достигнуть конкретные цели. Здесь нельзя путать активность с продуктивностью.

Основной рецепт для управления творческими людьми, если резюмировать все разговоры на эту тему: «Give me absolute freedom of thoroughly defined brief» (Дайте мне абсолютную свободу в рамках чётко обозначенных задач).

Вот несколько цитат от признанных гуру в своей области, которые мне удалось собрать к этой беседе.

Андрей Брагинский, PR директор Московской Биржи:
— Креативная команда - это люди, которые каждый следующий проект стремятся сделать по-новому, а не повторяют уже найденные решения. Важно их любопытство - изучать, где и что делают в мире, и придумывать что-то своё на основе лучших творческих решений. Нужно управлять: не давить авторитетом, поощрять больше диалога и обсуждения внутри команды, избавлять от ненужной бюрократии, поддерживать свободный и творческих дух в команде.

Даниил Проскурин, директор по маркетингу компании «Ингосстрах»:
— Сначала творческую команду надо вдохновить, потом отпустить, а потом жёстко контролировать и администрировать, чтобы не сорвать дедлайн и выдать результат без потерь. От идеи до воплощения без чёткого управления всё может измениться и угаснуть.

Екатерина Сысоева, директор по маркетингу Porsche:
— Нужно предоставить профессионалам свободу мысли. Не ограничивать их корпоративной «Библией». Тогда получаются шедевры. То есть, надо уметь слышать.

Денис Терехов, управляющий партнёр агентства SNMG:
— Проблема управления креативной командой заключается даже не в том, что творческие люди не всегда способны выдержать дедлайны. Творческие личности в первую очередь - личности, а уже только потом сотрудники. Иногда начальнику приходится наступать на горло своей песне и даже брать на себя рутину. Ведь в конечном счёте именно творческие люди - двигатели коммуникационных агентств.

Ольга Дашевская, основатель агентства PR Inc:
— Гениям можно простить многое, но не стоит их перехваливать - гениальность часто испаряется в обратной пропорции к росту короны. Я обычно говорю своей команде, что вы крутые, но всегда помните, что кто-то это может сделать лучше нас. Мы всегда изучаем талантливые кейсы конкурентов, это помогает не отрываться от земли слишком надолго и расти.

Ирина Бахтина, вице-президент по коммуникациям Unilever:
— Как часто мы видим креативную рекламу, которая не продаёт, а просто живёт своей жизнью, радуя жюри рекламных фестивалей, или креативную упаковку, которая помогает выделить продукт на полке, но делает его использование абсолютно не удобным? Креатив команды должен быть направлен в нужное русло.
Порой слушаешь потрясающую по креативу идею, наслаждаешься полётом мысли авторов, а потом деловито уточняешь: «А какую, собственно, проблему мы с вами сейчас пытаемся решить?» И вся красивая, элегантная концепция рассыпается. Креаторы - люди увлекающиеся, поэтому их просто необходимо систематически возвращать к цели, целеполаганию. Ну а если цель сформулирована чётко, и креаторы держат её в голове, то результат превзойдёт ожидания.

Оксана Беляева, экс-директор по маркетингу компании «INTOUCH страхование»:
— Важно соблюдать баланс между следованием брифу и полётом креатива команды. Креативщиков не стоит ограничивать, но важно «мягко вести» в нужном направлении.

Юлия Конева, директор по национальному маркетингу «Макдональдс»:
— Управлять креативной командой сложно, так как у людей принципиально другая, нефинансовая мотивация. Иными словами, они, конечно, должны, но не обязаны, поэтому требуются навыки несколько иные, чем в проектном менеджменте.

Нужно сделать три вещи: с тобой должно быть интересно, тебя должны слушать и, главное, тебя должны любить. Поэтому необходимо ставить интересные для них задачи, всё время показывать, что ты понимаешь и заботишься об их интересах. Чтобы тебя слушали, нужно иметь хороший трек-рекорд и помогать людям совершенствовать их идеи и продавать их внутри организации. Чтобы тебя любили, нужно сокращать дистанцию, хвалить и показывать своё человеческое нутро. Не бояться.

«Managing creatives is like driving a rally car - if you are a good driver you will go really fast, if not you will end up in the middle of nowhere with the same speed» (Управлять креативными людьми - это как управлять автомобилем на гонках: если вы хороший водитель, вы будете ехать очень быстро, если нет - с той же скоростью вы окажетесь только на полпути в никуда).

Антон Назаров, директор по связям с общественностью компании «Интер РАО»:
— При управлении креативной командой важно помнить, что это не только творчество, но и производство. Поэтому главное - не процесс, а результат к чётко обозначенному сроку. Мы не на Олимпиаде, где главное - участие. Но постоянный и чрезмерный контроль для творческих людей противопоказан. Важна «золотая середина» между тюрьмой и свободой.

Анастасия Плотникова, начальник отдела управления брендами «Газпром нефть»:
— Основные трудности при управлении креативной командой - в том, что зачастую участники команды имеют различное сформировавшееся видение и мнение о проекте. Это всегда индивидуалисты со своим мнением, и эффективное управление командой возможно только при поддержке инициативы каждого и формирования генеральной задачи (bid idea) с учётом каждого участника. Действовать нужно, направляя идеологически и являясь «центром сборки».

Текст: Ольга Дементьева, руководитель агентства HR4PR