Конспект урока по истории на тему " Могущество католической церкви в XI-XIII вв." (6 класс). Католическая церковь в XII—XIII веках Могущество католической церкви в 11 13 веках

26.04.2024 Дом внутри

Урок истории в 6 классе

с применением технологии критического мышления,

ИКТ и исследовательской технологии

по теме: «Могущество католической церкви в XI-XIII вв.»

Цели урока: формировать у учащихся представление об источниках могущества католической церкви в Европе.

Задачи урока:

    Познакомить учащихся с основными источниками богатства католической церкви, особенностями взаимоотношений между светской и папской властью.

    Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством применения технологии критического мышления, ИКТ и исследовательской технологии.

    Воспитать толерантное отношение к людям другого вероисповедания.

Оборудование урока: экран, компьютер, проектор, раздаточный материал для работы с документами (см. Приложение 1,2).

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Ход урока.

I.

1мин.

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными источниками могущества католической церкви в средние века.

Сообщение учащимся темы урока, его целей

Слайд 1

Слайд 2

II .

4 мин.

Актуализация имеющихся знаний у учащихся.

Беседа по вопросам.

При изучении темы «Рождение средневековой Европы» мы выяснили, что многие европейские народы в первом тысячелетии приняли христианство. Давайте, ребята вспомним:

Кого называют христианами? (Людей, исповедующих христианскую религию).

Когда возникло христианство? (Две тысячи лет назад).

Как называется священная книга христиан? (Библия).

Что такое церковь? (Это организация, ведающая религиозной жизнью или объединение последователей той или иной религии).

Кто возглавлял христианскую церковь в Западной Европе? (папа римский).

Кто входил в состав духовенства? (монахи и священники).

Слайд 3

III .

3 мин.

4 мин.

2 мин.

4 мин.

4 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

1 мин.

5 мин.

Изучение нового материала.

Учитель: средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них.

Что такое сословие ? (большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству)

Сколько сословий существовало в средневековье? (Три.)

Работа с текстом учебника §16 (п.1)

Ребята самостоятельно составляют кластер на тему «Сословия средневекового общества». После выполнения задания школьниками, готовый кластер появляется на слайде.

Учитель: как вы думаете, какое положение в обществе занимало духовенство? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо изучить документ 1 (Приложение 1).

Итак, церковь не платила налоги, она была крупным землевладельцем. Но кроме этого церковь имела и другие источники богатства.

1) Церковная десятина

Работа с документом 2. (Приложение 1).

2) Плата за обряды - крещения, венчания, отпевания.

3) Продажа индульгенций

Индульгенция – папская грамота об отпущении грехов.

Работа с документом 3. (Приложение 2).

Учитель: можно ли заслужить прощение у Бога за деньги?

Интересен факт составления при папском дворе перечня стоимости различных грехов: одна плата была установлена за убийство отца, другая – за убийство жены, третья – за нарушение клятвы и т.д.

4) Продажа церковных должностей. Папа римский

по высокой цене продавал церковные должности. Это приносило церкви и папе огромные доходы. Те, кто покупал должность в долг, погашали его за счет церковного имущества – продавали драгоценности и украшения храмов, даже черепицу с крыш церковных зданий.

5) Плата за прикосновение к святым реликвиям.

Верующие были убеждены, что от прикосновения к святыням излечиваются болезни и увечья. Но нередко оказывалось, что «тела» одних и тех же святых мучеников хранились одновременно в разных местах: у св. Андрея оказалось не менее 5 тел, 6 голов, 17 рук и ног; у св. Себастьяна – 4 тела, 5 голов и 13 рук; у св. Георгия – не менее 30 тел.

Рассказ учителя.

К началу XI века большинство стран Европы были христианскими. Часть из них подчинялась папе римскому, который жил в Риме, часть - византийскому патриарху, чьей резиденцией был Константинополь. (Фломастером на карте подчеркивается местонахождение папы и патриарха). От Византии христианство приняли многие народы Восточной Европы и Балканского полуострова.

До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - константинопольский патриарх, подчинявшийся императору. Папа римский хотел подчинить церковь в этих странах своей власти. Византийская же церковь противилась вмешательству папы в ее дела. Из-за господства над христианской церковью между папой римским и константинопольским патриархом шла острая борьба.

Учитель: в 1054 году, во время очередного конфликта, папа и патриарх предали друг друга проклятию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической (что значит «всемирной»), а восточная - православной (то есть «правильно славящей Бога»). После разделения обе церкви стали полностью самостоятельными.

Физминутка. Упражнения для плечевого пояса, для снятия общего утомления.

С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок продолжался около двух столетий. Этому способствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на верующих, упал ее авторитет.
В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал полной подчинённости всех светских государей папе римскому.
Между Григорием VII и германским королем
Генрихом IV , ставшим императором Священной Римской империи, разгорелась ожесточенная борьба из-за того, кому должно принадлежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV.

Король был вынужден искать примирения с папой. В 1077 году с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника - в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Италию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе, осажденному в замке святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.

Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону. В Западной Европе, раздробленной на множество феодальных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией.
Наивысшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III (1198-1216), избранном папой в 37 лет. Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами». На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе.

Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова. Иннокентий III был властным, жестоким, честолюбивым человеком.

Слайд 4

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд10

Слайд11

Слайд12

Слайд13

Слайд 14

IV .

6 мин.

Закрепление изученного материала

Работа в тестовых тетрадях. Тест 18, задания 3-6.

Учитель: какие выводы мы можем сделать о роли церкви в жизни средневекового общества?

Слайд 15

Слайд 16

V .

2 мин.

Домашнее задание: §16 (п.1-4).

Выставление оценок.

Слайды 17,18

Приложение 1.

Приложение 2.

3. Текст типичной индульгенции, продаваемой всем желающим на церковной площади

« Да сжалится над тобой (имя рек) Господь наш Иисус Христос по своему святейшему и благочестивому милосердию; да освободит тебя; и властью его и и блаженных Петра и Павла, апостолов его, и апостольской властью, мне данной и на тебя распространенной, отрешаю тебя от все грехов уничтоженных, исповеданных и забытых; также от всех падений, преступлений, проступков и сколько-нибудь тяжелых провинностей… а также от каких бы то ни было отлучений, суспенсаций*,интердикта* и других церковных приговоров, осуждений и наказаний, наложенных судебной и людской властью, если ты им подвергся; даем тебе полнейшее прощение и отпущение всех твоих грехов, насколько простираются в этой области полномочия святой матери церкви. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

*Суспенсация – временное отстранение от должности; *интердикт – временный запрет, без отлучения от церкви, совершать на территории, подвергшейся наказанию, богослужение и религиозные обряды.

Можно ли заслужить прощение у Бога за деньги?

2. Богатство церкви 1. Духовенство и его цели 3. Разделение церквей 5. Еретики 4. Папская власть при Григории VII и Иннокентии III 6. Инквизиция и нищенствующие ордена

Религиозные мыслители делили общество на 3 сословия. Первое и самое главное сословие – духовенство. Христианская мораль требовала выполнения законов Библии. Считалось, что грешник может спастись раскаянием и исповедью. Образцовый христианин – нищий, отказавшийся от имущества. Часть своих доходов церковь должна была отдавать нуждающимся. Сословия – большие группы людей с одними правами и обязанностями, передающимися по наследству. Сословия средневекового общества Средневековый монах

Но при этом церковь обладала огромными богатствами и была крупнейшим землевладельцем. Со всего населения Западной Европы церковь брала десятину – налог, составляющий 1/10 дохода. Церковь получала огромные доходы от торговли индульгенциями. Осуждая ростовщичество, церковь сама занималась этим. Индульгенция – это особая грамота, выдающаяся церковью за деньги, о прощении грехов. Распределение земель в Средневековье Индульгенция

До середины XI века церковь считалась единой, но в Византии её главой был константинопольский патриарх, а в Западной Европе – папа римский. Из-за господства над церковью между папой и патриархом шла острая борьба. Между церквями на Западе и Востоке существовали различия. В 1054 г. Произошло окончательное разделение церкви на католическую (на западе) и православную (на востоке). Отличия между католической и православной церквями Главы церквей на западе и востоке Константинопольский патриарх

С середины IX века власть папы крайне ослабела. В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран фанатик Григорий VII . Между императором Генрихом IV и Григорием VII развязалась борьба, которая с переменным успехом длилась долгое время. В Западной Европе единственной сплоченной организацией была церковь, что позволяло папам вести борьбу за господство с феодалами. Наибольшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III . События борьбы Феодальная лестница при Иннокентии III в некоторых странах Иннокентий III Григорий VII

На церковных соборах были постепенно выработаны догматы – непреложные истины христианской веры. Между Библией и догматами существовали значительные расхождения, что возмущало верующих. Среди людей время от времени стали появляться еретики, критиковавшие церковь. Церковь боролась с еретиками, отлучала их от церкви, организовывала военные походы против еретиков. Еретики – противники господствующего вероучения церкви. Требования еретиков к церкви Казнь еретиков

Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке церковный суд – инквизицию. В борьбе инквизиция использовала слежку и доносы. Обвиняемых подвергали пыткам, а часто сжигали на костре. Видя, что народ почитает живущих в бедности, папы образовали в начале XIII века нищенствующие ордена монахов-проповедников. Главные ордена – это орден францисканцев Франциска Ассизского и доминиканцев Доминика Гусмана. Действия инквизиции Характеристика орденов Доминик Гусман и Франциск Ассизский

В XI-XIII веках христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без ее участия или воздействия не совершалось ни одно крупное событие.

Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Все три сословия необходимы другу Те, кто молится Те, кто воюет Те, кто трудится Сословия – большие группы людей с одними правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Первое сословие: К первому сословию относилось духовенство, ведь церковь являлась посредником между человеком и Богом. Христианская мораль требовала выполнять нравственные правила, перечисленные в Библии. Существовало правило: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Первое сословие: «Презирай богатства земные, - говорил один церковный деятель, - чтобы ты мог обрести богатства небесные» .

Богатства церкви q Но при этом церковь обладала огромными богатствами и была крупнейшим землевладельцем. Распределение земель в Средневековой Европе Церковь Остальные земли

Богатства церкви Священные реликвии: волосы Христа, обломки креста, гвозди и т. п. Мощи – останки тел святых мучеников

Богатства церкви То, что однажды было дано Церкви, навсегда принадлежит Христу и никоим образом не может быть отчуждено из владения Церкви… То, что дается Церкви, как всем известно, дарится ей для того, чтобы… служащие Богу имели средства к существованию и, будучи постоянно заняты созерцанием Божественного и непрестанным его восхвалением, могли бы всегда, вне тревоги мира сего преданнейше служить Господу» . ИЗ КНИГИ «О ЧЕСТИ ЦЕРКВИ» МОНАХА ПЛАЦИДИЯ НОНАНТОЛАНСКОГО (ХI в.)

Папы римские присвоили себе право прощать преступления и грехи верующих за деньги Индульгенция – это особая грамота, выдающаяся церковью за деньги, о прощении грехов.

1054 г. - Раскол христианской церкви СХИЗМА Западная (католическая) Причины раскола: борьба римского папы и патриарха за господство над христианской церковью Восточная (православная) ВСЕМИРНАЯ Римский папа Лев IX Константинопольский патриарх Михаил

Найдите отличия между церквями Католическая церковь Православная церковь -Глава – Папа Римский -Богослужение велось на латинском языке -Запрещено вступать в брак всему духовенству -Священники брили бороды, выстригали волосы на темени -Глава - Патриарх -Богослужение велось на греческом языке -Запрещено вступать в брак только монахам -Не брили бороды, не выстригали волосы на темени

С середины 9 века власть пап ослабела, церковь теряла влияние на верующих, падал ее авторитет. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились Григорий VII Иннокентий III ставленники германских императоров. Усиливается борьба за укрепление папской власти, которая достигла своего апогея при римских папах Григории VII и Иннокентии III.

Путь в Каноссу Папа Римский Григорий VII (1073 -1085) решил, что глава церкви имеет право судить и смещать не только епископов, но и светских королей, как своих вассалов. Возмущенный император Священной Римской империи Генрих IV(1056 -1106) объявил Папе: «Ты дерзнул восстать против самой королевской власти, дарованной нам от Бога. . . Поэтому покинь апостольский престол… Сойди с него, сойди!» Генрих IV

Путь в Каноссу В ответ Папа Григорий VII заявил: « Я запрещаю королю Генриху, который с неслыханным высокомерием напал на церковь твою, править Германией и всей Италией и запрещаю каждому, кто бы то ни был, служить ему как королю. Я… отлучаю его от церкви, чтобы народы знали. . . врата ада не имеют над церковью силы» . Генрих IV

Путь в Каноссу Недовольные Генрихом немецкие князья пообещали низвергнуть императора, если он в течение года не получит прощения у Римского Папы. В январе 1077 г. с горсткой приближенных он перешел через Альпы. Униженный император и торжествующий Папа встретились в небольшом замке Каносса в Северной Италии. Григорий VII смилостивился, пригласил его к себё и освободил от проклятия. Генрих IV у ворот Каносского замка

Путь в Каноссу «И вот король явился, как было приказано, и поскольку замок был обнесен тройной стеной, то его приняли внутри второго кольца стен, тогда как вся его свита осталась снаружи. Там, сняв королевские одеяния, без знаков королевского достоинства, Без всякого великолепия, стоял он, не сходя с места, с босыми ногами, не принимая пищи с утра до вечера, в ожидании приговора римского папы. Так было и на второй, и на третий день» Ламберт Герсфельдский о встрече Генриха IV Генрих IV и Григорий VII и Григория VII в замке Каносса в Каноссе в 1077

Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет Реформы Григория VII: запретил браки для священнослужителей; запретил покупать церковный должности; ввел новый порядок выбора пап Римский папа Григорий VII

«Диктат папы» – программа верховенства духовной власти над светской, разработанная Григорием VII 1. Римская церковь создана единым Богом. 2. Только Римский епископ по праву зовется вселенским. 3. Только он один может низлагать епископов и восстановлять их… 8. Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства. 9. Одному папе все князья лобызают ноги. 10. Только его имя поминается в церквах. 11. Он один в мире именуется папой. 12. Он может низлагать императоров… 18. Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно. 19. Никто ему не судья… 27. Он может освобождать подданных от присяги плохим владыкам

Наместник Бога на Земле Наивысшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III (1198 -1216), избранном папой в 37 лет. Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами» . На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе. Иннокентий III.

Наместник Бога на Земле Иннокентий III вмешивался в политику европейских государств, в годы его правления некоторые страны признали вассальную зависимость от папы: (Англия, Арагон, Португалия). Иннокентий III был властным, честолюбивым, жестоким человеком - каким и должен был быть глава католической церкви времен ее наивысшего могущества и расцвета. Папа и кардиналы

Еретики – (от греч. «противник»)люди, критикующие церковь, выступающие против её учения Осуждали дорогие церковные обряды, пышные богослужения; Требовали отмены церковной десятины, отказа духовенства от земельных владений и богатств.

Как церковь боролась с еретиками Церковь начала борьбу против ересей « Мы отлучаем и предаем анафеме всякую ересь, выступающую против святой веры, ортодоксальной и католической. . . Мы осуждаем всех еретиков, к какой бы секте они ни принадлежали; разные по обличью, они все связаны между собой, ибо тщеславие всех их объединяет. Все осужденные еретики должны быть преданы светским властям или их представителям для понесения достойного наказания. » Из постановления IV Латеранского собора о Латеранский собор борьбе с ересями (1215 г)

Как церковь боролась с еретиками Отлучение от церкви Интердикт – отлучение от церкви отдельных областей или стран

Как церковь боролась с еретиками Военные походы против еретиков (альбигойские войны) В начале XIII века Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и церковь во главе с папой) - порождение сатаны, человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром. Против еретиков были совершены военные походы.

Как церковь боролась с еретиками Расправа над еретиками. Миниатюра XIII в. В течении 20 лет были убиты несколько десятков тысяч человек. Когда папского посла спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков» , он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих!»

Как церковь боролась с еретиками Инквизиция – церковный суд, трибунал католической церкви, который осуществлял судебные, сыскные, карательные функции

Как церковь боролась с еретиками Еретиков подвергали жестоким пыткам, вынуждая признаться в том, что они служат Дьяволу. Аутодафе в Испании Инквизиторы говорили: «Не беда, если мы сожжём сотню невинных, лишь бы среди них был один виновный» Пытки инквизиции

У обвиняемых было два пути: Признание своей вины -Примирение с церковью, отпущение грехов -Пожизненное заключение или безболезненное убийство Отрицание своей вины - Сожжение на костре «без пролития крови»

Создание нищенствующих орденов Орден францисканцев Основатель: Франциск Ассизский Проповедовали: любовь ко всему живому предлагали отказ от собственности; покаяние в грехах; призывали жить в добродетельной нищете за счет милостыни. Орден доминиканцев Главная цель: Борьба с еретиками. Доминиканцы были судьями и служителями инквизиции. Функции: Розыск и преследование еретиков. Основатель: Доминик Гусман Когда Франциск видел множество цветов, он начинал проповедовать им и призывал к восхвалению Господа, как будто они обладали разумом. С самым искренним простодушием он приглашал любить и почитать Господа нивы и ви ноградники, камни и леса, красу полей, зелень садов и воды ручьев, землю и огонь, воздух и ветер. . . Даже к червям Франциск питал любовь. . . И он их собирал с дороги и относил в безопасное! место, чтобы путники не раздавили их.

История Средних веков 6 класс

(«Те, кто молятся» - духовенство)

Цель: формирование представлений об особенностях положения сословия молящихся

Образовательные задачи:

    продолжить работу над формированием понятия католической церкви как могущественной организации;

    определить причины процесса усиления церкви;

Развивающие:

    развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;

    развивать умение делать самостоятельные выводы;

    развивать общеучебные навыки и умения: работать по карте, с учебником;

    развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание

    развитие интереса к предмету;

Воспитательные:

    воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;

    способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Форма проведения урока: стандартный урок с элементами дискуссии

Методы обучения:

    проблемный;

    частично-поисковый;

    иллюстративный;

    словесный;

    элементы дифференцированного обучения.

Термины и понятия: сословия, индульгенция

Оборудование: SmartNotebook, карта «Раздел Римской империи»

План.

    Сословия средневекового общества. Беседа по вопросам.

    Источники богатства церкви.

    Раскол христианской церкви.

    Организация католической церкви.

    Д.з.: §13 (учебник + р.т.); NBна способы борьбы церкви с еретиками; сообщение об Инквизиции, Римский папа ГригорийVII.

Мы призваны господствовать над всеми народами и царствами в мире.

Римский папа Иннокентий III

Приветствие детей.

1.Сословия средневекового общества. Беседа по вопросам.

Вступительная беседа: скажите, какой период истории Средних веков мы изучаем? Какие изменения происходят в Европе вXI-XIIIвв.?(Изменения в хозяйстве: развитие торговли и ремесла, возрождение старых и появление новых городов, изменение структуры общества). В этот период христианская церковь достигает своего могущества. Сегодня мы поговорим о «тех, кто молятся», о духовенстве – священниках и монахах. Что нам нужно о них узнать? (Этап целеполагания - положение и роль в обществе в сравнении с другими сословиями, с жизнью которых мы уже познакомились)

ЭПИГРАФ (слайд 1 )

В чём актуальность, важность темы урока? Обратить внимание учащихся, что христианство в наше время является 1-й из 3-х мировых религий наряду с буддизмом и исламом (более 2 млрд. чел.).

Вспомнить, что такое сословие? Сколько сословий существовало в средневековой Европе? (слайд 2 ) Роль каждого из этих сословий считалась важной, значительной? Почему?(Ответы учащихся)

Жизнь средневекового человека была тесно связана с церковью и религией. Для населения главным ориентиром суток тогда был звон церковных колоколов, 3 раза в день колокола отмечали час молитвы. Часы – солнечные, песочные, водяные, а с конца 13 века и механические – были большой редкостью, предметом роскоши. Колокола придавали жизни каждого города и села размеренность, возвещали время бодрствовать и время спать, время молитвам и житейской суете, время трудиться и время отдыхать.

Главной целью человеческой жизни, согласно христианскому вероучению, являлось спасение души. И церковь помогала людям в этом. Каждый верующий должен был думать не о том, как разбогатеть или приобрести власть над другими людьми, а о том, как оказаться после смерти в раю. Чтобы избежать адских мук, необходимо посещать храм, участвовать в церковной службе, подавать милостыню бедным (их считали заступниками перед Богом), творить другие добрые дела. Грешникам уготован Ад, а праведники попадут в Царствие Небесное и будут испытывать вечно райское блаженство (слайд 3 ).

Вывод: церковь – влиятельная организация, играла важную роль в жизни людей. Чем объяснить большую роль и авторитет церкви и духовенства в обществе?(Религиозность людей и низкий уровень научных знаний!)

В XI-XIII веках христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без ее участия или воздействия не совершалось ни одно крупное событие.

§ 15. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1. Первое сословие. Средневековые религи-озные мыслители утверждали, что мир, создан-ный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия1, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Все три сословия необходимы друг другу. Первое сословие - «те, кто молится» (монахи и свя-щенники) - заступаются за людей перед Богом. Второе- «те, кто воюет» (светские феода-лы) - защищают христиан от врагов. Третье - «те, кто трудится» --кто не входит в первые два сословия, и прежде всего крестьяне, но так-же и горожане, которые добывают для всех все, что необходимо для жизни. Наличие разных по правам и престижу сословий - важная особен-ность средневекового общества. Духовенство относили к первому, самому главному сословию. Ведь церковь считалась по-средником между людьми и Богом и учила, как человеку достичь после смерти вечного блажен-ства. Христианская мораль требовала выпол-нять нравственные правила, перечисленные в Библии, в том числе - относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Пропо-ведь церкви смягчала жестокие нравы и улуч-шала поведение людей. Церковь учила никогда не терять надежды. Считалось, что грешник и даже преступник могут спасти свою душу рас-каянием и исповедью, то есть искренним расска-зом о своих грехах священнику, который будет молить Бога простить раскаявшегося грешника. Образцом, на кого следует равняться, счи-тался святой человек, который отрекся от зем-ных забот и соблазнов. Святого представляли бедным, даже нищим, отказавшимся от имущества - ведь имущество отвлекает от забот о спа-сении души, оно связано с жадностью и враж-дой. «Презирай богатства земные, - говорил один церковный деятель, - чтобы ты мог обре-сти богатства небесные». Церковь призывала добрыми делами спасти свою душу и заслужить место в раю. Короли знать, купцы и даже небогатые люди старались помогать нищим, убогим, калекам, арестантам, раздавали им мелкие деньги, подкармливали. Погоню за богатством официальная христиан-ская мораль не одобряла, ведь в Евангелии было сказано: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай». Часть своих доходов церковь была обязана тра-тить на помощь нищим, бедным и больным: раз-давала продукты во время голода содержала больницы для бедняков, приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных. 2. Богатство церкви. Но при этом церковь была крупнейшим землевладельцем и облада-ла огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи за-висимых крестьян. Со всего населения Западной Европы цер-ковь взимала десятину - особый налог на содержание духовенства и храмов. Верующие платили священникам также за венчание и за другие церковные обряды. Многие завещали и дарили церкви землю, деньги и другое иму-щество- «на помин души». В храмах выставляли священные реликвии («остатки»): волосы Христа, обломки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми его прибивали к кресту, а также мощи - остан-ки тел святых мучеников. Верующие были убеждены, что от прикосновения к святыням излечиваются больные и увечные. Папы римские присвоили себе право про-щать преступления и грехи верующих за день-ги. Монахи продавали грамоты о прощении грехов - индульгенции (в переводе с латинско-го значит «милость»), обещавшие спасение от адских мук. Торговля индульгенциями прино-сила папам огромные доходы и вызывала него-дование истинно верующих граждан. Вслед за Библией осуждая ростовщичество, церковь, однако, сама занималась этим прибыльным делом, давая в долг зерно и другие продукты под залог земли и имущества, кото-рые затем присваивала. Церковь проповедова-ла христианскую любовь и бедность, но сама увеличивала свои богатства, притом не всегда честными способами. 3. Разделение церквей. До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа рим-ский, а в Византии - константинопольский патриарх, подчинявшийся императору. Вы знаете, что от Византии христианскую веру приняли некоторые народы Восточной Ев-ропы и Балканского полуострова. Но папа рим-ский хотел подчинить церковь в этих странах своей власти. Византийская же церковь проти-вилась вмешательству папы в ее дела. Из-за господства над христианской церковью между папой римским и константинопольским патри-архом шла острая борьба. Между церквами на Западе и Востоке суще-ствовали также различия в обрядах и учении. В раздробленной Западной Европе церковь со-хранила единый язык богослужения - латин-ский. Восточная же церковь вела богослужение на греческом, но допускала церковную службу на местных языках. На Западе было запреще-но вступать в брак всем духовным лицам, на^ Востоке же - только монахам, а священники были женатыми. Даже внешне восточные свя-щенники отличались от западных: не брили бо-роды, не выстригали волосы на темени. В 1054 году, во время очередного конфлик-та, папа и.патриарх предали друг друга прокля-тию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточ-ную. С тех пор западная церковь стала называться католической (что значит «всемир-ной»), а восточная - православной (то есть «правильно славящей Бога»). После разделе-ния обе церкви стали полностью самостоятель-ными. 4. Путь в Каноссу. С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок про-должался около двух столетий. Этому способ-ствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образова-ния Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на веру-ющих, упал ее авторитет. В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал подчи- полной нетерпимо-нить всех светских государей папе римскому. Между Григорием VII и германским коро-лем Генрихом IV, ставшим императором Свя-щенной Римской империи, разгорелась ожесто-ченная борьба из-за того, кому должно принад-лежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лиша-ется власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милос-тью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Гри-горий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV. Король был вынужден искать примирения с папой. В 1077 году с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника - в руба-хе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Ита-лию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками гер-манского короля. На помощь папе, осажденно-му в замке святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграби-ли город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер. Борьба пап с императорами с перемен-ным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Герма-нии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону. 5. Наместник Бога на Земле. В Западной Европе, раздробленной на множество феодаль-ных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими государями. Главной опорой пап были епископы и монастыри. Наивысшего могущества власть папы дос-тигла при Иннокентии III (1198-1216), из-бранном папой в 37 лет. Он был наделен твер-дой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник са-мого Бога на Земле, призванный «господство-вать над всеми народами и царствами». На тор-жественных приемах все должны были прекло-нять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе. Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европей-ских стран. Одно время папа возводил на пре-стол и смещал императоров. Его считали выс-шим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуост-рова. 6. Против чего выступали еретики. В тече-ние раннего Средневековья на съездах высше-го духовенства - церковных соборах были по-степенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры: учение о Троице (Бог един, но существу-ет в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), о непорочном зачатии Христа (от Духа Божьего), о роли церкви как единственного посредника между Богом и людьми. Немало по-ложений вошло в христианство из народных, языческих верований, например празднование Масленицы или дня Ивана Купалы, поминаль-ное застолье (тризна у славян). Под влиянием простых людей, боящихся сурового Божьего суда, наряду со светлым раем и страшным адом в церковное учение ввели чистилище как ме-сто, где душа человека еще может очиститься и избежать ада. Не все верующие христиане понимали дог-маты. А те, кто мог читать Библию, не всегда принимали некоторые церковные догматы, так как видели расхождение между ними и текста-ми Священного Писания. Многим людям были не по душе действия церкви, ее стяжательство, испорченность духовенства. Среди горожан, рыцарей, простых священ-ников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками1. Еретики утверждали, что церковь испорче-на. Папу они называли наместником дьявола, а не Бога. Еретики отвергали дорогие церков-ные обряды, пышные богослужения. Они тре-бовали, чтобы духовенство отказалось от деся-тины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для них было Евангелие. В своих проповедях еретики осуж-дали священников и монахов за забвение «апо-стольской бедности». Они сами показывали пример праведной жизни: раздавали свое иму-щество бедным, питались подаянием. Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство спра-ведливости», или «Царство Божие на земле». 7. Как церковь боролась с еретиками. Слу-жители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлученный от церкви был вне за-кона: верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют. Наказывая за непослушание, папа мог нало-жить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы остава-лись некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обрече-ны на адские муки, чего боялись все верующие христиане. В области, где было много еретиков, цер-ковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-алъбигойцев в богатые области Южной Фран-ции; их центром был город Альби. Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и цер-ковь во главе с папой) - порождение сатаны, а человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром. В походе охотно приняли участие северо-французские рыцари, рассчитывавшие на бога-тую добычу. За 20 лет войны многие цвету-щие города Южной Франции были разграбле-ны и разрушены, а их население перебито. В одном из городов, по словам хрониста, воины истребили до 20 тысяч человек. Когда папско-го посла спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков», он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих!» 8. Инквизиция. Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке специальный церковный суд - инквизицию (в переводе с латинского значит «расследова-ние»). В этой борьбе инквизиция использовала слежку и доносы. Обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергали жестоким пыткам, стара-ясь вырвать у них признание своей вины. Им жгли ноги на медленном огне, дробили кости в специальных тисках. Многие, не выдерживая мучений, оговаривали себя и других ни в чем не повинных людей. Признавшиеся в ереси получали разные наказания, вплоть до тюрем-ного заключения или смертной казни. Переда-вая осужденного на казнь властям, служители церкви просили проявить к нему милосердие - умертвить «без пролития крови». Это значило, что его должны были заживо сжечь на костре. 9. Нищенствующие ордены монахов. Видя, как народ почитает людей, живущих в бедно-сти, папы римские образовали в начале XIII века ордены1 нищенствующих монахов-пропо-ведников. Основатель одного из орденов италь-янец Франциск Ассизский (1181-1226), сын богатых родителей, ставший монахом, пропове-довал любовь людей не только друг к другу, но и ко всему живому: животным, деревьям, цве-там и даже солнечному свету. Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в гре-хах, жить за счет милостыни. И вот Иннокен-тий III учредил орден францисканцев, а самого Франциска церковь позже объявила святым. Сын испанского дворянина, монах-фанатик Доминик Гусман (1170-1221) основал орден доминиканцев. Доминиканцы называли себя «псами господними» (по-латыни - «домини канес»). Считая главной целью борьбу с ерети-ками, доминиканцы составляли большинство судей и служителей инквизиции. На их знаме-ни была изображена собака с факелом в пасти как символ розыска и преследования еретиков.

§ 16. Крестовые походы

1. «Так хочет Бог!» В 1095 году на обшир-ной равнине у французского города Клермона перед огромной толпой народа выступил с ре-чью папа римский Урбан II. Он призвал собрав-шихся «опоясаться мечом» и двинуться в Па-лестину. По представлению христиан, Палестина - Святая земля: здесь жил и был распят Иисус Христос, в Иерусалиме находится главная свя-тыня христиан - Гроб Господень. Люди вери-ли, что Палестина «благодатная земля, там реки текут молоком и медом» и что самим Иисусом она была завещана «своему народу» - христианам. Еще в VI веке эта страна была отобрана у Византии арабами, с середины XI века ею владели турки-сельджуки. Папа при-звал освободить Святую землю и Гроб Госпо-день от «неверных» и спасти «братьев христи-ан, томящихся под игом язычников». Участ-никам похода папа обещал полное прощение грехов. Хронист сообщает, что речь папы неодно-кратно прерывалась возгласами слушателей: «Так хочет Бог!» Многие тут же нашивали себе на одежды кресты из красной материи. Поэтому участников походов на Восток стали назы-вать крестоносцами, а сами по-ходы - крестовыми. Крестоносцы, люди разных сословий, были уверены, что идут сражаться за святое дело и что их ждет награда на небесах. Но были и чисто «земные» при-чины, побудившие массы людей двинуться на Восток. В конце XI века Европа пережила «семь тощих лет» - целую полосу неурожаев, падежа во Франции скота, массовых эпидемий. Начали говорить о конце света. Отчаяние и голод привели в дви-жение массы людей. В походе на Восток бедня-ки увидели возможность избавиться от поме-щиков, вырваться из нищеты, получить землю и свободу. Феодалы были наслышаны от купцов и па-ломников о несметных сокровищах восточных стран. Они надеялись захватить там богатую добычу и создать новые владения. Главную силу Крестовых походов составили рыцари. В XI веке в Западной Европе появи-лось много безземельных рыцарей. В основном это были младшие сыновья феодалов, не полу-чавшие в наследство ничего, кроме коня и дос-пехов. Война и разбой были их главным занятием. Разбогатеть на грабеже и приобрести земли было для них желанной мечтой. 2. Крестовый поход бедноты. Раньше всех двинулись к Иерусалиму крестьяне. Весной 1096 года вверх по течению Рейна, а потом вниз по Дунаю потянулись нестройные толпы бедня-ков. Они соединились в 5-6 отрядов, насчиты-вавших 60-70 тысяч человек. Шли плохо во-оруженными и без припасов к неведомой Свя-той земле, занимаясь в дороге грабежом. Под-ходя к каждому городу, они спрашивали: «Не Иерусалим ли это?» Население Венгрии и Бол-гарии давало отпор пришельцам, истребляло и преследовало отставших. С большими потерями бедняки добрались до Константинополя. Многие из них вели себя там разнузданно: разрушали и поджигали дворцы в предместьях, дома горожан. Византийский император поспешил переправить отряды кре-стьян в Малую Азию. Турки-сельджуки в пер-вом же бою зарубили столько людей, что сло-женные в одну кучу тела погибших, по словам современника, «образовали нечто вроде высо-кой горы». Лишь немногим удалось спастись бегством. Не свободу, а гибель нашли крестья-не на Востоке. 3. Крестовый поход феода-лов. Осенью 1096 года из Фран-ции, Германии и Италии разны-ми путями двинулись на Восток отряды рыцарей под руковод-ством крупных феодалов. Они запаслись деньгами и были хо-рошо вооружены. Сойдясь в столице Византии, крестоносцы переправились в Малую Азию. Переход через гор-ные, безводные местности был очень трудным, но в решающем сражении рыцари все же разби-ли сельджуков. По пути крестоносцы захва-тывали города, грабили и убива-ли местных жителей. Не раз меж-ду предводителями отрядов воз-никали столкновения из-за до-бычи. После длительной, тяже-лой осады крестоносцы овладе-ли Антиохией. Здесь основал свое княжество один из вождей крестоносцев; другой вождь ут-вердился в богатом армянском городе Эдёссе. После трехлетне-го похода лишь пятая часть кре-стоносцев подошла к Иерусали-му. Многие погибли в пути или остались в захваченных землях, немало вернулось на родину. В 1099 году крестоносцы ока-зались у стен Иерусалима. Осада затянулась на месяц. Взяв ук-репленный город после ожесто-ченного штурма, рыцари учини-ли страшную резню мусульман. Участник похода писал о взятии Иерусалима: «Не пощадили ни женщин, ни малюток. Крестоносцы разбрелись по домам го-рожан, захватывая все, что в них находили». Грабежи и убийства прерывались лишь молит-вами, после которых кровопролитие возобнов-лялось. На узкой полосе земли вдоль морского побе-режья Сирии и Палестины крестоносцы созда-ли свои государства. Главным из них считалось Иерусалимское королевство. Правители осталь-ных владений крестоносцев были вассалами иерусалимского короля. Местных жителей - мусульман и христи-ан - завоеватели насильно превращали в лич-но зависимых. Новые господа взимали с крес-тьян от одной трети до половины урожая зер-на, такую же часть сбора с фруктовых деревь-ев, олив и винограда. Кроме того, покоренное население должно было платить налоги королю и десятину католической церкви. 4. Духовно-рыцарские орде-ны. Для обороны и расширения владений крестоносцев вскоре после Первого Крестового похо-да в Палестине были созданы ду-ховно-рыцарские ордены: тамп-лиеров (храмовники), госпиталь-еров, & позднее возник и Тев-тонский орден, объединивший немецких рыцарей. Члены ор-денов были одновременно и мо-нахами, и рыцарями. Орден тамплиеров был осно-ван группой французских рыца-рей, его главная резиденция на-ходилась на месте разрушенно-го иудейского храма («тампль» по-французски означает «храм»). Госпитальеры, в основном итальянцы, заботи-лись о паломниках, прибывавших в Палести-ну: обеспечивали их пищей и ночлегом, лечи-ли больных. С этой целью они открывали на Ближнем Востоке, в Западной Европе и Визан-тии дома для странников - госпитали (от ла-тинского «хоспиталис» - гость). Ордены подчинялись только папе и не зави-сели от местных властей. Их возглавляли вели-кие магистры. Чтобы ничто не отвлекало рыца-рей от исполнения долга, им были запрещены брак и светские развлечения: соколиная охота, игра в кости, лишние разговоры и громкий смех. Ордены получили привилегии: освобожда-лись от уплаты десятины, подлежали только папскому суду. Со всех сторон к ним поступа-ли щедрые пожертвования. Ордены накопили огромные богатетва,владели обширными зем-лями на Востоке, а затем в Европе, участвова-ли в торговых и денежных сделках. Они были наиболее сплоченной силой рыцарей. 5. Борьба народов Востока против кресто-носцев. Владения крестоносцев были разброса-ны вдоль всего побережья. Приток свежих сил из Европы был невелик: для раздачи рыцарям феодов здесь не хватало земли. Местные жите-ли не раз восставали против рыцарей, которым было тревожно в чужой, враждебной стране. Точно огромные скалы среди пустыни, возвы-шались воздвигнутые ими на холмах крепости. Из них рыцари совершали набеги на мусуль-ман, здесь отсиживались во время восстаний. Государства крестоносцев враждовали меж-ду собой. С востока и юга их теснили мусульман-ские княжества. Мусульмане овладели Эдес-сой. В ответ на это папа призвал европейцев к новому походу на Восток. Второй Крестовый поход в середине XII века, который возглавили короли Франции и Германии, потерпел полную неудачу. 6. Третий Крестовый поход. В конце XII ве-ка мусульмане создали сильное государство, в которое вошли Египет, часть Месопотамии и Сирии. Во главе этого государ-ства стоял египетский правитель Садах ад-Дин («защитник ве-ры»), обладавший большими ор-ганизаторскими и военными спо-собностями. В европейских хро-никах его называли Сала дин. Салах ад-Дин окружил и раз-громил в сражении крупные силы крестоносцев. Лишь несколько сот воинов спаслись бегством. Множество знатных феодалов во главе с иерусалимским королем и великим магистром ордена тамп-лиеров попали в плен. В 1187 году после шести-дневной осады сдался Иерусалим. Салах ад-Дин обошелся мягко с жителя-ми-христианами. В течение 40 дней им разре-шалось, уплатив выкуп, покинуть город. Тамп-лиеры и госпитальеры выкупили не только себя, но и часть бедняков. Все же около 15 тысяч христиан было продано в рабство. Пытаясь вернуть Иерусалим, западные фе-одалы организовали Третий Крестовый поход (1189-1192). Первыми выступили немецкие рыцари. Их возглавил 60-летний император Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый) - воин-ственный государь, который провел в войнах в Европе большую часть жизни. Но в события вмешался случай: при переправе через горную речку в Малой Азии Барбаросса утонул; часть немецкого войска вернулась домой, другая же двинулась в Палестину. Английские и французские рыцари высту-пили в поход лишь через год после немцев. Они морем прибыли в Сицилию, а оттуда направи-лись в Сирию. По пути англичане захватили остров Кипр, с этого времени он стал опорной базой крестоносцев. Французский король Фи-липп II Август, рассорившись со своим англий-ским союзником, в самый разгар военных дей-ствий вернулся во Францию. Король Англии Ричард I Львиное Сердце, смелый рыцарь, «всех хотел превзойти сла-вой». После осады он штурмом взял порт Акру, который стал отныне столицей Иерусалимско-го королевства. Ричард Львиное Сердце про-явил себя не только храбрым, но и неумолимо жестоким: в Акре крестоносцы по его приказу перебили 2 тысячи мусульман. Трижды Ричард подходил к Иерусалиму, но отвоевать город так и не сумел. Получив из Англии плохие вести, Ричард поспешил домой, но там попал в плен к своим врагам и два года провел в заточении у германского императора. Его освободили только тог-да, когда он принес вассальную присягу импе-ратору и уплатил большой выкуп. 7. Четвертый Крестовый поход. В конце XII века за организацию нового похода на Во-сток взялся папа Иннокентий III. Сначала кре-стоносцы намеревались направиться морем через Египет. Они наняли корабли у «короле-вы морей» - Венеции, собравшись на одном из ее островов. Венецианский правитель (он назы-вался дож) Энрйко Дандоло был уже слепым стариком, но сохранил удивительную ясность ума и расчетливость. Он потребовал за перевоз-ку рыцарей огромную сумму - 85 тысяч марок (более 20 тонн) серебром. Но участники похода не смогли собрать такую сумму. Крестоносцев плохо снабжали продуктами, они томились от безделья. Венеция в то время вела ожесточенную борь-бу с Византийской империей за первенство в торговле с восточными странами. Венециан-ские купцы давно мечтали нанести византий-цам удар, от которого те не смогли бы оправить-ся. Они решили использовать для этого воен-ные силы крестоносцев. Правитель Венеции уговорил рыцарей вмешаться во внутренние дела Византии, где в это время шла острая борьба за императорский престол. В 1204 году «освободители Гроба Господня» штурмом овладели византийской столицей. Ворвавшись в христианский Константинополь, они стали грабить и разрушать дворцы и хра-мы, дома и склады. В огне пожаров погибли хранилища древних рукописей, были уничто-жены ценнейшие произведения искусства. Кре-стоносцы разграбили храм Святой Софии. При-шедшие с крестоносцами священнослужители вывезли в европейские церкви и монастыри множество реликвий. Как сообщил участник похода, добыча была так велика, что ее «не могли сосчитать». Погибло и огромное число христиан-горожан. Разграбив богатейший город Европы, рыца-ри не пошли на Иерусалим, а обосновались на территории Византии. Они создали государство со столицей в Константинополе - Латинскую империю. Более 50 лет местное население боро-лось против завоевателей. В 1261 году Латин-ская империя пала. Византия была восстанов-лена, но она уже никогда не достигла прежне-го могущества. 8. Крестовые походы детей. В конце XII ве-ка многие бродячие проповедники - и среди них Франциск Ассизский - стали говорить о том, что не сильные и гордые, а слабые и без-грешные смогут освободить Иерусалим. В горо-дах собирались толпы детей, чтобы идти в Свя-тую землю и освободить ее не силой оружия, а лишь с Божьей помощью. В 1212 году тысячи ребятишек из Рейнской области в Германии толпами устремились на юг, перешли через Альпы и добрались до Ге-нуи. Отсюда они разбрелись в разные стороны: одни двинулись на юг Италии, другие подались в Марсель, а третьи пытались вернуться домой. По дороге многие умерли от голода и жажды. В Генуе и Марселе купцы погрузили детей на корабли, чтобы доставить их в Палестину. Некоторые корабли, попав в бурю, затонули, а остальные пристали к берегам Северной Аф-рики. Здесь уцелевшие дети были проданы в рабство. Подобное движение бедняков развернулось и в Северной Франции, где 12-летний пастушок объявил себя Божьим посланцем. К нему тол-пами стекались бедняки, в том числе и дети. С пением церковных гимнов, держа в руках флаги, кресты и свечи, они направились к Па-рижу. Но король Филипп II Август, посчитав-ший эту затею бессмысленной, приказал им разойтись по домам. 9. Конец Крестовых походов на Восток и их последствия. Крестоносцы постепенно теряли свои владения в Сирии и Палестине. Папы и ко-роли организовывали новые походы, но желав-ших участвовать в них становилось все меньше. Войны с мусульманами были слишком тяжелы и опасны. С укреплением королевской власти для рыцарей появилось дело у себя дома - выгодная служба в наемном войске. Почти все следующие Крестовые походы были направлены не в Святую землю, а в Се-верную Африку - Египет или Тунис. Они чаще всего кончались неудачей и большими потеря-ми. Французский поэт писал: «Нам час при-шел - за ратью рать - Святую землю поки-дать». Вскоре после Восьмого, последнего Кре-стового похода на Восток западные рыцари потеряли все свои владения в мусульманских странах: в 1291 году пал их последний оплот на Востоке - крепость Акра. И народам восточных стран, и европейцам Крестовые походы стоили огромных жертв, но своей цели - завоевания стран Востока - они не достигли. И все же Крестовые походы не прошли бес-следно для Европы. Еще более оживилась тор-говля на Средиземном море. Первенство в этой торговле перешло к городам Северной Италии. После разгрома в 1204 году Византия уже не могла соперничать с Венецией и Генуей. Италь-янские купцы завладели целыми кварталами в портовых городах Сирии и Палестины. Их тор-говые поселения появились и на побережье Черного моря - в Крыму и на Кавказе. Живя в восточных странах европейцы по-знакомились с новыми земледельческими культурами. В Европе стали выращивать рис, гречиху, лимоны, абрикосы, арбузы, вошел в пищу тростниковый сахар. Ветряные мельницы, появившиеся в это время в Европе, тоже были заимствованы на Востоке. Европейцы на-учились изготавливать шелковые ткани и стек-лянные зеркала, лучше обрабатывать металлы. Произошли изменения и в быту: на Западе стали мыть руки перед едой, купаться в горячих банях. Крестовые походы с благословения или по прямому указанию пап римских совершались и в Европе практически до конца Средних веков. Так, в ходе северных Крестовых походов (XII- XIV века), в которых участвовали шведы и немцы большую часть территории финнов и карел присоединили к Швеции, жителей на-сильно окрестили. Походы против еретиков в Европе обычно также провозглашались кресто-выми, своей жестокостью они не уступали похо-дам на Восток.