Классицизм в русском и мировом значении. Школьная энциклопедия

21.02.2024 Стены

Оглавление

1. Введение. Классицизм как художественный метод ...................................2

2. Эстетика классицизма.

2.1. Основные принципы классицизма..........................…………….….....5

2.2. Картина мира, концепция личности в искусстве классицизма...…...5

2.3. Эстетическая природа классицизма.......................................................9

2.4. Классицизм в живописи........................................................................15

2.5. Классицизм в скульптуре......................................................................16

2.6. Классицизм в архитектуре....................................................................18

2.7. Классицизм в литературе......................................................................20

2.8. Классицизм в музыке.............................................................................22

2.9. Классицизм в театре..............................................................................22

2.10. Своеобразие русского классицизма...................................................22

3. Заключение ……………………………………...…………………………...26

Список литературы ..............................…….………………………………….28

Приложения ........................................................................................................29

1. Классицизм как художественный метод

Классицизм - это один из реально существовавших в истории искусства художественных методов. Иногда его обозначают терминами «направление» и «стиль». Классици́зм (фр. classicisme , от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма , которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Понятие классицизма как творческого метода предполагает своим содержанием исторически обусловленный способ эстетического восприятия и моделирования действительности в художественных образах: картина мира и концепция личности, наиболее общие для массового эстетического сознания данной исторической эпохи, находят свое воплощение в представлениях о сути словесного искусства, его отношениях с реальностью, его собственных внутренних законах.

Классицизм возникает и формируется в определенных историко-культурных условиях. Наиболее распространенное исследовательское убеждение связывает классицизм с историческими условиями перехода от феодальной раздробленности к единой национально-территориальной государственности, в формировании которой централизующая роль принадлежит абсолютной монархии.

Классицизм - это органичная стадия развития любой национальной культуры при том, что классицистическую стадию разные национальные культуры проходят в разное время, в силу индивидуальности национального варианта становления общей социальной модели централизованного государства.

Хронологические рамки существования классицизма в разных европейских культурах определяются как вторая половина XVII - первое тридцатилетие XVIII в., при том, что ранние классицистические веяния ощутимы на исходе эпохи Возрождения, на рубеже XVI-XVII вв. В этих хронологических пределах эталонным воплощением метода считается французский классицизм. Тесно связанный с расцветом французского абсолютизма второй половины XVII в., он дал европейской культуре не только великих литераторов - Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена, Вольтера, но и великого теоретика классицистического искусства - Никола Буало-Депрео. Будучи и сам практикующим литератором, заслужившим прижизненную славу своими сатирами, Буало главным образом прославился созданием эстетического кодекса классицизма - дидактической поэмы «Поэтическое искусство» (1674), в которой дал стройную теоретическую концепцию литературного творчества , выведенную из литературной практики его современников. Таким образом, классицизм во Франции стал наиболее самосознающим воплощением метода. Отсюда и его эталонное значение.

Исторические предпосылки возникновения классицизма связывают эстетическую проблематику метода с эпохой обострения взаимоотношений личности и общества в процессе становления единодержавной государственности, которая, приходя на смену социальной вседозволенности феодализма, стремится регламентировать законом и четко разграничить сферы общественной и частной жизни и отношения между личностью и государством. Это определяет содержательный аспект искусства. Основные его принципы мотивированы системой философских взглядов эпохи. Они формируют картину мира и концепцию личности, а уже эти категории воплощаются в совокупности художественных приемов литературного творчества.

Наиболее общие философские понятия, присутствующие во всех философских течениях второй половины XVII - конца XVIII в. и имеющие непосредственное отношение к эстетике и поэтике классицизма - это понятия «рационализм» и «метафизика», актуальные как для идеалистических, так и для материалистических философских учений этого времени. Основоположником философской доктрины рационализма является французский математик и философ Рене Декарт (1596-1650). Основополагающий тезис его доктрины: «Я мыслю, следовательно, я существую» - реализовался во многих философских течениях того времени, объединенных общим названием «картезианство» (от латинского варианта имени Декарт - Картезиус), В сущности своей это тезис идеалистический, поскольку он выводит материальное существование из идеи. Однако рационализм, как интерпретация разума в качестве первичной и высшей духовной способности человека, в той же мере характерен и для материалистических философских течений эпохи - таких, например, как метафизический материализм английской философской школы Бэкона-Локка, которая признавала источником знания опыт, но ставила его ниже обобщающей и аналитической деятельности разума, извлекающего из множества добытых опытом фактов высшую идею, средство моделирования космоса - высшей реальности - из хаоса отдельных материальных предметов.

К обеим разновидностям рационализма - идеалистической и материалистической - одинаково приложимо понятие «метафизики». Генетически оно восходит к Аристотелю, и в его философском учении обозначало отрасль знания, которое исследует недоступные для органов чувств и лишь рационально-умозрительно постигаемые высшие и неизменные начала всего сущего. И Декарт, и Бэкон применяли этот термин в аристотелевском смысле. В новое время понятие «метафизика» обрело дополнительное значение и стало обозначать антидиалектический способ мышления, воспринимающий явления и предметы вне их взаимосвязи и развития. Исторически это очень точно характеризует особенности мышления аналитической эпохи XVII-XVIII вв., периода дифференциации научного знания и искусства , когда каждая отрасль науки, выделяясь из синкретического комплекса, обретала свой отдельный предмет, но при этом утрачивала связь с другими отраслями знания.

2. Эстетика классицизма

2.1. Основные принципы классицизма

1. Культ разума
2. Культ гражданского долга
3. Обращение к средневековым сюжетам
4. Отвлеченность от изображения быта, от исторического национального своеобразия
5. Подражание античным образцам
6. Композиционная стройность, симметрия, единство художественного произведения
7. Герои являются носителями одной главной черты, даны вне развития
8. Антитеза как основной прием создания художественного произведения
2.2. Картина мира, концепция личности

в искусстве классицизма

Порождаемая рационалистическим типом сознания картина мира отчетливо делит реальность на два уровня: эмпирический и идеологический. Внешний, видимый и осязаемый материально-эмпирический мир состоит из множества отдельных материальных предметов и явлений , между собою никак не связанных - это хаос отдельных частных сущностей. Однако над этим беспорядочным множеством отдельных предметов существует их идеальная ипостась - стройное и гармоничное целое, всеобщая идея мироздания, включающая в себя идеальный образ любого материального объекта в его высшем, очищенном от частностей, вечном и неизменном виде: в таком, каким он должен быть по изначальному замыслу Творца. Эта всеобщая идея может быть постигнута только рационально-аналитическим путем постепенного очищения предмета или явления от его конкретных форм и облика и проникновения в его идеальную сущность и назначение.

И поскольку замысел предшествует творению, а непременным условием и источником существования является мышление, эта идеальная реальность имеет высший первопричинный характер. Нетрудно заметить, что основные закономерности такой двухуровневой картины реальности очень легко проецируются на основную социологическую проблему периода перехода от феодальной раздробленности к единодержавной государственности - проблему взаимоотношений личности и государства. Мир людей - это мир отдельных частных человеческих сущностей, хаотичный и беспорядочный, государство - всеобъемлющая гармоничная идея, творящая из хаоса стройный и гармоничный идеальный миропорядок. Именно эта философская картина мира XVII-XVIII вв. обусловила такие содержательные аспекты эстетики классицизма, как концепция личности и типология конфликта, универсально характерные (с необходимыми историко-культурными вариациями) для классицизма в любой европейской литературе.

В области отношений человека с внешним миром классицизм видит два типа связей и положений - те же самые два уровня, из которых складывается философская картина мира. Первый уровень - это так называемый «естественный человек», биологическое существо, стоящее наряду со всеми предметами материального мира. Это частная сущность, одержимая эгоистическими страстями, беспорядочная и ничем не ограниченная в своем стремлении обеспечить свое личное существование. На этом уровне человеческих связей с миром ведущей категорией, определяющей духовный облик человека, является страсть - слепая и безудержная в своем стремлении к реализации во имя достижения индивидуального блага.

Второй уровень концепции личности - это так называемый «общественный человек», гармонично включенный в социум в своем высшем, идеальном образе, сознающий, что его благо является неотъемлемой составляющей блага общего. «Человек общественный» руководствуется в своем мировосприятии и поступках не страстями , а разумом, поскольку именно разум является высшей духовной способностью человека, дающей ему возможность положительного самоопределения в условиях человеческой общности, основанной на этических нормах непротиворечивого общежительства. Таким образом, концепция человеческой личности в идеологии классицизма оказывается сложной и противоречивой: естественный (страстный) и общественный (разумный) человек - это один и тот же характер, раздираемый внутренними противоречиями и находящийся в ситуации выбора.

Отсюда - типологический конфликт искусства классицизма, непосредственно вытекающий из подобной концепции личности. Совершенно очевидно, что источником конфликтной ситуации является именно характер человека. Характер - одна из центральных эстетических категорий классицизма, и ее интерпретация значительно отличается от того смысла, который вкладывает в термин «характер» современное сознание и литературоведение. В понимании эстетики классицизма характер - это именно идеальная ипостась человека - то есть не индивидуальный склад конкретной человеческой личности, а некий всеобщий вид человеческой природы и психологии, вневременный в своей сущности. Только в таком своем виде вечного, неизменного, общечеловеческого атрибута характер и мог быть объектом классицистического искусства, однозначно относимого к высшему, идеальному уровню реальности.

Основными составляющими характера являются страсти: любовь, лицемерие, мужество, скупость, чувство долга, зависть, патриотизм и т.д. Именно по преобладанию какой-то одной страсти характер и определяется: «влюбленный», «скупой», «завистник», «патриот». Все эти определения являются именно «характерами» в понимании классицистического эстетического сознания.

Однако эти страсти неравноценны между собой, хотя по философским понятиям XVII-XVIII вв. все страсти равноправны, поскольку все они - от природы человека, все они естественны, и решить, какая страсть согласуется с этическим достоинством человека, а какая - нет, ни одна страсть сама по себе не может. Эти решения осуществляет только разум. При том, что все страсти в равной мере являются категориями эмоциональной духовной жизни, некоторые из них (такие как любовь, скупость, зависть, лицемерие и пр.) меньше и труднее согласуются с велениями разума и больше связаны с понятием эгоистического блага. Другие же (мужество, чувство долга, честь, патриотизм) в большей мере подвержены рациональному контролю и не противоречат идее общего блага, этике социальных связей.

Так вот и получается, что в конфликте сталкиваются страсти разумные и неразумные , альтруистические и эгоистические, личные и общественные. А разум - это высшая духовная способность человека, логический и аналитический инструмент, позволяющий контролировать страсти и отличать добро от зла, истину ото лжи. Наиболее распространенная разновидность классицистического конфликта - это конфликтная ситуация между личной склонностью (любовью) и чувством долга перед обществом и государством, которое почему-либо исключает возможность реализации любовной страсти. Совершенно очевидно, что по природе своей это конфликт психологический, хотя необходимым условием его осуществления является ситуация, в которой сталкиваются интересы человека и общества. Эти важнейшие мировоззренческие аспекты эстетического мышления эпохи нашли свое выражение в системе представлений о законах художественного творчества.

2.3. Эстетическая природа классицизма

Эстетические принципы классицизма за время его существования претерпели значительные изменения. Характерная особенность этого направления – преклонение перед античностью. Искусство Древней Греции и Древнего Рима рассматривалось классицистами в качестве идеальной модели художественного творчества. “Поэтика” Аристотеля и “Искусство поэзии” Горация оказали огромное влияние на формирование эстетических принципов классицизма. Здесь обнаруживается тенденция к созданию возвышенно-героических, идеальных, рационалистически четких и пластически завершенных образов. Как правило, в искусстве классицизма современные политические, нравственные и эстетические идеалы воплощаются в характерах, конфликтах, ситуациях, заимствованных из арсенала античной истории, мифологии или непосредственно из античного искусства.

Эстетика классицизма ориентировала поэтов, художников, композиторов на создание произведений искусства, отличающихся ясностью, логичностью, строгой уравновешенностью и гармонией. Все это, по мнению классицистов, полно отразилось в античной художественной культуре. Для них разум и античность – синонимы. Рационалистический характер эстетики классицизма проявился в отвлеченной типизации образов, строгой регламентации жанров , форм, в интерпретации античного художественного наследия, в обращении искусства к разуму, а не к чувствам, в стремлении подчинить творческий процесс незыблемым нормам, правилам и канонам (норма – от лат. norma – руководящее начало, правило, образец; общепризнанное правило, образец поведения или действия).

Как в Италии наиболее типичное выражение нашли эстетические принципы эпохи Возрождения, так во Франции XVII в. – эстетические принципы классицизма. К XVII в. художественная культура Италии в значительной мере утратила свое былое влияние. Зато явно обозначился новаторский дух французского искусства. В это время во Франции сформировалось абсолютистское государство, которое объединило общество и централизовало власть.

Упрочение абсолютизма означало победу принципа универсальной регламентации во всех сферах жизни, начиная от экономики и кончая духовной жизнью. Долг – вот главный регулятор поведения человека. Государство олицетворяет собою этот долг и выступает как некая отчужденная от индивида сущность. Подчинение государству, исполнение государственного долга – высшая добродетель индивида. Человек мыслится уже не свободным, как это было характерно для ренессансного мировоззрения, а подчиненным чуждым ему нормам и правилам, ограниченным неподвластными ему силами. Регламентирующая и ограничивающая сила выступает в форме безличного разума, которому должен подчиниться индивид и действовать, следуя его велениям и предписаниям.

Высокий подъем производства способствовал развитию точных наук: математики, астрономии, физики, а это, в свою очередь, обусловило победу рационализма (от лат. ratio – разум) – философского направления, признающего разум основой познания и поведения людей.

Представления о законах творчества и структуре художественного произведения в той же мере обусловлены эпохальным типом мировосприятия, что и картина мира, и концепция личности. Разум, как высшая духовная способность человека, мыслится не только орудием познания, но и органом творчества , и источником эстетического наслаждения. Один из самых ярких лейтмотивов «Поэтического искусства» Буало - рациональная природа эстетической деятельности:

Среди художественных стилей немаловажное значение имеет классицизм, получивший распространение в передовых странах мира в период с 17 по начало 19 века. Он стал наследником идей Просвещения и проявился практически во всех видах европейского и русского искусства. Часто вступал в противоборство с барокко, особенно на этапе становления во Франции.

Век классицизма в каждой стране свой. Раньше всего он сложился во Франции - еще в 17 веке, чуть позже - в Англии и Голландии. В Германии и России направление утвердилось ближе к середине 18 столетия, когда в других государствах уже начиналось время неоклассицизма. Но это не столь значимо. Важнее другое: это направление стало первой серьезной системой в области культуры, заложившей основы дальнейшего ее развития.

Что такое классицизм как направление?

Название происходит от латинского слова classicus, что в переводе означает «образцовый». Главный принцип проявился в обращении к традициям античности. Они воспринимались как норма, к которой следует стремиться. Авторов произведений привлекали такие качества, как простота и четкость формы, лаконичность, строгость и гармония во всем. Это касалось любых произведений, создаваемых в период классицизма: литературных, музыкальных, живописных, архитектурных. Каждый творец стремился найти всему свое место, четкое и строго определенное.

Основные признаки классицизма

Для всех видов искусства были характерны следующие особенности, помогающие понять, что такое классицизм:

  • рациональный подход к изображению и исключение всего, что связано с чувственностью;
  • главное назначение человека - служение государству;
  • строгие каноны во всем;
  • установленная иерархия жанров, смешение которых недопустимо.

Конкретизация художественных особенностей

Анализ отдельных видов искусства помогает понять, как воплощался в каждом них стиль «классицизм».

Как реализовался классицизм в литературе

В этом виде искусства классицизм определился как особое направление, в котором было ярко выражено стремление перевоспитать словом. Авторы художественных произведений верили в счастливое будущее, где будут господствовать справедливость, свобода всех граждан, равенство. Оно подразумевало, в первую очередь, освобождение от всех видов гнета, включая религиозный и монархический. Классицизм в литературе непременно требовал соблюдения трех единств: действия (не более одной сюжетной линии), времени (все события укладывались в сутки), места (отсутствовало перемещение в пространстве). Большего признания в этом стиле получили Ж.Мольер, Вольтер (Франция), Л.Гиббон (Англия), М.Твен, Д.Фонвизин, М.Ломоносов (Россия).

Развитие классицизма в России

Новое художественное направление утвердилось в русском искусстве позже, чем в других странах - ближе к середине 18 века - и занимало лидирующие позиции вплоть до первой трети 19 века. Русский классицизм, в отличие от западноевропейского, в большей мере опирался на национальные традиции. Именно в этом проявилось его своеобразие.

Изначально оно пришло в архитектуру, где и достигло наибольших высот. Это было связано со строительством новой столицы и ростом российских городов. Достижением зодчих стало создание величественных дворцов, комфортабельных жилых домов, загородных дворянских усадеб. Отдельного внимания заслуживает создание архитектурных ансамблей в центре города, которые в полной мере дают понять, что такое классицизм. Это, к примеру, постройки Царского Села (А.Ринальди), Александро-Невская Лавра (И.Старов), стрелка Васильевского острова (Ж. де Томон) в Петербурге и многие другие.

Вершиной деятельности зодчих можно назвать строительство Мраморного дворца по проекту А.Ринальди, в отделке которого впервые был использован натуральный камень.

Не менее известен и Петродворец (А.Шлютер, В.Растрелли), представляющий собой образец садово-паркового искусства. Многочисленные здания, фонтаны, скульптуры, сама планировка - все поражает своей соразмерностью и чистотой выполнения.

Литературное направление в России

Отдельного внимания заслуживает развитие классицизма в русской литературе. Его основоположниками стали В.Тредиаковский, А.Кантемир, А.Сумароков.

Однако наибольший вклад в разработку понятия, что такое классицизм, внес поэт и ученый М.Ломоносов. Он разработал систему трех штилей, определившую требования к написанию художественных произведений, и создал образец торжественного послания - оды, пользовавшейся наибольшей популярностью в литературе второй половины 18 века.

В полной мере традиции классицизма проявились в пьесах Д.Фонвизина, в особенности в комедии «Недоросль». Помимо обязательного соблюдения трех единств и культа разума, к особенностям русской комедии относятся следующие моменты:

  • четкое деление героев на отрицательных и положительных и наличие резонера, выражающего позицию автора;
  • наличие любовного треугольника;
  • наказание порока и торжество добра в финале.

Произведения эпохи классицизма в целом стали важнейшей составляющей в развитии мирового искусства.

Классицизм - литературный стиль, который был выработан во Франции в 17 в. Он получил свое распространение в Европе в 17-19 вв. Направление, обратившееся к античности как идеальному образцу, тесно связано с Основываясь на идеях рационализма и разумности, оно стремилось к выражению общественного содержания, к становлению иерархии литературных жанров. Говоря о мировых представителях классицизма, нельзя не упомянуть Расина, Мольера, Корнеля, Ларошфуко, Буало, Лабрюйра, Гете. В идеями классицизма прониклись Мондори, Лекен, Рашель, Тальма, Дмитриевский.

Стремление отобразить идеальное в реальном, вечное во временном - вот характерная черта классицизма. В литературе создается не определенный персонаж, а собирательный образ героя или злодея, или низменного. В классицизме неприемлемо смешение жанров, образов и характеров. Здесь есть границы, рушить которые не дозволено никому.

Классицизм в русской литературе - определенный виток в искусстве, придававший особое значение таким жанрам, как ода, трагедия. Основателем по праву считается Ломоносов, трагедии - Сумароков. В оде совмещались публицистика и лирика. Комедии имели прямое отношение к античным временам, в то время как в трагедиях повествовалось о деятелях отечественной истории. Говоря о великих российских деятелях периода классицизма, стоит сказать о Державине, Княжнине, Сумарокове, Волкове, Фонвизине и др.

Классицизм в русской литературе 18 в., как и во французской, опирался на позиции царской власти. Как говорили сами искусство должно стоять на страже интересов общества, давать людям определенное представление о гражданском поведении и морали. Идеи служения государству и обществу созвучны интересам монархии, поэтому классицизм приобрел распространение по всей Европе и в России. Но не стоит ассоциировать его только лишь с идеями прославления власти монархов, российские писатели отражали в своих произведениях интересы «среднего» слоя.

Классицизм в русской литературе. Основные признаки

К базовым можно отнести:

  • обращение к античности, ее различным формам и образам;
  • принцип единства времени, действия и места (преобладает одна сюжетная линия, действие длится до 1 суток);
  • в комедиях классицизма добро торжествует над злом, пороки наказываются, в основе любовной линии - треугольник;
  • у героев «говорящие» имена и фамилии, сами они имеют четкого разделения на положительных и отрицательных.

Углубляясь в историю, стоит вспомнить о том, что эпоха классицизма в России берет свое начало от писателя который первым написал произведения в данном жанре (эпиграммы, сатиры и т.д.). Каждый из писателей и поэтов данной эпохи был первооткрывателем в своей области. В реформе литературного русского языка главную роль сыграл Ломоносов. В это же время произошла и реформа стихосложения.

Как говорит Федоров В.И., первые предпосылки возникновения классицизма в России появились во времена Петра 1 (в 1689-1725 гг.). Как жанр литературы, стиль классицизм сформировался к середине 1730-х годов. Во вторую половину 60-х годов идет бурное его развитие. Происходит рассвет публицистических жанров в периодике. Эволюционировал он уже к 1770 году, кризис же начался в последнюю четверть века. К тому времени окончательно оформился сентиментализм, усилились тенденции реализма. Окончательное падение классицизма произошло после издания «Беседы любителей русского слова».

Классицизм в русской литературе 30-50-х годов повлиял и на развитие наук эпохи Просвещения. В это время произошел переход от идеологии церковной к светской. России нужны были знания и новые умы. Все это и дал ей классицизм.

К лассицизм . явл.общеевроп.,слож.во Франц.(сер.17)Упорядочив.всех эпох жизни.На смену хаоса-дисциплина.Нов.гармония опир.на веление разума,долга.Чел.-носитель общих черт:герой-подлец,герой-скупой. Типолог, классиф, четкость, удобство, нормат, правил. 3 кат.эстетики:разум,образец,вкус.Учение о стилях,жанры-иерархия.Завершил эпоху нормат.сентимитализм. Романтизм – перв.десят.19,эпоха индивид.худ.созн.,чел.в центре картины мира,личность,самодостат.,свобода личн.,конфликт м/у мечтой и деят.Романт.двоемирие:деят. и мечты(мир идей).Время-процесс движ.истории и чел.,самоцен,личност.кач-ва эпох.Проблема автора-творца,автор-личнось,новый стиль писания.Баллада:беспредел фантазии,вымысла;поэтика тайны,запредельного,поэмы-ирон.

Классици́зм (фр. classicisme , от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII -XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма , которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта . Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель , Гораций ).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров , которые делятся на высокие (ода , трагедия , эпопея ) и низкие (комедия , сатира ,басня ). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм освобождал человека от религиозно-церковного влияния, утверждая личность как высшую ценность бытия. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.

Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555-1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639-1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры - басня (Ж. Лафонтен ), сатира (Буало ), комедия (Мольер 1622-1673).

Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса », крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство ». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп , сделавшие основной формой английской поэзии александрины . Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон , Свифт ) также характерен латинизированный синтаксис .

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения . Творчество Вольтера (1694 -1778 ) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон , вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла , историка Гиббона и актёра Гаррика .

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I . Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей» , которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения - идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин ), сатира (А. Д. Кантемир ), басня (А. П. Сумароков , И. И. Хемницер ), ода (Ломоносов , Г. Р. Державин ).

В связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств - сентиментализм . Переход от классицизма кпредромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска », представленной именами И. В. Гёте (1749-1832) и Ф. Шиллера (1759 -1805 ), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека.

Г.Н.Поспелов // Введение в ЛВ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. КЛАССИЦИЗМ

Перелом в этом отношении начал происходить с XVII в., прежде всего - во французской литературе. И это не было случайностью. XVII и XVIII вв. вообще были тем периодом в жизни социально развитых европейских наро­дов, когда их передовое, естественнонаучное, философ­ское, а отсюда и политическое мышление достигло боль­ших успехов, когда оно стало гораздо более принципиаль­ным, нежели раньше, и в нем с особенной силой стали сказываться рассудочные принципы классификации накопляющихся знаний. Это приводило к господству метафизического понимания жизни природы и общества.

«Для метафизика, - писал об этом Энгельс, - вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, не­изменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, под­лежащие исследованию один после другого и один не­зависимо от другого. Он мыслит сплошными непосред­ственными противоположностями... Для него вещь или существует, или не существует, и точно так же вещь не может быть самой собой и в то же время иной» (3, 21).

Общая атмосфера метафизического мышления повлия­ла и на художественную литературу, в особенности во Франции, где этому способствовала и соответствующая политическая обстановка. Здесь в жизни обоих привилеги­рованных классов - дворянства и буржуазии - стихийно возобладали центростремительные, общенациональные тенденции, выразителем которых стала королевская власть, достигшая политического абсолютизма. В течение столе­тия, в царствование Людовиков XIII и XIV, эта власть стала «организующим и цивилизующим центром» (Маркс) страны и имела в какой-то мере общенациональное про­грессивное значение.

В этих условиях в широких кругах дворянской, а от­части и разночинной интеллигенции сложилось соответст­вующее мировоззрение, идейно утверждающее существую­щий строй, по сути своей консервативно-феодальный, хотя и стремящийся все же робко двигать страну по путям буржуазного развития. При таком своем назначении новое мировоззрение не могло не быть рационалистичес­ким.

На основе этого миропонимания и сложилось во Франции очень мощное литературное направление, полу­чившее название классицизм. Впервые в истории целая группа писателей возвысилась до осознания своих твор­ческих принципов.

Сила этого направления заключалась в том, что его приверженцы обладали очень законченной и отчетливой системой гражданско-моралистических убеждений и по­следовательно выражали их в своем творчестве. Они соз­дали поэтому и соответствующую литературную програм­му. В ранний период развития французского классицизма его творческим «законодателем» был Ф. Малерб, а затем, во второй половине XVII в., его выдающимся теоретиком стал Н. Буало.

Малерб писал торжественные оды. Он возвеличивал в них - от имени всей нации - королевскую власть, ее гражданскую деятельность, приносящую будто бы благо всему обществу, открывающую ему возможность мирного процветания. Эта деятельность власти являлась, по мысли Малерба, проявлением общечеловеческих законов р а-з у м а, и все, кто ее проводил и ей способствовал, исходи­ли тем самым из разумного нравственного гражданского сознания, противостоящего всему порочному, эгоистичес­кому, антиобщественному.

Поэзия также должна служить этим разумным целям. Она сама должна быть пронизана принципами разумности- строгостью и ясностью мысли, стройностью композиции, чистотой речи. Эти же идеи нравственного долга перед обществом, гражданского служения, разумной организо­ванности художественного творчества выразил затем с большой теоретической четкостью Буало в своем стихо­творном трактате «Поэтическое искусство» («L"art рое-tique», 1674), ставшем манифестом французского клас­сицизма.

Особенное значение имел для Буало вопрос о «чистоте жанров» литературы - «высоких» (оды, поэмы, трагедии) или «низких» (сатиры, басни, комедии). Каждый жанр, по его убеждению, должен иметь свою особенную идейно-эмоциональную направленность и соответствующую ей художественную форму. В разработке этой целостной сис­темы жанров французским поэтам и драматургам следует, по его мнению, опираться на творческие достижения ан­тичной литературы. Произведения Гомера, Пиндара, Со­фокла или Горация, Федра, Аристофана должны стать для них классическими образцами, из которых можно вывести определенные «правила» создания произведений каждого жанра. Стремление к такой рационалистической спецификации творчества было очень характерно для всей теоретической программы классицизма, для всей его эстетики.

Французские классицисты готовы были подражать ан­тичным писателям, но писать так же они, конечно, не могли. У них были другое миропонимание и другая про­блематика творчества, закономерно возникающая на сов­сем другой ступени общественного развития. Они могли одевать своих героев в костюмы античности, но эти герои, всецело подчиняясь рационалистической мысли авторов, вели себя не как древние греки и римляне, а как французы эпохи просвещенного абсолютизма.

Сам Буало создавал по преимуществу сатиры. Но основные положения его творческой программы разделяли, в той или иной мере, и другие писатели, в частности прославленные создатели драматургии французского клас­сицизма - П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Мольер. Драма­тургия в своем сценическом воплощении вообще была лучшим средством для того, чтобы воочию демонстриро­вать зрителям величие гражданских добродетелей и пагуб­ность гражданских пороков. При таком своем значении она требовала самой тщательной разработки соответствую­щих творческих «правил».

Особенно важным считалось тогда требование, чтобы произведения драматургии заключали в себе единство времени, места и действия. Это значило, что в пьесе должен развиваться единый конфликт, а его разви­тие в сюжете должно обладать наибольшей компактностью во времени (не занимать более одних суток в жизни ге­роев) и в пространстве (происходить всецело в одном го­роде или даже в одном доме). Такой принцип построения сюжета вполне соответствовал идейному содержанию пьес драматургов-классицистов: ведь они раскрывали в характе- pax своих героев только их гражданские добродетели или пороки и в значительной мере отвлекались при этом от психологических и бытовых подробностей жизни героев. Единство конфликта и узкие пространственно-временные рамки сюжета вполне способствовали такому пониманию характеров героев и вынесению им автором-моралистом ясного «приговора».

Но все это не способствовало развитию реализма в драматургии классицистов. Каждый их герой говорил и действовал на сцене для того, чтобы выявить в себе отвлеченно понятую автором добродетель или порок, поэ­тому живой процесс его мыслей и переживаний сильно обеднялся и получал односторонне рассудочное содержа­ние, а нередко приобретал и публицистическую направ­ленность.

Такое же тенденциозное значение получало в основном и развитие конфликта. События, происходящие на сцене, должны были, по рационалистическим представлениям писателя, заведомо приводить добродетель к торжеству, а порок к наказанию. Возможные столкновения этих начал в сознании одного героя имели обычно лишь резонерское значение. Драматург всегда создавал в конфликте нужную ему развязку, хотя бы путем неожиданного вмешательства посторонних сил. Древние римляне называли такой прием появлением «бога из машины» («deus ex machina»).

В большей мере этот дидактический характер драма­тургии классицизма проявился в «высоком» жанре граж­данских трагедий, которые писали Корнель и Расин. Мно­гие из их произведений - «Сид» и «Гораций» Корнеля, «Ифигения в Авлиде» Расина и др. - строились на кон­фликте гражданского долга и личного чувства в сознании главного героя.

Но драматурги-классицисты создавали трагедии и дру­гого типа. В них они разоблачали дурных правителей, пользующихся своей властью не для блага общества, а для жесткого произвола, ради личных страстей. Таковы, например, «Родогунда» и «Ираклий» Корнеля, «Андрома­ха», «Гофолия», «Британик» Расина. В последней изоб­ражен римский император Нерон, ищущий благосклон­ности Юлии, которая любит его брата Британика. Нерон действует на девушку и льстивыми речами, и зловещими угрозами, а затем, не добившись своего, отравляет брата на придворном пире.

В комедиях Мольера, разоблачивших пороки современ­ного общества, изображение характеров было более кон- кретным. Однако и в них отвлеченность гражданско-мора-листического мышления, строгость «правил» драматургии классицизма часто брали верх над реалистическим принци­пом воспроизведения жизни. Так, в комедии «Тартюф» в характере главного героя, карьериста и интригана, до­бивавшегося своих целей с помощью ханжества и лицеме­рия, эти черты выявлены с особенной силой, в ущерб всем другим, что делает образ схематичным. Тенденциозна и развязка конфликта, в которой Тартюф, уже заманив­ший в свои сети простака Оргона, чтобы захватить его имущество, внезапно попадает под арест по приказу коро­ля и являет собой пример наказанного порока. И в других комедиях Мольера - в «Скупом», «Мещанине во дворянстве», «Мнимом больном» - эта дидактичность творчества проявляется с не меньшей силой.

Франция XVII в. была колыбелью классицизма. В дру­гих европейских странах - в силу стадиальных об­щностей национальных литератур - он также возникал, но складывался с меньшей отчетливостью и в более позд­нее время - в зависимости от развитости и степени национальной прогрессивности просвещенного абсолю­тизма.

Так, в Германии, раздробленной в ту эпоху на мелкие государства, национальная прогрессивность феодальной власти была минимальной. Но в начале XVIII в. и немец­кие писатели, вслед за французскими, стремились создать свою теоретическую программу классицизма. Таков был «Опыт критической поэзии для немцев» Готшеда (1730), оказавший большое влияние на художественное сознание современников, но не вдохновивший их на создание значи­тельных литературных произведений.

В России проводимые Петром I реформы, имевшие огромное общенациональное значение, вызвали у дворянс­кого общества интерес к западноевропейской культуре, стремление к ее усвоению. Уже в 20-х годах XVIII в. в творчестве Кантемира получило выражение, пока лишь в жанрах сатиры и оды («послания»), новое, светское миро­воззрение, исходящее из идеалов прогрессивной дворян­ской государственности. А к концу 40-х годов на основе этого мировоззрения усилиями Сумарокова (его письма­ми - «эпистолами» «о русском языке» и «о русском стихо­творстве», 1748) и Ломоносова (его «Риторикой») была создана программа русского классицизма, во многом пов­торявшая основные положения трактата Буало. На про­тяжении последующего тридцатилетия в русской литерату- ре активно развивались соответствующие особенности содержания и формы, проявившиеся в лирике (Ломоносов, Сумароков, ранний Державин), драматургии (Сумароков, Фонвизин, Княжнин) и в стихотворном эпосе (Тредиа-ковский, Херасков).

Значение классицизма для общего развития европей­ских литератур было очень велико. Несмотря на рациона­листическую отвлеченность художественного воспроиз­ведения жизни, классицизм, заключал в себе одно очень важное достоинство: он требовал высокой дисципли­нированности творчества, которой часто недостава­ло произведениям раннего средневековья и Возрождения. Принципиальность творческой мысли, пронизанность всей образной системы произведения единой идеей, глубокое соответствие идейного содержания и художественной формы - эти «заветы» клас­сицизма были восприняты лучшими писателями последую­щих исторических эпох, других литературных направлений.

Итак, литературное направление - это произведения писателей той или иной страны и эпохи, достигших высокой творческой сознательности и принципиальности, которые проявляются в создании ими соответствующей их идейно-творческим стремлениям эстетической программы, в публикации выражающих ее «мани­фестов».

Наличие осознанных эстетических принципов обычно положительно воздействует на само творчество писателей, помогает им достигнуть большего совершенства. Таким было творчество поэтов и драматургов французского клас­сицизма, которым подражали в меру своих сил клас­сицисты других стран. Но в литературе Франции XVII в. возникали произведения и с другими свойствами содержа­ния и формы, причем их авторы не возвышались до созда­ния соответствующих эстетических программ и не создава­ли тем самым других литературных направлений. Такова была, например, «легкая поэзия» (фр. poesie legere), соз­даваемая рядом поэтов во главе с Жаном Лафонтеном, автором ряда коротких новеллистических поэм («сказок») и небольшого прозаическо-стихотворного романа «Любовь Психеи и Купидона». В этих произведениях Лафонтен, выступая против подражательности творчества классицис­тов, против его рационалистической дисциплинированнос­ти, утверждает независимость творчества и свободное нас­лаждение жизнью - любовью, искусством, красотой природы. Легкая, утонченная, игривая форма его стихов противостоит серьезному и торжественному тону клас­сицистических од и трагедий. В России, в силу стадиаль­ной общности национальных литератур, подобное место занимает творчество И. Богдановича, прежде всего его поэма «Душенька», написанная на сюжет, заимствованный из романа Лафонтена.

Французский классицизм был первым большим, вполне сложившимся литературным направлением, знаменовавшим собой новый, более высокий уровень исторического разви­тия художественного творчества. С тех пор програм­мность творчества становится ведущим принципом национальной литературной жизни социально развитых стран Европы. В национальных литературах стали скла­дываться различные по своим идейно-творческим принци­пам направления, вступившие между собой в сознательную программную полемику.

Классицизм стал первым полноценным литературным направлением, причем его влияние практически не затрагивало прозу: все теории классицизма были отчасти посвящены поэзии, но в основном - драматургии. Возникает это направление во Франции в XVI веке, а расцветает примерно столетие спустя.

История возникновения классицизма

Возникновение классицизма было обусловлено эпохой абсолютизма в Европе, когда человек считался всего лишь слугой своего государства. Главная идея классицизма - гражданское служение, ключевым понятием классицизма является понятие долга. Соответственно, ключевой конфликт всех классицистических произведений - это конфликт страсти и разума, чувства и долга: отрицательные герои живут, подчиняясь своим эмоциям, а положительные живут только рассудком, и поэтому всегда оказываются победителями. Такое торжество разума было обусловлено философской теорией рационализма, которую предложил Рене Декарт: Я мыслю, следовательно существую. Он писал, что разумен не только человек, но и вообще все живое: разум дан нам от бога.

Черты классицизма в литературе

Основоположники классицизма внимательно изучили историю мировой литературы и решили для себя, что наиболее разумно был организован литературный процесс в Древней Греции. Именно античным правилам они и решили подражать. В частности, из античного театра было заимствовано правило о трех единствах: единстве времени (от начала до конца пьесы не может пройти более суток), единстве места (все происходит в одном месте) и единстве действия (должна существовать лишь одна сюжетная линия).

Другим приемом, заимствованным из античной традиции, стало использование героев-масок - устойчивых амплуа, которые переходят из пьесы в пьесу. В типичных классицистических комедиях речь всегда идет о выдаче девушки, поэтому маски там следующие: госпожа (сама девушка-невеста), субретка (ее служанка-подружка, наперсница), глуповатый отец, не менее троих женихов (один из них обязательно положительный, т.е. герой-любовник) и герой-резонер (главный положительный персонаж, появляется обычно в конце). В финале комедии обязательно необходима некая интрига, в результате которой девушка выйдет замуж за положительного жениха.

Композиция комедии классицизма должна быть очень четкой , обязательно содержать пять актов : экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.

Существовал прием неожиданной развязки (или deus ex machina) - появление бога из машины, который ставит все на свои места. В российской традиции таким героев часто оказывалось государство. Также использовался прием катарсиса - очищение через сострадание, когда сочувствуя попавшим в трудную ситуацию отрицательным героям, читатель должен был очиститься духовно.

Классицизм в русской литературе

В Россию принципы классицизма принес А.П. Сумароков. В 1747 году он публикует два трактата - Эпистола о стихотворстве и Эпистола о русском языке, где излагает свои взгляды на поэзию. На самом деле, эти эпистолы были переведенными с французского, префразированием для России трактата Николя Буало Поэтическое искусство. Сумароков предопределяет, что главной темой русского классицизма станет тема социальная, посвященная взаимодействию людей с обществом.

Позднее появляется кружок начинающих драматургов во главе с И. Елагиным и театральным теоретиком В. Лукиным, которые предлагают новую литературную идею - т.н. теорию склонений . Смысл ее состоит в том, что нужно лишь понятно перевести западную комедию на русский язык, заменив там все имена. Подобных пьес появилось множество, но вообще идея не слишком осуществлялась. Главное же значение кружка Елагина состояло в том, что именно там впервые проявился драматургический талант Д.И. Фонвизина, которые написал комедию