«Лингвокультурные особенности русских былин». Каковы художественные особенности былин?! Что такое художественные особенности былин

22.12.2023 Дом внутри

Русские былины: особенности жанра

Этот самобытный эпический былинный жанр составляет основной и наиболее характерный слой эпической русской песенности. Представленные во множестве сюжетов, в напевах разных местных типов, видов и разновидностей, они наиболее полно характеризуют особенности русского песенного эпоса.

Былины - это напевные фантастические повествования о подвигах, деяниях русских богатырей и иных героев старины.

На Русском Севере былины именуются старинами, старинками. Понятие «былина» вошло в науку с середины XIX века, заменив более ранние наименования: «богатырские сказки», «былевые песни».

В былинах нашли отражение события докиевской поры, времен сильной родовой общины, однако изображаются они в форме широких художественных обобщений, приобретающих сказочно-фантастические воплощения. В этих эпических повествованиях в высокохудожественной форме отразились исторические и нравственные идеалы народа.

Своими глубинными временными истоками былины обращены к творчеству баюнов и кощунов. Некоторые былинные поэтические мотивы отражают отголоски древнего мифологического мышления.

Современные русские былины вобрали в себя опыт многих поколений, пройдя длительный путь исторического развития. В одном эпическом повествовании можно обнаружить порой несколько временных напластований, следы разных эпох становления и развития Русского государства. Кроме того, есть ранние и сравнительно поздние по времени рождения старины.

Исследователи словесных былинных текстов находят в них отображение борьбы русских с половцами, печенегами, татарами. Имена некоторых былинных героев и персонажей имеют сходство с именами реальных исторических лиц. Например, имя Батыги почти повторяет имя Батыя; имя Тугарина Змеевича напоминает имя хана Тугоркана. Во многих старинах важную роль в повествовании играет князь Владимир. В поздних былинных сюжетах находят отголоски особенности русской жизни во времена Московской Руси. В одном из них (о Бутмане) упоминается даже царь Петр I.

Былинные события отображаются опосредованно, как и свойственно эпическим сказаниям. Главным здесь становится характеристика типичных человеческих свойств - героизма либо трусости, честности либо вероломства, верности либо предательства, силы либо слабости и т.п. Причем защитники родной земли рисуются в идеализированных тонах, недруги же ее изображаются подчеркнуто критически. Осмеянию или резкому порицанию подвергаются в былинах явления, препятствующие здоровому развитию государственной и общественной жизни.

Каждый значительный былинный сюжет излагается живо, занимательно, заставляет любоваться яркостью и выразительностью поэтических образов, живостью слога, стройностью изложения сюжета.

Поэтика и сюжеты русских былин

В словах старин широко используются особые приемы поэтической выразительности - гипербола, преувеличение. Например, богатырь обладает необыкновенной физической силой; богатырский конь способен преодолевать необыкновенные препятствия. Недруги же Руси получают гротескные характеристики.

Противоположна гиперболе по своему образному смыслу литота - нарочитое преуменьшение физических и духовных возможностей отрицательного персонажа. Например, Соловей-разбойник хотя и обладает столь необыкновенной силой голоса, но, побежденный Ильей Муромцем, оказывается в униженном положении, очутившись в кармане осилившего его богатыря.

Северные старины имеют чрезвычайно развернутые сюжеты. В записи их словесные тексты достигают порой пятисот и более строк. Столь широкий масштаб повествования требует использования особых композиционных приемов. Некоторые из них помогают сказителю запомнить слова старины, не перегружая память, и в то же время способствуют усилению образного воздействия на слушателя. Это прежде всего так называемые общие места. Например, из одного текста в другой переходит описание княжеского пира.

Во многих старинах встречаются сходные развернутые описания седлания коня и богатырской скачки, боевых приемов богатыря во время схватки с противником либо с полчищами недругов.

Нередко в эпическом повествовании используются троекратные повторы определенной ситуации с небольшими изменениями и дополнениями по ходу действия, что придает изложению поступательность, напряженность.

Обычно старина открывается характерным поэтическим зачином, а завершается особой концовкой. Определенное настроение повествованию сообщает пейзажный зачин. Применяется также поэтический прием отрицательного образного параллелизма - особого рода сопоставление явлений природы с жизнью и поступками человека.

Широко применяются сказителями выразительные эпитеты, подчеркивая в героях их привлекательные черты. Недруг же наделяется презрительными определениями: «поганый татарин», «собака Камен-царь».

Все поэтические приемы, применяемые сказителями, способствуют живости и образности повествования. Личности героев раскрываются через совершаемые ими поступки. Действие былины развертывается в поступательном движении, динамично.

В поведении богатырей высвечиваются их высокие человеческие достоинства - храбрость, стойкость, благородство. Однако содержание былин значительно многообразнее, чем лишь описание героических подвигов богатырей. Существуют весьма различные по характеру и общему настроению произведения данного эпического жанра.

По содержанию былины подразделяются на две тематические группы. К первой, основной, наиболее представительной и значительной, принадлежат героические былины. В них богатырь выступает как защитник родной земли и поборник справедливости. Эпические герои обороняют Киев, князя и княгиню, жителей города либо от вражеских полчищ, либо от злонамеренных притязаний заезжего силача-удальца.

Главными русскими богатырями, способными противостоять вероломным притязаниям врагов Руси - Калина, Батыги, Кудреванки, Скурлы, Мамая или «неверных орд», оказываются Илья Муромец, часто выступающий совместно с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем.

Главными противниками Киева в былинах называются татары.

Наряду с героическими в русском песенном эпосе большое место занимают новеллистические и волшебно-сказочные былины. Во многих из них действие также происходит в Киеве, однако богатыри решают свои личные жизненные проблемы, уже никаким образом не проявляя особых героических качеств.

Например, Илья Муромец разгадывает хитрости коварной красавицы, заманивающей богатырей с целью заточить их в глубоком погребе, и выпускает на волю незадачливых ухажеров («Три поездки Ильи Муромца»), Алеша Попович пытается во время длительного отъезда Добрыни завладеть его женой («Добрыня и Алеша»).

Кроме новеллистических былин, относящихся по тематике к «Киевскому» - «Владимирову» циклу, существует особая группа эпических произведений данной жанровой разновидности, в которых повествуется о событиях, происходивших в старом Новгороде. В этих напевных сказаниях отображены нравы, социальные отношения, особенности общественной жизни Новгородской вечевой республики.

Некоторые новеллистические былины в своей развлекательно-иронической направленности приближаются к скоморошинам и небылицам.

Страницы учебника: 21-38.

Цели: открыть особенности жанра «былина» (былинный напевный язык, повторы слов - начало строк и повторы внутри стиха, уменьшительно-ласкательные формы слов).

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

Россия, Россия - края дорогие,

Здесь издавна славные люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

II. Объявление темы и постановка целей урока.

Какие трудности вы испытывали при чтении былины? (Ответы детей.)

На предыдущих уроках мы уже проникли в тайну содержания былины. В чем она заключается? (В былине реальные исторические события сочетаются со сказочным сюжетом, героями.)

Сегодня мы раскроем секрет исполнения былины. Как вы думаете, почему былину трудно читать? (Высказывания детей.)

Интересно, что былины создавались народом не для чтения, а для исполнения. Сейчас в нашей «творческой лаборатории» давайте проведем исследование и определим отличительные художественные особенности былины.

Подумайте, на что надо обратить внимание? (Ответы детей.)

III. Изучение нового материала.

1. Выразительное чтение.

Прочитайте первую часть былины.

2. Художественное своеобразие былины.

Почему так подробно описывается хождение Садко к Ильмень-озеру? (Отношение героя к окружающему природному миру - Ильмень-озеру. Эпический герой - это герой с мифологическим прошлым: он еще зависим от природы, боится ее:

Волна в озере как расходилася,

Как вода с песком да сомутилася!

Устрашился Садко да сидети здесь,

Одолел Садка страх великий -

А и пошел опять он от озера...

Вместе с тем в эпическом герое уже есть и независимость от природы, и храбрость, - Садко на третий день сидения на горючем камне устал бояться:

Тут осмелился Садко да новгородский

А сидеть играть все у озера...

Садко играет до тех пор, пока из Ильмень-озера не вышел сам Морской царь. Вот эти сложные отношения человека-героя с природой: страх и желание взбунтоваться (такие же отношения с природой у Одиссея) - и есть примета эпоса, эпического стиля, характеристика эпического героя.)

Что придает былине напевность? (Неторопливость рассказчика и внимание его к перечислению всяких подробностей, например:

И как завтра позовут тебя на почестный пир,

Много будет там купцов новгородских;

Как и будут все на пиру напиватися,

Будут все на пиру да наедатися,

Как будут все похвальбами да похвалятися,

Иной будет хвастати да несчетной золотой казной,

Иной будет хвастати добрым конем,

Иной будет хвастати силой-удачей молодецкою,

А как умный-разумный да будет хвастати

Старым батюшкой, старой матушкой,

А и дурак-то да будет хвастати

Да своей он как молодой женой...

Троекратные дословные повторы одного и того же эпизода. Русская былина как бы «пробуксовывает», возвращая действие на круги своя по три раза, чем своеобразно подчеркивается ценность того, о чем идет речь.

Троекратность повторов целых эпизодов в былине - одна из примет песенности: в песнях часто есть «припев», особенность которого в том, что он повторяется; песенность былины подчеркивается и повторами зачинов - слов, с которых начинаются строчки:

Как опять тут с ним да случилося:

Не зовут Садка на почестен пир,

Как другой день не зовут и на третий день,

И опять Садку да соскучилось,

И пошел Садко да к Ильмень-озеру,

Как садился он на синь горюч камень,

Как он начал играть во гусли во яровчаты,

Как опять он играл с утра до вечера,

А волна уж в озере расходилася,

А вода с песком да сомутилася!

Иногда это повторы глаголов:

Стал ездить Садко да по всем местам,

По другим городам да он по дальним,

Стал получать барыши да он великие!

Но чаще всего это повторы союзов или союзных слов:

И так тут да после этого

И женился Садко, купец новгородский.

А еще Садко да после этого

Как он выстроил палаты белокаменные,

Как он сделал все в своих палатушках,

Как он сделал в теремах все по-небесному:

Как на небе печет да красно солнышко...

Эта очень важная особенность русского эпоса, например, троекратную повторяемость слов внутри стиха:

А потом построил тридцать кораблей -

Тридцать кораблей, тридцать червленых ,

Как свалил он товары новгородские

На те на червленые кораблики,

И поехал торговать купец богатый новгородский

На своих на червленых корабликах...)

Почему отсутствие рифмы не лишает былину напевности? (Есть ритм, многие строки начинаются с союзов и , а .)

Интересно, что повторение предлога перед каждым словом - довольно часто используемый былиной прием. Предлог со позволяет подчеркнуть ценность и значительность каждого слова, выделить его особо с помощью предлога.

Прочитайте ту часть былины, где говорится о плавании Садко по Ильмень-озеру.

Почему былина так любит использовать уменьшительно-ласкательную форму слов? Приведите примеры использования уменьшительно-ласкательной формы. (В этой форме проявляется доброе, хорошее отношение Садко к членам дружины: «дружинушка хоробрая, любезная» - так называет ее Садко, а также любовное отношение к предметному миру в целом: «гусельки яровчаты», «червленые кораблики», «столик дубовый», «именьице».)

Поскольку все предметы, названия которых даны в уменьшительно-ласкательной форме, так или иначе имеют отношение к Садко, можно сказать, что в использовании этих форм проявляется теплое отношение былины (народа-автора и певца-исполнителя) к самому Садко.

Из чтения былин в третьем классе нам знаком прием преувеличения. Найдите случаи явного преувеличения в тексте. (Например: «В теремах у него печет да красно / солнышко; / У него в теремах светят / звезды частые.)

3. Обобщение.

Назовите теперь отличительные черты былины. (Былинный зачин, неспешность, обстоятельность, подробность повествования, образность языка.)

Какие особенности образности языка былин вам известны? (Гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы.)

Физкультминутка

4. Выразительное чтение былины. (Оценка чтения.)

Как можно назвать последнюю часть былины? (Дети придумывают разные названия.)

5. Беседа по определению жанровой принадлежности былины.

Согласитесь или опровергните данные высказывания:

«Былина - это песня. Былина - это сказка». (Былины читают нараспев, подыгрывая на гуслях, их исполняют торжественно, так как о славных людях ведут разговор; в былине есть характерные особенности волшебных сказок; но былина сочетает в себе черты волшебной сказки и песенности исполнения.)

IV. Итог урока.

Какие бывают былины? (Киевские и новгородские; героические и сказочные.)

Как вы думаете, манера исполнения этих былин будет разная? (Нет.)

В старших классах вы познакомитесь с былинами социально-бытового характера («Вольга и Микула»). Назовите особенности чтения былины.

Домашнее задание: подготовиться к уроку-дискуссии на тему «Чего в былинах больше: сказочного вымысла или исторической правды?».

Участники проекта

Тема исследования

Художественное своеобразие русской былины

Проблемный вопрос

Каковы особенности былины?

Гипотеза исследования

У былины есть черты, отличающие ее от других видов устного народного творчества

Цели исследования

Выяснить, что такое былина

Каковы ее художественные особенности

Полученные результаты

Виды устного народного творчества:

Большие: былина, сказка. Малые: пословицы, поговорки, загадки, потешки.

Былина- произведение русской народной поэзии о богатырях. Слово былина происходит от слова быль. Былины создавались в далёком прошлом, их называют также старинами.

Художественные особенности былины

  1. Возвышенная и торжественная стихотворная форма
  2. Сказываются речитативом
  3. Исполнялись в сопровождении гуслей
  4. Исполнитель- сказитель, иногда - хор

Илья Муромец и Соловей Разбойник

Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец

Лингвистические особенности

  1. Устаревшие грамматические формы
  2. Глаголы в неопределённой форме с древним окончанием –ти(«станут мужички меня похваливати»)
  3. Диалектизмы
  4. Историзмы
  5. Несвойственные живому разговорному языку конструкции слов
  6. Уменьшительно-ласкательная форма существительных и прилагательных

Художественный приём : Гипербола-преувеличение

«..под пяту-пяту воробей пролетит» («Вольга и Микула Селянинович»).

Выводы

Былины отличаются от других видов устного народного творчества возвышенной и торжественной стихотворной формой, исполнением сказителем или хором в сопровождении гуслей. Используются несвойственные живому разговорному языку конструкции слов и у меньшительно-ласкательная форма существительных и прилагательных, а также такой художественный прием как гипербола.

Для русской литературы очень большое значение имеют былины. Так сложилось, что эта ветвь народного фольклора стало определенного рода направлением, рассказывающим народные поверья и легенды, используя исконно русские образы.

Происхождение термина

Чтобы понимать, какие художественные особенности русских былин отличают этот жанр от других фольклорных направлений, нужно понимать, что вообще представляют они собой. Былина - это песня, в которой воспевается один или несколько героев, ставшие значительными лицами в русской культуре. В них очень часто рассказывались реальные исторические моменты.

Когда появились

Главной художественной особенностью русской былины является время ее возникновения. Они считаются одной из первых форм народного фольклора. Именно благодаря этому достоянию эпоса, события, которые происходили на Руси в XI-XVI веках, дошли до наших дней.

Говоря о художественных особенностях русских былин, важно помнить, что они смогли очень многое рассказать о жизни славян современным историкам. Они рассказывали о судьбах отечественных героев, о смелых и отважных богатырях. Эти воины могли справиться с любой нечистой силой, какой бы могущественной она ни была. Кроме того, были первыми образцами силы и нравственности. Ведь они рассказывали людям о том, как стоит себя вести.

Место в литературе сегодня

Сразу стоит отметить, что одной из художественных особенностей русской былины является то, что она лишь отчасти относится к древней литературе. Отнести ее к этому виду культурного наследия можно только по тому признаку, который говорит, что изучением этих произведений занимается фольклор.

Если говорить о современном образовании, то школьникам дается обязательное задание, представляющее собой сочинение на тему «Художественные особенности русских былин». В этом задании важно отметить многие нюансы этой темы. Поэтому нужно писать сочинение «Художественные особенности русских былин» по плану, который представлен ниже.

Основные моменты содержания

В первую очередь, важно объяснить, что представляет собой былина. Нужно отметить, что это часть русской культуры, относящаяся к эпосу. Важно также сказать о том, что это произведение - отдельное направление фольклора русского народа. Стоит так же отметить, что былины появились задолго до возникновения письменности. Это будет вступительная часть сочинения, которая расскажет о народном творении в общих чертах.

Приступаем к основной части сочинения. Здесь уже ученик должен более подробно рассказать о былинах в качестве литературного наследия. Можно сказать, что они несут историческую ценность, потому как рассказывают о событиях, происходивших со славянами в Древней Руси. Эти истории, которые повествуются в виде песен, передавали долгие поколения из уст в уста. На бумаге их стали фиксировать лишь в XIX веке. Местом, где впервые песню перенесли на бумагу, стала Республика Карелия. Чуть позже фиксировать фольклорные произведения стали и в Архангельской области.

В основной части так же важно отметить, насколько разнообразны были образы в былинах. На сегодняшний день филологи говорят о том, что былины содержат почти сотню различных сюжетов и героев. Кроме того, существует более трех тысяч вариантов таких песен.

В заключение можно сказать о том, что наши славянские предки не называли эти произведения былинами. Это фольклорное направление имело свое название, звучавшее как «старинушка» или «старинка». Лишь в XIX веке достояние эпоса стало называться былиной.

Можно отметить в заключении, что эти произведения часто рассказывали о судьбах русских богатырей, которые были отважными героями, в то время как любая вражеская сила всегда была поганой. Сочинение можно завершить мыслью о том, что древнюю историю можно изучать и по литературным творениям, а не только по учебникам.

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник") .

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Например:

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.

Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках) , называются общими местами.

Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:

То старина, то и дёянье,

т. е. так было в старину, это - быль.

Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения) . Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов.

Если богатырь заснёт, то "богатырский сон на двенадцать дён" (дней) . Под стать богатырю и его конь: "первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя". Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага "серому волку... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь".

В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни.

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Употребляются отрицательные сравнения:

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой... .

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: "Стал Вольга растеть-матереть"; "А орать да пахать да крестьяновати,"; "Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось... "

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. стрелочки калёные", "седёлышко", "уздечки", "войлочки", "потнички" и т. д.