Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы (Хра́м-па́мятник Святи́теля Алекси́я, митрополи́та Моско́вского), нем. St.-Alexi-Gedächtniskirche zur Russischen Ehre (Gedächtniskirche des heiligen Metropoliten Alexi von Moskau) - православный храм в Лейпциге, устроен в память «Битвы народов».
Би́тва под Ле́йпцигом (в литературе также часто встречается название Би́тва наро́дов, нем. Völkerschlacht bei Leipzig, 16-19 октября 1813 года) - крупнейшее сражение в череде Наполеоновских войн и в мировой истории до Первой мировой войны, в котором император Наполеон I Бонапарт потерпел поражение от союзных армий России, Австрии, Пруссии и Швеции.
Храм относится к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви. Настоятель - протоиерей Алексий Томюк (с 1996 года).
Первые храмы
Впервые упоминания о православном храме в Лейпциге относятся к 1744 году. Тогда в городе действовала греческая домовая Троицкая церковь, настоятелем которой был греческий епископ. Настоятель предполагал устроить отдельный храм, для чего обратился в Санкт-Петербург. Однако Святейший Синод отказал ему в помощи по причине малочисленности русской общины в Лейпциге.
Вторая домовая церковь была утроена в 1751 году. Она предназначалась для русских студентов, среди которых был внебрачный сын Екатерины II А. Г. Бобринский. Храм был закрыт в 1775 году.
Богослужения продолжались в пользующемся российским покровительством греческом храме, вместо которого местным греческим консулом в 1847 году был устроен новая домовая Троицкая церковь.
Необходимость сохранения статуса памятного места для места, где произошла «Битва народов» побудила Россию возвести здесь храм-памятник.
Пожертвования собирались с 1907 года как в России, так и в Германии. 21 апреля (4 мая) 1910 года был образован Комитет по сооружению храма, который возглавил великий князь Михаил Александрович. Городские власти Лейпцига предоставили участок земли в 2,5 га, на краю поля, где состоялось сражение.
Храм построен в стиле каменных шатровых церквей XVII века. За образец В. А. Покровский взял Вознесенский храм в Коломенском. Высота церкви 65 метров. Стены белые, оштукатуренные; оформлены по углам лопатками, прорезаны узкими высокими окнами и завершены железобетонным шатром, облицованным венецианской стеклянной мозаикой. Шатёр венчает золочёная главка с крестом, поддерживаемым цепями. На апсиде находится мозаичная икона «Господь Вседержитель», ниже - памятная бронзовая доска с историей храма. В храм ведёт двухмаршевая лестница. Вход в верхний храм обрамлён перспективным порталом из светлого песчаника. Над порталом находится звонница, увенчанная небольшой главкой. Над кованными входными дверьми расположен мозаичный образ Нерукотворного Спаса, который обрамляют позолоченные фигуры летящих ангелов. Семь колоколов были отлиты из орудий, которые участвовали в сражениях 1813 года. Церковь окружает обходная галерея с 8 высокими гранёными фонарями, символизирующими погребальные свечи
16 октября 1913 года в крипту храма с воинскими почестями были перенесены останки российских солдат и офицеров, погибших в «Битве народов».
Церковь была приписана к Дрезденскому храму.
С началом Первой мировой войны храм-памятник был закрыт, вход замурован. Церковь дважды грабили, с куполов снята позолота. Здание получил в собственность местный житель, который сдавал церковь в аренду.
В связи с появившейся трещиной в храме был сделан срочный ремонт, для богослужений в нижней части был устроен и освящён Пантелеймоновский придел. 6 февраля 1928 года состоялось освящение и верхнего храма.
В 1927-1930 годах храм находился в юрисдикции Управляющего русскими приходами в Западной Европе Русской православной церкви. С переходом митрополита Евлогия (Георгиевского) в Константинопольский патриархат приход последовал за ним и находился в юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов.
5 мая 1939 года приход со всем его имуществом был передан Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей.
Во время бомбардировок Лейпцига в годы Второй мировой войны местные жители укрывались в нижних помещениях храма.
Летом 1945 года церковь, будучи на советской оккупационной территории, снова перешла в Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви. Советское командование, после посещения храма Г. К. Жуковым, в том же году отпустило средства на срочный ремонт, которым руководил серб К. Д. Иллич.
В 1963 году была произведена реставрация с новой позолотой куполов.
Учитывая исторический статус храма, советским военнослужащим, базировавшимся в ГДР, разрешалось посещать его.
В 1988-1989 годах проведена наружная реставрация храма.
Верхний храм
Внутри высота верхнего храма составляет 35 метров, рассчитан на 200 человек. Интерьер церкви не расписан и выдержан в светлых тонах.
Семиярусный иконостас из тёмного дуба был подарен храму Донским казачеством и имеет высоту 18 метров. Иконы были написаны в стиле XVII века Л. М. Емельяновым.
Среди икон обращают на себя внимание:
Икона святого великомученика Георгия Победоносца в большом резном киоте, преподнесённая в дар Оренбургскими казаками.
Запрестольный образ «Моление о чаше», копия известной картины Ф. А. Бруни.
Хоругви перед иконостасом сделаны в виде боевых казачьих знамён.
Пол сделан из мозаики белого и чёрного мрамора.
Бронзовое паникадило храма весит 800 килограмм. Его пять рядов светильников были сделаны из смальты. Паникадило поднесли в дар храму депутаты Государственной думы и московские купцы.
По стенам размещены 8 бронзовых стел с перечнем полков и частей, участвовавших в битве.
Нижний храм-усыпальница
Нижний храм был освящён в 1927 году в честь святого великомученика Пантелеймона. В нём находятся старинные русские знамёна.
Рядом находится склеп, где погребены генерал-лейтенант И. Е. Шевич, генерал-майор Н. Д. Кудашев, подполковник А. Юргенев, а также (в нишах) неизвестные солдаты. Над могилами устроен небольшой киот с иконой Воскресения Христова, а по бокам - знамёна и портреты героев битвы, императора Александра I и князя М. И. Кутузова-Смоленского.
На стенах и столбах нижней галереи находятся 20 каменных досок с именами погибших офицеров и числом убитых солдат. У главного входа в часовню-склеп помещены две мраморные доски, которые по-русски и по-немецки напоминают о количестве павших.
В нижнем этаже также расположен небольшой музей, приходской зал и приходская библиотека из книг разнообразного содержания, на русском и немецком языках (более 700 томов).
С восточной стороны храма находится могила двух неизвестных гренадер Черниговского полка, перенесённых в 1988 году с поля битвы.
Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы (Хра́м-па́мятник Святи́теля Алекси́я, митрополи́та Моско́вского ), нем. St.-Alexi-Gedächtniskirche zur Russischen Ehre (Gedächtniskirche des heiligen Metropoliten Alexi von Moskau) - православный храм в Лейпциге , устроен в память «Битвы народов ».
Храм относится к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви . Настоятель - протоиерей Алексий Томюк (с 1996 года).
Впервые упоминания о православном храме в Лейпциге относятся к 1744 году . Тогда в городе действовала греческая домовая Троицкая церковь, настоятелем которой был греческий епископ. Настоятель предполагал устроить отдельный храм, для чего обратился в Санкт-Петербург. Однако Святейший Синод отказал ему в помощи по причине малочисленности русской общины в Лейпциге.
Вторая домовая церковь была утроена в 1751 году . Она предназначалась для русских студентов, среди которых был внебрачный сын Екатерины II А. Г. Бобринский . Храм был закрыт в 1775 году .
Богослужения продолжались в пользующемся российским покровительством греческом храме, вместо которого местным греческим консулом в 1847 году была устроена новая домовая Троицкая церковь.
Необходимость сохранения статуса памятного места для места, где произошла «Битва народов» побудила Россию возвести здесь храм-памятник.
Пожертвования собирались с 1907 года как в России, так и в Германии. 21 апреля (4 мая) 1910 года был образован Комитет по сооружению храма, который возглавил великий князь Михаил Александрович . Городские власти Лейпцига предоставили участок земли в 2,5 га, на краю поля, где состоялось сражение.
Подготовительные работы начались в 1911 году . Торжественная закладка храма состоялась 15 (28) декабря 1912 года . На богослужении присутствовал российский военный министр генерал-адъютант В. А. Сухомлинов , власти города.
Автором проекта храма является академик архитектуры В. А. Покровский . Первоначально зодчий создал проект, признанный слишком дорогим, поэтому он был переработан. Строительством руководил сам В. А. Покровский (его помощники: художники-архитекторы Н.Б. Бакланов и В.Ф. Соломович; слушательницы Высших Женских Политехнических курсов : Л.Н. Кутырева, А.В. Кузьменко-Гвоздевич, Л.В. Овчинникова и Н.Л. Гоман; студенты : Ю.Д. Туторский и А.П. Тиханов; ученик Высшего Художественного училища при ИАХ П.П. Палладо) при содействии саксонских архитекторов Георга Вейденбаха и Рихарда Чаммера. Расчёт устойчивости составил воен. инж. Г.Г. Кривошеин ; расчёт железобетонного каркаса шатра - Отто Энке.
Во время бомбардировок Лейпцига в годы Второй мировой войны местные жители укрывались в нижних помещениях храма.
Высота церкви 55 метров.
Стены белые, оштукатуренные; оформлены по углам лопатками, прорезаны узкими высокими окнами и завершены железобетонным шатром, облицованным венецианской стеклянной мозаикой. Шатёр венчает золочёная глава с крестом, поддерживаемым цепями.
На апсиде находится мозаичная икона «Господь Вседержитель» (по картонам худ. Н.П. Пашкова ; набрана в частной мозаичной мастерской В.А. Фролова), ниже - памятная бронзовая доска с историей храма.
В верхний храм ведёт двухмаршевая лестница. Вход в него обрамлён перспективным порталом из светлого песчаника. Над порталом находится звонница, увенчанная небольшой главкой. Над кованными входными дверьми расположен мозаичный образ Нерукотворного Спаса, который обрамляют позолоченные фигуры летящих ангелов.
Восемь колоколов были отлиты на фабрике Оловянишникова в Ярославле из орудий, которые участвовали в сражениях 1813 года .
Церковь окружает обходная галерея с 8 высокими гранёными фонарями, символизирующими погребальные свечи.
Семиярусный иконостас из тёмного дуба (Товарищество И.П. Хлебникова (директор распорядитель В.И. Педашенко)) был подарен храму Донским казачеством и имеет высоту 18 метров. Иконы были написаны в стиле XVII века крестьянами-иконописцами Н.С. Емельяновым и его помощниками - А.И. Антоновым и Д.В. Голиковым. Деревянные части иконостаса, клироса и прочая мебель исполнены Художественно-столярной мастерской Московского Губернского земства в Сергиевом Посаде (заведующий - худ. В.И. Соколов; его помощник – инструктор столярного дела, крестьянин И.П. Зайцев).
Среди икон обращают на себя внимание:
Хоругви перед иконостасом сделаны в виде боевых казачьих знамён.
Мозаичный пол набран из кусочков белого и чёрного мрамора.
Бронзовое пятиярусное паникадило храма весит 800 килограмм. Перламутровые чаши светильников сварены из смальты в мастерской В.А. Фролова. Паникадило поднесли в дар храму депутаты Государственной думы и московские купцы.
По стенам размещены 8 бронзовых досок с перечнем полков и частей, участвовавших в битве.
Нижний храм на месте, отведенном изначально под музей, был освящён в 1927 году в честь святого великомученика Пантелеймона. В нём находятся старинные русские знамёна.
Рядом находится склеп, где погребены генерал-лейтенант И. Е. Шевич , генерал-майор Н. Д. Кудашев , подполковник А. Юргенев, а также (в нишах) неизвестные солдаты. Над могилами устроен небольшой киот с иконой Воскресения Христова, а по бокам - знамёна и портреты героев битвы, императора Александра I и князя М. И. Кутузова-Смоленского .
На стенах и столбах нижней галереи находятся 20 каменных досок с названиями полков, принимавших участие в битве, именами погибших офицеров и числом убитых солдат. У главного входа в нижний храм помещены две мраморные доски, которые по-русски и по-немецки напоминают о количестве павших.
В нижнем этаже также расположен небольшой музей, приходской зал и приходская библиотека из книг разнообразного содержания, на русском и немецком языках (более 700 томов).
С восточной стороны храма находится могила двух неизвестных гренадер Черниговского полка, перенесённых в 1988 году с поля битвы.
|
Сегодня, в канун светлого праздника Пасхи, расскажу о православном храме расположенном в городе Лейпциг, который я посетил летом прошлого года.
Свято-Алексеевский двухэтажный храм-памятник Русской Славы построен в честь погибших русских солдат в 1813 году в битве с Наполеоном под Лейпцигом.
Первый камень в основание храма был торжественно заложен в декабре 1912 года, а его освещение состоялось в столетнюю годовщину битвы - 18 октября 1913 года.
Храм построен в стиле каменных шатровых церквей XVII века. За образец была взята Вознесенская церковь в Коломенском.
Высота церкви 65 метров. Стены белые, оформлены по углам лопатками, прорезаны узкими высокими окнами и завершены железобетонным шатром, облицованным венецианской стеклянной мозаикой.
На апсиде находится мозаичная икона «Господь Вседержитель», ниже - памятная бронзовая доска с историей храма.
Храм разделен на две части: верхний храм и нижний храм-усыпальница.
Вход в верхний храм обрамлён перспективным порталом из светлого песчаника. Над порталом находится звонница, увенчанная небольшой главкой. Над кованными входными дверьми расположен мозаичный образ Нерукотворного Спаса, который обрамляют позолоченные фигуры летящих ангелов.
Свято-Алексеевский храм - единственный православный храм в городе и во всей округе. При храме есть свой маленький музей, приходской зал, где прихожане каждый месяц собираются на традиционные чаепития после богослужений. Недавно оборудована в новом помещении приходская библиотека на русском и немецком языках (более 700 томов).
Шатёр венчает золочёная главка с крестом, поддерживаемым цепями.
Православная вера и богослужение объединяют здесь немцев, русских, румын, болгар и греков. Многие живут в Германии уже давно, трепетно сохраняя и приумножая в себе богатства своей православной веры.
Красиво выполнены фонари, сверху в виде двуглавых орлов герба Российской Империи
Помимо своего прямого назначения - богослужений и сохранения русской духовной культуры, храм и его приход известны благотворительностью. В настоящее время здесь действуют воскресная школа для детей и два класса немецкого языка для недавно приехавших в Германию.
Если будете в Лейпциге и захотите посетить храм, то он находиться недалеко от памятника Битве народов
по адресу 04103 Leipzig, Philipp-Rosenthal-Str. 51a
C праздником Светлой Пасхи!!!
Свято-Алексеевский храм-памятник русской славы построен в Лейпциге по проекту архитектора Покровского в 1913 году, но русский православный приход существовал и ранее. Об этом мало кто знает: до постройки храма русские православные прихожане собирались в домовой церкви, в большинстве своём это были русские студенты.
В середине XVIII века русские православные люди знатного происхождения, приехавшие за образованием в знаменитый Лейпцигский университет, впервые оборудовали домовую церковь и пригласили русского священника.
Для этого второй этаж в доме Фройдшен Гоф (Freudschen Ноf) по улице Катариненштрассе был полностью перестроен под православную домовую церковь. В 1769 году храм был ещё раз перестроен и освящён в честь святого вмч. Георгия. В храме был русский иконостас, хранилось Евангелие, изданное в Петербурге в 1737 году и обтянутое красным шёлком.
Появление в Лейпциге православного храма объясняет, почему именно сюда чаще всего стремились студенты из России. Сама императрица Екатерина в своей инструкции ясно говорит о том, что студенты обязаны посещать "тамошнюю восточную (православную) церковь". Следить за сим было поручено отцу Павлу, который для студентов был священником и духовником. Радищев называет этого священника "полуобразованным" и тут же отмечает его прекрасное знание иностранного языка. Для Радищева и его друзей, молодых дворян того времени, священник на самом деле был уже фигурой малозначимой. Их интересовало в Европе множество вещей, но не религия, за что этот самый "полуобразованный" отец Павел называл их "богоотступниками". Время показало, насколько он был прав. Разрушение Российской империи начали именно они, эти дворянские, обученные заграницей мальчики. Несмотря на все старания отца Павла, православными они не стали. Вот нынешние, воспитанные в атеизме и выученные в России юноши льнут к Православной Церкви, когда приезжают в качестве гастарбайтеров в Германию, - дивны дела Твои, Господи!
Отец Павел был известен в Лейпциге ещё и потому, что именно он преподавал здесь некоторое время русский язык для немцев. Об этом упоминает известный местный книгоиздатель того времени Брайткопф: "Находящийся среди них (русских студентов) священник сделал в Лейпциге русский язык более популярным, чем было до того".
Основание в Лейпциге православного прихода и устройство храма означало, что этот город открыт миру. Для православных же храм в русском стиле в Лейпциге означал живую связь с отеческой верой, православной Родиной.
Ныне Свято-Алексеевский храм - единственный православный храм в городе и во всей округе. При храме есть свой маленький музей, приходской зал, где прихожане каждый месяц собираются на традиционные чаепития после богослужений. Недавно оборудована в новом помещении приходская библиотека на русском и немецком языках (более 700 томов).
Православная церковь | |
Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы | |
---|---|
St.-Alexi-Gedächtniskirche zur Russischen Ehre | |
51°19′26″ с. ш. 12°23′49″ в. д. H G Я O L | |
Страна | Германия |
Город | Лейпциг , Philipp-Rosenthal-Straße 51 a |
Конфессия | православие |
Епархия | Берлинская и Германская епархия Русской православной церкви |
Тип здания | Церковь |
Архитектурный стиль | неорусский |
Автор проекта | В. А. Покровский |
Строитель | Георг Вайденбах, Рихард Чаммер |
Первое упоминание | 1751 год |
Строительство | - 1913 годы |
Приделы | Верхний - святителя Алексия Московского; нижний - святого великомученика Пантелеймона |
Статус | действующий храм |
Состояние | отличное |
Сайт | russische-kirche-l.de |
Медиафайлы на Викискладе |
Храм относится к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви . Настоятель - протоиерей Алексий Томюк (с 1996 года).
Впервые упоминания о православном храме в Лейпциге относятся к 1744 году . Тогда в городе действовала греческая домовая Троицкая церковь, настоятелем которой был греческий епископ. Настоятель предполагал устроить отдельный храм, для чего обратился в Санкт-Петербург. Однако Святейший Синод отказал ему в помощи по причине малочисленности русской общины в Лейпциге.
Вторая домовая церковь была утроена в 1751 году . Она предназначалась для русских студентов, среди которых был внебрачный сын Екатерины II А. Г. Бобринский . Храм был закрыт в 1775 году .
Богослужения продолжались в пользующемся российским покровительством греческом храме, вместо которого местным греческим консулом в 1847 году была устроена новая домовая Троицкая церковь.
Необходимость сохранения статуса памятного места для места, где произошла «Битва народов» побудила Россию возвести здесь храм-памятник.
Пожертвования собирались с 1907 года как в России, так и в Германии. 21 апреля (4 мая) 1910 года был образован Комитет по сооружению храма, который возглавил великий князь Михаил Александрович . Городские власти Лейпцига предоставили участок земли в 2,5 га, на краю поля, где состоялось сражение.
Подготовительные работы начались в 1911 году . Торжественная закладка храма состоялась 15 (28) декабря 1912 года . На богослужении присутствовал российский военный министр генерал-адъютант В. А. Сухомлинов , власти города.
Автором проекта храма является академик архитектуры В. А. Покровский . Первоначально зодчий создал проект, признанный слишком дорогим, поэтому он был переработан. Строительством руководил сам В. А. Покровский (его помощники: художники-архитекторы Н.Б. Бакланов и В.Ф. Соломович; слушательницы Высших Женских Политехнических курсов : Л.Н. Кутырева, А.В. Кузьменко-Гвоздевич, Л.В. Овчинникова и Н.Л. Гоман; студенты : Ю.Д. Туторский и А.П. Тиханов; ученик Высшего Художественного училища при ИАХ П.П. Палладо) при содействии саксонских архитекторов Георга Вейденбаха и Рихарда Чаммера. Расчёт устойчивости составил воен. инж. Г.Г. Кривошеин ; расчёт железобетонного каркаса шатра - Отто Энке.
Во время бомбардировок Лейпцига в годы Второй мировой войны местные жители укрывались в нижних помещениях храма.
Высота церкви 55 метров.
Стены белые, оштукатуренные; оформлены по углам лопатками, прорезаны узкими высокими окнами и завершены железобетонным шатром, облицованным венецианской стеклянной мозаикой. Шатёр венчает золочёная глава с крестом, поддерживаемым цепями.
На апсиде находится мозаичная икона «Господь Вседержитель» (по картонам худ. Н.П. Пашкова; набрана в частной мозаичной мастерской В.А. Фролова), ниже - памятная бронзовая доска с историей храма.
В верхний храм ведёт двухмаршевая лестница. Вход в него обрамлён перспективным порталом из светлого песчаника. Над порталом находится звонница, увенчанная небольшой главкой. Над кованными входными дверьми расположен мозаичный образ Нерукотворного Спаса, который обрамляют позолоченные фигуры летящих ангелов.
Восемь колоколов были отлиты на фабрике Оловянишникова в Ярославле из орудий, которые участвовали в сражениях 1813 года .
Церковь окружает обходная галерея с 8 высокими гранёными фонарями, символизирующими погребальные свечи.
Семиярусный иконостас из тёмного дуба (Товарищество И.П. Хлебникова (директор распорядитель В.И. Педашенко)) был подарен храму Донским казачеством и имеет высоту 18 метров. Иконы были написаны в стиле XVII века крестьянами-иконописцами Н.С. Емельяновым и его помощниками - А.И. Антоновым и Д.В. Голиковым. Деревянные части иконостаса, клироса и прочая мебель исполнены Художественно-столярной мастерской Московского Губернского земства в Сергиевом Посаде (заведующий - худ. В.И. Соколов; его помощник – инструктор столярного дела, крестьянин И.П. Зайцев).
Среди икон обращают на себя внимание:
Хоругви перед иконостасом сделаны в виде боевых казачьих знамён.
Мозаичный пол набран из кусочков белого и чёрного мрамора.
Бронзовое пятиярусное паникадило храма весит 800 килограмм. Перламутровые чаши светильников сварены из смальты в мастерской В.А. Фролова. Паникадило поднесли в дар храму депутаты Государственной думы и московские купцы.
По стенам размещены 8 бронзовых досок с перечнем полков и частей, участвовавших в битве.
Нижний храм на месте, отведенном изначально под музей, был освящён в 1927 году в честь святого великомученика Пантелеймона. В нём находятся старинные русские знамёна.
Рядом находится склеп, где погребены генерал-лейтенант И. Е. Шевич , генерал-майор Н. Д. Кудашев , подполковник А. Юргенев, а также (в нишах) неизвестные солдаты. Над могилами устроен небольшой киот с иконой Воскресения Христова, а по бокам - знамёна и портреты героев битвы, императора Александра I и князя М. И. Кутузова-Смоленского .
На стенах и столбах нижней галереи находятся 20 каменных досок с названиями полков, принимавших участие в битве, именами погибших офицеров и числом убитых солдат. У главного входа в нижний храм помещены две мраморные доски, которые по-русски и по-немецки напоминают о количестве павших.
Архивные