Допустим ему понравилось схема предложения. Анализ сложного предложения

Цели:

  • формирование умений различать виды придаточных обстоятельственных по значению;
  • формирование умений ставить вопросы от главного предложения к придаточному, определять средства связи главного и придаточного предложений;
  • отработать умение работать в группе;
  • формировать умение планировать, осуществлять самоконтроль, классифицировать исследуемые явления, формулировать выводы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Класс делится на 4 группы. Работа проводится по группам.

2. Проверка домашнего задания

Учитель. Назовите сложноподчиненные предложения, которые вы выписали из домашнего упражнения, определите виды придаточных.

3. Синтаксическая пятиминутка. Схематический диктант

Учитель читает предложения, по 1 представителю от каждой группы по очереди составляют на доске схемы и определяют виды придаточных предложений.

  • Мы не заметили, как наступила зима.
  • В укромном уголке у пруда, который совсем зарос ряской, сидел худенький мальчик и ловил рыбу.
  • Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.
  • Володя гордился, что научился ездить верхом.

4. Слово учителя

– Какие виды придаточных предложений нам известны? Давайте внесем их в обобщающую таблицу. (Таблицы есть у каждого ученика, всю информацию в таблицу записывают учащиеся)

Мы с вами работали с придаточными определительными и изъяснительными. Но существует еще один вид придаточных предложений – придаточные обстоятельственные. Сейчас каждой группе предстоит провести исследование и сделать вывод, какие виды обстоятельственных придаточных существуют. Для этого вам предстоит вспомнить, какие виды обстоятельств существуют.

5. Работа в группах по карточкам

Группа 1 (Приложение 1 . Слайды №2-3)

Карточка 1

Группа 2 (Приложение 1 . Слайды №4-7)

Карточка 1





  • Густая трава росла только по берегам озера, потому что здесь было достаточно влаги.
  • Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить не нее внимания.
  • Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое.

Группа 3 (Приложение 1 . Слайды №8-11)

Карточка 1

Группа 4 (Приложение 1 . Слайды №12-15)

Карточка 1

1. Прочитайте предложения. Проанализируйте их строение, выполните задания и ответьте на вопросы.

1) Выделите главную и придаточную части.
2) Определите местоположение придаточного предложения по отношению к главному.
3) Поставьте вопрос от главного к придаточному.
4) Определите, чем присоединяется придаточное к главному.
5) Определите вид придаточного предложения

  1. Чтобы предохранить от влаги соль, нужно в солонку положить несколько крупинок риса.
  2. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.
  3. Я, чтобы не мешать человеку работать, сидел в стороне.

3. Среди предложений из карточки №2 подберите примеры СПП с такими же видами придаточных

Карточка 2 (получают все группы)

(После выполнения исследовательской работы представители каждой группы заполняют электронную версию обобщающей таблицы)

6. Выступление представителей рабочих групп

Рассказ о проведенном исследовании.
Во время выступления представителей рабочих групп все заполняют таблицы «Виды придаточных предложений»

7. Тренировочные упражнения

Учитель. Пользуясь составленной таблицей, определите вид придаточных предложений.

(Предложения проецируются на экран) (Приложение 1 . Слайды №17-22)

  • Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.
  • Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли.
  • С осени, когда пруды начинали покрываться пленкой, мы с нетерпением следили за их замерзанием.
  • Где нет любви к искусству, там нет и критики.
  • Как прекрасна жизнь еще и потому, что человек может путешествовать.

Учитель. Спишите 5 предложений из карточки №3, составить схемы, определить вид придаточных предложений. (Количество предложений может быть изменено в зависимости от оставшегося времени)

Карточка 3

  • Я заметил что у Петра отсутствует чувство страха.
  • Мы отправились туда где шумели золотые поля пшеницы.
  • Комната в которую вел длинный коридор оказалась запертой.
  • Летучие мыши более приспособлены к жизни в воздухе так как на земле они почти совсем беспомощны.
  • Для того чтобы бумага не желтела ее не нужно оставлять на солнце.
  • По всей равнине куда ни взглянешь играли лучи восходящего солнца.
  • Когда осторожно открыв дверь она выглянула в коридор тишина сразу успокоила ее.
  • Герасим торопился как будто мать старушка ждала его на родине.

Предложения проверяются коллективно.

8. Групповая работа по карточке 4.

Учитель. Закрепляя умение расставлять знаки препинания в СПП, вам предстоит выполнить задание на карточке. Постарайтесь не допустить ошибок, контролируйте действия других учеников в группе.

Расставить знаки препинания, выписать цифры, на месте которых вы поставили запятые.

  1. Пробуждаются клены от сна(1) чтоб(2) как бабочки (3) листья хлопали.
  2. Волны (1) обезумев (2) от ярости (3) били совсем рядом в берега с такой силой (4) что (5) они сотрясались.
  3. Доктор телеграфировал жене (1) что (2) будет проездом в Ленинграде (3) и просил (4) приехать на вокзал.
  4. Нужны (1) столетия (2) и кровь (3) и борьба (4) чтоб человека создать из раба.
  5. Я сказал (1) что пошутил (2) и (3) найдя свою постель (4) юркнул с головой под одеяло.

По окончании работы группы меняются карточками и проверяют правильность выполнения работ, использую проецируемые на доске предложения и правильные ответы.
(Приложение 1 . Слайды №23-27)

9. Обобщение

– Какая задача стояла перед нами сегодня?
– Посмотрите на таблицу и сделайте вывод, какие виды придаточных обстоятельственных существуют?
– В таблице еще остались незаполненные графы. Как вы думаете, почему?

– Не все виды придаточных обстоятельственных нами сегодня рассмотрены. Разговор о других видах придаточных обстоятельственных продолжим на следующих уроках.

10. Домашнее задание: рабочая тетрадь Шкляровой упр. 42, 49, 58, составить схемы к предложениям.

Схемы предложений в русском языке необходимы для объяснения постановки знаков препинания. Также они незаменимы при анализе данной синтаксической единицы, особенно если речь идет о сложном предложении. Прямая речь вызывает трудности почти у каждого школьника. Если на этапе изучения этой темы научиться составлять соответствующее графическое объяснение - совершенно не возникнет проблем в пунктуации. Разберем, что представляет собой схема предложения, пример простого рассмотрим, всех типов сложных, а также единиц с прямой речью. Это поможет наиболее глубоко вникнуть в тему.

Что включает в себя схема предложения

Для начала разберемся, что такое схема предложения и для чего она нужна. Многие считают этот элемент синтаксического разбора лишь прихотью преподавателя, не имеющим никакого смысла. Это не так. Правильно составленное графическое начертание поможет в дальнейшем анализе синтаксической единицы.

Что же должно быть указано при составлении схемы?

  1. Предикативная основа. Главные члены необходимо указывать для того, чтобы доказать, что перед нами действительно предложение (ведь по этому признаку его и отличают от словосочетания), правильно определенные подлежащее и сказуемое помогут отнести синтаксическую единицу к односоставным либо двусоставным.
  2. Если предложение сложное, то указываются союзы, соединяющие его части. Эти же объекты отмечаются, если они употреблены при однородных членах.
  3. Схемы предложений в русском языке могут содержать осложняющие элементы. В следующем разделе разберем, какие именно.

Также стоит сказать, что графическое отображение предложения принято заключать в скобки. В них заключается каждое простое предложение. В заключаются собственно простые предложения и они же в составе сложносочиненного и бессоюзного. Если речь идет о сложноподчиненной синтаксической конструкции, то главная ее часть заключается в квадратные скобки, а придаточная - в круглые.

Чем осложняется предложение

Как говорилось выше, схема простого предложения может включать осложняющие его элементы. Перечислим их, приведем примеры.

  1. Однородные члены. Они в схеме заключаются в круги. Кроме того, при однородных членах может быть обобщающее слово. Оно обозначается буквой "о", заключенной в круг.
  2. Обособленные определения (причастные обороты): "Растения, требующие тщательного ухода, необходимо раздать на каникулы ученикам". В данном предложении имеет место причастный оборот, стоящий после определяемого слова "растения". Соответственно, он должен быть отражен в схеме, также как и член предложения, к которому относится. [Х, |П.О.|, =]. Это могут быть не только причастные обороты, так же несогласованные определения, согласованные, одиночные и распространенные. А также приложения.
  3. (уточняющие члены предложения, деепричастные обороты, одиночные деепричастия): "Сделав работу по дому, Маша села читать любимую книгу". В данном предложении имеет место деепричастный оборот, который необходимо внести в схему. [|ДО|, - =]. Приведем пример и с уточняющим оборотом. "В деревенском доме, в прохладном погребе, хранились вкусные бабушкины соления". Уточняющее обстоятельство места выделяется запятыми и обозначается на схеме. [Х,|УО|, = -].
  4. Эти синтаксические элементы выделяются запятыми, их также необходимо вносить в схему. Приведем примеры. "Сергей, принеси мне глоток воды". Обращение "Сергей" отображаем так: [О, =]. Также и с вводными словами: "Они, конечно, не послушались родителей". Отражаем вводное слово "конечно" так: [-,ВВ.СЛ, =].

Простое предложение

Схема разбора предложения простого будет нагляднее на примере. Составим ее и дадим полную характеристику синтаксической единицы. "Мы, хромая, подошли к ветхому дому, прятавшемуся среди пышущей зелени".

Для начала необходимо определить грамматическую основу, от этого зависит как характеристика, так и схема предложения. Пример - простое с основой "мы подошли". Вносим основу в схему.

Далее необходимо посмотреть, осложнена ли синтаксическая единица. По наличию знаков препинания можно смело сказать - да. Здесь имеется обособленное одиночное деепричастие "хромая" и причастный оборот "прятавшемуся среди пышущей зелени". Эти элементы и отражаем в схеме.

[-,|Д|, = Х,|П.О.|]. Вот схема предложения, пример которого мы привели в начале раздела. Однако, следует оговориться, что академически она составлена верно, но некоторые преподаватели могут вносить свои требования. Например, независимо от однородности, вписывать все второстепенные члены предложения. Схема тогда разрастается и становится громоздкой. Хотя, порой это необходимо на начальном этапе изучения синтаксиса.

Сложносочиненное предложение

Теперь разберем, что представляют в графическом отображении сложные предложения. Единственная трудность в составлении их схем - определить границы простых частей. Кроме того, необходимо хорошо знать разницу между сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями, потому что схемы их кардинально различны. Для начала разберем первый тип. Определим отличительные черты всех схем:

Разберем, что представляет собой схема предложения. Пример такой: "Дождик уже заканчивался, и на небе, блестя неяркими лучами, выглядывало солнышко, дающее надежду на хороший день".

Для начала докажем, что перед нами сложносочиненное предложение. Первая часть имеет предикативную основу "дождик закончился"; вторая - "выглядывало солнышко". Между частями стоит соединительный союз "и", сочинительный. В данном случае он передает значение последовательности событий. Первая часть, хоть и распространенная, ничем не осложнена. Вторая осложнена деепричастным и причастным оборотами. Они обязательно будут внесены в схему. [- =], и […,|Д.О.|,= -,|П.О.|]. Сделаем пояснение: необходимо было в начале второй части поставить многоточие, так как деепричастный оборот расположен в середине (перед ним обстоятельство места "на небе").

Сложноподчиненное предложение

Имеет совершенно иную схему, ее отличия в следующем:

  1. Существует разделение на главную часть и придаточные, причем последние могут находиться в любом месте и даже разрывать главную.
  2. Союз входит в состав простого предложения (вносится в скобку).
  3. Связь между частями может быть различной, поэтому помимо горизонтальной схемы иногда составляется вертикальная.

Разберем конкретные примеры: "Через несколько минут исчезли все домики, которые еще недавно казались сказочными избушками, стоящими на зеленом лугу".

Главную часть от придаточной отличает два аспекта: во-первых, от нее задается вопрос к придаточным, во-вторых, она не содержит в составе союза. Соответственно, первое именно такое. Заключаем его в квадратные скобки. Второе же предложение - придаточное: в его составе союз (в данном случае союзное слово). Также именно к нему задаем вопрос от слова главной части: "избушки (какие?) которые недавно казались…". Придаточная часть осложнена причастным оборотом. Схема будет такой: [= -], (которые = Х,|П.О.|).

Другой пример: "Дача, где мы отдыхали летом, располагалась в живописном месте, окруженном богатым лесом".

В данном предложении сложность в том, что придаточное «разрывает» главное. В придаточной части есть осложнение - причастный оборот. Схема будет такой: [-, (где - =), = Х,|П.О.|].

Прямая речь в конце предложения

Что представляет собой схема предложения с прямой речью? Как известно, такая синтаксическая единица состоит из собственно чужой речи и слов автора. В зависимости от того, как расположены по отношению друг к другу эти части, и будет выглядеть схема. Скобки квадратные у каждой составляющей единицы - они равноправны.

В предложении: Он сказал: «Пойдем поговорим с глазу на глаз» сначала идут слова автора, а потом прямая речь. Схема будет выглядеть так: [А]: «[П.Р]», так как данная конструкция передает непосредственную речь человека, в конце предложения нередки вопросительные и восклицательные знаки, которые обязательно должны отражаться в схеме.

Примеры: Девушка, повернувшись, спросила: «Который час?». Обратим внимание, что слова автора в данном случае осложнены одиночным обособленным деепричастием. [-,|Д|,=]: «[П.Р.?]».

Юрий громко крикнул: «Спускайся вниз!». [А]: «[П.Р.]!».

Прямая речь в середине предложения

Схема предложения с прямой речью, стоящей в середине, будет такой:

Она встала и громко сказала: «Я не хочу участвовать в этом беспределе!» - после этого покинула гостиную.

[А: [«П.Р.!»] - а].

Обратим внимание, что после прямой речи слова автора необходимо писать с маленькой буквы.

Также, если вопросительного либо восклицательного знака не требуется, после прямой речи ставится запятая.

Пример: Маша прочитала: «Вытирайте ноги», - и вошла в прихожую. [А: «[П.Р.]», - а].

Прямая речь в начале предложения

Прямая речь может начинать предложение. В таком случае схема такая:

«Послушай тихую музыку», - сказал композитор и начал наигрывать неторопливую мелодию.

«[П.Р.]», - [а].

Если прямая речь представляет собой восклицательное или побудительное предложение - запятая не нужна:

«Можно войти?» - послышалось за дверью. «[П.Р.?]» - [а].

«Мы будем пытаться снова и снова!» - подбадривал меня тренер. «[П.Р.!]» - [а].

Теперь вы знакомы с основными типами предложений и их схемами.

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor


Убедитесь в том, что Вам понятно, о чем идёт речь в приведенном перечне умений. Если не все термины понятны, следуя по ссылкам, изучите теоретический материал.

А теперь разберём конкретное задание.

Текст для анализа.

…Личную карточку Юрия Зуркевича в архиве рудника я прочитал, как роман. (1) По внушительной пачке документов, подшитых к ней, уже можно догадаться, что работал Юрий Станиславович долго и не без приключений. (2) Содержание же этих бумаг - яркое свидетельство того, что человеку, имеющему свое мнение, желающему хорошо работать и получать за это хорошую зарплату, при советском режиме, а также в первые постперестроечные годы приходилось нелегко. (3) Судя по документам, как работник характеризовался Зуркевич практически всегда положительно, а проблем имел массу. (4) Но что чтение протоколов и справок по сравнению с живыми рассказами об этом человеке. (5) На шахте, где работал Зуркевич, когда начались первые забастовки и шахтёров отправили в Москву стучать касками, меня встретили радушно (6). Рассказать о Зуркевиче хотел чуть ли не каждый. (7) Он у них человек-легенда. (8) Собрались у директора, он даже отменил ради приезда столичного журналиста совещание. (9) Я догадывался, откуда он узнал о моём приезде, и это слегка волновало меня. (10) Я сел там, где обычно сидел директор. (11) Первым начал рассказ бригадир, который когда-то работал вместе с Юрием Станиславовичем. (12)

Вопросы

Среди предложений 2 - 11 найдите сложное предложение с однородным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 2 - 11 найдите сложное (ые) предложение (ия) с придаточным предложением места. Напишите номер (а) этого (этих) предложения (ий).

Как выполнять задание

1. Обращайте внимание на скобочки в формулировке задания. Важно понимать, одно предложение вы ищите или несколько.

2. Обязательно ставьте карандашом в тексте ограничители. А то разволнуетесь на экзамене и случайно захватите лишние предложения.

3. Вам нужны только сложные предложения. Подчеркните все основы и вычеркните простые предложения, чтоб не мешали.

4. Если вы ищете сложноподчинённое предложение, обведите подчинительные союзы и слова, похожие на них. Простые предложения вы уже вычеркнули. Теперь вычеркните сложные предложения, в которых нет придаточных. Нет подчинительного союза - нет и придаточного.

5. Если вы ищете предложение с последовательным, параллельным подчинением, значит, в этом предложении как минимум 2 придаточных. Тип подчинения не устанавливается в предложениях с одним придаточным. Вычеркните предложения с двумя основами.

6. Если осталось 2 и более предложений, нарисуйте их схемы и выберите нужное. Часто к этому этапу остаётся одно предложение, но лучше все равно нарисовать его схему, чтобы убедиться в правильности выбора.

7. Если нужно найти придаточное определённого вида, сначала подчеркните все придаточные предложения, какие есть в тексте.

8. Вид придаточного определяется по вопросу, идущему к нему. Представьте, что все подчеркнутые предложения - это ответы. Постарайтесь найти к ним вопросы. Дальше без знания видов придаточных не обойтись.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ. УПОТРЕБЛЕНИЕСОЮЗНОЙ (СОЧИНИТЕЛЬНОЙ И ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ) И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗИ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

(традиционный урок )

Тип урока : урок изучения нового материала.

Методы, используемые на уроке : объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа , анализ текста, анализ схемы), репродуктивные (аналитический пересказ прочитанного, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с учебником),проблемно-обобщающие (объяснение причин различия в фактах, объяснение с опорой на наглядность, доказательство путём сравнения подобий предложений), частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое), исследовательские методы (работа с книгой по поиску метода, самоанализ текста и примеров по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии РКМЧП (кластер (метод графической систематизации материала), инсерт (метод активного чтения), «РАФТ», таблица «ЗХУ».

Цели урока : помочь учащимся практически усвоить понятие “сложное предложение с различными видами связи”, показать необходимость формирования умения использовать различные синтаксические конструкции в зависимости от задач, условий общения.

Задачи урока :

обучающая – повторить материал о сложных предложениях, обеспечить усвоение знаний по теме «Сложное предложение с различными видами связи»;

развивающая – обеспечить развитие мышления, способности анализировать, обобщать изученное, умение правильного интонирования предложений, памяти, речи, умения проводить анализ языковых единиц, сформировать навыки работы с текстом;

воспитывающая – отработать навыки самостоятельной деятельности учащихся, сформировать умение работать в коллективе , патриотическое воспитание, развитие исторической памяти, воспитать потребность в здоровом образе жизни.

Формы работы : индивидуальная, парная, групповая работа, дифференцированный подход, разноуровневые задания, фронтальная работа, самостоятельная работа, тестирование, творческие упражнения, устные и письменные упражнения, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.

Оформление, оборудование : учебник «Русский язык. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [, ; науч. Ред. ]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 206 с., мультимедийный комплекс (проектор, компьютер, интерактивная доска), мультимедийная презентация «Сложные предложения с различными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях», раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы, «Рабочий лист обучающегося» (Приложение 1), «Опросный лист» (Приложение 2), кластер «Сложные предложения» (Приложение 3).

Ход урока :

I. Организационный момент.

Слайд 1.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”.

II. Актуализация знаний учащихся.

1. Орфографическая разминка.

Индивидуальная работа.

а) 3 человека у доски . Списать, произвести орфографический разбор слов .

Первый ученик . Н – НН: глиня…ый, серебря…ый, деревя…ый, листве…ица, берест…яной, кожа…ый.

Второй ученик . ПОЛ-: (пол)моря, (полу)овал, (пол)Волги, (пол)ладони, (пол)открытой банки, (пол)столицы.

Третий ученик. ПРЕ-, ПРИ-: пр…вышение скорости, пр…порошить снегом, пр…шелец, пр…озёрный, пр…клонить ветку, пр…ломление лучей.

б) 2 ученика работают на местах по карточкам.

Карточка №1

Татьяна Афанасьевна под…ла брату знак, что б…льная хоч…т уснуть, и все вышли п…тихоньку из св…тлицы.

, (что…), и . Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным изъяснительным.

Объясните значение слова “СВЕТЛИЦА”.

Светлица – в старину светлая парадная комната в доме.

Подберите СИНОНИМ.

Комната.

Карточка №2

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, начертите схему предложения.

С моря (в) ответ отры…сто грянул пушеч…ный выстрел, и, когда дым лёг на св…ркавшие искрами волны, всё опять стихло.

И, (когда…), . Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным времени.

Фронтальная работа (весь класс).

Слайд 2.

решё…ый вопрос

приказа…о отойти

в вяза…ой шапочке

говорила пута…о

(она) чем-то встревоже…а

некраше…ый пол

зва…ый ужин

выглядела испуга…о

Слайд 3.

Самопроверка.

В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

решённ ый вопрос (от глагола совершенного вида – НН, связь – согласование)

приказан о отойти (краткое причастие – Н, примыкание)

в вязан ой шапочке (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

говорила путан о (наречие образовано от путаНый – несовершенный вид - Н, примыкание)

(она) чем-то встревожен а (краткое причастие – Н, управление)

некрашен ый пол (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

зван ый ужин (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

выглядела испуганн о (наречие образовано от испугаННый, есть приставка – НН, примыкание)

2. Графический диктант (все). С последующей взаимопроверкой.

Слайд 4.

III. Актуализация знаний учащихся по сложному предложению.

1. Работа в парах . Задание: составить кластер по теме «Сложное предложение». Кластер чертится на «Рабочем листе учащегося» (задание 1 «Рабочего листа учащегося»).

Слайд 5 . Примерный образец.

2. Приём «РАФТ». Рассказать (с опорой на кластер) о сложных предложениях, о средствах связи между предикативными частями внутри сложного предложения, о различиях бессоюзных и союзных сложных предложений (задание 2 «Рабочего листа учащегося»).

«Р » - роль: учитель

«А

«Ф » - форма: лекция

«Т

3. Работа со схемами . Схема на доске.

Слайд 6.

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор .

1) а) ,и .

Б) , (чтобы.. .).

В) , (когда.. ..).

Г) , .

Слайд 7.

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

2) а) , (что

Б) , но .

В) , а .

Г) , и .

Слайд 8.

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

3) а) - .

Б) : .

В) , и .

Г) ; .

4. Тест.

Задание 3 «Рабочего листа обучающегося». Правильный ответ пометить крестиком.

I V . Изучение нового материала. (Вызов.)

Слайд 9.

1. Синтаксическая минутка . Предложение записано на доске. Найти ГО (грамматические основы), объяснить синтаксис предложения .

Значительный вклад в священное дело Победы внесла Сибирь: на ее необъятных просторах формировались воинские части и соединения, которые сыграли важную роль в решающих сражениях второй мировой войны.

2. Возникло затруднение с определением типа сложного предложения.

3. Обращение к учебнику (§ 37, с.141). Выделить главное . (Работа в группах постоянного состава).

Инсерт . (Метод активного чтения. Маркировка текста с использованием значков « V », «+», « - », «?» (по мере чтения ставятся на полях справа)). После прочтения текста необходимо заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста (задание 4 «Рабочего листа учащегося»).

Слайд 10.

« V »

(известное)

«+»

(новое)

« - »

(противоположное известному)

«?»

(непонятное)

4. Обобщить . Тему урока формулируют учащиеся .

Нашли вы ответ?

Как же называется такое предложение?

А почему оно так называется?

Так как можно определить тему нашего урока?

5. Слово учителя .

Так вот иногда людям, писателям просто не хватает рамок обычного сложного предложения, и тогда они используют сложные предложения с различными видами связи. В 10 классе на уроках литературы вы будете знакомиться с великими произведениями, и вот его язык, его стиль состоит из таких предложений, которые иногда занимают целые абзацы.

А какая же задача сегодня будет стоять перед нами?

(Осмысление.)

6. Составление алгоритма работы с предложениями с различными видами связи .

Запишем предложение .

Шумел сурово Брянский лес, Спускались темные туманы, И сосны слышали окрест, Как шли на битву партизаны.

- Докажите, что это сложное предложение с различными видами связи.

Слайд 11.

Алгоритм работы

1. Выделяем ГО.

2. Указываем границы предикативных частей.

3. Определяем вид связи простых предложений в составе сложного.

4. Строим схему.

- Запишите его себе в тетради.

V. Закрепление материала.

1. Работа в группах постоянного состава ; задание дифференцированное. Списать указанное предложение. Начертить схему . (Задание 5 «Рабочего листа учащегося»).

2. Защита своих схем у доски.

Слайд 12.

font-size:14.0pt;line-height:150%; font-family:" times new roman>3. Беседа.

Правильно ли мы решили поставленную перед нами задачу?

А есть ли еще гипотезы по построению схем к предложениям?

4. Слово учителя.

Слайд 13.

На схемах можно выделять части предложения прямоугольниками. Например, схема первого предложения будет выглядеть так:

font-size:14.0pt; line-height:150%;font-family:" times new roman>- Внесите дополнения в свои схемы.

5. Соотнесите предложения со соответствующими схемами (задание 6 «Рабочего листа учащегося»).

1) ,,.

2) , (где...).

3) , а .

4) ; , , а .

5) , (которых...) : .

Слайд 14.

Самопроверка по ключу . Выставление оценок.

- Укажите предложения с различными видами связи. Докажите, опираясь на алгоритм .

V I . Подготовка к ГИА. (Рефлексия.)

Слайды 15 – 24. Тестовые задания в формате ГИА (Задание В9).

V II . Творческая переработка текста.

Работа по вариантам . (задание 7 «Рабочего листа учащегося»).

1. [ - = ] : [ - = и = ], (если).

2. [ - = ].

3. [ - = ], (что…), а [ = ук. сл.], (кто…).

1. [ - = ].

2. [ - = ], (так как…).

3. [ -.-.-.- , - =, =, = ], и [- = ], (если…).

1. [ - = ] : [ - = ], (которые…), (чтобы…).

2. [ - = ], (что…).

3. [ - = ], (чем…), а [ - = ].

VII. Проверка (чтение получившихся текстов).

Слайд 25.

Французская Ассоциация защиты животных установила: присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление, если человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу, что ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы, а это очень важно для тех, кто испытывает значительные нервные нагрузки на работе и в школе.

Слайд 26.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Ведя здоровый образ жизни, мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки, и доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, если мы его разумно сохраняем и укрепляем.

Слайд 27.

Существует мнение: курящие подростки - это возбудимые дети, которые используют табак, чтобы успокоиться. Исследования показывают, что регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше, чем проявятся физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца, а проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.

V III . Сочинение-миниатюра по репродукции картины Кривоногова “Поединок”.

Слайд 28.

Составьте предложения с различными видами связи.

Зачитайте составленные предложения.

IX . Запись домашнего задания.

Слайд 29.

§ 37, yпражнение 212.

Разноуровневое задание.

“3” - списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть ГО.

“4” - выписать, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, затем где сообщается о трёх и более ситуациях. В сложных предложениях с различными видами связи пронумеровать простые предложения.

“5” - выписать, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, затем где сообщается о трёх и более ситуациях. В сложных предложениях с различными видами связи пронумеровать простые предложения. Составить схемы этих предложений.

X . Итог урока.

Справились ли мы с задачей, которую перед собой ставили?

На какую тему были подобраны все предложения? Почему?

Слайд 30.

Заполните таблицу.

Приложение 1

Рабочий лист учащегося

Тема урока__________________________________________________________

Цель урока__________________________________________________________

Задачи урока________________________________________________________

____________________________________________________________________

Задание 1. Составьте кластер «Сложные предложения».

Задание 2. «РАФТ».

«Р » - роль: учитель

«А » - аудитория: ученики 9 класса

«Ф » - форма: лекция

«Т » - тема: сложное предложение

Опорные слова для текста лекции :

Задание 3 . Тест. Заполните «Опросный лист учащегося».

1. Захватили первую и частично вторую линию траншеи бой принял затяжной характер.

2. Священным местом в Новокузнецке является бульвар Героев в память о павших земляках горит там вечный огонь.

3. Снежный ком обращенный в горошину
Её горе отсюда невидимо
Как и всем нам войною непрошено
Мне жестокое зрение выдано.

4. Вот бомбами разметанная гать
Подбитых танков черная стена
От этой части покатилась вспять
Немецкая железная волна.

5. По русским обычаям только пожарища
По русской земле раскидав позади
На наших глазах умирают товарищи
По-русски рубаху рванув на груди.

6. Три отважных воина - сибиряка приняли одно решение они без команды 6росились на амбразуры вражеских дзотов и закрыли их своими телами.

7. Будет мир наступит тишина.

8. Перед дивизией была поставлена задача совместно с l83-й танковой бригадой ударом на север уничтожить опорные рубежи.

9. Началась война Матюшина направляют в штаб стрелковой дивизии начальником боепитания.

Задание 4. Инсерт.

« V »

(известное)

«+»

(новое)

« - »

(противоположное известному)

«?»

(непонятное)

Задание 5. Спишите указанное предложение. Начертите его схему.

1. Новокузнечане сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны и во всех рядах войск они участвовали во всех сражениях которые предопределили нашу победу.

2. В памяти тех кто в 1942 году штурмовал Пехово навсегда останется подвиг выпускника Кемеровского пехотного училища трижды он водил свой батальон в атаку был ранен но до последнего дыхания старший лейтенант продолжал управлять боем.

3. Никто солдату не ответил
Никто его не повстречал
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал. /М. Исаковский/

4. Мы знаем что ныне лежит на весах
И что совершается ныне
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет. /А. Ахматова/

5. В суровый час раздумья нас не троньте
И ни о чём не спрашивайте нас
Молчанью научила нас на фронте
Смерть что в глаза глядела нам не раз. /Н. Рыленков/

Задание 6. Соотнесите предложения со соответствующими схемами.

1. Его зарыли в шар земной
А был он лишь солдат. /С. Орлов/

2. Батареи издали рокочут
Утопают города в дыму
Падают разорванные в клочья
Небеса нерусские во тьму. /С. Орлов/

3. Летит клубясь над танкодромом
Газойля дым в начале дня
Где в сталь закованные громы
Стоят на линии огня. /С. Орлов /

4. Пусть помнят те
Которых мы не знаем
Нам страх и подлость
Были не к лицу. /Н. Майоров/

5. Довела фашистская неволя
До свинцовой до чужой реки
Веет ветер ходит дождик в поле
А края родные далеки. /Н. Грибачев/

Задание 7. Творческая переработка текста.

Работа по вариантам . Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам .

Французская Ассоциация защиты животных установила, что присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление. Человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу: ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.

1.[ - = ] : [ - = и = ], (если).

2. [ - = ].

3.[ - = ], (что…), а [ = ук. сл.], (кто…).

Здоровье – бесценное достояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Необходимо вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Необходимо разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.

1.[ - = ].

2.[ - = ], (так как…).

3.[ -.-.-.- , - =, =, = ], и [- = ], (если…).

Существует мнение. Курящие подростки - это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.

1.[ - = ] : [ - = ], (которые…), (чтобы…).

2.[ - = ], (что…).

3.[ - = ], (чем…), а [ - = ].

Рефлексия. Заполните таблицу .

Приложение 2

Опросный лист учащегося

Фамилия, имя ____________________________________________________________________

№ предложения

ПП

ССП

СПП

БСП