Двуречье. Страну, где в древности жили шумеры и аккадцы, обычно называют Двуречьем, потому что свои деревни и города они строили по берегам двух больших рек — Тигра и Евфрата. Теперь там находится государство Ирак.
Тепло, вода, плодородная почва и трудолюбие жителей уже в глубокой древности превратили Двуречье в цветущий сад. Шумеры и аккадцы были не только трудолюбивы, но и необыкновенно изобретательны. В их стране не было ни камня, ни металла, ни дерева — одна глина. Эти великие труженики и изобретатели научились делать из глины всё: и детские игрушки, и храмы, и дворцы, и дороги. Они даже... писали на ней.
Глиняные книги. Мы пишем или печатаем на бумаге, а шумеры и аккадцы брали глину, размешивали её с водой и разминали до тех пор, пока не получалось густое и вязкое тесто. Это глиняное тесто раскатывали тонким слоем, нарезали на ровные прямоугольники и оставляли подсохнуть. Потом на эти слегка подсохшие, но ещё влажные и мягкие глиняные прямоугольные плитки наносили письменные знаки. Самой удобной для письма оказалась тростниковая палочка с острым концом. Чтобы она не скользила по глине, ее кончик делали треугольным.
Клинопись. С чего все начинают учиться письму? С написания палочек. Если понаблюдать за рукой при письме, легко заметить, что книзу нажим усиливается. На бумаге это мало заметно, а на мягкой глине треугольный конец палочки оставлял знак с утолщением. Каждый знак состоял из одной или нескольких черточек, которые выходили очень похожими на маленькие клинья. Письменность шумеров так и назвали — клинопись, а глиняные прямоугольные плитки — табличками.
Когда текст заполнял всю табличку, ей давали досохнуть. Если письмо, стихотворение, миф или какая-то другая запись не умещались на одной стороне, табличку переворачивали и писали на другой. Если нужно было исправить ошибку, табличку размачивали, заравнивали и вновь наносили текст. Мы говорим «стереть», а шумеры говорили «смочить». Овладеть грамотой было непросто. Для этого требовалось запомнить и научиться писать до 400 клинописных знаков.
Многие древние города со временем оказались разрушенными, их занесло толстым слоем земли и песка. Учёные-археологи во время раскопок в одном из этих городов нашли целую библиотеку «глиняных книг». Из них узнали о жизни шумеров и аккадцев, их богах и героях.
Боги Двуречья. Как и древние египтяне, жители Двуречья почитали многих богов. Самыми главными они считали бога Земли Энлиля, бога Воды Эа, бога Неба Ану и бога Солнца Шамаша, а любимым героем был силач и храбрец Гильгамеш, имя которого значит «всё видавший».
«Игра про Древнюю Русь» - Назовите основное занятие восточных славян. Восточные славяне 100. Крещение Руси 500. Не менее 4-х. Название соседской общины на Руси. И не было двора, где бы не горело. Культура Древней Руси 400. Определите значения принятия христианства на Руси. Вервь. князь Святослав. поход князя Олега на Царьград в 907 г.
«Древний Восток 5 класс» - Род войск,который впервые стали использовать ассирийцы. конница. Ной. Заповеди. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток». Палестина. Жрецов. Какое изобретение финикийцев в древности могли использовать только цари и жрецы? Оружие, которым библейский герой Давид сразил могучего Голиафа. К какой касте принадлежали цари Древней Индии?
«Страны Древнего Востока» - Самыми известными мореплавателями и изобретателями древнейшего алфавита были шумеры (финикийцы). Исторические лица: Игра «Колесо истории». Правильные ответы к тесту «Страны». Самыми известными мореплавателями и изобретателями древнейшего алфавита были шумеры. 4. Двуречье. Обеспечить системное усвоение знаний учащихся по теме «Древний Восток».
«Культура в Древней Руси» - КУЛЬТУРА – торжественное, поучающее обращение. Литература жития и хождения зодчество рост москвы иконопись. Домашнее задание: 1.Прочитать параграф №7, записи в тетрадях. 2.Подготовиться к проверочной работе. Что здесь лишнее и почему? Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания.
«Древняя Русь 3 класс» - Булочки. Выпечка. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Древняя Русь. Хлебец. Хлеб – всему голова! Зёрнышко. Пряха. Хлебный. Разобрать по составу. В каких названиях профессий мы выделяли основу? Письмо хлеборобов. Запишите предложение на бересте. Корочка. Редактирование заметки для газеты. Как правильно найти основу слова?
«Древняя Русь 6 класс» - Русь Древняя. ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ Найдите и исправьте ошибки. Вставьте пропущенные буквы и объясните значение слова. Правление князей Установите правильные соответствия. Большинство историков считают славян коренным населением Восточной Европы.
Класс: 5
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Цели урока:
Оборудование урока: компьютер, экран, презентация, карточки, рабочие тетради, карта «Египет и Передняя Азия в древности», атласы
Формы обучения: индивидуальная, парная.
Приёмы, методы: метод кластера, метод проблемного изложения, работа с учебником
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1. Организационный момент
Мотивация |
1. Предлагает вспомнить, где возникли
первые государства? 2. Задает вопрос: Историю какого государства вы закончили изучать? 3. Вопрос:Что вы можете сказать об особенностях климата в Египте? |
Примерные ответы:
первые
государства возникли в
Африке и Азии. Отвечают: Историю Древнего Египта. Составляют словесный ряд: солнце, река, пустыня, жара |
Личностные универсальные учебные
действия
: смыслообразование, то есть
установление связей между целью учебной
деятельности и её мотивом. Регулятивные универсальные учебные действия : прогнозирование, целеполагание. |
2. Актуализация знаний | – Сегодня мы начнем знакомиться с
историей еще одной страны, а какой вы – Узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем, границы Египетского государства. Задача используя карту проследить путь воинов Тутмоса в Азию |
Ответы: Воинам фараона нужно было
переплыть на Синайский п-в, чтобы попасть в
Азию. Границы Египта при фараоне Тутмосе достигли р. Ефрат |
Личностные
: активизация имевшихся
раннее знаний Познавательные : формирование умения извлекать информацию Коммуникативные: формирование компетенции в общении |
3. Постановка учебной задачи | Демонстируется слайд с изображением
карты «Древнее Двуречье» Вопрос: Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Ефрат – Значит, что будет темой изучения нашего урока. Демонстрируется слайд»Двуречье» |
Двуречье. Отвечают: История Двуречья. |
Регулятивные : самостоятельное определение темы урока |
4. Проблемное изложение нового знания | Проблема: Что было общего и различного в
Египте и Двуречье. Цель: Узнать как жили люди, чем занимались Предлагает предположить на знания по истории Древнего Египта, что необходимо знать при характеристике государства. Организует обсуждение. Демонстрация слайда «Памятка кластер» |
Работают в парах Один ученик выполняет работу на доске. Результаты оформляются в виде кластера на доске и в тетрадях детей. Государство: расположено в…, природа занятие жителей, культура, письменность, религия |
Регулятивные
: формирование умения
работать в парах. Познавательные : развитие умения получать информацию |
- Изучать Двуречье и будем по этим
вопросам: 1. Задает вопрос: почему государство Названо Двуречье? 2. Предлагает для осмысления рассмотреть карту, иллюстрации слайдов, исторический документ и попытаться сравнить Древний Египет и Двуречье. Основным источником для групп станет текст параграфа Организует работу в парах Цель: выявить линии для сравнения. Вопрос: Какие изменения можно сделать в кластере? Задает вопросы: Слайд. Карта Двуречь Вопрос: Какие изменения можем сделать в Кластере? |
Высказывют предположение, что скорее
всего из-за того, что возникло между рек. Работа в парах, обсуждение, выделение основных характеристик. Климат, почва,
растительность, занятия. Египет
Линии Двуречье
Растительность---------- Землед.
Землед. Называют общие черты: разливы рек, плодородная
почва, теплый климат, основные занятия:
земледелие, ремесло, строительство каналов. На доске и в тетрадях изменения Отвечают – шумеры. Предполагают: торговлей, т.к. реки и страна на пересечении торговых путей На доске и в тетради изменения в кластере |
||
Предлагает решить задачу. В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребении? Обоснуйте свое мнение. Демонстрация слайда «Религия шумеров». Предлагает рассмотреть материал учебника п.13
(с.65-66) |
Примерные ответы: жители Двуречья
верили в жизнь после смерти, т.к. считали, что все
перечисленное пригодится в царстве мертвых Предполагают различные варианты, обсуждают приходят к совместному решению, что религия шумеров в Двуречье была языческой Читают материал в учебнике. |
||
5. Первичное закрепление знаний учащихся | Работа с контурной картой стр. 32 задания 2,3,4 – рабочая тетрадь № 1. | Личностные : применение на практике и последующее повторение нового материала | |
6. Практическая работа с взаимопроверкой | Предлагает выполнить тест | Выполняют тест и проводят взаимопроверку |
Регулятивные : взаимоконтроль и внесение корректив |
7. Домашнее задание | Домашнее задание:
параграф 13,
рабочая тетрадь стр.13-14 Заполнить кроссворд Описать рисунок нашего времени с. 66 «Школа в Двуречье», используя ключевые слова: ученики, учитель, работник разминающий глину.(творческое задание) |
Записывают дом.задание по выбору |
|
8. Рефлексия | – Что наиболее важным было на уроке? – Какая информация представляется ценной для вас? – Как это может помочь в учебе? – Что было интересным? |
Высказывания учащихся о достижении целей урока | Коммуникативные : оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, формирование умений полно и точно выражать свои мысли |
Знакомясь с главой, подготовьте сообщения: 1. О том, что способствовало созданию великих держав - Ассирийской, Вавилонской, Персидской (опорные слова: железо, конница, осадная техника, международная торговля). 2. О достижениях культуры древних народов Западной Азии, которые сохраняют значение в наши дни (опорные слова: законы, алфавит, Библия).
1. Страна двух рек. Она лежит между двумя большими реками - Евфратом и Тигром. Отсюда и её название - Двуречье или Междуречье.
Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой тёплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порой потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы. Государства возникли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, - более пяти тысяч лет назад.
2. Города из глиняных кирпичей. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были шумеры. Многие поселения древних шумеров, вырастая, превращались в города - центры небольших государств. Города обычно стояли на берегу реки или возле канала. Жители плавали между ними на судёнышках, сплетённых из гибких веток и обтянутых кожей. Из многочисленных городов самыми крупными были Ур и Урук.
В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жи-
лые дома - всё здесь сооружали из больших глиняных кирпичей. Дерево было дорого - деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой.
Топлива в Двуречье было мало, и кирпичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Необожжённый кирпич легко крошится, поэтому оборонительную городскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.
3. Башни от земли до неба. Над приземистыми городскими постройками возвышалась ступенчатая башня, уступы которой поднимались к небу. Так выглядел храм бога - покровителя города. В одном городе это был бог Солнца Шамаш, в другом - бог Луны Сан. Все почитали бога воды Эа - ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.
Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни - в святилище. Те, кто оставался у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих башнях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов: Солнца и Луны. Они составляли календарь, вычисляя сроки лунных затмений. По звёздам предсказывали людям судьбу.
Учёные-жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием древних жителей Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность - на 360 градусов.
Богиня Иштар. Древняя статуя. |
4. Письмена на глиняных табличках. Раскапывая древние города Двуречья, ар-
хеологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены на табличке из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Для придания твёрдости исписанные таблички обычно обжигали в печи.
Клинообразные значки - это особое письмо Двуречья, клинопись.
Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, например: звезда, нога, плуг. Но многие знаки, выражающие короткие односложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучало как «кур» и значок «гора» обозначал также слог «кур» - как в наших ребусах.
В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, законы царей, таблички учёных-звездочётов, гадавших по звёздам.
Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики же считались «сыновьями школы». А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой» - он следил за дисциплиной.
Школа в Двуречье. Рисунок нашего времени.
Объясните значение слов: шумеры, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы».
Проверьте себя. 1. Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар? 2. Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? В чём различия? 3. Для чего в Южном Двуречье возводились ступенчатые башни? 4. Почему в клинописи гораздо больше знаков, чем в нашей азбуке букв?
Опишите рисунки нашего времени: 1. «Посёлок шумеров» (см. с. 66) - по плану: 1) река, каналы, растительность; 2) хижины и загоны для скота; 3) главные занятия; 4) колёсная повозка. 2. «Школа в Двуречье» (см. с. 68) - по плану: 1) ученики; 2) учитель; 3) работник, разминающий глину.
Подумайте. Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь? Познакомьтесь с документами - отрывком из сказания о Гильгамеше и мифом о потопе (см. с. 69, 70). Почему именно в Двуречье возник миф о потопе?