Выбор системы оплаты труда в бюджетной сфере. Новая система оплаты труда: ее элементы, недостатки и преимущества

28.12.2023 Отделка

М. Еремеев

Идея реформирования системы оплаты труда возникла неслучайно, она была сопряжена с группой проблем:

  • уравниловка в окладах;
  • невыполнение стимулирующей функции;
  • устаревшая методология исчисления.

Все перечисленные проблемы «призвана» решить новая система оплаты труда. Как известно, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации с 1 декабря 2008 года принято решение об отмене для соответствующих работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей Единой тарифной сетки оплаты труда и о переходе на новые условия оплаты труда.

Основанием для ее отмены послужило ставшее уже неактуальным для нынешнего времени деление бюджетных работников на восемнадцать разрядов и низкий уровень оплаты труда первого разряда ставки, который был существенно меньше величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации. Таким образом, одна из проблем, с которой столкнулись руководители бюджетных учреждений, - низкая конкурентоспособность заработной платы бюджетников на рынке труда и, соответственно, отток работников в коммерческие структуры. Кроме того, Единая тарифная сетка не учитывала всех особенностей труда работников в различных сферах бюджетной деятельности, то есть получалось, что специалисты, работающие в различных отраслях и имеющие разный уровень квалификации, получают одинаковую заработную плату.

На протяжении последнего десятилетия зарплата бюджетникам начислялась согласно Единой тарифной сетке. Однако действующая система оплаты труда, по мнению чиновников и самих работников, не дает возможности повышать ее размер, так как она жестко регулируется на федеральном уровне и строго регламентируется законодательными актами. Всем гарантируются стабильные оклады, но при этом огромным недостатком является то, что они не стимулируют людей к повышению производительности труда и достижению лучших результатов своей работы.

С 1 декабря 2008 года федеральные бюджетные учреждения должны перейти на новую систему оплаты труда. Согласно Постановлению новая система оплаты труда отменяет жесткую тарифную сетку, и зарплата бюджетников будет зависеть от следующих факторов:,

Объема выполняемой работы;

Уровня образования, квалификации;

Профессиональных обязанностей работника;

Должностных требований и др.

Однако Правительством Российской Федерации должен быть утвержден базовый оклад для каждой квалификационной группы, а также определены дополнительные компенсационные и стимулирующие выплаты. Данные выплаты будут входить в систему оплаты труда и устанавливаться с учетом повышающих коэффициентов. Перечень выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях устанавливается в соответствии с перечнем компенсационных и стимулирующих выплат, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития. Размер и порядок осуществления выплат стимулирующего характера будут определяться руководителем учреждения и предусматриваться коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом. Размер данных выплат будет зависеть от сложности и напряженности работы, непрерывного стажа, а также от наличия звания или ученой степени работника. Премии работникам бюджетного учреждения будут выплачиваться в зависимости от своевременного и качественного выполнения своих трудовых обязанностей в целях материальной мотивации работников за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, проявление инициативы и творчества.

Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений вводится с целью привлечения молодых специалистов, а также повышения качества услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями. Размеры должностных окладов будут определяться руководителем учреждения. Они будут устанавливаться с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, в зависимости от сложности и объема выполняемой работы.

Также хочется отметить, что система оплаты труда будет устанавливаться с учетом:

  • единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
  • единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • государственных гарантий по оплате труда;
  • перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития;
  • перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития;
  • примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета;
  • рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • мнения представительного органа работников.

Обратите внимание: должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате основного персонала возглавляемого им учреждения и может составлять до пяти размеров указанной средней заработной платы. К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано предприятие. Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

Фонд оплаты труда работников учреждений формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Выплаты компенсационного характера

Новой системой оплаты труда также предусмотрены выплаты компенсационного характера. Министерство здравоохранения и социального развития должно установить перечень видов таких выплат, а также стимулирующих надбавок. Данные выплаты будут устанавливаться в процентном отношении к должностным окладам по соответствующим профессиональным квалификационным группам или в абсолютных размерах.

Эти выплаты будут зависеть от таких факторов, как:

  • уровень профессиональной подготовки;
  • наличие высшей квалификационной категории или ученой степени;
  • сложность и объем выполняемой работы.

Конкретные размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера будут устанавливаться в коллективном договоре, соглашениях или локальном нормативном акте.

Заработная плата руководителя, его заместителей и главного бухгалтера также будет состоять не только из должностного оклада, но и из выплат компенсационного и стимулирующего характера. Данные выплаты будут устанавливаться таким же образом, как и для работников бюджетного учреждения, то есть в процентном отношении к окладам или в абсолютных величинах.

Выплаты стимулирующего характера будут производиться по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, из денежных средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации, утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития профессиональные квалификационные группы должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования.

На три квалификационных уровня разделены работники административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, на квалификационные уровни - профессорско-преподавательский состав и руководители структурных подразделений. Каждому квалификационному уровню соответствует одна-две должности профессорско-преподавательского состава и до двадцати должностей вспомогательного персонала.

Например, начальник лаборатории, помощник ректора и ассистент и преподаватель кафедры соответствуют первому квалификационному уровню, и их оплата труда немногим больше уборщицы. То есть до двадцати должностей интегрированы в одну квалификационную группу, в которой не учтены индивидуальные отличия работников, уровень обязанностей и характер выполняемых работ.

Постановление Правительства Российской Федерации № 583, регламентирующее переход на новую систему оплаты труда, было опубликовано в Российской газете 13 августа 2008 года в № 171 (4728), а уже в № 177 (4734) публикуются ответы на вопросы читателей заместителя министра здравоохранения и социального развития Александра Сафонова.

Так, на вопрос читателя: «Не получится ли так, что начальники будут злоупотреблять новым правом и «награждать приличной» зарплатой лишь любимчиков?», отвечает: «…Ведь зарплата самого руководителя будет напрямую зависеть от средней заработной платы всего персонала». А что же мешает поднять уровень средней оплаты труда следующим образом - сократить несколько должностей и повысить зарплату оставшимся работникам, но на пятьдесят процентов.

Проиллюстрируем ситуацию. В больнице три врача одной специальности получают зарплату в двадцать тысяч рублей, средняя зарплата - двадцать тысяч рублей, а фонд оплаты труда - шестьдесят тысяч рублей; сокращаем одну должность, оставшиеся двое
получают по двадцать пять тысяч рублей, средняя зарплата - двадцать пять тысяч рублей, а фонд оплаты труда - пятьдесят тысяч рублей, то есть экономится десять тысяч рублей. А руководитель данного учреждения получает сто двадцать пять тысяч рублей, то есть в пять раз больше средней зарплаты, против ста тысяч, которые он мог получать, если бы у него работали три врача.

Подобную ситуацию можно наблюдать в некоторых лечебных заведениях Саратовской области. Кабинетов врачей одной специальности насчитывается до восьми-десяти, а принимают один-два специалиста, и у дверей их кабинетов - очередь ни в чем не повинных пациентов.

В том же номере, где опубликовано интервью, - подавляющее большинство вопросов, касающихся критериев эффективности работы бюджетника, которые должно установить само учреждение, следуя инструкциям министерств и ведомств. Многие бюджетные учреждения устанавливают размер стимулирующих выплат до двадцати процентов от оклада, тем самым, предполагая, что повышают эффективность работы.

Некоторые учреждения формируют критерии оценки: за определенное количество печатных работ - определенный размер стимулирующей выплаты. А если преподаватель опубликует несколько монографий, свыше десятка статей?

Очевидно, что разработчики новой системы оплаты труда опирались на идеи, выдвинутые Р.И. Хендерсоном, но не проработали механизм внедрения в отечественную практику. На наш взгляд, новая система оплаты труда в существующем виде не способна стимулировать эффективность работы бюджетников, а ведь это ее главная цель. Нужна другая система оценки показателей, критериев эффективности работы, основанная на анализе значимости видов работ. Да, это не дешевый и не легкий путь, нужно ввести новую штатную независимую единицу, обучить ее подобной методике, привить лояльность к ней всех работников учреждения, внедрить сопутствующие методики, например, программу проверки плагиата.

Наш университет предлагал подобную методику, основанную на международном опыте, Правительству Саратовской области для внедрения новой системы оплаты труда работников муниципальных учреждений. Но, видимо, значимость фактора - цена - имела больший приоритет. Мы также понимаем руководителей бюджетных учреждений - они обязаны выполнять приказы министерств и ведомств.

В соответствии с Постановлением Правительства № 583 от 05.08.08 г. введен в действие новый метод начисления зарплаты бюджетникам. Документ вступил в силу, начиная с 01.12.08 г. С этого момента установленный Правительством НСОТ коснулся сотрудников следующих учреждений:

  • Специалистов федеральных госорганов.
  • Специалистов федеральных автономных, бюджетных и казенных структур.
  • Гражданских сотрудников воинских частей, а также их подразделений и различных приравненных к воинским учреждений, в которых законом предусмотрена военная служба, и где зарплата рассчитывается по федеральной ЕТС (единая тарифная сетка).

Введение новой системы заработной платы устанавливается федеральными госорганами по собственному персоналу; руководством учреждений, главными распорядителями средств федерального бюджета – в части персонала таких и подведомственных им структур; федеральными исполнительными органами и ГУСП Президента РФ – по гражданскому персоналу. В чем состоят основные правовые особенности НСОТ?

Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений – нюансы

Реформация зарплаты бюджетников обусловлена тем, что прежняя система, основанная на ЕТС, не принимает во внимание результатов работы специалиста. В целях мотивации и стимуляции персонала к повышению производительности труда Правительство разработало и продолжает совершенствовать абсолютно новый подход к оплате труда. Такая методика заменяет прежнее окладное начисление заработка, исходя из тарифов, на дифференцированный подход.

Следовательно, ранее (до НСОТ) зарплата считалась на основе базовых должностных окладов. Эти показатели брались из тарифной сетки, которая была привязана к профессиональной подготовке и уровню квалификации сотрудника. Квалификационный разряд присваивался от низшего к высшему. Новая методика, в первую очередь, учитывает результативность труда специалиста за отдельный временной период. От того, как работник осуществляет выполнение своих трудовых обязанностей (объем и качество), теперь напрямую зависит его зарплата. Материальное поощрение успешного персонала выполняет руководитель учреждения.

Из чего складывается зарплата по НСОТ (Постановление 583):

  • Базовый оклад.
  • Компенсационные выплаты.
  • Стимулирующие выплаты.

При установлении размеров базовых окладов персонала ГУП и МУП необходимо принимать во внимание утвержденные на федеральном уровне оклады по квалификационным профгруппам (стат. 144 ТК). А если такие значения Правительством РФ не установлены, организация самостоятельно определяет размеры и утверждает их в ЛНА, соглашениях, коллдоговорах и иных документах.

Выплаты компенсационного характера рассчитываются в фиксированном виде или же в проценте от базовой суммы. Такие начисления, в отличие от оклада, не являются постоянными и предназначены для возмещения отсутствия нормальных рабочих условий тем сотрудникам, которые трудятся в более сложных, специфических, обстоятельствах. К примеру, это персонал учреждений, расположенных на Крайнем Севере и т.д.

Выплаты стимулирующего характера предназначаются для мотивации работников и начисляются за рост производительности труда, то есть высокое качество работы, большие объемы и пр. Критерии оценки разрабатываются предприятием самостоятельно с учетом специфики деятельности и нормативных требований. Точный механизм поощрения утверждается руководством в ЛНА, коллддоговорах.

Обратите внимание! Зачастую бывает так, что основная часть заработной платы – это не оклад, а как раз дополнительные выплаты. Чтобы обосновать расходы на оплату труда, следует подробно прописать в ЛНА, какие именно стимулирующие суммы начисляются персоналу, в каком размере, и согласно каким критериям. Дополнительно в нормативном документообороте бюджетных учреждений устанавливается порядок расчета мотивационных выплат и выдачи компенсаций «на руки» сотрудникам.

Риски применения НСОТ

Изменения коснулись разных сфер бюджетной отрасли, прежде всего, образовательной. Многие учителя беспокоятся, насколько нововведения отразятся на их заработке. Поскольку новая система направлена на мотивацию персонала, рассуждать о преимуществах или недостатках следует, прежде всего, с позиции опыта и уровня квалификации, которые необходимы для высокого качества работы специалиста.

Если, к примеру, руководитель школы разработает эффективный порядок начисления заработка, принимающий во внимание стаж занятости специалиста, материальное положение преподавательского состава только улучшится. Если же мотивационные коэффициенты не будут утверждены в соответствии с занимаемыми должностями, начисление «голого» оклада с незначительными прибавками не даст в итоге достойного вознаграждения. Как показала практика, не во всех организациях удается сразу внедрить оптимальный порядок расчета зарплаты по НСОТ. Как же безболезненно перейти на новую методику?

Переход на новую систему

Для оперативного и юридически грамотного перехода каждое бюджетное учреждение должно разработать и утвердить порядок начисления зарплаты персоналу с учетом перемен. Более быстро этот процесс пройдет, если сотрудники не возражают против нововведений. Чтобы подтвердить согласие, необходимо написать заявление о внесение изменений. Алгоритм действий будет следующим:

  • Проведение уведомления персонала – по стат. 74 ТК минимум за 2 мес. до планируемых перемен.
  • Получение согласия работников – обязательно письменного в виде заявлений от каждого специалиста.
  • Составление новых допсоглашений к договорам с персоналом – в условиях необходимо описать новый порядок начисления зарплаты. При этом подробно указывается, из чего именно будет складываться заработок – размер оклада и компенсационных сумм, а также с какого момента изменения начнут действие.
  • Предложение иных вакансий тем сотрудникам, которые не согласны с нововведениями – по нормам стат. 74 ТК компания-работодатель обязана предложить такую работу письменно, включая нижестоящие и нижеоплачиваемые должности в данной местности. Предлагать места занятости в иных территориях разрешается только при условии, что такой пункт прописан в договоре, коллдоговоре или соглашении.
  • Увольнение тех сотрудников, которые не согласны с нововведениями или с предлагаемой работодателем другой должностью – уволить работника придется также, если у работодателя нет доступных мест иной занятости. Основание для увольнения – п. 7 ч. 1 стат. 77 ТК.

Обратите внимание! Если в связи с изменениями работодателю может грозить массовое увольнение персонала, несогласного с новой политикой, учреждение вправе установить режим неполного дня работы до истечения полугодового срока. Если же и при этом сотрудник отказывается трудиться, увольнение осуществляется по основанию из п. 2 ч. 1 стат. 81 ТК.

В бюджетных организациях работники вступают в отношения найма с работодателями от имени государства, которое в свою очередь их нанимает. В распоряжении работодателей передаются бюджетные средства, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в соответствии с профилем деятельности организации. Как правило, в задачи бюджетных организаций не входит получение прибыли.

Размеры и сроки повышения оплаты труда работников бюджетных учреждений определяются при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, а также исходя из имеющихся финансовых возможностей.

Оплата труда в бюджетной организации основывается на следующих единых принципах:

1) принцип обеспечения зависимости величины заработной платы от квалификации работника, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

2) принцип систематизации выплат за выполнение работы в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных;

3) принцип единого подхода по исчислению стажа работы;

4) принцип использования различных видов поощрительных выплат за высокие результаты, надбавок стимулирующего характера, устанавливаемых к тарифным ставкам, а также премирования за основные результаты работы;

5) принцип сохранения единого порядка аттестации и квалификации работников;

6) принцип тарификации работ и работников с учетом ЕТКС и ЕКС;

7) принцип обеспечения повышения уровня реальной заработной платы.

Взаимоотношения работников и работодателей бюджетных организаций строятся в рамках выделенных органом управления средств. Почти все условия ее осуществления оказываются регламентированными вышестоящими органами управления и бюджетами. Условия тарифной оплаты в организациях бюджетной сферы: здравоохранении, просвещении, высшей школе, науке, культуре и ряде других отраслей, определены статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации “Установление заработной платы” в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки”. В этом законе говорится в частности, что применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

Единая тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки и тарифные ставки Единой тарифной сетки приведены в приложении к постановлению Правительства РФ от 02 октября 2003 года № 609. Единая тарифная сетка имеет восемнадцать разрядов, с соотношением ставок 1:4,5. В целом Единая тарифная сетка позволяет во многом унифицировать оплату труда работников, вместе с тем сохраняя возможность гибкого управления этой оплатой.



Разумеется, Единая тарифная сетка не может быть отнесена к достаточно совершенным документам. Ее основной недостаток - низкий уровень тарифных ставок, и прежде всего, чрезмерно низкая тарифная ставка 1-го разряда.

Сегодня практически никто не сомневается в необходимости реформирования системы оплаты труда бюджетников. Теперешнее ее состояние не устраивает ни самих работников, ни граждан, пользующихся медицинскими, образовательными и другими социальными услугами... Социальная болезненность этой темы очевидна. Ставки и оклады даже тех категорий работников, которые оплачиваются по высшим разрядам ЕТС, соответствуют лишь величине прожиточного минимума. Подавляющее же большинство специалистов-бюджетников не получают и этого. В ряде регионов задержки с выплатой зарплаты приобрели хронический характер. Поэтому неудивителен негативизм, проявляемый как некоторыми учеными, так и "объектами" действия ЕТС по отношению к самим принципам оплаты учителей, врачей, работников науки, культуры, искусства, заложенным в ЕТС.

51. РАСТОРЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТНИКА (ст.80)

Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.

В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.

До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.

По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.

Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.

Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы разработаны «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год» (далее – Рекомендации).

— определены принципы формирования систем оплаты труда;

— перечислены обязательные нормы и условия оплаты труда;

— рассмотрены вопросы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров;

Согласно принципам формирования систем оплаты труда, сформулированным в Рекомендациях, зарплата должна зависеть от квалификации сотрудника, сложности работы, количества и качества затраченного труда. Ее предельный размер ограничивать нельзя. Реальные зарплаты должны повышаться.

Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.

Системы оплаты труда устанавливаются и изменяются в т. ч. с учетом годового фонда оплаты труда, мнения профсоюзов, аттестации работников, систем нормирования труда. Пересмотр норм труда допускается по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост эффективности труда. В положении об оплате труда работников, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за 2 месяца.

Например, при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2017 году органам власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководителям образовательных учреждений рекомендуется:

— не допускать снижения уровня заработной платы, достигнутого в 2016 году;

— размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников в структуре заработной платы в образовательных организациях должны составлять не ниже 70 процентов;

— при заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, в системах оплаты труда работников сферы образования руководствоваться нормами приказов Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601, от 11 мая 2016 г. N 536;

— в трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривать фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы); размеры выплат компенсационного характера, если они предусмотрены; размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера;

— при заключении трудовых договоров с работниками использовать примерную форму трудового договора, приведенную в приложении N 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы.

Рекомендациями также определено, что в случаях, когда размер оплаты труда работника зависит от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград и (или) ведомственных знаков отличия, ученой степени, право на его изменение возникает в следующие сроки:

— при увеличении стажа непрерывной работы, педагогической работы, выслуги лет — со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на соответствующие выплаты;

— при получении образования или восстановлении документов об образовании — со дня представления соответствующего документа;

— при установлении или присвоении квалификационной категории — со дня вынесения решения аттестационной комиссией;

— при присвоении почетного звания, награждения ведомственными знаками отличия — со дня присвоения, награждения;

— при присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук — со дня принятия Минобрнауки России решения о выдаче диплома.

При наступлении у работника права на изменение размера оплаты труда в период пребывания в ежегодном или ином отпуске, в период его временной нетрудоспособности, а также в другие периоды, в течение которых за ним сохраняется средняя заработная плата, изменение размера оплаты его труда осуществляется по окончании указанных периодов.

Справочно

В российских образовательных организациях используются 3 модели оплаты труда. Они построены на общих принципах, но имеют существенные различия.

Модель №1 «Базовый оклад» — основана на базовом окладе и повышающих коэффициентах, которые утверждаются на региональном уровне. У работников, замещающих одинаковую должность, базовый оклад – одинаковый. При расчете постоянной части зарплаты работников школы к базовому окладу применяются повышающие коэффициенты.

Модель №2 «Все включено» — основана на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю. В этой модели все виды деятельности учителя оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Сюда входят учебные часы и другая работа, определяемые должностными обязанностями учителя. Стоимость часа работы учителя может утверждаться на уровне школы, муниципалитета или региона в целом.

Модель №3 «Ученико-час» — основана на понятии «ученико-часа». В этой модели при расчете постоянной части зарплаты учителя учитываются и различие в количестве учебных часов, которые он ведет, и количество учеников, с которыми он работает. Величину «ученико-часа», количество ученико-часов нагрузки учителю каждая школа определяет самостоятельно.

Подробно с моделями можно ознакомиться, например, на сайте «Учительской газеты» (http://www.ug.ru/).

О формировании систем оплаты труда бюджетников в 2017 году : 37 комментариев

    О каком повышении зарплаты идёт речь??? Я уже не говорю о средней зарплате учителя в 36 тысяч. Оклад у музыкальных руководителей детского сада был 8400рублей, а после повышения зарплаты стал 9600рублей. Прибавили 1200рублей — увеличили на 15% + 3% за категорию. А сейчас убрали 30% за высшую категорию — это 2520рублей. И в итоге, если музыкальный руководитель раньше за ставку получал 11000рублей, то сейчас, после повышения — 9888рублей… Это как же так надо музыку не любить и нашу профессию ни во что не ставить?!

    Я работаю воспитателем на коррекционной группе (дети ДЦП), если раньше до новой системы оплаты труда, моя ставка составляла 8715 (сюда кстати входит и метод. литература 105 руб.), то теперь ставка составляет 8444 (сюда тоже входит метод. литература 105 руб.). Как же так получается? Это что за новая система оплаты, кто ее разрабатывал не просчитывал, что у одной категории воспитателей оклад увеличится, а у другой уменьшится. В нашем детском саду у всех оклады пусть на чуть чуть но повысились, и только коррекционные остались в минусе. Получается что за счет одних повысили другим? Может следует пересмотреть расчеты, что бы в плюсе были все?

    Работаю 23 года музыкальным руководителем.На ставку раньше более3-х десятилетий полагалось -4 гр.Если вели 6 гр — соответственно получали 1,5 ставки.На сегодняшний день нагрузка в 6 групп оплачивается только на 1 ставку.Реально зарплтата упала на 14 тыс рублей. Если не вдаваться в подробности высчитывания процентов и окладов.Какой стимул тащить полуторную нагрузку за мизерную оплату???

    Здравствуйте. Я работаю учителем английского языка 24 года. Моя нагрузка 26 часов и 2 часа внеурочной деятельности в неделю. Заработная плата до мая 2017г была равна 25600. С 1 мая нас перевели на НСОТ и моя зарплата упала до 17 тысяч. Требования к учителю повышаются, вводятся новые стандарты, а зарплата понижается. Вопрос: является ли введение НСОТ экспериментом на выживаемость?

    Зарплата в школах не индексировалась уже несколько лет. Оклады- от 7250 (педагог-психолог) до 7600(учитель).В соответствии с указами президента и «дорожной картой» средней зарплаты по школе в размере 32000р, конечно же, нет(а по отчётам чиновников-есть). А цены и тарифы уже выросли многократно, требования к образованию- тоже. Опять наступаем на те же грабли- «нищий учитель»?

    Спасибо, за ваш блог и вашу работу!
    К сожалению, не стоит ждать наверное в ближайшем будущем, грамотной оценки работы педагога в нашей стране.

    Добрый день, возник следующий вопрос: моя зарплата в 2016-2017 учебном году = ставка (18ч) + внеурочка (2ч) + музей.
    1) Правильно ли я понял, что при всех изменения расписаний и прочего, она не должна сильно отличаться от прошлогодний, и если да, то на что я могу базироваться при споре с администрацией?
    2) Имеет ли права директор «отнять» у меня музей и передать его другому педагог в новом учебном году? (контракт на музей был краткосрочный, на пол года и истекает в августе)

    Здравствуйте!Я работаю учителем английского языка,в этом году на нашу школу,с учениками в количестве 600детей,осталось 2 учителя!Нагрузка моя 43 часа,включая надомников и «вечернюю школу», хотелось бы примерно рассчитать свою з/п?Есть ли какая то формула?

    Правомерно ли уменьшение оклада воспитателю детского сада по сравнению с предыдущем учебным годом, в связи с тем что не набролось необходимое колличество детей в группу)) нужно 25, а набрали 20. И оклад с 39000 уменьшился до 34000?

    Я работаю учителем математики, нагрузка 18 часов (ставка), и на полставки заместителем директора. В 2016-2017 учебном году стимулирующие выплаты были как на одну должность, так на вторую, но в этом учебном году директор ОУ сообщил, что стимулирующие выплаты, по новой системе оплаты труда, будут выплачиваться только по основной должности, как заместитель директора их получать не буду. Правомерно ли это?

    Добрый день. Работаю в школе учителем химии. По старой системе оплаты труда мне платили 5 процентов за работу в лаборатории. По новой системе доплату убрали. Но есть доплата тем, кто связан с вредными условиями работы. Вопрос:работа в химической лаборатории связана с вредными условиями или нет.

    Здравствуйте! В Чите оплата труда учителей изменилась с сентября 2017 г. Местный Департамент обр. снизил многие выплаты. В 2016-2017 уч.году оплата за проверку тетрадей 5-6 кл. учителю русского языка составляла 547.50, в нынешнем — 324.44, 8-11 кл. — 304.17 против 243.33. Стимулирующих выплат нет уже 3 года, т.к. не хватает денег на данные выплаты. Появилась новая строка » За интенсивность», размер данной выплаты определяется не руководителями школ, а чиновниками. Создается впечатление, что нас обманывают!

    Здравствуйте. А школьные библиотекари вне всяких стимулирующих выплат. Директора школ уверяют, что не положено. Постоянная ссылка

    Скажите,если школа по НСОТ работает,тогда доплата за сложность предмета убирается?И вопрос два.Какой стимул за квалификационную категорию платить тоже школа решает или есть региональные рекомендации?

    Здравствуйте. Работаю в Приморский край г. Уссурийск в МБОУ ДШИ УГО (музыкальная школа искусств). Наше руководство школы говорит, что приказ к нам не относится. Так ли это?

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
    ПРИМОРСКОГО КРАЯ
    ПРИКАЗ
    07.12.2018 г. Владивосток № 23а

    «Об утверждении Примерного положения об оплате труда педагогических работников муниципальных образовательных организаций Приморского края»

    В целях совершенствования системы оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций Приморского края, на основании Закона Приморского края от 25.04.2013 № 188-КЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Приморского края», с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22.12.2017, протокол № 11)

    ПРИКАЗЫВАЮ:
    1. Утвердить Примерное положение об оплате труда педагогических работников муниципальных образовательных организаций Приморского края (Приложение 1).
    2. Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления образованием:
    — осуществить переход муниципальных образовательных организаций на единую систему оплаты труда с 1 января 2019 года в соответствии с Примерным положением;
    — направлять информацию о результатах внедрения единой системы оплаты труда по каждой муниципальной образовательной организации в департамент образования и науки Приморского края в течение 2019 года ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, по утвержденной форме (Приложение 2).

    3. Отделу экономики и бюджетного планирования образования департамента образования и науки Приморского края (Чугунова И.А.) направить в муниципальные образования Приморского края информацию о предварительном распределении финансовых средств на 2019 г.

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

    И.о. директора департамента Н.Г. Кочурова

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей .

Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 14 октября 2018. Время чтения 10 мин.

С января 2019 г. бюджетники будут получать на 6% больше. Увеличатся зарплаты педагогов, медиков, научных и социальных работников – всех, о ком шла речь в президентских майских указах. С 2012 г. зарплаты бюджетников регулярно повышались, но даже в 2019 г. они не достигнут плановых показателей в 100 и 200% от среднего дохода в регионах.

Бюджетниками привычно называют всех людей, чей труд оплачивается из государственного или муниципального бюджета. Однако законодательно все получатели государственного довольствия четко разделены на:

  • бюджетников;
  • государственных служащих;
  • сотрудников силовых структур.

Такое разграничение связано с различными принципами начисления заработной платы, стимулирующих выплат и предоставления льгот.

Поэтому, когда правительство обещает повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году, речь идет, прежде всего, о категориях, которые подпадают под майские президентские указы, а именно о работниках определенных сфер:

  • образовательной;
  • медицинской;
  • социальной;
  • научной;
  • культурной.

Уровень доходов бюджетников всегда значительно отставал от средней зарплаты россиян. Для устранения этого дисбаланса и привлечения молодых специалистов в образовательную и медицинскую сферу президент России Путин В. В. в 2012 г. поручил довести доходы бюджетников до приемлемого уровня, а именно увеличить до уровня:

  • не ниже 100% дохода в регионе зарплаты педагогов, воспитателей детских садов, медицинского среднего и младшего персонала, социальных работников и сотрудников культурной сферы;
  • 200% региональных зарплат доходы педагогов высших учебных заведений, врачей и научных работников.

До указанного уровня заработные платы бюджетников должны были вырасти к 2018 г.

Таблица 1. Уровень зарплаты бюджетников по отношению к средней з/п, 2013-2017 гг.

Специальность 2013 2014 2015 2016 2017 2018
План, % 100 100 100 100 100 100
Факт, % 94,9 94,3 94,4 94,4 94,6
План, % 100 100 100 100 100 100
Факт, % 96,9 96,7 106,3 102,2 101,0
План, % 75 80 85 90 95 100
Факт, % 73,5 80,6 83,4 85,1 94,1
План, % 75 80 85 90 95 100
Факт, % 83,9 84,9 93,5 85,1 93,2
Средний медицинский персонал План, % 75,6 76,2 79,3 86,3 100 100
Факт, % 80,4 80,7 88 86,3 87,5
Младший медицинский персонал План, % 50,1 51 52,4 70,5 100 100
Факт, % 47,8 49,5 54,8 56,5 61,9
Социальные работники План, % 47,5 58 68,5 79 89,5 100
Факт, % 49,3 56,1 64,4 66,2 74,2
План, % 53 59 65 74 85 100
Факт, % 70,3 73,2 83,0 83,0 93,9
План, % 47,5 58 68,5 79 89,5 100
Факт, % 80,7 87,7 96,9 92,0 98,0
План, % 129,7 130,7 137 159,6 200 200
Факт, % 141 141,8 156 155,3 163,3
Педагоги вузов План, % 110 125 133 150 175 200
Факт, % 134,9 144,7 165,2 168,6 184,6
Научные сотрудники План, % 128 134 143 158 179 200
Факт, % 138,9 147,8 168,7 165,0 183,5

Источник: Росстат

Уже на начало 2018 г. было понятно, что зарплаты работников бюджетной сферы, несмотря на ежегодные прибавки к окладам, не достигли плановых показателей. Рост МРОТ и средней заработной платы россиян опережали запланированные показатели программы поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях в 2012–2018 гг.

Поэтому в мае 2018 г. президент страны четко обозначил, будет ли повышение зарплаты бюджетников. Программа совершенствования оплаты труда продолжает действовать, пока показатели не будут доведены до плановых цифр, то есть зарплаты в бюджетной сфере будут и дальше расти, в том числе и в 2019 г.

На сколько повысят зарплату бюджетникам

Рост заработных плат отдельных категорий работников бюджетной сферы, которые подпадают под майские указы, заложен в федеральный бюджет. В проекте указано, что номинальное увеличение составит в 2019 г. 6% от оплаты труда предыдущего года.

Запланирован и дальнейший рост оплаты труда бюджетников:

  • в 2020 г. – на 5,4%;
  • в 2021 г. – на 6,6%.

Однако зарплаты учителей и медиков привязаны к уровню региональных доходов. Поэтому доведение их доходов до должного уровня – это приоритетная цель для местных бюджетов. Именно регионы должны изыскивать возможности для дополнительного роста зарплат бюджетников.

Например, сахалинским бюджетникам чиновники уже пообещали прибавку в размере 20%, а работники в размере 5–15% к 1 сентября 2018 г.

Смотрите в видеоролике, как повысятся зарплаты в Красноярском крае:

Кроме этого, с начала года поднимется и минимальная оплата труда до 11 280 руб. Рост по отношению к предыдущему МРОТ составит всего лишь 1%. Так как прибавка к зарплате рассчитывается исходя из региональной «минималки», а она может значительно превышать МРОТ по стране, дополнительную доплату могут получить специалисты с низкими окладами.

Справка! В мае 2018 г. МРОТ был увеличен на 18%, что существенно отразилось на оплате труда более 1 млн бюджетников с низкой зарплатой.

Сроки повышения

Зарплата бюджетников станет больше с 1 января 2019 г. Распространяемые новости в сети о переносе сроков на октябрь не соответствуют действительности. Традиционно в октябре , следователям, военным, государственным служащим, которых привычно причисляют к бюджетникам. Но это положение не распространяется на медицинских работников, преподавателей, социальных и научных сотрудников. Их оклады вырастут с начала года.

Кроме этого, в течение года могут проводиться и дополнительные повышения, приуроченные к профессиональным праздникам, началу учебного года и пр. Но решение о таких надбавках принимается на муниципальном уровне, поэтому может коснуться не всех бюджетников.

Какая будет средняя зарплата бюджетников

Учитывая различный уровень средней зарплаты в регионах, сказать, на сколько поднимется заработная плата в бюджетной сфере, сложно.

На фактические цифры повлияют и прочие факторы, от которых зависит размер заработной платы: стаж, квалификация, тарифная ставка, специальность и пр. надбавки.

Если же говорить о средней зарплате по стране, то она составит у:

  • воспитателей – 34 700 руб.;
  • учителей – 44 760 руб.;
  • педагогов дополнительного образования –42 100 руб.;
  • преподавателей средних профессиональных заведений – 43 600 руб.;
  • педагогов, преподающих в вузах – 93 000 руб.;
  • врачей – 78 400 руб.;
  • медсестер – 39 000 руб.;
  • младшего медицинского персонала – 35 600 руб.;
  • социальных работников – 34 600 руб.;
  • сотрудников культурных учреждений – 40 500 руб.;
  • ученых – 102 000 руб.

Многие врачи, педагоги, сотрудники культурных учреждений переживают, что их доход останется на прежнем уровне, а прибавка к окладу только перекроет размеры бонусов, которых их лишат. Именно такое мнение часто распространяется в сети. Но цифры говорят об обратном, как и в случае с информацией о масштабных сокращениях бюджетников и передаче их обязанностей оставшимся трудиться коллегам.

Таблица 2. Динамика количества бюджетников в 2013–2018 гг.

Специальность 2013 2014 2015 2016 2017 2018 ( I полугодие)
Воспитатели и педагоги дошкольного образования 573 695 572 389 592 430 605 563 611 575 612 209
Учителя общеобразовательных школ 1 198 310 1 206 323 1 223 488 1 223 539 1 229 415 1 231 725
Педагоги дополнительного образования 257 533 250 372 255 257 252 970 242 470 229 345
Мастера и преподаватели профессионального образования 167 844 159 110 156 782 156 385 154 648 153 646
Педагоги вузов 268 068 251 558 238 471 222 946 208 531 200 516
Врачи и медики с высшим образованием 578 783 565 939 572 802 570 680 566 016 559 832
Средний медицинский персонал 1 442 157 1 401 660 1 401 460 1 383 466 1 353 193 1 324 004
Младший медицинский персонал 687 139 650 464 598 892 546 698 423 940 298 882
Социальные работники 175 499 165 980 152 752 143 544 127 243 121 411
Сотрудники организаций культуры 670 006 588 507 573 567 564 586 529 346 500 383
Научные сотрудники 107 663 81 219 81 724 80 211 77 437 70 741
Педагоги и медики, работающие с детьми-сиротами 54 434 61 348 52 600 48 068 36 138 37 565
Итого: 6 181 131 5 954 868 5 900 224 5 798 656 5 559 953 5 340 260