Презентация "древнее двуречье". §13

Двуречье. Страну, где в древности жили шумеры и аккадцы, обычно называют Двуречьем, потому что свои деревни и города они строили по берегам двух больших рек — Тигра и Евфрата. Теперь там находится государство Ирак.

Тепло, вода, плодородная почва и трудолюбие жителей уже в глубокой древности превратили Двуречье в цветущий сад. Шумеры и аккадцы были не только трудолюбивы, но и необыкновенно изобретательны. В их стране не было ни камня, ни металла, ни дерева — одна глина. Эти великие труженики и изобретатели научились делать из глины всё: и детские игрушки, и храмы, и дворцы, и дороги. Они даже... писали на ней.

Глиняные книги. Мы пишем или печатаем на бумаге, а шумеры и аккадцы брали глину, размешивали её с водой и разминали до тех пор, пока не получалось густое и вязкое тесто. Это глиняное тесто раскатывали тонким слоем, нарезали на ровные прямоугольники и оставляли подсохнуть. Потом на эти слегка подсохшие, но ещё влажные и мягкие глиняные прямоугольные плитки наносили письменные знаки. Самой удобной для письма оказалась тростниковая палочка с острым концом. Чтобы она не скользила по глине, ее кончик делали треугольным.

Клинопись. С чего все начинают учиться письму? С написания палочек. Если понаблюдать за рукой при письме, легко заметить, что книзу нажим усиливается. На бумаге это мало заметно, а на мягкой глине треугольный конец палочки оставлял знак с утолщением. Каждый знак состоял из одной или нескольких черточек, которые выходили очень похожими на маленькие клинья. Письменность шумеров так и назвали — клинопись, а глиняные прямоугольные плитки — табличками.

Когда текст заполнял всю табличку, ей давали досохнуть. Если письмо, стихотворение, миф или какая-то другая запись не умещались на одной стороне, табличку переворачивали и писали на другой. Если нужно было исправить ошибку, табличку размачивали, заравнивали и вновь наносили текст. Мы говорим «стереть», а шумеры говорили «смочить». Овладеть грамотой было непросто. Для этого требовалось запомнить и научиться писать до 400 клинописных знаков.

Многие древние города со временем оказались разрушенными, их занесло толстым слоем земли и песка. Учёные-археологи во время раскопок в одном из этих городов нашли целую библиотеку «глиняных книг». Из них узнали о жизни шумеров и аккадцев, их богах и героях.

Боги Двуречья. Как и древние египтяне, жители Двуречья почитали многих богов. Самыми главными они считали бога Земли Энлиля, бога Воды Эа, бога Неба Ану и бога Солнца Шамаша, а любимым героем был силач и храбрец Гильгамеш, имя которого значит «всё видавший».

«Игра про Древнюю Русь» - Назовите основное занятие восточных славян. Восточные славяне 100. Крещение Руси 500. Не менее 4-х. Название соседской общины на Руси. И не было двора, где бы не горело. Культура Древней Руси 400. Определите значения принятия христианства на Руси. Вервь. князь Святослав. поход князя Олега на Царьград в 907 г.

«Древний Восток 5 класс» - Род войск,который впервые стали использовать ассирийцы. конница. Ной. Заповеди. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток». Палестина. Жрецов. Какое изобретение финикийцев в древности могли использовать только цари и жрецы? Оружие, которым библейский герой Давид сразил могучего Голиафа. К какой касте принадлежали цари Древней Индии?

«Страны Древнего Востока» - Самыми известными мореплавателями и изобретателями древнейшего алфавита были шумеры (финикийцы). Исторические лица: Игра «Колесо истории». Правильные ответы к тесту «Страны». Самыми известными мореплавателями и изобретателями древнейшего алфавита были шумеры. 4. Двуречье. Обеспечить системное усвоение знаний учащихся по теме «Древний Восток».

«Культура в Древней Руси» - КУЛЬТУРА – торжественное, поучающее обращение. Литература жития и хождения зодчество рост москвы иконопись. Домашнее задание: 1.Прочитать параграф №7, записи в тетрадях. 2.Подготовиться к проверочной работе. Что здесь лишнее и почему? Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания.

«Древняя Русь 3 класс» - Булочки. Выпечка. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Древняя Русь. Хлебец. Хлеб – всему голова! Зёрнышко. Пряха. Хлебный. Разобрать по составу. В каких названиях профессий мы выделяли основу? Письмо хлеборобов. Запишите предложение на бересте. Корочка. Редактирование заметки для газеты. Как правильно найти основу слова?

«Древняя Русь 6 класс» - Русь Древняя. ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ Найдите и исправьте ошибки. Вставьте пропущенные буквы и объясните значение слова. Правление князей Установите правильные соответствия. Большинство историков считают славян коренным населением Восточной Европы.

Класс: 5

Презентация к уроку









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Цели урока:

  • Образовательные : сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья;
  • Воспитательные : воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого;
  • Развивающие : развивать коммуникативные действия: умение полно и точно выражать свою мысль в соответствии с поставленными задачами.

Оборудование урока: компьютер, экран, презентация, карточки, рабочие тетради, карта «Египет и Передняя Азия в древности», атласы

Формы обучения: индивидуальная, парная.

Приёмы, методы: метод кластера, метод проблемного изложения, работа с учебником

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент
Мотивация
1. Предлагает вспомнить, где возникли первые государства?
2. Задает вопрос: Историю какого государства вы закончили изучать?
3. Вопрос:Что вы можете сказать об особенностях климата в Египте?
Примерные ответы: первые государства возникли в Африке и Азии.
Отвечают: Историю Древнего Египта.
Составляют словесный ряд: солнце, река, пустыня, жара
Личностные универсальные учебные действия : смыслообразование, то есть установление связей между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные универсальные учебные действия : прогнозирование, целеполагание.
2. Актуализация знаний – Сегодня мы начнем знакомиться с историей еще одной страны, а какой вы
– Узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем, границы Египетского государства.
Задача используя карту проследить путь воинов Тутмоса в Азию
Ответы: Воинам фараона нужно было переплыть на Синайский п-в, чтобы попасть в Азию.
Границы Египта при фараоне Тутмосе достигли р. Ефрат
Личностные : активизация имевшихся раннее знаний
Познавательные : формирование умения извлекать информацию
Коммуникативные: формирование компетенции в общении
3. Постановка учебной задачи Демонстируется слайд с изображением карты «Древнее Двуречье»
Вопрос: Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Ефрат
– Значит, что будет темой изучения нашего урока.
Демонстрируется слайд»Двуречье»
Двуречье.

Отвечают: История Двуречья.

Регулятивные : самостоятельное определение темы урока
4. Проблемное изложение нового знания Проблема: Что было общего и различного в Египте и Двуречье.
Цель: Узнать как жили люди, чем занимались
Предлагает предположить на знания по истории Древнего Египта, что необходимо знать при характеристике государства.
Организует обсуждение.
Демонстрация слайда «Памятка кластер»
Работают в парах
Один ученик выполняет работу на доске.
Результаты оформляются в виде кластера на доске и в тетрадях детей.
Государство: расположено в…, природа занятие жителей, культура, письменность, религия
Регулятивные : формирование умения работать в парах.
Познавательные : развитие умения получать информацию
- Изучать Двуречье и будем по этим вопросам:
1. Задает вопрос: почему государство Названо Двуречье?
2. Предлагает для осмысления рассмотреть карту, иллюстрации слайдов, исторический документ и попытаться сравнить Древний Египет и Двуречье.

Основным источником для групп станет текст параграфа

Организует работу в парах

Цель: выявить линии для сравнения.
Организует работу в группах, предлагая результаты оформить в концептуальной таблице.

Вопрос: Какие изменения можно сделать в кластере?

Задает вопросы:
– Как называли жителей Двуречья?
– Чем еще могли заниматься шумеры, благодаря географическому положению страны?

Слайд. Карта Двуречь

Вопрос: Какие изменения можем сделать в Кластере?

Высказывют предположение, что скорее всего из-за того, что возникло между рек.
Работа в парах, обсуждение, выделение основных характеристик.

Климат, почва, растительность, занятия.
Таблица после обсуждения

Египет Линии Двуречье
сравнен.

теплый климат теплый климат
климат разливы рек
сильнее
плодор. Почва плодор.

Растительность----------

Землед. Землед.
Ремесло Ремесло
Строит. Строит. каналов каналов
дома из глины

Называют общие черты: разливы рек, плодородная почва, теплый климат, основные занятия: земледелие, ремесло, строительство каналов.
Черты различия: разливы рек: очень бурные в Двуречье, строили дома из глины.

На доске и в тетрадях изменения

Отвечают – шумеры.

Предполагают: торговлей, т.к. реки и страна на пересечении торговых путей

На доске и в тетради изменения в кластере

Предлагает решить задачу.

В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребении? Обоснуйте свое мнение.

Демонстрация слайда «Религия шумеров».

Предлагает рассмотреть материал учебника п.13 (с.65-66)
Определить какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем

Примерные ответы: жители Двуречья верили в жизнь после смерти, т.к. считали, что все перечисленное пригодится в царстве мертвых

Предполагают различные варианты, обсуждают приходят к совместному решению, что религия шумеров в Двуречье была языческой

Читают материал в учебнике.
Преполагают, что писали на глиняных табличках, используя специальные палочки, письменность была – клинопись.

5. Первичное закрепление знаний учащихся Работа с контурной картой стр. 32 задания 2,3,4 – рабочая тетрадь № 1. Личностные : применение на практике и последующее повторение нового материала
6. Практическая работа с взаимопроверкой Предлагает выполнить тест

Выполняют тест и проводят взаимопроверку

Регулятивные : взаимоконтроль и внесение корректив
7. Домашнее задание Домашнее задание: параграф 13, рабочая тетрадь стр.13-14
Заполнить кроссворд
Описать рисунок нашего времени с. 66 «Школа в Двуречье», используя ключевые слова: ученики, учитель, работник разминающий глину.(творческое задание)

Записывают дом.задание по выбору

8. Рефлексия – Что наиболее важным было на уроке?
– Какая информация представляется ценной для вас?
– Как это может помочь в учебе?
– Что было интересным?
Высказывания учащихся о достижении целей урока Коммуникативные : оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, формирование умений полно и точно выражать свои мысли

Знакомясь с главой, подготовьте сообщения: 1. О том, что способ­ствовало созданию великих держав - Ассирийской, Вавилонской, Персидской (опорные слова: железо, конница, осадная техника, международная торговля). 2. О достижениях культуры древних на­родов Западной Азии, которые сохраняют значение в наши дни (опорные слова: законы, алфавит, Библия).

1. Страна двух рек. Она лежит между двумя больши­ми реками - Евфратом и Тигром. Отсюда и её назва­ние - Двуречье или Междуречье.

Почвы в Южном Двуречье удивитель­но плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой тё­плой стране. Но разливы рек проходили бурно: порой потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения по­лей и садов рыли каналы. Государства воз­никли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, - более пяти тысяч лет назад.

2. Города из глиняных кирпичей. Древ­ним народом, создавшим первые государ­ства в Двуречье, были шумеры. Многие поселения древних шумеров, вырастая, превращались в города - центры неболь­ших государств. Города обычно стояли на берегу реки или возле канала. Жители пла­вали между ними на судёнышках, сплетён­ных из гибких веток и обтянутых кожей. Из многочисленных городов самыми круп­ными были Ур и Урук.

В Южном Двуречье нет ни гор, ни ле­сов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жи-

лые дома - всё здесь сооружали из боль­ших глиняных кирпичей. Дерево было до­рого - деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой.

Топлива в Двуречье было мало, и кир­пичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Необожжённый кирпич легко крошится, поэтому оборонительную го­родскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.

3. Башни от земли до неба. Над при­земистыми городскими постройками воз­вышалась ступенчатая башня, уступы ко­торой поднимались к небу. Так выглядел храм бога - покровителя города. В одном городе это был бог Солнца Шамаш, в дру­гом - бог Луны Сан. Все почитали бога воды Эа - ведь он питает влагой поля, да­рит людям хлеб и жизнь. К богине плодо­родия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.

Только жрецам было позволено подни­маться на вершину башни - в святилище. Те, кто оставался у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих баш­нях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов: Солнца и Луны. Они со­ставляли календарь, вычисляя сроки лун­ных затмений. По звёздам предсказывали людям судьбу.

Учёные-жрецы занимались и математи­кой. Число 60 они считали священным. Под влиянием древних жителей Двуре­чья мы делим час на 60 минут, а окруж­ность - на 360 градусов.

Богиня Иштар. Древняя статуя.

4. Письмена на глиняных табличках. Раскапывая древние города Двуречья, ар-

хеологи находят таблички, покрытые знач­ками в виде клинышков. Значки эти вы­давлены на табличке из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Для придания твёрдости исписанные та­блички обычно обжигали в печи.

Клинообразные значки - это особое письмо Двуречья, клинопись.

Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое сло­во, например: звезда, нога, плуг. Но мно­гие знаки, выражающие короткие одно­сложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучало как «кур» и значок «гора» обозначал также слог «кур» - как в наших ребусах.

В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Егип­те. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, за­коны царей, таблички учёных-звездочётов, гадавших по звёздам.


Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики же считались «сыно­вьями школы». А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой» - он следил за дисци­плиной.

Школа в Двуре­чье. Рисунок на­шего времени.

Объясните значение слов: шумеры, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы».

Проверьте себя. 1. Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар? 2. Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? В чём разли­чия? 3. Для чего в Южном Двуречье возводились ступенчатые башни? 4. Почему в клинописи гораздо больше знаков, чем в нашей азбуке букв?

Опишите рисунки нашего времени: 1. «Посёлок шумеров» (см. с. 66) - по плану: 1) река, каналы, растительность; 2) хижины и загоны для ско­та; 3) главные занятия; 4) колёсная повозка. 2. «Школа в Двуречье» (см. с. 68) - по плану: 1) ученики; 2) учитель; 3) работник, разминающий глину.

Подумайте. Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в за­вещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь? Познакомьтесь с документами - отрывком из сказания о Гильгамеше и мифом о потопе (см. с. 69, 70). Почему именно в Двуречье возник миф о потопе?